ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-6235/14 от 08.07.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-6235/2014

11.07.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08.07.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11.07.2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дягилевой И.П.,

при ведении протокола судебного заседания до перерыва 07.07.2014 секретарем судебного заседания Макаровой Н.А., после окончания перерыва помощником судьи Яковлевой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664033, <...>)

к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664511, Иркутская область, Иркутский район, Зорино-Быково, ул.Заречная, 15)

третье лицо: Администрация Уриковского муниципального образования Иркутской области,

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, выраженного в письме от 18.03.2014 №3400,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 - паспорт, доверенность,

от заинтересованного лица: ФИО2 – удостоверение, доверенность,

от третьего лица: не явились,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» (далее – заявитель, ОАО «ИСК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования (далее – заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта «КТП 10/0,4кВ №1-1857 с ВЛ 0,4кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Лыловщина-Московщина-Выбор, падь «Поперечная», расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район (для строительства указанного линейного сооружения), изложенного в письме от 18.03.2014 №3400 Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования;

- об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования устранить допущенное нарушение путем принятия решения о предоставлении Открытому акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания» в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка для строительства объекта «КТП 10/0,4кВ №1-1857 с ВЛ 0,4кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Лыловщина-Московщина-Выбор, падь «Поперечная», расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район.

В обоснование заявленных требований ОАО «ИЭСК» указало, что оспариваемый отказ, выраженный в письме от 18.03.2014 №3400, нарушает права и законные интересы заявителя, создает препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Определением суда от 15.05.2014 к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Уриковского муниципального образования Иркутской области

Заявитель в судебном заседании требования поддержал.

Заинтересованное лицо указало на необоснованность заявленных требований поскольку предполагаемый вид разрешенного использования земельного участка – под строительство линейного объекта не предусмотрен Правилами землепользования и застройки Уриковского муниципального образования для соответствующей зоны лесов, соблюдение которых является обязательным для органов местного самоуправления.

Третье лицо, извещённое надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явилось, представило отзыв, в котором указала, что заявление Общества является необоснованным и не подлежащим удовлетворению, так как заявитель может защитить свои права путем обращения в администрацию сельского поселения с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 час. 50 мин. 08.07.2014.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и ознакомившись с письменными доказательствами, суд по существу заявленных требований установил следующие обстоятельства.

28.02.2014 ОАО «ИЭСК» обратилось к мэру Иркутского районного муниципального образования с заявлением № 1447/ю о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта КТП 10/0,4 кВ №1-1857 с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Лыловщина-Московщина-Выбор, падь «Поперечная», расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, для строительства указанного линейного сооружения.

Письмом от 18.03.2014 №3400 Комитет отказал заявителю в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения, сославшись на то обстоятельство, что в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки Уриковского муниципального образования земельный участок расположен в зоне лесов, размещение под испрашиваемые цели не предусмотрено.

Заявитель считая, что отказ Комитета, выраженный в письме от 18.03.2014 №3400, не соответствуют требованиям закона и нарушает права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.

По мнению заявителя, оспариваемый отказ не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, а противоречия (несоответствия) в Правилах землепользования и застройки Уриковского муниципального образования (далее – ПЗЗ), состоящии из текстового и графического описания, свидетельствуют о том, что данная зона не утверждена, в связи с чем процедура предоставления земельного участка не соблюдена, ПЗЗ не соответствуют требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения.

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта незаконным является одновременно как несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Из материалов дела следует, что орган местного самоуправления отказал ОАО «ИЭСК» в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта КТП 10/0,4 кВ №1-1857 с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Лыловщина-Московщина-Выбор, падь «Поперечная», мотивировав отказ несоответствием планируемого разрешенного использования земельного участка (размещение объекта - КТП 10/0,4 кВ №1-1857 с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Лыловщина-Московщина-Выбор, падь «Поперечная») требованиям Правил землепользования и застройки Уриковского муниципального образования, утвержденным решением Думы Уриковского муниципального образования от 15.11.2013 №62-285/дсп, согласно которым спорный земельный участок расположен в зоне городских лесов, где предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности, создание особо охраняемых территорий.

При этом, данным решением вспомогательных и условно-разрешенных видов и параметров разрешенного использования в данной зоне не предусмотрено.

Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

Таким образом, исходя из указанных выше норм действующего законодательства, судом установлено, что предоставление земельного участка в зоне городских лесов под строительство линейных объектов при отсутствии данного вида разрешенного в Правилах землепользования и застройки противоречит закону.

Довод заявителя о том, что процедура предоставления земельного участка Комитетом не соблюдена, является несостоятельным, исходя из следующего.

Как указывалось выше, пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Обществом подано заявление о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.

Комитет при выборе и предварительном согласовании места размещения объекта руководствовался нормами Земельного законодательства Российской Федерации (подпункт 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации), а также Административным регламентом муниципальной услуги «Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства (не связанного с жилищным строительством)», утвержденным Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 04.10.2012 №4654 (далее – Административный регламент), в соответствии с пунктом 3.2.3.3.1. которого делопроизводитель Комитета в течение 1 рабочего дня регистрирует служебную записку и межведомственные запросы в журнале исходящей документации и незамедлительно после этого направляет их адресатам. Межведомственные запросы до перехода на электронное межведомственное взаимодействие передаются нарочно, служебная записка в ОАГ ИРМО (отдел архитектуры и градостроительства Иркутского муниципального образования) передается начальнику ОАГ ИРМО.

В случае, если формирование земельного участка невозможно, готовится письменное заключение, которое передается делопроизводителю Комитета (пункт 3.3.3.2.1.2. Административного регламента).

На основании письменного заключения ОАГ готовится либо отказ в предоставлении муниципальной услуги – утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта для строительства (не связанного с жилищным строительством), либо процедура по предоставлению муниципальной услуги продолжается.

Исходя из изложенного, отказ Комитета сделан на стадии процедуры Обработка документов (п.3.4.3.1.2. Административного регламента) до процедуры – рассмотрение Земельной комиссией (п.3.5. Административного регламента), следовательно, порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объект Комитетом соблюден.

Довод ОАО «ИЭСК» о том, что в нарушении закона Земельная комиссия не была проведена, суд находит необоснованным, поскольку согласно положениям главы 3 Административного регламента вопрос о выборе земельного участка выносится на данную комиссию после получения всех межведомственных запросов, а так же после обработки документов ОАГ, если не выявлены обстоятельства, при которых имеются законные основания к отказу в предоставлении земельного участка. Право принимать решение об отказе согласно пунктов 7, 8 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации принадлежит Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования - как специально уполномоченному органу местного самоуправления по управлению в сфере муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры и градостроительства (п. 1.1. Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования, утверждённого Решением Иркутской районной Думы от 31.10.2012 № 42-318/рд; п.3 раздела 2 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района, утвержденного Решением Иркутской районной Думы от 31.10.2013 №53-400/рд).

Доводы Общества о противоречии Правил землепользования и застройки Генеральному плану поселения являются несостоятельными, поскольку, как пояснил в судебном заседании представитель Комитета, Генеральный план Уриковского муниципального образования отменен по протесту Прокуратуры Иркутской области.

Необоснованным, по мнению суда, является также и довод Общества о несоответствии ПЗЗ закону, поскольку доказательств отмены Правил землепользования и застройки Уриковского муниципального образования либо их изменений суду не представлено.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным требуется наличие совокупности двух условий: несоответствия (противоречия) ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, а также нарушения этим ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, требование заявителя по делу подлежит удовлетворению только в том случае, если будет установлена совокупность двух вышеназванных обстоятельств.

Между тем, при анализе материалов дела и оценке представленных доказательств, а также доводов заявителя судом не установлено наличие несоответствия (противоречия) письма Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования от 18.03.2014 №3400 закону или иному правовому акту.

Суд считает необходимым отметить, что права ОАО «ИЭСК» могут быть защищены путем обращения последнего в Уриковское муниципальное образование с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования в порядке, предусмотренном статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования, содержащийся в письме от 18.03.2014 №3400 о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требования заявителя следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

  Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья И.П.Дягилева