ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-6712/10 от 17.06.2010 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-6712/10-2

18.06.2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   17.06.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено   18.06.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Матининой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Уразаевой А.Р.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Заместителя прокурора Иркутской области

к Администрации муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области,

Муниципальному учреждению здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница,

Государственному унитарному территориально-производственному предприятию «Фармация»

о признании недействительным размещения заказа способом запроса котировок и муниципального контракта от 17.02.2009 № 1

от истца: не присутствует, уведомлен

от ответчиков: Администрация муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области – не присутствует, уведомлена;

Муниципальное учреждение здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница – не присутствует, уведомлено

Государственное унитарное территориально-производственное предприятие «Фармация» -

ФИО1 – доверенность от 10.01.2009

установил:

Заместитель прокурора Иркутской области обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании размещения заказа Администрацией муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области способом запроса котировок цен на поставку медикаментов для Муниципального учреждения здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница недействительным и признании муниципального контракта от 17.02.2009 № 1, заключенного между Муниципальным учреждением здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница и Государственным унитарным территориально-производственным предприятием «Фармация», недействительным.

Дело рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие истца и ответчиков (Администрация муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области, Муниципальное учреждение здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В обоснование заявленного требования истец указал, что, в нарушение части 1 статьи 45 и части 7.1 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Администрацией муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области не были размещены на официальном сайте муниципального образования извещение о размещении заказов путем проведения запроса котировок, проект муниципального контракта, а также протокол № 5 от 11.02.2009 заседания единой конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок на поставку медикаментов.

Администрация муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области в представленном отзыве с исковыми требованиями не согласна, по следующим основаниям: извещение о проведении запроса котировок цен на поставку медикаментов не было размещено на официальном сайте, в связи с отсутствием официального сайта у муниципального образования, но извещение было размещено в районной газете «Заря»; протокол № 5 от 11.02.2009 был опубликован на официальном сайте Иркутской области 11.02.2009; допущенные нарушения являются несущественными, не нарушают прав граждан, кроме того товар по данному контракту исполнителем поставлен заказчику в полном объеме, а заказчик оплатил поставленный товар.

Государственное унитарное территориально-производственное предприятие «Фармация» письменно пояснило, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ был подготовлен и передан в Единую комиссию по размещению заказов путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок цен при администрации Баяндаевского района пакет документов для участия в котировочной заявке, по результатам которой ГУТПП «Фармация» признана победителем, был подписан муниципальный контракт, по которому были отгружены лекарственные средства на сумму 425000 рублей, согласно ранее утвержденной спецификации.

Муниципальное учреждение здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница каких-либо письменных пояснений по существу заявленного требования не представило.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые требования о признании недействительным размещения заказа способом запроса котировок и муниципального контракта от 17.02.2009 № 1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Статья 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ предусматривает, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 42 вышеназванного Федерального закона одним из способов размещения заказа является запрос котировок, под которым понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В силу части 1 статьи 45 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведение запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 42 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до истечения указанного срока.

Согласно части 7.1 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.

Как усматривается из материалов дела, извещение о размещении заказов, проект контракта, а также протокол заседания единой конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок на поставку медикаментов № 5 от 11.02.2009 на официальном сайте муниципального образования не размещались. Ответчик данный факт не отрицает, а объясняет допущенное нарушение закона отсутствием официального сайта у Администрации муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области, в связи с чем извещение о размещении заказа было опубликовано в районной газете «Заря» № 1 (4607) от 17.01.2009, а протокол № 5 от 11.02.2009 опубликован на официальном сайте Иркутской области 11.02.2009. Доказательств размещения проекта муниципального контракта от 17.02.2009 № 1 на официальном сайте заказчика ответчиком не представлено.

Между тем, заказчиком по муниципальному контракту № 1 от 17.02.2009 на поставку медикаментов является Муниципальное учреждение здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница и финансирование по данному контракту осуществляется за счет местного бюджета, как видно из протокола № 5 от 11.02.2009. Кроме того, на запрос прокурора Баяндаевского района Муниципальное учреждение здравоохранения Баяндаевская районная больница в письме от 22.01.2010 № 28 сообщает, что размещением заказов путем запроса котировок цен занимается специализированная организация, которой является отдел по проведению торгов Муниципального образования «Баяндаевский район», информационное обеспечение размещения заказов также входит в их функции.

Таким образом, опубликование извещения о размещении заказа в газете и протокола № 5 от 11.02.2009 на официальном сайте Иркутской области, не освобождает от обязанности разместить данную информацию на официальном сайте заказчика, что предусмотрено частью 1 статьи 45 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нарушения предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, учитывая, что нарушения положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при размещении заказа Администрацией муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области способом запроса котировок цен на поставку медикаментов для Муниципального учреждения здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница имели место, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, требование Заместителя прокурора Иркутской области о признании недействительным размещения заказа способом запроса котировок и муниципального контракта от 17.02.2009 № 1 признано судом обоснованным, и подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 110 АПК РФ, с ответчиков - Муниципального учреждения здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница и Государственного унитарного территориально-производственного предприятия «Фармация», - подлежит взысканию в доход Федерального бюджета РФ государственная пошлина в равных долях (по 4000 рублей соответственно), поскольку ответчик - Администрация муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным размещение заказа Администрацией муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области способом запроса котировок цен на поставку медикаментов для Муниципального учреждения здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница.

Признать недействительным муниципальный контракт от 17.02.2009 № 1 на поставку медикаментов, заключенный между Муниципальным учреждением здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница и Государственным унитарным территориально-производственным предприятием «Фармация».

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения Баяндаевская центральная районная больница в доход Федерального бюджета РФ 4000 рублей расходов по государственной пошлине.

Взыскать с Государственного унитарного территориально-производственного предприятия «Фармация» в доход Федерального бюджета РФ 4000 рублей расходов по государственной пошлине.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья: Л.Н.Матинина