ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-610/2012 от 15.02.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иркутск Дело   А19-610/2012

22.02.2012

Резолютивная часть решения объявлена   15.02.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено   22.02.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664025, <...>)

к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН <***>, 664007, <...>), Правительству Иркутской области (ОГРН <***>, место нахождения: 664027, <...>)

о признании недействительным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 14.11.2011 №25-7504/1и;

- о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области, выраженного в уклонении от рассмотрения ходатайства от 18.10.2011 о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов и дальнейшей эксплуатации;

- об обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области и Правительства Иркутской области рассмотреть ходатайство Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» по существу в срок, установленный действующим законодательством Российской Федерации,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – паспорт, доверенность; ФИО2 – паспорт, доверенность,

от ответчика Правительства Иркутской области: ФИО3 – паспорт, доверенность,

от ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области: ФИО4 – удостоверение, доверенность,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» (далее – заявитель, ООО «Иркутская нефтяная компания», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее – Министерство), Правительству Иркутской области (далее – Правительство), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 14.11.2011 №25-7504/1и;

- о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области, выраженного в уклонении от рассмотрения ходатайства от 18.10.2011 о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов и дальнейшей эксплуатации;

- об обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области и Правительства Иркутской области рассмотреть ходатайство Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» по существу в срок, установленный действующим законодательством Российской Федерации,

В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему.

Представители Министерства и Правительства заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве и представленных возражениях.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 15.02.2012.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» зарегистрировано в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации – <***>.

18.10.2011 ООО «Иркутская нефтяная компания» обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с ходатайством о рассмотрении вопроса о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов 9далее – ТБО) и дальнейшей эксплуатации.

Министерство имущественных отношений письмом от 14.11.2011 №25-7504/1и возвратило ходатайство заявителя без рассмотрения, указав на то, что ходатайство Общества не содержит информации, обосновывающей заинтересованность ООО «Иркутская нефтяная компания» в осуществлении перевода указанного земельного участка в части наличия полномочий по распоряжению земельным участком.

Заявитель, полагая, что решение Министерства имущественных отношений Иркутской области, выраженное в письме от 14.11.2011 №25-7504/1и, а также бездействие Правительства Иркутской области, выраженное в уклонении от рассмотрения ходатайства от 18.10.2011 о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов и дальнейшей эксплуатации, нарушают права и законные интересы Общества, обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что отказ Министерства в рассмотрении ходатайства по поводу вопроса о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов и дальнейшей эксплуатации является немотивированным и не основанным на законе. По мнению Общества, решение Министерства от 14.11.2011 №25-7504/1и об отказе в рассмотрении ходатайства заявителя, а также бездействие Правительства, выраженное в уклонении от рассмотрения ходатайства, препятствует осуществлению перевода земельного участка, чем нарушаются права и законные интересы ООО «Иркутская нефтяная компания» в сфере предпринимательской деятельности, а также создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Ответчики полагали заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суд, исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон №172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2 Закона №172-ФЗ).

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: 1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; 2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель (часть 2 статьи 2 Закона №172-ФЗ).

В силу части 3 статьи 2 Закона №172-ФЗ в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок.

Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: 1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (часть 4 статьи 2 Закона №172-ФЗ).

Статьей 3 Закона №172-ФЗ предусмотрен порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно части 2 статьи 3 Закона №172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (часть 3 статьи 3 Закона №172-ФЗ).

Частью 4 статьи 3 Закона №172-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки: 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации; 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу части 5 статьи 3 Закона №172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения: 1) основания изменения категории земель; 2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера; 3) категория земель, перевод из которой осуществляется; 4) категория земель, перевод в которую осуществляется.

Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок (часть 6 статьи 3 Закона №172-ФЗ).

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта (часть 7 статьи 3 Закона №172-ФЗ).

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8 статьи 3 Закона №172-ФЗ).

18.10.2011 ООО «Иркутская нефтяная компания» обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с ходатайством о рассмотрении вопроса о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов и дальнейшей эксплуатации.

Министерство имущественных отношений письмом от 14.11.2011 №25-7504/1и возвратило ходатайство заявителя без рассмотрения, указав, что ходатайство Общества не содержит информации, обосновывающей заинтересованность ООО «Иркутская нефтяная компания» в осуществлении перевода указанного земельного участка в части наличия полномочий по распоряжению земельным участком.

Из ходатайства Общества от 18.10.2011 исх. №2102 следует, что в качестве обоснования перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую заявитель указал, что полигон ТБО необходим для реализации обустройства и обслуживания нефтегазоконденсатных месторождений и участков недр, принадлежащих ООО «Иркутская нефтяная компания», расположенных вблизи п.Верхнемарково. Кроме того, полигон ТБО будет обеспечивать нужды жителей п.Верхнемарково. Размещение полигона ТБО благотворно скажется и на экологической обстановке в районе. В настоящее время отходами от жизнедеятельности жителей п.Верхнемарково захламлена вся прилегающая к поселку территория. Учитывая это, ООО «Иркутская нефтяная компания» на безвозмездной основе в рамках социального партнерства будет принимать твердые бытовые отходы от населения. Необходимость размещения полигона ТБО в указанном выше месте продиктована наиболее выгодным местоположением, в частности, развитая транспортная система, относительно небольшая удаленность от нефтедобывающих и других промышленных объектов ООО «Иркутская нефтяная компания», а также от п.Верхнемарково. Кроме того, ближайший полигон ТБО расположен в г.Усть-Куте, в 150 км. от п.Верхнемарково, в связи с чем доставка твердых бытовых отходов на него затруднительная и дорогостоящая. Помимо этого возможность по приему твердых бытовых отходов на нем ограничена. Площадка, выбранная для размещения полигона ТБО, расположена на месте бывшего карьера и не входит в состав сельскохозяйственных угодий. Расположение полигона ТБО выбрано с учетом мнения муниципальных органов власти и было согласовано соответствующими надзорными и контролирующими органами. Полигон ТБО, обслуживание и эксплуатацию которого планирует осуществлять ООО «Иркутская нефтяная компания», планируется расположить на землях сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, Обществом в ходатайстве от 18.10.2011 исх.№2102 достаточно и в полной мере подробно отражены цели и причины перевода земельного участка из состава земель одной категорию в другую, необходимость, цели размещения и использования полигона ТБО.

По мнению суда, Министерство при решении вопроса о принятии ходатайства к рассмотрению не имеет правовых оснований в полной мере оценивать полноту или достаточность обоснования перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую, проверке подлежит лишь соответствие ходатайства формальным признакам, установленным законом, в частности само наличие обоснования перевода.

Судом не может быть принят во внимание довод представителя Правительства о том, что Обществом не представлено никаких документов, подтверждающих его заинтересованность, а также о том, что обстоятельства, изложенные в ходатайстве, документально не подтверждены исходя из следующего.

В судебное заседание 15.02.2012 представителем заявителя в материалы дела представлена копия Соглашения №05-72-80/10 о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Иркутской области и обществом с ограниченной ответственной «Иркутская нефтяная компания» от 31.12.2010 (далее – Соглашение), утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Иркутской области ФИО5 и Генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» ФИО6

Приложением №2 данного Соглашения определен перечень социальных мероприятий на 2011, выполняемых за счет средств общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» для социально-экономического развития Иркутской области, в соответствии с которым утвержден перечень мероприятий, в том числе – строительство полигона твердых бытовых отходов в поселке Верхнемарково, Усть-Кутского муниципального образования.

Таким образом, названный довод Правительства не может быть принят судом во внимание.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение Министерства имущественных отношений Иркутской области, выраженное в письме от 14.11.2011 №25-7504/1и, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах требование заявителя в части признания недействительным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области, выраженного в письме от 14.11.2011 №25-7504/1и, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Рассматривая требования заявителя в части признания незаконным бездействия Правительства Иркутской области, выраженного в уклонении от рассмотрения ходатайства от 18.10.2011 о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов и дальнейшей эксплуатации, а также об обязании Правительства Иркутской области рассмотреть ходатайство Общества по существу в срок, установленный действующим законодательством Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Подпунктом 6 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 №99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» (далее – Закон №99-оз) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности области, земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности, отнесен к полномочиям Правительства Иркутской области.

Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 №264/43-пп, министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, управлению государственной собственностью Иркутской области и выдаче квалификационных аттестатов лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.

Пунктом 7 указанного Положения к функциям министерства отнесено подготовка и представление Правительству Иркутской области предложений о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области; в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности; в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением необходимых для федеральных нужд (подпункт 31 пункта 7 Положения).

Отнесение к компетенции Министерства вопросов перевода земельных участков из одной категории в другую, рассмотрение соответствующих ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую ни указанным Положением, ни иным нормативным актом Иркутской области не предусмотрено.

Как указывалось выше, 18.10.2011 ООО «Иркутская нефтяная компания» обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с ходатайством о рассмотрении вопроса о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов и дальнейшей эксплуатации.

Министерство имущественных отношений письмом от 14.11.2011 №25-7504/1и возвратило ходатайство заявителя без рассмотрения, указав, что ходатайство Общества не содержит информации, обосновывающей заинтересованность ООО «Иркутская нефтяная компания» в осуществлении перевода указанного земельного участка в части наличия полномочий по распоряжению земельным участком.

Поскольку материалы дела не содержат доказательств передачи Министерством пакета документов о предложении перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в адрес Правительства Иркутской области, следовательно, отсутствует незаконное бездействие со стороны Правительства, выраженное в уклонении от рассмотрения ходатайства от 18.10.2011 о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов и дальнейшей эксплуатации.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что со стороны Правительства отсутствует незаконное бездействие, выраженное в уклонении от рассмотрения ходатайства от 18.10.2011 о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов и дальнейшей эксплуатации, в связи с чем, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.

Распределяя понесенные ООО «Иркутская нефтяная компания» при подаче настоящего заявления судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб. 00 коп., уплаченной платежным поручением от 21.12.2011 №6223, суд исходит из следующего.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При этом суд учитывает, что согласно подпункту 1 пункту 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.

При таких обстоятельствах суд относит расходы, понесенные Обществом при подаче настоящего заявления по уплате государственной пошлины (с учетом удовлетворенных требований) в размере 2000 руб. 00 коп., на Министерство имущественных отношений Иркутской области.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области, выраженное в письме от 14.11.2011 №25-7504/1и, как несоответствующее положениям Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области принять решение по ходатайству Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» от 18.10.2011 о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов и дальнейшей эксплуатации в срок, установленный действующим законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области, выраженного в уклонении от рассмотрения ходатайства от 18.10.2011 о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, в 2600 м по направлению на северо-запад от здания конторы по ул.40 лет Победы, д.53, п.Верхнемарково, кадастровый номер 38:18:000003:1521, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях строительства Полигона для захоронения твердых бытовых отходов и дальнейшей эксплуатации, а также об обязании Правительства Иркутской области рассмотреть ходатайство Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» по существу в срок, установленный действующим законодательством Российской Федерации, отказать.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченной платежным поручением №6223 от 21.12.2011.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную платежным поручением №6223 от 21.12.2011.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: Т.Ю. Мусихина