ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-6511/13 от 03.07.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иркутск Дело №А19-6511/2013

03.07.2013г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.07.2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03.07.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665253, <...>)

к Службе по охране природы и озера Байкал Иркутской области (место нахождения: 664011, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления №98/2-Т-э о назначении административного наказания от 30.04.2013г.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – удостоверение, доверенность,

от ответчика: ФИО2 – удостоверение, доверенность,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ» (далее – заявитель, ООО «ГАРАНТ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе по охране природы и озера Байкал Иркутской области (далее – административный орган, Служба) о признании незаконным и отмене постановления №98/2-Т-э о назначении административного наказания от 30.04.2013г.

В судебном заседании представитель Общества заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и представленном уточненном заявлении.

Представитель Службы в судебном заседании заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 час. 55 мин. 03.07.2013г.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

ООО «ГАРАНТ» зарегистрировано в качестве юридического лица – ОГРН <***>.

Административным органом в период с 01.04.2013г. по 26.04.2013г. на основании распоряжения от 14.03.2013г. №98 ср-од проведена плановая документарная и выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в отношении ООО «ГАРАНТ».

В ходе проверки установлено следующее.

В результате деятельности Общества (на основании представленного проекта ПДВ для проверяемой организации) в атмосферу выбрасывается 6 загрязняющих веществ, в том числе твердых веществ – 1, жидких/газообразных – 5. Суммарный валовый выброс по предприятию составляет – 0,117355 т/год, в том числе твердых веществ – 0.00246 т/год и жидких/газообразных – 0,114895 т/год.

Основными источниками образования отходов по проверяемому предприятию являются: техническое обслуживание автотранспорта; жизнедеятельность рабочего персонала; освещение зданий и сооружений предприятия; уборка территории, зданий и сооружений предприятия.

В собственности ООО «ГАРАНТ» имеется 6 единиц автотранспорта, который базируется и ремонтируется на территории проверяемой организации (в гараже).

При осуществлении хозяйственной деятельности ООО «ГАРАНТ» образуются и накапливаются отходы производства и потребления (составляющие обращения с отходами производства и потребления) I-IV класса опасности, а именно: ртутные люминесцентные лампы (I класс опасности), аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом, (II класс опасности); масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены (III класс опасности), масла трансмиссионные отработанные (III класс опасности), масла моторные отработанные (III класс опасности), покрышки отработанные (IV класс опасности), резиноасбестовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак) (IV класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (IV класс опасности). Классы опасности указаны в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2003г. №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 02.12.2002 №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15.06.2001г. №511. В результате размещения отходов производства и потребления организация оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе проведения проверки на территории ООО «ГАРАНТ» зафиксированы следующие отходы производства и потребления: опилки древесные, загрязненные нефтепродуктами; мусор от бытовых помещений организаций несортированный; шины автомобильные отработанные; лом и отходы черных металлов.

При проведении проверки Обществом не представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012г.; не представлены копии платежных поручений, подтверждающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012г.

В соответствии с приказом Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты составляет: за 1 квартал 2012г. - до 20.04.2012г.; за 2 квартал 2012г. - до 20.07.2012г., за 3 квартал 2012г. - до 20.10.2012г.; за 4 квартал 2012г. - до 20.01.2013г. Копии платежных поручений, подтверждающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012г. не представлены, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с представленными документами для проверки (разрешение на выброс загрязняющих веществ, справка о расходе дизельного топлива) инспектор произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности ООО «ГАРАНТ», а именно: рассчитал плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на стационарных и передвижных источников предприятия за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012г., используя программный продукт «Экосфера Лайт», рекомендованный Управлением Росприроднадзором по Иркутской области. В результате расчетов инспектор получил следующие суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду: плата за сверхлимитные выбросы ЗВ за 1, 2, 3 кварталы 2012г. (по 34,77 руб. за квартал); плата за нормативные выбросы ЗВ за 4 квартал 2012г. (1,4 руб.); плата за выбросы от передвижных объектов за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012г. (143,93 руб., 52,38 руб., 93,63 руб., 432,87 руб. соответственно). Общая сумма платы, подлежащая уплате в бюджет от деятельности ООО «ГАРАНТ» за 2012г. (по представленным данным) должна составить 828,52 руб.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.04.2013г. №98-Т-э.

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 29.04.2013г. №98/2-Т-э, которым установлено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

30.04.2013г. должностным лицом Службы вынесено постановление №98/2-Т-э о назначении Обществу административного наказания, предусмотренного санкцией статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 руб.

Полагая постановление №98/2-Т-э от 30.04.2013г. нарушающим права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды; в оспариваемом постановлении отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны правонарушения: не указано, какие объекты и как эксплуатируются Обществом, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется. Кроме того, при вынесении обжалуемого постановления Службой не учтено, что по адресу: <...>, также расположены иные юридические лица, в частности ООО «Парижское» согласно договору аренды от 01.07.2011г., ООО «Дары Сибири» согласно договору аренды от 02.07.2012г., ООО «СибЛес» согласно договору аренды от 15.08.2011г., таким образом Службой не указано, какое негативное воздействие на окружающую среду оказывает каждое из вышеуказанных юридических лиц.

Административный орган в представленном отзыве заявленное требование не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Исследовав доказательства по делу: ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) содержатся в том числе, следующие понятия: окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (пункт 1 статьи 16 Закона №7-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 16 Закона №7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона №7-ФЗ). Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4 статьи 16 Закона №7-ФЗ).

Из материалов дела следует, что в период с 01.04.2013г. по 26.04.2013г. на основании распоряжения от 14.03.2013г. №98 ср-од проведена плановая документарная и выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в отношении ООО «ГАРАНТ».

В результате деятельности Общества (на основании представленного проекта ПДВ для проверяемой организации) в атмосферу выбрасывается 6 загрязняющих веществ, в том числе твердых веществ – 1, жидких/газообразных – 5. Суммарный валовый выброс по предприятию составляет – 0,117355 т/год, в том числе твердых веществ – 0.00246 т/год и жидких/газообразных – 0,114895 т/год.

Основными источниками образования отходов по проверяемому предприятию являются: техническое обслуживание автотранспорта; жизнедеятельность рабочего персонала; освещение зданий и сооружений предприятия; уборка территории, зданий и сооружений предприятия.

В собственности ООО «ГАРАНТ» имеется 6 единиц автотранспорта, который базируется и ремонтируется на территории проверяемой организации (в гараже).

При осуществлении хозяйственной деятельности ООО «ГАРАНТ» образуются и накапливаются отходы производства и потребления (составляющие обращения с отходами производства и потребления) I-IV класса опасности, а именно: ртутные люминесцентные лампы (I класс опасности), аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом, (II класс опасности); масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены (III класс опасности), масла трансмиссионные отработанные (III класс опасности), масла моторные отработанные (III класс опасности), покрышки отработанные (IV класс опасности), резиноасбестовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак) (IV класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (IV класс опасности). Классы опасности указаны в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2003г. №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 02.12.2002 №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15.06.2001г. №511. В результате размещения отходов производства и потребления организация оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

На территории Общества зафиксированы следующие отходы производства и потребления: опилки древесные, загрязненные нефтепродуктами; мусор от бытовых помещений организаций несортированный; шины автомобильные отработанные; лом и отходы черных металлов.

При проведении проверки Обществом не представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012г.; не представлены копии платежных поручений, подтверждающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012г.

В соответствии с приказом Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты составляет: за 1 квартал 2012г. - до 20.04.2012г.; за 2 квартал 2012г. - до 20.07.2012г., за 3 квартал 2012г. - до 20.10.2012г.; за 4 квартал 2012г. - до 20.01.2013г. Копии платежных поручений, подтверждающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012г., не представлены.

В соответствии с представленными документами для проверки (разрешение на выброс загрязняющих веществ, справка о расходе дизельного топлива) инспектор произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности ООО «ГАРАНТ», а именно рассчитал плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на стационарных и передвижных источников предприятия за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012г. используя программный продукт «Экосфера Лайт», рекомендованный Управлением Росприроднадзором по Иркутской области. В результате расчетов инспектор получил следующие суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду: плата за сверхлимитные выбросы ЗВ за 1, 2, 3 кварталы 2012г. (по 34,77 руб. за квартал); плата за нормативные выбросы ЗВ за 4 квартал 2012г. (1,4 руб.); плата за выбросы от передвижных объектов за 1, 2, 3, 4 кварталы (143,93 руб., 52,38 р., 93,63 руб., 432,87 соответственно). Общая сумма платы, подлежащая уплате в бюджет от деятельности ООО «ГАРАНТ» за 2012г. (по представленным данным) должна составить 828,52 руб.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации.

Из оспариваемого постановления усматривается, что при проведении проверки Обществом не представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012г., не представлены копии платежных поручений, подтверждающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012г., при этом срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду составляет: за 1 квартал 2012г. - до 20.04.2012г.; за 2 квартал 2012г. - до 20.07.2012г., за 3 квартал 2012г. - до 20.10.2012г.; за 4 квартал 2012г. - до 20.01.2013г.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду наступает на следующий день, наступившим за установленным днем внесения такой платы, и который определятся днем не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Наступление указанной даты свидетельствует о совершении лицом противоправного деяния, в связи с чем с указанного момента начинает течь срок давности привлечения его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания в части не представления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012г. и не представления копии платежных поручений, подтверждающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012г., при установленном сроке уплаты – до 20.04.2012г. на день вынесения оспариваемого постановления 30.04.2013г. истек.

Вместе с тем указанное обстоятельство не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в части невнесения Обществом в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2012г.

Заявителем указано, что в оспариваемом постановлении отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны правонарушения: не указано, какие объекты и как эксплуатируются Обществом, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется Обществом.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки административным органом выявлены несоблюдения заявителем требований природоохранного законодательства.

Службой установлено, что Общество допустило несоблюдение экологических требований, а именно: не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Так согласно данным проверки при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «ГАРАНТ» образуются и накапливаются 8 видов отходов производства и потребления (составляющие обращения с отходами производства и потребления) I-IV класса опасности, а именно: ртутные люминесцентные лампы (I класс опасности), аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом, (II класс опасности); масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены (III класс опасности), масла трансмиссионные отработанные (III класс опасности), масла моторные отработанные (III класс опасности), покрышки отработанные (IV класс опасности), резиноасбестовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак) (IV класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (IV класс опасности). Классы опасности указаны в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2003г. №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 02.12.2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15.06.2001г. №511. В результате размещения отходов производства и потребления организация оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 2.4. Устава ООО «ГАРАНТ» к видам деятельности Общества относятся все виды деятельности, в том числе внешнеэкономические, не запрещенные российским законодательством.

В ходе проведения проверки Службой установлено, что основным видом деятельности Общества является деятельность автомобильного грузового транспорта, дополнительными - строительство зданий и сооружений, аренда строительных машин и оборудования с оператором.

В материалы административного дела представлены журналы учета движения отходов за четыре квартала 2012г., подтверждающие образование вышеназванных отходов в процессе осуществления деятельности Общества, договор на оказание услуг от 01.09.2011г. на вывоз ТБО. Сведений о переходе права собственности на отходы в договоре не отражено.

В ходе проведения проверки административным органом также установлено, что на территории ООО «ГАРАНТ» имеется источник с неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (внутренний проезд автотранспорта по предприятию).

Кроме того, материалы административного дела содержат проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработанный и утвержденный в 2012г., разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №66-РВ-275/12.

Данным проектом, в том числе, подтверждается наличие источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Срок действия разрешения с 31.10.2012г. по 09.10.2017г.

Исходя из названной инвентаризации источников выбросов, основным источником загрязнения окружающей среды является отапливаемый гараж.

В ходе проведения инвентаризации на предприятии выявлено три источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Всего предприятием выбрасывается шесть наименований загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу (1 твердый, 5 жидких и газообразных); годовой выброс составляет 0,117355 т/год загрязняющих веществ.

Гараж включает источники выделения загрязняющих веществ: двигатели автомашин, дорожной техники; въезд, выезд. В качестве загрязняющих веществ указаны: диоксид азота, оксид азота, углерод (сажа), сера диоксид, углерод оксид, у/в по керосину.

Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию и Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды Российской Федерации от 31.12.2010г. №579.

Диоксид азота, углерод (сажа), сера диоксид, углерод оксид включены в Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

Поскольку к источникам выбросов рассматриваемой инвентаризацией отнесен внутренний проезд автотранспорта, то выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух происходит как от стационарных, так и от передвижных источников.

Разрешение №66-РВ-275/12 подтверждает как наличие стационарного источника выбросов, так и виды вредных (загрязняющих) веществ, указанных в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. №632.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с возмещением экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

Объективную сторону образует бездействие, выразившееся в невнесении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный законом срок - платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2012г.

Субъектом данного правонарушения является лицо, оказывающее негативное воздействие на окружающую природную среду и обязанное вносить плату за такое воздействие.

Негативным воздействием на окружающую среду согласно статье 1 Закона №7-ФЗ является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Статьей 16 указанного Закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц в случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные статьей 16 Закона №7-ФЗ.

Закон №7-ФЗ полагает необходимым установить, что в результате деятельности юридического лица происходит воздействие на окружающую среду и что такое воздействие является негативным.

Из оспариваемого постановления Службы следует, что ООО «ГАРАНТ» привлечено к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. №632 утвержден «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Порядок).

Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) (пункт 1 Порядка).

В Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. №557, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006г. №8077 пунктом 1 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Материалами дела подтверждается, что в результате осуществления Обществом своей деятельности происходит негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, Общество обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Учитывая, что Обществом в установленные законом сроки за 2, 3, 4 кварталы
 2012г. плата за негативное воздействие на окружающую среду не производилась,
 административный орган пришел к выводу о наличии в действиях ООО «ГАРАНТ»
 объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. в пункте 16.1 Постановления №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Суд полагает установленным факт того, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, предусмотренная статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, судом установлено, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований законодательства, однако им не были предприняты достаточные меры для их соблюдения. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии таких мер в материалах дела не содержится.

ООО «ГАРАНТ» является юридическим лицом и обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершениям им юридических действий.

Материалами дела установлена и подтверждена вина Общества в совершении вмененного правонарушения.

По мнению заявителя, при вынесении обжалуемого постановления Службой не учтено, что помимо Общества по адресу: <...>, расположены и другие хозяйствующие субъекты, следовательно, административным органом не установлено, какое воздействие на окружающую среду оказывает каждое из хозяйствующих субъектов.

Данный довод не принимается судом внимание, поскольку дело об административном правонарушении возбуждено в отношении конкретного юридического лица – ООО «ГАРАНТ», следовательно, указанное обстоятельство не подлежит установлению в рамках рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.

Довод заявителя о том, что в ходе проведения проверки должностным лицом Службы могли быть установлены отходы, не образуемые Обществом, не принимается судом во внимание исходя из следующего.

Проведение замеров выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является составной частью производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха (пункт 6 Положения о производственном экологическом контроле, утвержденного директором Общества 02.05.2012).

Должностное лицо административного органа при проведении проверки исходило из анализа представленных заявителем Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (2012г.), Проекта нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу (2012 год), Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №66 -РВ-275/12 (01.11.2012г.).

ООО «ГАРАНТ» осуществляет как выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, так и сбор, накопление отходов производства и потребления, что является видами вредного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, данный довод Общества является несостоятельным и подлежит отклонению.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом Службы, осуществляющим в установленном федеральным законодательством порядке контроль за соблюдением порядка платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в обязанности которого входит рассматривать дела об административном правонарушении, что подтверждается постановлением Правительства Иркутской области от 17.05.2012г. №244-пп «О Службе по охране природы и озера Байкал Иркутской области», постановлением Правительства Иркутской области от 27.06.2012г. №360-пп «Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Иркутской области), приказом Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от 25.09.2012г. №5 пр-сл «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды».

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших административному органу полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в судебном заседании не установлено.

При назначении наказания Служба правомерно при отсутствии отягчающих обстоятельств назначило административный штраф в предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях минимальном размере – 50 000 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что постановление административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требования Общества следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования Общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ» отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ» из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную платежным поручением №77 от 08.05.2013г., в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья: Т.Ю.Мусихина