ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-68/15 от 05.03.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                       Дело  №А19-68/2015

« 12 » марта 2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2015 г.

Решение  в полном объеме изготовлено 12 марта 2015 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Центральное» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665268, <...>)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665268, <...> «а»)

о признании незаконным в части решения от 12.09.2014 № 048 026 14 РК 0006968,

 при участии в заседании представителей

от заявителя: ФИО1 – генеральный директор (распоряжение от 15.05.2013 № 197-рк);

от органа, принявшего оспариваемый акт: ФИО2 - представитель по доверенности от 16.12.2014 № СВ-09/12798;

установил:

           Муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Центральное» (далее – МУСХП «Центральное») обратилось в Арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (далее – УПФР в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области) о признании незаконным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.09.2014 № 048 026 14 РК 0006968 в части привлечения к ответственности  по части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде взыскания штрафа в размере 39 256,88 руб.

Представитель МУСХП «Центральное» в судебном заседании заявленные требования в уточненном виде поддержал.   

Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании требования заявителя не признал, подержав позицию, изложенную в отзыве.

Из материалов дела следует, что МУСХП «Центральное» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.04.2003 за основным государственным регистрационным номером <***>.

Управлением пенсионного фонда по результатам камеральной проверки представленного предприятием расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2014 установлено нарушение установленного срока представления названного расчета, о чем составлен акт камеральной проверки от 08.08.2014 № 04802630005688.

12.09.2014 заместителем руководителя УПФР в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области вынесено решение № 048 026 14 РК 0006968 о привлечении МУСХП «Центральное» к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, что составило 39256,88 руб. предприятию начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 86,31 руб.

Не согласившись с решением от 12.09.2014 № 048 026 14 РК 0006968 в части привлечении к ответственности, МУСХП «Центральное» обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным в оспариваемой части. 

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу. 

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В силу статьи 10 Закона № 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

 не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В силу пункта 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ) плательщики страховых взносов, производившие за предшествующий календарный год выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц средней списочной численностью свыше 50 человек, обязаны отчитываться перед внебюджетными фондами в форме электронных документов по установленным форматам

Таким образом, по состоянию на май 2014 года расчет формы РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2014 должен быть направлен плательщиком страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи не позднее 15.05.2014.

Приказом Минтруда России от 22.10.2012 № 329н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом госуслуги по приему расчетов по страховым взносам от страхователей утвержден (далее - Регламент). Согласно пункту 50 данного документа прием расчета, представленного по телекоммуникационным каналам связи, и выполнение проверок соответствующего файла на наличие ошибок, определяющихся при проверке программным комплексом, и корректность электронной подписи осуществляются автоматически программным обеспечением, осуществляющим прием расчета по ТКС.

При этом если в файле присутствуют неустранимые ошибки и замечания либо он не прошел форматно-логический контроль, не позднее одного рабочего дня после приема и регистрации расчета в территориальном органе ПФР заявителю направляется уведомление о невозможности принятия расчета и ее причинах.

Результатом приема и регистрации Расчета, представленного в форме электронного документа, является формирование территориальным органом ПФР уведомления о подтверждении приема Расчета в форме электронного документа на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (пункт 52 Регламента).

Согласно части 1 статьи 40 Закона № 212-ФЗ виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Федеральным законом № 212-ФЗ установлена ответственность, признается нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета является нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей (часть 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ, составляет нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Указанная норма не предусматривает привлечение к ответственности за представление отчетности, содержащей нарушения правил ее заполнения и непрошедшей форматно-логистический контроль.

В данном случае непринятие фондом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, первоначально представленного страхователем 14 мая 2014 года, не может являться основанием для привлечения общества к ответственности за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Довод управления о том, что пенсионный фонд не мог принять представленный расчет, содержащий ошибки (не прошел форматно-логистическую проверку ввиду  ошибок в структуре файла), поскольку это противоречит Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного приказом Минтруда России от 22 октября 2012 года N 329н, не принимается судом, поскольку в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 18 августа 2014 года N 14-20/10448 указано, что в случае представления плательщиком Расчета в установленный Законом N 212-ФЗ срок наличие ошибок при проведении форматно-логического контроля не может являться основанием для применения штрафных санкций.

Поскольку в рассматриваемой ситуации расчет РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2014 представлялся по телекоммуникационным каналам связи, то в данных правоотношениях датой исполнения заявителем своей обязанности по представлению расчета является дата его передачи в органы Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи самостоятельно либо дата передачи указанных сведений специализированному оператору связи для их отправки.

Из представленных заявителем подтверждений получения сведений ПФР от 14.05.2014 (в 12:50 и в 17:41), протоколов контроля отчетности ПФР от 14.05.2014 (время отправки протокола 12:51:19 и 17:42:29) следует, что до наступления установленного законом срока (15.05.2014) заявитель дважды передавал в орган Пенсионного фонда РФ по телекоммуникационным каналам связи расчет РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2014. Данная отчетность органом Пенсионного фонда была получена, что подтверждается подтверждением получения (л.д. 21-24).

Согласно протоколам контроля – статус контроля «отрицательный». Отчеты не приняты. К обработке органом Пенсионного фонда РФ был принят только расчет, представленный 16.05.2014 (протокол проверки от 16.05.2014 16:37) (л. д. 43).

Основанием для привлечения МУСХП «Центральное» к ответственности по части 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ явилось нарушение  срока представления расчета формы РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2014, поскольку вместо установленного срока не позднее 15.05.2014,  расчет представлен 16.05.2014. При этом Пенсионный фонд, подтвердив факт первоначального представления расчета 14.05.2014 по ТКС и 15.05.2014 по почте, указал, что в представленных расчетах выявлены ошибки, в связи с чем, отчетность не была принята.  

Между тем,  факт того, что  первоначально представленные расчеты РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2014 содержали ошибки в структуре файла, в связи с чем, не прошли форматно-логистическую проверку, не может свидетельствовать о нарушении срока представления отчетности. Отрицательный протокол проверки отчетности не является доказательством непредставления отчетности в установленный срок.

Данная позиция согласуется с подходом, изложенным в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 03.12.2014 № Ф09-8282/14 по делу № А47-926/2014, постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 15.01.2015 № 02АП-11185/2014 по делу № А82-15121/2014, Определение ВАС РФ от 06.08.2013 № ВАС-10205/13 по делу № А34-4055/2012.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у УПФР в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области не имелось оснований для привлечения МУСХП «Центральное» к ответственности по части 1статьи 46 Закона № 212-ФЗ.  

Кроме того, суд обращает внимание, что с 1 января 2015 года изменен срок представления указанной отчетности ввиду внесения изменений в пункты 1 и 2 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ   Федеральным законом от 01.12.2014 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования". В частности, плательщики страховых взносов ежеквартально представляют  расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Соответственно, если бы был установлен факт нарушения срока представления расчета и вина страхователя в его непредставлении в установленный срок была установлена и доказана  УПФР в г. Тулуне и Тулунском районе, оспариваемое решение не могло быть исполнено ввиду отмены обязанности по представлению отчетности в форме электронного документа в срок до 15 числа.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

Ввиду  устранения обязанности по представлению расчета в форме электронного документа в срок до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом,  не может быть применена и ответственность за нарушение этого срока.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что привлечение МУСХП «Центральное» к ответственности по части 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 39 256,88 руб. не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

 В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ  арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, заявленные требования МУСХП «Центральное» о признании незаконным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах  от 12.09.2014 № 048 026 14 РК 0006968 в оспариваемой части подлежат удовлетворению.     

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной МУСХП «Центральное» при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 2000 руб. по платежному поручению от 15.12.2014 № 600 подлежат взысканию в пользу заявителя с УПФР в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.09.2014 № 048 026 14 РК 0006968 в части привлечения Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Центральное» к ответственности  по части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде взыскания штрафа в размере 39 256,88 руб.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области в пользу Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Центральное» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                           Н.Г. Позднякова