ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-6786/08 от 08.07.2008 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

664025, <...>,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. <***>, факс <***>

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-6786/08-58

«10» июля 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 08.07.2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10.07.2008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Дягилевой И.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ершовой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Иркут БКТ»

к Администрации г. Иркутска

о признании недействительным ненормативного акта

при участии:

от заявителя – ФИО1, дов. от 11.01.2008г.

от заинтересованного лица – ФИО2, дов. от 01.04.2008г. № 059-72-118/8, ФИО3, дов. от 24.04.2008г. № 059-72-148/8,

установил:

ЗАО «Иркут БКТ» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области к Администрации г. Иркутска о признании протокола апелляционной комиссии № 3 по вопросу правильности определения кадастровой стоимости земельных участков от 28.04.2008г. недействительным в части кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью 9135,39 кв.м., составляющей 7290041,22 руб., как несоответствующий подп. 2.2.2 п. 2 главы 2, абз. 2 подп. 2.7.1 Методических указаний по государственной оценке земель населённых пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития от 15.02.2007г. № 39.

Администрация г. Иркутска в отзыве с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что оспариваемый акт не подпадает под понятие ненормативного правового акта, поскольку носит лишь рекомендательный характер и не нарушает права заявителя. Кроме того, лицо, принявшее оспариваемый протокол не входит в структуру Администрации г. Иркутска.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 02.07.2008г. до 08.07.2008г.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, Арбитражный суд Иркутской области не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО «Иркут БКТ» обратилось в КУМИ г. Иркутска с заявкой о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на апелляционной комиссии.

Поскольку, по мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка рассчитана неверно и завышена, в связи с неверным отнесением земельного участка по функциональному использованию к землям под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса вместо к землям под промышленными объектами, им подана заявка в порядке п. 8.2 Положения о земельном налоге на территории г. Иркутска (Решение Думы г. Иркутска «Об установлении и введении в действие земельного налога и о положении о земельном налоге на территории г. Иркутска» от 23.11.05 г.) о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в КУМИ г. Иркутска для рассмотрения ее на апелляционной комиссии.

В протоколе № 3 от 28.04.2008 г. Апелляционной комиссии указано, что ФГУП Восточно-Сибирского филиала. «Госземкадастрсъемка» правильно определил вид функционального использования рассматриваемых земельных участков: в соответствии с Типовым перечнем видов функционального использования земель, утвержденным для государственной кадастровой оценки, следовательно, кадастровая стоимость земельных участков определена без нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации о проведении кадастровой оценки земель поселений.

Заявителю направлено письмо № 505-70-4118/8 от 04.05.2008 г. за подписью председателя КУМИ г. Иркутска с приложением протокола апелляционной комиссии.

Так как, заявитель не согласен с решением апелляционной комиссии, он обратился в суд с требованием о признании незаконным Решения апелляционной комиссии № 3 от 28.04.2008 г. по вопросу признания правильности определения кадастровой стоимости земельного участка ЗАО «Иркут БКТ», расположенного по адресу: <...>.

Вместе с тем, арбитражный суд считает доводы заявителя несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической, незаконно возлагают на них какие – либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по данному делу входят факты:

- является ли апелляционная комиссия, решение которой оспаривается, органом,

- имеются ли несоответствия закону оспариваемого решения,

- нарушены ли права заявителя данным решением.

В п.п. 8.2 Решения Думы г. Иркутска «Об установлении и введении в действие земельного налога и о положении о земельном налоге на территории г. Иркутска», принятого на 18 заседании 23.11.05 г. указано, что землепользователь подает заявку о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска для рассмотрения ее на апелляционной комиссии. Апелляционная комиссия включает в состав представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, а также по согласованию представителей территориального отдела по г. Иркутску Управления Роснедвижимости по Иркутской области, постоянной комиссии по собственности и земельным отношениям Думы г. Иркутска, ФГУП «Земельная кадастровая палата по Иркутской области», ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, УФНС РФ по Иркутской области и УОБАО. Состав апелляционной комиссии утверждается распоряжением председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска.

Между тем, материалы дела не содержат доказательств того, что распоряжение о составе апелляционной комиссии издавалось.

Как следует из ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие специальными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 28 Устава г. Иркутска установлена структура органов городского самоуправления, а именно, к органам городского самоуправления города Иркутска относятся: глава города Иркутска - мэр города, представительный орган города Иркутска - Дума города Иркутска, исполнительно-распорядительный орган города Иркутска - администрация города Иркутска, контрольный орган города Иркутска - Контрольно-счетная палата города Иркутска, избирательная комиссия города Иркутска.

Исходя из вышеизложенного, апелляционная комиссия не является органом местного самоуправления, и не обладает властными полномочиями, доказательств обратного, как того требуют условия положений ст. 65 АПК РФ, заявителем в материалы дела не представлено.

Доводы заявителя о том, что апелляционная комиссия является органом администрации, так как протокол апелляционной комиссии утвержден председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом, не принимаются судом на основании вышеуказанных положений закона и Устава г. Иркутска.

Кроме того, указание в п.п. 8.2 решения Думы от 23.11.2005 г. на то, что землепользователь подает заявку о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка не свидетельствует о полномочиях апелляционной комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, так как в п.п. 8.1 данного решения Думы установлено, что пересмотр результатов государственной кадастровой оценки земель и перерасчет кадастровой стоимости земельных участков производится в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствии с п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства № 316 от 08.04.2000 г., государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.

Таким образом, апелляционная комиссия не сформирована в установленном порядке, что является обязательным условием для статуса органа, компетенция комиссии не определена, в том числе и в вышеуказанном пункте решения.

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что апелляционная комиссия не является органом местного самоуправления, либо иным органом, то есть не обладает статусом органа, не создавалась в установленном решением Думы г. Иркутска порядке, в связи с чем, обжалуемое решение апелляционной комиссии от 28.04.2008 г., не может быть квалифицировано как решение органа, и фактически является выражением мнения представителей различных органов, следовательно, возникновение каких-либо правовых последствий не влечет, обратного заявителем не доказано.

При таких обстоятельствах, решение апелляционной комиссии, выраженное в протоколе № 3 от 28.04.2008 г., не является обязательным для исполнения или применения как государственными органами, так органами местного самоуправления и юридическими лицами, в том числе и органом, определяющим кадастровую стоимость земельных участков.

Следовательно, не являясь решением органа, указанное решение не является предметом рассмотрения в арбитражном суде по вопросу его соответствия закону и нарушения им прав заявителя.

Доводы заявителя о неправильности расчета кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...>, не относятся к предмету доказывания по настоящему делу, поскольку данное требование заявлено к ненадлежащему ответчику.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая, что апелляционная комиссия не является органом, так как не обладает властными полномочиями, не сформирована в установленном порядке и не предусмотрена в качестве органа местного самоуправления законом или Уставом г. Иркутска, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать на основании ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава г. Иркутска, п.п. 8.1, 8.2 решения Думы г. Иркутска от 23.11.05 г., ст. ст. 65, 198 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный арбитражный суд в течении месяца со дня его принятия.

Судья И.П.Дягилева