ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-6199/14 от 18.06.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-6199/2014

24.06.2014г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18.06.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24.06.2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» (ОГРН 1033802144750; ИНН 3819013576)

к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1062466153342; ИНН 2466144107)

о признании незаконным и отмене постановления №24/026.Юл от 09.04.2014г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Середкина К.Н. представитель по доверенности; Дмитриев В.В. представитель по доверенности;

от административного органа: Муравьева Н.В. представитель по доверенности;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» (далее – заявитель, ООО «Усольехимпром») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган, Управление) №24/026.Юл от 09.04.2014г. о назначении административного наказания.

Представители заявителя на требовании настаивали, просили признать и отменить постановления №24/026.Юл от 09.04.2014г. по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа заявленные требования не признала, привела доводы в обоснование законности и обоснованности оспариваемого постановления.

Дело рассмотрено в порядке статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» зарегистрировано в качестве юридического лица под основным государственным регистрационным номером 1033802144750.

Прокуратурой города Усолье-Сибирское с привлечением специалистов Прибайкальского территориального отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области, ГУ МЧС России по Иркутской области, проведена проверка деятельности ООО «Усольехимпром» на предмет соблюдения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Основанием для проведения проверки явилось поступившее в прокуратуру города обращение главы администрации о сложившейся неблагоприятной обстановке на предприятиях ввиду сокращения численности работников, в том числе аварийно-спасательного формирования, службы качества и санитарного контроля, а также информации о выбросе хлора, произошедших 06.02.2014 г. на территории промплощадкии ООО «Усольехимпром».

Проверкой установлено, что ООО «Усольехимпром» на основании свидетельства о регистрации А67-01351 от 22.11.2013г. осуществляет эксплуатацию четырех опасных производственных объектов, а именно - площадки солепромысла (III класс опасности), - шламонакопителя (I класс опасности), - цеха транспортного (IV класс опасности) и участка трубопроводов теплосети (Ш класс опасности).

На основании приказа №67 от 15.04.2013г., проведена консервация мощностей цеха 2701 ООО «Усольехимпром», по результатам составлен акт от 28.06.2013г., в соответствии с которым все мероприятия по консервации мощностей производства испаренного хлора, хлористого водорода и продуктов жидкого хлора ц. 2701 выполнены качественно и в установленные сроки, остатки сырья и готовой продукции использованы в производстве, аварийно-химически-опасные вещества (АХОВ) отсутствуют, невостребованное оборудование утилизировано.

11.02.2014г. в прокуратуру представлена информация о том, что на территории корпусов 2711, 2707 хранится порожняя, возвращенная от потребителей хлорная тара - контейнеры в количестве 50 шт., баллоны 3240 шт. При этом сведений о наличии остатков жидкого хлора в мелкой таре не представлено.

На момент проведения проверки работниками ООО «Усольехимпром» начата инвентаризация хлорной тары для определения наличия в ней жидкого хлора. По состоянию на 17.02.2014г. выявлено 10 контейнеров с остаточным хлором в количестве 5245 кг, а также 106 баллонов с остатками хлора в количестве 1953 кг. Часть выявленных контейнеров и баллонов с хлором помещены на временное хранение в производственный корпус 2711, большое количество баллонов и контейнеров с хлором хранятся на улице в нарушение требований законодательства о промышленной безопасности.

Указанные обстоятельства способствовали тому, что 06.02.2014г., в результате разгерметизации резьбового соединения крепления вентилей к контейнерам с хлором, расположенных в районе цеха мелкой тары корпуса 2701 и открытой площадки 2711 цеха 2701 ООО «Усольехимпром», произошел выброс хлора, приведший к отравлению парами хлора работника ООО «Промальпсервис». По данным экспресс-анализа воздуха в предполагаемом месте выброса хлора было зафиксировано превышение ПДК (предельно допустимый уровень) в 3 раза.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон №116-ФЗ), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте (ст. 9).

При проведении осмотра промышленной площадки ООО «Усольехимпром» (здания, сооружения, технические устройства) установлено, что собственником предприятия проведена не консервация, а полная ликвидация опасного производственного объекта, поскольку осуществляется полный демонтаж оборудования и металлоконструкций на металлолом. За весь период нахождения объектов в состоянии консервации не были составлены сметы на содержание законсервированных объектов, также не проводился периодический контроль за их состоянием, что является нарушением п. 5.1. Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России, 18.10.2002г. №61-А ПБ 03-517-02, а также п. 2.7 Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 04.11.2000г. №64 РД 09-390-00.

В нарушение требований Закона №116-ФЗ, а также п. 7.4.4. Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Росси от 05.06.2003г. №48 ПБ-09-594-03, предприятием не принято мер к утилизации жидкого хлора, хранящегося в контейнерах и баллонах, а также к эвакуации остаточного давления хлора из порожней хлорной тары на установках, обеспечивающих безопасное и полное удаление хлора.

В нарушение п. 10.2.17, п. 10.3.3. ПБ-09-594-03, ООО «Усольехимпром» допущено хранение порожней хлорной тары, а также тары с жидким хлором без навеса, защищающего ее от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, хранение неисправной хлорной тары, также обнаружены баллоны с не открывающимися вентилями.

Сосуды с признаками неисправности или с истекающим сроком технического освидетельствования не направляются на опорожнение в первую очередь, что является нарушением п. 10.3.5. ПБ 09-594-03.

В нарушение требований п.7.1.1. ПБ 09-594-03 на предприятии не ведется учет и регистрация хлорных контейнеров и баллонов. Не представлена картотека всего наличного парка хлорной тары.

При приемке хлорных контейнеров и баллонов, поступающих от
 потребителей, не обращалось внимание на срок очередного освидетельствования хлорной тары; соответствие фактического веса контейнера (баллона) норме налива; герметичность тары и наличие защитных колпаков, тем самым нарушены требования п. 10.3.2. ПБ 09-594-03.

В нарушение требований ч. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 3, п. 12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехенадзора от 29.01.2007г. №37 РД 03-19-2007, при вступлении в должность (приказ № 9-к от 14.01.2013 года ООО «Усольехимпром») не проведена первичная аттестация генерального директора В.А. Ростокина, по вопросам безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

Совершение административного правонарушения подтверждается заключением специалиста – государственного инспектора Прибайкальского территориального отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности от 21.02.2014г. и другими материалами проверки.

В соответствии с п.8.17 Устава ООО «Усольехимпром», единоличным исполнительным органом управления обществом является генеральный директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью общества.

Решением Единственного участника ООО «Группа НИТОЛ» от 13.01.2014 г. №01/14 генеральным директором ООО «Усольехимпром» с 13.01.2014 г. назначен Ростокин В.А.

Статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении постановлением Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №24/026.Юл от 09.04.2014г. общество с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» признано виновным в совершении административного правонарушения, содержащего состав административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200.000 рублей.

Полагая, что указанное постановление не соответствуют закону, общество с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления №24/026.Юл от 09.04.2014г.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Основанием для проверки исполнения законов в силу указанной нормы может быть также любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.

При этом каких-либо требований к проведению и оформлению результатов прокурорского надзора, действующее законодательство не содержит.

Основные требования промышленной безопасности установлены Законом №116-ФЗ.

Согласно абзаца 1 части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно статье 22 Закона о прокуратуре РФ, при выполнении возложенных на прокурора функций он вправе:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

3) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно положениям статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30, 33 названного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

В силу части 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В соответствии со статьей 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Согласно части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Постановление от 14.03.2014г. о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором города Усолье-Сибирское. Следовательно, дело об административном правонарушении возбуждено уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно статье 23.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.1 названного Кодекса.

Управление является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Ростехнадзора в установленной сфере деятельности на территории Иркутской области.

На основании вышеизложенного административные материалы дела были направлены уполномоченному органу на рассмотрение.

В соответствии с частью 2 статьи 23.31 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 данного Кодекса, от имени органов, указанных в части 1 названной статьи, вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, их заместители; государственные инспектора федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, их заместители; начальники отделов, заместители начальников отделов, главные государственные инспектора и государственные инспектора территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено, а постановление от 09.04.2014г. №24/026.Юл вынесено уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективную сторону образует нарушение ООО «Усольехимпром» требований промышленной безопасности на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Субъектом правонарушения является юридическое лицо - ООО «Усольехимпром».

Субъективная сторона правонарушения выражается в форме умысла.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 данного Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 данного Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 указанного Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 названного Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

В соответствии с п.5.1 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утв. постановлением Госгортехнадзора России, 18.10.2002г. №61-А ПБ 03-517-02 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: выполнять требования промышленной безопасности, установленные к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, принятыми в установленном порядке; представлять сведения, необходимые для регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля производственных процессов в соответствии с установленными требованиями, а также выполнение установленных требований к хранению опасных веществ; в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами, разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; предотвращать проникновение посторонних лиц на опасный производственный объект; организовывать и осуществлять производственный контроль в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования и нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента; создавать и поддерживать в надлежащем состоянии системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварий, утрат взрывчатых материалов на объекте, расследовании несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными документами Госгортехнадзора России; вести учет аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве, анализировать причины возникновения аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве, принимать меры по их профилактике и устранению причин; представлять в установленном порядке в органы государственной власти информацию об авариях, инцидентах и несчастных случаях на производстве, причинах их возникновения и принятых мерах; соблюдать порядок и условия применения технических устройств на опасных производственных объектах, предусмотренный Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах и нормативными документами Госгортехнадзора России.

В соответствии с п.2.7 Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных производственных объектов, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 04.11.2000г. №64 РД 09-390-00 на весь период нахождения объектов в состоянии консервации составляются сметы на содержание законсервированных объектов и проведение периодического контроля за их состоянием.

Согласно п.7.4.4 Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора, утв. постановлением Госгортехнадзора Росси от 05.06.2003г. №48 ПБ-09-594-03 эвакуацию остаточного хлора следует осуществлять на установках, обеспечивающих безопасное и полное удаление хлора.

Согласно п.10.2.17 Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора, утв. постановлением Госгортехнадзора Росси от 05.06.2003г. №48 ПБ-09-594-03 на складах хлора в контейнерах и баллонах размещение сосудов с хлором должно удовлетворять следующим требованиям:

а) при горизонтальной укладке сосуды с хлором размещаются в один ряд у стен и в два ряда в проходах. Высота штабеля не должна превышать 5 ярусов для баллонов и 1 яруса для контейнеров.

Допускается размещение баллонов на стеллажах, при этом верхний ряд баллонов должен быть не выше 1,5 м от уровня пола;

б) при вертикальной укладке у стен следует размещать не более двух рядов баллонов и один ряд контейнеров, в проходах соответственно - 4 и 2 ряда.

Допускается размещение баллонов в транспортных клетях. Схема их размещения обосновывается проектом;

в) размещение сосудов на складе хлора должно исключать возможность их падения или перемещения и обеспечивать свободный доступ к запорным вентилям (вентили при горизонтальной укладке должны располагаться в сторону прохода);

г) размеры и расположение продольных и поперечных проходов между сосудами с хлором должны обосновываться проектом и обеспечивать возможность эвакуации со склада любого контейнера или баллона.

Согласно п.10.3.3 Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора, утв. постановлением Госгортехнадзора Росси от 05.06.2003г. №48 ПБ-09-594-03 не допускается хранение неисправной хлорной тары (с не открывающимися вентилями). При обнаружении такой тары должны быть приняты меры по устранению неисправности. Перевозка неисправных сосудов и сосудов с истекшим сроком технического освидетельствования, заполненных хлором, не допускается. Неисправный сосуд подлежит аварийному опорожнению с соблюдением требований безопасности.

Согласно п.10.3.5 Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора, утв. постановлением Госгортехнадзора Росси от 05.06.2003г. №48 ПБ-09-594-03 сосуды с признаками неисправности или с истекающим сроком технического освидетельствования должны быть направлены на опорожнение в первую очередь.

Согласно п.7.1.1 Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора, утв. постановлением Госгортехнадзора Росси от 05.06.2003г. №48 ПБ-09-594-03 танки, вагоны-цистерны, контейнеры и баллоны, находящиеся в эксплуатации, подлежат учету и техническому освидетельствованию в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными в установленном порядке. Учет и регистрация вагонов-цистерн, контейнеров и баллонов, предназначенных для перевозки жидкого хлора, ведутся в организации-наполнителе, на балансе которого находится хлорная тара. Для этого в организации ведутся и хранятся на вагоны-цистерны паспорт сосуда, работающего под давлением, техническое описание и инструкция по эксплуатации вагона-цистерны, журналы ремонта и наполнения; на контейнеры и баллоны - картотека всего наличного парка тары, журнал наполнения, журнал испытаний

Согласно п.10.3.2 Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора, утв. постановлением Госгортехнадзора Росси от 05.06.2003г. №48 ПБ-09-594-03 при приемке контейнеров (баллонов) основное внимание должно быть обращено на срок очередного освидетельствования хлорной тары, соответствие фактического веса контейнера (баллона) норме налива, герметичность тары и наличие защитных колпаков. В случае превышения установленной нормы заполнения тары (1,25 кг/дм3) переполненный контейнер (баллон) должен быть немедленно отправлен на опорожнение. О факте переполнения контейнера необходимо сообщить заводу-наполнителю и контролирующему его территориальному органу Госгортехнадзора России

В соответствии с п.3 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехенадзора от 29.01.2007г. №37 РД 03-19-2007 подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

В соответствии с п.12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехенадзора от 29.01.2007г. №37 РД 03-19-2007 первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации. В случае изменения учредительных документов и/или штатного расписания организации ранее аттестованные специалисты, должностные обязанности которых не изменились, первичной аттестации не подлежат.

Таким образом, в процессе осуществления деятельности ООО «Усольехимпром» не соблюдаются требования, которые обеспечивают промышленную безопасность и направлены на предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, а также на других опасных производственных объектах, в которых обращается хлор.

Несоблюдение указанных требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов является административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

При таких обстоятельствах данные нарушения обоснованно квалифицированы административным органом в постановлении о назначении административного наказания от 09.04.2014г. №24/026.Юл по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Наличие данных нарушений на момент проведения проверки лицом, привлеченным к административной ответственности, по существу не оспаривается. Каких-либо относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы административного органа по результатам проведения проверки, заявителем в ходе судебного разбирательства не представлено.

С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что вмененное обществу с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» административное правонарушение, квалифицируемое по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются установленными и подтвержденными материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Довод заявителя о том, что ранее были законсервированы мощности цеха 2701 ООО «Усольехимпром» и поэтому правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора №ПБ 09-594-03 не подлежат применению, суд считает необоснованным.

В связи с тем, что при проведении проверки обнаружены 10 контейнеров с остаточным хлором в количестве 5245 килограммов, а также 106 баллонов с остатками хлора в количестве 1953 килограмма, установлены обстоятельства разгерметизации контейнеров с хлором, расположенных в районе цеха мелкой тары корпуса 2701 и открытой площадки 2711 цеха 2701 ООО «Усольехимпром» контейнеров и выбросу хлора, что привело к отравлению парами хлора работника ООО «Промальпсервис». Экспресс-анализом воздуха в месте выброса хлора зафиксировано превышение ПДК (предельно допустимый уровень) в 3 раза.

Суд считает, что ненадлежаще проведенная консервация цеха 2701 ООО «Усольехимпром» привела к наличию хлорных остатков и реальной угрозе экологии и населению. Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора №ПБ 09-594-03 правомерно подлежат применению в данном случае.

Исходя из представленных материалов дела, выявленные действия (бездействие) заявителя непосредственно влияют на промышленную безопасность, загрязнение окружающей среды, способствуют нанесению ущерба работникам и населению.

Доказательства, подтверждающие принятие заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в области промышленной безопасности, судом не установлено.

Данных, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для устранения нарушений в период, предшествовавший проведению проверки, заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что общество с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для его предотвращения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

Вина юридического лица в совершении административных правонарушений административным органом установлена и доказана, как следствие, имелись основания для привлечения заявителя к административной ответственности.

Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд установил, что постановление №24/026.Юл от 09.04.2014г. о назначении административного наказания вынесено уполномоченными должностными лицами надзорного органа в пределах предоставленной им компетенции и при наличии достаточных оснований.

Права заявителя на участие при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.

Нарушений порядка организации и проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», судом не установлено.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

Административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на общественную безопасность. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с промышленной безопасностью, что является составной частью общественной безопасности.

Существенная угроза заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Более того, в обстоятельствах допущенных заявителем правонарушений судом не установлено какой-либо исключительности для применения оценки малозначительности противоправного деяния.

Наличие смягчающих или отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для квалификации рассматриваемых правонарушений в качестве малозначительных и освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, арбитражный суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014г. № 4-П, согласно которой Конституционный суд Российской Федерации признал положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

В указанном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.

Принимая во внимание, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

В этой связи, учитывая фактические обстоятельства дела, характер деятельности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, арбитражный суд приходит к выводу, что назначение в данном конкретном случае наказания в виде административного штрафа в размере 200.000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, руководствуясь правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014г. № 4-П, считает необходимым снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела до 30.000 рублей.

Поскольку постановление Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не соответствует общим принципам назначения административного наказания, установленным статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и изменению в части назначенного административного штрафа.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  Постановление Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №24/026.Юл от 09.04.2014г. признать незаконным в части назначенного наказания и изменить, назначив Обществу с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» (ОГРН 1033802144750; ИНН 3819013576) наказание в виде административного штрафа в сумме 30.000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Н.Д. Седых