ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-6258/2012 от 10.05.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2)24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-6258/2012

« 10 » мая 2012 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульги Н. О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акопян Е. Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области (ОГРН 1043802007765,ИНН 3817026322, место нахождения: 666687, Иркутская область, г. Усть-Илимск, пр. Дружбы Народов, 84)

к Комитету по экономике и финансам Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» (ОГРН 1063817003150, ИНН 3817028440, место нахождения: 666671, г. Усть-Илимск, ул. Комсомольская, 9)

третье лицо: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Елочка» (ОГРН 1033802006050, место нахождения: 666656, Усть-Илимский район, Седаново п., Романтиков ул., 21А)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2010 по делу № А19-15483/10-18 и обязании ответчика исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2010 по делу № А19-15483/10-18 в соответствии с исполнительным листом № 001731259 от 11.11.2010,

при участии представителей

от заявителя: не явились;

от ответчика: не явились;

от третьего лица: не явились;

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по экономике и финансам Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» (далее – КЭФ МО УИ района) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2010 по делу № А19-15483/10-18 и обязании ответчика исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2010 по делу № А19-15483/10-18 в соответствии с исполнительным листом № 001731259 от 11.11.2010.

Налоговый орган о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Ответчик – КЭФ МО УИ района - о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, отзыв по делу не представил.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда своего представителя не направило, отзыв не представило.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2010 по делу № А19-15483/10-18 требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Елочка» (далее – МДОУ детский сад «Елочка») задолженности по единому социальному налогу удовлетворены, с МКОУ «Ершовская средняя общеобразовательная школа» взыскана недоимка по указанному налогу в сумме 16872 руб. 04 коп.

На основании указанного решения 11.11.2010 налоговому органу выдан исполнительный лист № 001731259 о взыскании с МДОУ детский сад «Елочка» недоимки по единому социальному налогу в сумме 16872 руб. 04 коп.

Письмом от 23.09.2011 № 06-23/016849 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области направила в финансовый орган для исполнения указанный исполнительный лист, который согласно штампу входящей корреспонденции получен 29.09.2011.

Поскольку требования направленного исполнительного документа в установленный статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ срок исполнены не были, заявитель, полагая, что данное бездействие ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением о признании незаконным бездействия финансового органа и обязании исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса).

Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса.

Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

По смыслу пунктов 4-6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

В силу абзаца первого пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам не приостанавливаются лишь при наличии обстоятельств, перечисленных в абзаце втором указанного пункта статьи 242.5 Кодекса (отсрочка, рассрочка или отложение исполнения судебного акта, либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ).

Согласно Положению о КЭФ МО УИ района, утвержденному решением Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» от 26.01.2006 № 6/2 (в редакции решения Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» от 24.02.2011 № 5/10), Комитет создан с целью обеспечения полномочий администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» в финансово-экономической сфере. Комитет, в числе прочих функций, составляет проект местного бюджета и бюджетную отчетность; составляет и ведет сводную бюджетную роспись, кассовый план исполнения местного бюджета; исполняет бюджетные полномочия финансового органа, обеспечивает исполнение местного бюджета в соответствии с Положением о бюджетном процессе муниципального образования «Усть-Илимский район»; осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению получателей бюджетных средств местного бюджета; исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства местного бюджета.

Как следует из материалов дела, исполнительный лист № 001731259, выданный на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2010 по делу № А19-15483/10-18 о взыскании с МДОУ детский сад «Елочка» задолженности по единому социальному налогу был направлен налоговым органом для исполнения в КЭФ МО УИ района, который согласно отметке получен 29.09.2011.

К исполнительному документу налоговый орган приложил надлежащим образом заверенную копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Судом установлено, что исполнительный лист № 001731259 был принят Комитетом к исполнению, однако на день обращения налогового органа с данным заявлением в арбитражный суд и на день рассмотрения дела в суде денежные средства по исполнительному листу не перечислены, исполнительный документ с отметкой о его исполнении в полном объеме в суд не возвращен (пункт 10 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).

В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каких-либо доказательств совершения своевременных (в установленный трехмесячный срок со дня получения исполнительного документа) действий, направленных на исполнение судебного решения, либо наличия уважительных причин невозможности его своевременного исполнения, ответчиком в материалы дела не представлено.

Суд полагает, что КЭФ МО УИ района, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, должен был в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, с уведомлением должника.

Бюджетный кодекс наделяет орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, не только общими бюджетными полномочиями (по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами местного бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств местного бюджета и др.), но и возлагает на него особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений (статьи 171, 242.5 Бюджетного кодекса).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, отраженной в Постановлении Президиума №10247/10 от 20.10.2010, приостановление в соответствии с пунктом 7 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается. Следовательно, в данных отношениях финансовый орган выступает именно в качестве специального органа власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых счетах.

Обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.

При неисполнении судебного решения в отведенный срок орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.

Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ является прямо предусмотренной законом обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, и вводится им независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в абзаце первом пункта 7 этой статьи Кодекса, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце втором пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса.

В рассматриваемом случае обстоятельства, перечисленные в абзаце втором пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса, отсутствовали.

В нарушение требований, содержащихся в абзацах 1 и 3 пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, ответчик не приостановил осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, и в установленный срок не проинформировал взыскателя о невозможности исполнения исполнительного листа № 001731259 от 11.11.2010.

Неисполнение ответчиком вышеперечисленных обязанностей, установленных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, является длящимся бездействием, поскольку на момент рассмотрения дела в суде требования, содержащиеся в исполнительном листе № 001731259, не исполнены, операции по лицевым счетам должника не приостановлены.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Комитетом по экономике и финансам Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» не оспорены обстоятельства, связанные с неисполнением возложенной на него функции исполнения в установленном порядке судебного акта, что свидетельствует о признании ответчиком данных обстоятельств.

Указанное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя, являющегося администратором доходов бюджета в соответствии с Приказом ФНС России от 05.12.2008 № ММ-3-1/643@ «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Невыполнение возложенных на финансовый орган функций, предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, приводит к неисполнимости решений суда и нарушению принципа обязательности исполнения судебных актов применительно к положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.07.2005 № 8-П отметил, что требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений, вытекающее из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, части 3 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 45, частей 1 и 2 статьи 46, статьи 52, статьи 53, пункта «в» статьи 71, пункта «б» части 1 статьи 72 и статьи 118 Конституции РФ, предопределяет обязанность государства обеспечить реализацию этого требования посредством установления в федеральном законе надлежащего организационно-правового механизма исполнения судебных решений.

Однако Комитетом каких-либо действий, направленных на исполнение судебного акта в рамках имеющихся полномочий, предоставленных ему, в том числе, статьей 171, абзацем 5 пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ, предпринято не было, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно Положению о КЭФ МО УИ района, утвержденному решением Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» от 26.01.2006 № 6/2 (в редакции решения Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» от 24.02.2011 № 5/10), Комитет учрежден Думой муниципального образования, является органом администрации муниципального образования «Усть-Илимский район». Следовательно, ответчик является органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета.

С 01.01.2011 в соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» КЭФ МО УИ района, как орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, должен обеспечить по запросу-требованию должника выделение ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

С учетом изложенного суд считает, что бездействие КЭФ МО УИ района, выразившиеся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2010 по делу № А19-15483/10-18 в соответствии с требованиями исполнительного листа № 001731259 от 11.11.2010 в сумме 16872 руб. 04 коп., не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по экономике и финансам Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район», выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2010 по делу № А19-15483/10-18.

Обязать Комитет по экономике и финансам Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2010 по делу № А19-15483/10-18 в соответствии с исполнительным листом № 001731259 от 11.11.2010 в порядке и сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н. О. Шульга