АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-6315/2011
12.09.2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06.09.2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12.09.2011 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Репина С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спириной Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» (ОГРН – <***>, адрес: 665462, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское)
к Службе по тарифам Иркутской области (ОГРН - <***>, адрес: 664027, <...>, А)
о признании незаконным бездействия,
Третье лицо: Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН – <***>, адрес: 664025, <...>)
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 – паспорт, доверенность, ФИО2 - паспорт, доверенность, ФИО3 - паспорт, доверенность,
от ответчика: ФИО4 – удостоверение, доверенность, ФИО5 – удостоверение, доверенность,
от третьего лица: не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Усольехимпром» (далее – заявитель, Общество, ООО «Усольехимпром») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе по тарифам Иркутской области (далее – ответчик, Служба) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении тарифов на отборный пар под давлением только для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей); обязании установить экономически обоснованные тарифы для указанной группы потребителей.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали.
Представители ответчика в судебном заседании требование не признали.
Третье лицо - Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее – ОАО «Иркутскэнерго») в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
В судебном заседании 01.09.2011г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 06.09.2011г., судебное заседание продолжено с участием представителей сторон по доверенности от заявителя: ФИО1, ФИО3, от ответчика: ФИО4, ФИО5 Информация об объявлении перерыва в судебном заседании размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Приказом службы от 28.12.2010г. № 218-спр установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго» потребителям Иркутской области с 1 января 2011 года (опубликовано в газете «Областная», № 152 от 31.12.2010г.)
В рамках действующего договора энергоснабжения № 2245 от 01.06.2004г., заключенного между ООО «Усольехимпром» и ОАО «Иркутскэнерго», расчет стоимости потребляемой тепловой энергии (пара) осуществляется на основании тарифов, подлежащих государственному регулированию.
ООО «Усольехимпром» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении тарифов на отборный пар под давлением только для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей); обязании установить экономически обоснованные тарифы для указанной группы потребителей. В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что получает весь объем тепловой энергии (пар) непосредственно от производителя - филиала ОАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-11, т.е. относится к категории группы потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей). Однако для данной категории группы потребителей соответствующие тарифы на отборный пар под давлением Ответчиком не были установлены. Бездействие ответчика, выраженное в неустановлении Приказом Службы по тарифам Иркутской области № 218-спр от 28.12.2010г. тарифов для заявителя, отнесенного к отдельной группе потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей), фактически нарушило нормы действующего законодательства в сфере энергоснабжения, что повлекло за собой отсутствие экономически обоснованных тарифов при расчетах за потребляемую тепловую энергию в паре в рамках договора энергоснабжения № 2245 от 01.06.2004г.
Ответчик в представленном отзыве пояснил, что на момент принятия приказа № 218-спр от 28.12.2010г. отсутствовали правовые основания для установления отдельного тарифа для потребителей, получающие тепловую энергию в паре с коллекторов производителя, в соответствие с п. 1 ст. 8 ФЗ РФ «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010г., так как указанная норма вступила в силу только с 01.01.2011г. Кроме того, ответчик при установлении тарифов на 2011г. уже включил в состав тарифа на производство тепловой энергии в паре расходы Третьего лица по ее передаче, а отдельный тариф на передачу тепловой энергии для Третьего лица не устанавливался, так как передача всего объема тепловой энергии в регулируемый период осуществляется Третьим лицом исключительно по собственным тепловым сетям.
Третье лицо требования полагает необоснованными, в представленных отзывах просило отказать в удовлетворении требований заявителя, поскольку заявитель избрал неверный способ защиты своего права, оспаривая бездействие ответчика в части неустановленных тарифов на тепловую энергию в паре.
Суд, исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что Приказом Службы по тарифам Иркутской области) № 218-спр от 28.12.2010г. (опубликован в газете «Областная», № 152 от 31.12.2010г.) установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго» потребителям Иркутской области на 2011 год с 01.01.2011г.
Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (Положение о службе по тарифам Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 400/179-пп).
При расчете и установлении тарифов Службой установлены тарифы на горячую воду и отборный пар под давлением только для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, для иных категорий потребителей указанные тарифы не были установлены.
ООО «Усольехимпром» заявляя свои требования, указало на то, что учитывая деление в рассматриваемом случае потребителей на: 1) оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, 2) оплачивающих производство тепловой энергии (получающих на коллекторе производителя), относит себя к последним.
Согласно статье 6 Федерального закона № 41-ФЗ регулирование тарифов осуществляется в соответствии с правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию. Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 (далее - Правила регулирования).
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов (пункт 8 Правил регулирования). Перечень материалов определен пунктом 10 правил регулирования.
В соответствии с представленными ОАО «Иркутскэнерго» материалами Службой была проведена экспертиза предложений об установлении тарифов, на основании которой принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго» с 1 января 2011 года на заседании Правления службы 28 декабря 2010 года (пункты 16, 18 Правил регулирования).
Согласно пункту 21 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Форма решения об установлении тарифов на тепловую энергию предусмотрена Приложением № 3 к форме, утвержденной Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом ФСТ России от 8 апреля 2005 года № 130-э (далее – Регламент).
В соответствии с Приложением № 3 к форме службой принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго» (приказ службы от 28 декабря 2010 года № 218-спр).
При фактическом отсутствии уровней напряжения и (или) групп потребителей соответствующие пустые строки и графы, предусмотренные формой решения регулирующего органа, включая заголовок, в решении регулирующего органа не указываются либо в них проставляется прочерк (пункт 29 Регламента).
Расчет тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго» с 1 января 2011 года, осуществлялся Службой с использованием метода экономически обоснованных расходов.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 (далее Основы ценообразования), при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Обязательность ведения раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предусмотрена пунктом 6 Основ ценообразования.
Раздельный учет затрат осуществляется в целях определения доли расходов регулируемой организации по соответствующим видам деятельности и является способом недопущения включения в состав тарифа экономически необоснованных расходов по статьям затрат.
В данном случае, представленная ОАО «Иркутскэнерго» для установления тарифа на тепловую энергию информация, дифференцированная относительно затрат на производство тепловой энергии как таковой и на передачу тепловой энергии, учитывалась Службой при определении расходов названной организации на содержание теплоисточников и тепловых сетей, с использованием которых осуществляется поставка тепловой энергии потребителям.
Поставка ОАО «Иркутскэнерго» тепловой энергии потребителям осуществляется только с использованием собственных тепловых сетей.
Следовательно, оказание услуг по передаче тепловой энергии является неотъемлемой частью процесса снабжения ОАО «Иркутскэнерго» тепловой энергией потребителей. Основания для установления тарифа на тепловую энергию без учета затрат на ее передачу у Службы отсутствовали.
В соответствии с действующим законодательством расчет и установление тарифов производится регулирующим органом на основании материалов, представленных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Как указал ответчик, в представленных ОАО «Иркутскэнерго» материалах, потребители, оплачивающие только производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию на коллекторах производителей), не значатся, в связи с чем в соответствующих строках тарифной таблицы приложения к приказу службы от 28 декабря 2010 года № 218-спр проставлен прочерк. Поэтому службой не были установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей).
При этом в соответствии с приложением к отзыву третьего лица - ОАО «Иркутскэнерго» в Службу были представлены документы, устанавливающие тарифы по потребителю ООО «Усольехимпром».
Суд соглашается с заявителем в том, что законодатель выделил потребителей, оплачивающих только производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей). Статьей 6 ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» № 41-ФЗ от 14.04.1995г. установлены полномочия регулирующих органов субъектов РФ, определяется обязательность регулирования тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Такими методическими указаниями по состоянию на 28.12.2010г. и в настоящее время являются Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004г. № 20-э/2, в разделе VII которых установлен механизм расчета экономически обоснованного уровня цены на электрическую энергию на шинах и тепловую энергию на коллекторах производителей энергии (энергоснабжающей организации) - субъекта розничного рынка.
Кроме того, порядок установления тарифов на горячую воду и отборный пар под давлением, в т.ч. для потребителей, получающих тепловую энергию на коллекторах производителей, установлен Приказом Федеральной службы по тарифам от 8 апреля 2005г. №130-э «Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на элекрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)» в Приложении № 3 к Форме постановления регулирующего органа, утвержденного данным Приказом № 130-э, установлено обязательное утверждение и отражении в постановлении на очередной регулируемый период тарифов для такой отдельной группы потребителей как «потребители, оплачивающие производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей)».
Согласно п. 6 постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004г. «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в области тепловой энергетики, обязаны вести раздельный учет по следующим видам деятельности: производство тепловой энергии (мощности) (пункт 2), передача тепловой энергии (мощности) (пункт 5).
Также, согласно указанному постановлению № 109 органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке «тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии...» (п.п. 3 п. 54 постановления № 109). При этом расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. В соответствие с п. 57 постановления №109 «тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
По мнению заявителя, доказательством того, что ООО «Усольехимпром» получает весь объем тепловой энергии непосредственно от производителя - ОАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-11, являются акты разграничения балансовой принадлежности к договору энергоснабжения от 1 июня 2004 года № 2245.
В рамках действующего договора энергоснабжения № 2245 от 01.06.2004г., заключенного между ООО «Усольехимпром» и ОАО «Иркутскэнерго», расчет стоимости потребляемой тепловой энергии (пара) осуществляется на основании тарифов, подлежащих государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 2.1 договора отпуск тепловой энергии осуществляется по тепловым установкам, указанным в приложении №7 к договору. Граница раздела балансовой стоимости распределительных тепловых сетей и оборудования и эксплуатационной ответственности сторон за их обслуживание по каждой тепловой установке определяется «Актом разграничения балансовой принадлежности распределительных тепловых сетей и оборудования и эксплуатационной ответственности между Энергоснабжающей организацией и Абонентом» (пункт 2.2 договора).
Суд, в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, запросил у ОАО «Иркутскэнерго» и Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информацию по схеме присоединения тепловых сетей ООО "Усольехимпром" к энергоустановкам ТЭЦ-11 ОАО «Иркутскэнерго» с указанием на представляемой схеме расположение тепловых сетей ООО "Усольехимпром" и коллекторов производителя - ТЭЦ-11 ОАО «Иркутскэнерго».
ОАО «Иркутскэнерго» 29.08.2011г. письмом №543-18/9377 ответило, что пар транспортируется по двум трубопроводам, на схеме расположения тепловых сетей коллекторы производителя - ТЭЦ-11 ОАО «Иркутскэнерго» - отсутствуют.
Анализ данных документов указывает на то, что действительно Общество получает весь объем тепловой энергии (пар) от производителя - филиала ОАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-11, однако из этого не следует вывод о том, что Общество относится к группе потребителей, оплачивающих только производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей). Напротив, представленные документы позволяют сделать вывод о том, что Общество является потребителем, оплачивающем производство и передачу тепловой энергии.
Как следует из пояснений заявителя, а так же из Типовой инструкции по контролю металла и определения срока службы основных элементов котлов, турбин и трубопроводов тепловых электростанций, утвержденной постановлением №94 от 18.06.2003г. Горгостехнадзора, под термином «коллектор» понимается: элемент стационарного котла, предназначенный для сбора или раздачи рабочей среды, объединяющий группу труб; трубчатый или канальный элемент системы, к которому подсоединяется несколько других трубных или канальных элементов.
В данном случае, согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности на трубопроводах пара между ООО Комбинат «Сибсоль», ТЭЦ-11, ООО «Усольехимпром», местом присоединения тепловых сетей ООО «Усольехимпром» к ОАО «Иркутскэнерго» является стена главного корпуса ТЭЦ-11.
В связи с чем факт получения заявителем тепловой энергии с коллекторов ОАО «Иркутскэнерго» не доказан, поскольку из вышеназванных схем и акта не усматривается отсутствие тепловых сетей ОАО «Иркутскэнерго», расположенных внутри главного корпуса ТЭЦ-11, по которым тепловая энергия от источника тепловой энергии поставляется до стены главного корпуса ТЭЦ-11 места присоединения тепловых сетей заявителя.
Общество не доказало отсутствие передачи (транспортировки) тепловой энергии. При этом при наличии тепловых сетей, их технические характеристики (такие как протяженность, например) не имеют правового значения.
Согласно материалам дела, ОАО «Иркутскэнерго» представляло Службе отдельную информацию о расходах, связанных с передачей тепловой энергии в паре для различных групп потребителей, в т.ч. для потребителей, получающих тепловую энергию с коллекторов производителей, исключив расходы на передачу тепловой энергии.
Между тем, у Службы в рассматриваемом случае отсутствовали правовые основания для установления экономически обоснованных тарифов на отборный пар под давлением только для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей), поскольку представленные документы указывают на то, что ООО "Усольехимпром" не относится к данной группе потребителей.
Суд соглашается с ответчиком в том, что затраты на обеспечение передачи тепловой энергии по тепловым сетям ОАО «Иркутскэнерго», учтены регулирующим органом при установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую названной организацией. Тариф на услуги по передаче тепловой энергии в отношении ОАО «Иркутскэнерго» не устанавливался, поскольку данная теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии потребителям с использованием только собственных тепловых сетей.
Как указал ответчик, и на что ссылался заявитель, Приказами Службы от 25 октября 2010 года № 90-спр и от 17 декабря 2010 года № 159-спр установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «БЦБК» и филиалом ОАО «Группа «Илим» в городе Усть-
Илимске (соответственно) потребителям, получающим тепловую энергию на коллекторах производителей. Однако указанные тарифы были установлены Службой в связи с отсутствием в эксплуатации названных организаций тепловых сетей. Потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии, отсутствуют, что также отражено в тарифных решениях: в соответствующих графах таблиц приложений к вышеназванным приказам проставлен прочерк.
То есть получение энергии указанными потребителями принципиально отличается от получения энергии заявителем по настоящему делу (в случае с заявителем происходит транспортировка энергии).
Заявленное ходатайство Общества о проведении судебной экспертизы отклонено судом, поскольку заявитель не представил правовое обоснование для назначения экспертизы, в предмет доказывания по делу входит факт наличия или отсутствия передачи теплоэнергии, однако заявитель не доказал необходимость экспертизы при наличии утвержденных схем передачи энергии с имеющимися тепловыми сетями.
Учитывая изложенное, суд не усматривает нарушение оспариваемым бездействием действующего законодательства, нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Репин С.А.