ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-6980/17 от 23.08.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск                                                                                               Дело № А19-6980/2017

«28»  августа  2017 г.                                                                            

 Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 августа 2017 г.

 Полный текст решения изготовлен 28 августа 2017 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Пантера» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664053, <...>)

к Комитету городского благоустройства Администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664011, <...>),

третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ИРКУТСКАВТОТРАНС» Г. ИРКУТСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>),

о признании незаконным решения от 13.01.2017 № 405-70-85/17,

при участии в заседании 

от заявителя: ФИО1 (генеральный директор, выписка из ЕГРЮЛ); ФИО2 - представитель по доверенности от 11.01.2017; 

от Комитета городского благоустройства Администрации города Иркутска: ФИО3 - представитель по доверенности от 23.06.2017 № 405-70-2328/7;

от третьего лица: ФИО4 - представитель по доверенности от 28.03.2017;

   установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Пантера» (далее – ООО «Пантера») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету городского благоустройства Администрации города Иркутска о признании незаконным решения, оформленного письмом от 13.01.2017 № 405-70-85/17, об отказе во включении в реестр муниципальных  маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске сведений о маршруте № 30 «Ново-Ленино-Центральный рынок», представленных ООО «Пантера» в обращении от 17.08.2015.

 Определением от 31.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ИРКУТСКАВТОТРАНС» Г. ИРКУТСКА (далее – МУП «ИАТ»).

Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования о признании незаконным решения от 13.01.2017 № 405-70-85/17. 

Представитель Комитета городского благоустройства Администрации города Иркутска в судебном заседании требования заявителя не признал.

Представитель третьего лица – МУП «ИАТ» просил отказать в удовлетворении требований заявителя. 

17.08.2015 ООО «Пантера» в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направило в Комитет городского обустройства администрации города Иркутска сведения о маршруте регулярных перевозок №30 «Н.Ленино – Центральный рынок» для включения в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске (вх. № 403-58-1581/5).

В связи с тем, что в установленный законом срок каких-либо действий, направленных на рассмотрение обращения общества, Комитетом не было совершено, ООО «Пантера» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в уклонении от включения в Реестр муниципальных маршрутов (утвержденный распоряжением заместителя мера - председателя комитета городского обустройства администрации г. Иркутска от 31.12.2015 года №404-02-687/15) и его последующие редакции сведений, представленных заявителем в документах согласно описи (зарегистрированной Комитетом городского обустройства администрации города Иркутска 12.08.2015) о маршруте, содержащемся в указанном реестре с порядковым номером муниципального маршрута №30; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления отдельного маршрута; обязании выдать заявителю свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по спорному маршруту.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.11.2016 по делу № А19-4611/2016 требования ООО «Пантера» в части признания незаконным оспариваемого бездействия удовлетворены. На Комитет городского обустройства администрации города Иркутска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Пантера» путем рассмотрения в течение 30 дней обращения ООО «Пантера» (входящий от 17.08.2015) о включении сведений о маршруте № 30 «Н.Ленино - Центральный рынок» в реестр муниципальных  маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске.

Во исполнение решения суда Комитет городского обустройства администрации города Иркутска по результатам рассмотрения обращения ООО «Пантера» от 17.08.2015 направил в адрес общества письмо от 13.01.2017 № 405-70-85/17, согласно которому заявителю отказано во включении сведений о маршруте № 30 в Реестр.

В обоснование отказа Комитет указал, что заявителем в подтверждение осуществления регулярных перевозок по маршруту № 30 представлены документы, не предусмотренные частью 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ. Сведения о маршруте поданы обществом за пределами установленного срока, который составляет тридцать дней со дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ, и который истек 13.08.2015.

ООО «Пантера», полагая, что изложенный в письме от 13.01.2017 № 405-70-85/17 отказ во включении в Реестр маршрута № 30 является незаконным, нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании 16.08.2017, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 15 часов 23.08.2017. После перерыва в судебное заседание явились: представители заявителя ФИО1, ФИО2, представитель Комитета городского благоустройства Администрации города Иркутска ФИО3, представитель третьего лица ФИО4 

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав  материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании решения незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

 С 14.07.2015 вступил в силу  Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ).

Согласно статье 1 названного Федерального закона он регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Статьей 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации; отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены следующие сведения:

1) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре;

2) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления;

3) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;

4) наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты;

5) наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок;

6) протяженность маршрута регулярных перевозок;

7) порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок);

8) вид регулярных перевозок;

9) виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса;

10) экологические характеристики транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок;

11) дата начала осуществления регулярных перевозок;

12) наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя (в том числе участников договора простого товарищества), осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок;

13) планируемое расписание для каждого остановочного пункта (для межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти);

14) иные требования, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).

К задачам Комитета городского обустройства отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению города и организация транспортного обслуживания населения в границах города Иркутска отнесены (пункт 12 Положения о Комитете городского обустройства администрации города Иркутска, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 27.05.2011 № 005-20-230343/1). Согласно официальному сайту администрации города Иркутска admirk.ru, указанный реестр является приложением к распоряжению заместителя мэра - председателя комитета городского обустройства и утверждается его распоряжением.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ установлено, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, установлено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.

Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

В обращении от 17.08.2015 заявитель представил в Комитет городского обустройства администрации города Иркутска сведения, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, в отношении выполняемого им маршрута регулярных перевозок № 30 «Ново-Ленино-Центральный рынок».

Из части 2 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ следует, что по истечении тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона уполномоченные органы, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:

1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;

2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.

Таким образом, возможность отказа во включении сведений о маршрутах в Реестр муниципальных маршрутов предусмотрена законом.

Вместе с тем, такое право не должно применяться органом государственной власти либо органом местного самоуправления произвольно, вопреки целям правового регулирования либо с намерением ограничить права юридических лиц и предпринимателей.

С учетом анализа положений части 2 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, отказ во включении сведений в Реестр муниципальных маршрутов допускается лишь при установлении в процессе проверки фактов того, что направившее сведения лицо не осуществляло после дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ регулярные перевозки либо осуществляло перевозки в отсутствие разрешения, заключенного договора и паспорта маршрута, а значит, автоматически влекло бы невозможность представления сведений, перечисленных в части 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ, или их недостоверность.

В соответствии со статьей 1 Закона № 220-ФЗ положениями названного Федерального Закона регулируются отношения по организации регулярных перевозок пассажиров, в том числе допуск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, контроль за осуществлением регулярных перевозок. Положения названного Закона призваны усовершенствовать решение вопросов по организации регулярных перевозок, для улучшения качества их осуществления. Ведение вышеуказанных реестров необходимо в первую очередь для упорядочивания деятельности перевозчиков и облегчения процесса контроля за осуществляемой ими деятельностью.

На день официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ ООО «Пантера» осуществляло регулярные перевозки, в связи с чем,  названные основания неприменимы к данному перевозчику. Данный факт не оспаривается Комитетом.

Перевозчик, обращаясь в Комитет с заявлением о включении в Реестр муниципальных маршрутов от 17.08.2015, исходил из даты опубликования Федерального закона от 13.07.2015  № 220-ФЗ в печатных изданиях:  «Российская газета», №156 от 17.07.2015;  «Собрание законодательства Российской Федерации» от 20.07.2015 №29.

Названные печатные издания также являются официальными источниками опубликования законодательных актов Российской Федерации. Следовательно, 30-дневный срок на обращение, исходя из даты опубликования закона в указанных печатных изданиях,  не был пропущен ООО «Пантера».

Даже если исходить из позиции ответчика о начале отсчета тридцатидневного срока на обращение в Комитет с соответствующим заявлением с даты официального опубликования Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ на официальном интернет-портале правовой информации по адресу http://www.pravo.gov.ru   -14 июля 2015 года, то ООО «Пантера» указанный срок пропущен всего на 2 рабочих дня (срок подачи заявления истекал- 13.08.2015 (четверг), заявление ООО «Пантера» подано  17.08.2015 (понедельник).

Статьей 39 Федерального закона № 220-ФЗ не установлено пресекательных сроков для обращения в уполномоченный орган. В то же время положениями данной статьи не предусмотрены основания для отказа во включении сведений в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок. Из анализа вышеуказанных положений статьи 39 Закона следует, что ими регулируется порядок организации деятельности уполномоченных органов в вопросах соблюдения процедуры оформления необходимых документов, подтверждающих право перевозчиков на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Судом установлено, что ООО «Пантера» осуществляло пассажирские перевозки по маршруту № 30 на основании паспорта автобусного маршрута, схемы маршрута, выданных заявителю в соответствии с ранее действовавшим порядком.

 Законность осуществления перевозок по рассматриваемому маршруту обществом «Пантера» Администрацией города Иркутска не оспаривалась, что следует из материалов переписки между обществом и Комитетом (заявление ООО «Пантера» о намерении осуществлять автобусные регулярные перевозки от 11.12.2013 вх. № 428-58-772/3, гарантийные письма от 05.12.2013, ответ Департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Иркутска от 12.12.2013 № 430-75-1463/1), актов обследования дорожных условий маршрута №30 «Ново-Ленино-Ц.рынок», расписки о приеме документов от 29.09.2015, согласно которой ООО «Пантера» представило в отдел пассажирских перевозок управления транспорта Комитета городского обустройства администрации города Иркутска документы для заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 30.

Кроме того, ООО «Пантера», осуществляющему пассажирские перевозки по маршруту № 30 на основании ранее выданного паспорта маршрута, Управлением транспорта Комитета городского обустройства администрации города Иркутска на срок с 25.07.2016 по 26.09.2016 были выданы соответствующие карты маршрута регулярных перевозок серии 38 №№ 000869-000889, что является косвенным доказательством признания ООО «Пантера» перевозчиком, имеющим  право осуществлять перевозку пассажиров по маршруту № 30. Однако, в Реестр муниципальных маршрутов перевозчик включен не был в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ.

Назначение Реестра муниципальных маршрутов состоит в том, чтобы в него были включены все действующие маршруты регулярных перевозок, поэтому уполномоченный орган не вправе отказать во включении в Реестр муниципальных маршрутов сведений о маршрутах легально работающих перевозчиков, имеющих намерение продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность в указанной сфере. Переходные положения Федерального закона № 220-ФЗ направлены на то, чтобы перевозчики продолжили свою деятельность до получения свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам и новых карт маршрутов и далее, а не для ограничения их доступа на рынок регулярных перевозок.

Невключение сведений о маршрутах регулярных перевозок в Реестр муниципальных маршрутов влечет невыдачу перевозчику карты соответствующих маршрутов, а в последующем свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок и новых карт маршрутов, а значит, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку фактически влечет запрет на осуществление регулярных перевозок.

Проверка сведений в отношении маршруту, деятельность по которому осуществлялась заявителем, на предмет их полноты и соответствия требованиям, предъявляемым законодательством в рамках осуществления пассажирских перевозок, Комитетом, как того требуют положения части 2 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, не проводилась.

Решение от 13.01.2017 № 405-70-85/17 об отказе во включении сведений в Реестр муниципального маршрута было вынесено Комитетом с нарушением правил части 2 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, а именно за пределами максимально возможного 180-дневного срока (после 17.08.2015), что исключило возможность направления перевозчиком дополнительных сведений.

Учитывая поведение ответчика по длительному (свыше года) нерассмотрению обращения перевозчика по существу, суд полагает, что доводы Комитета городского обустройства администрации города Иркутска о том, что  сведения, представленные о  маршруте не подлежат включению в Реестр муниципальных маршрутов в связи с подачей таких сведений за пределами установленного тридцатидневного срока,  являются со стороны ответчика злоупотреблением права, которое защите не подлежит.

Ответчик, достоверно зная об обращении ООО «Пантера» с заявлением от 17.08.2015 о включении в Реестр муниципальных маршрутов,  в период после получения от ООО «Пантера» сведений о выполняемых ими маршрутах, проводит открытый конкурс на право осуществления перевозок  по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске № 30 «Ц. Рынок - Н. Ленино (больница №8)», по результатам которого был заключен договор с перевозчиком - МУП «ИАТ». 

Как следует из письма от 13.01.2017 № 405-70-85/17, основанием для отказа во включении в Реестр маршрута № 30 явилось представление заявителем документов, не предусмотренных частью 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ. В частности, Комитет указал, что сведения, представленные для включения в реестр муниципальных маршрутов, должны быть подтверждены заключенными с перевозчиками договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок и т.д. Обществом же представлены только лицензия и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

 Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку в рассматриваемом случае ООО «Пантера» представило в Комитет все необходимые сведения, из буквального толкования части 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ следует, что перевозчики представляют сведения о выполняемых им маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального (о регистрационном и порядковом номере маршрута, наименовании маршрута, наименованиях промежуточных остановочных пунктов и т.д.).

В свою очередь, Комитет в нарушение требований части 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ проверку предоставленных обществом сведений на предмет их достоверности (в том числе на основании данных, имеющихся в Администрации) не осуществил.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ следует, что решение о включении сведений в реестры либо об отказе во включении указанных сведений принимаются уполномоченным органом до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона по результатам проверки сведений, предусмотренных частью 1 названной статьи.

То есть, учитывая, что общество обратилось в уполномоченный орган с утвержденным паспортом маршрута регулярных перевозок, уполномоченный орган в соответствии с требованиями части 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ должен был произвести проверку предоставленных сведений и только потом принимать решение о включении либо об отказе во включении сведений в реестр о маршруте.

Поскольку в части 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ законодателем установлен 180-дневный период проверки сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, суд считает, что при обращении в уполномоченный орган в течение указанного срока, уполномоченный орган не вправе был отказывать обществу в рассмотрении предоставленных им сведений. Названным Федеральным законом не предусмотрен отказ во включении сведений в соответствующие реестры за нарушение сроков подачи сведений.

Аналогичный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2017 № 306-КГ16-19713  по делу № А12-9573/2016.

Таким образом, оспариваемый отказ Комитета противоречит положениям статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, существенным образом нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, подлежит признанию незаконным. 

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

 В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе,  указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «Пантера» подлежат удовлетворению в полном объеме. 

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной заявителем при подаче заявления в суд государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат взысканию с Комитета городского благоустройства Администрации города Иркутска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение  Комитета городского обустройства администрации города Иркутска, оформленное письмом от 13.01.2017 №405-70-85/17,  об отказе во включении  в реестр муниципальных  маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске сведений  о маршруте №30 «Ново-Ленино-Центральный рынок», представленных Обществом с ограниченной ответственностью  «Пантера» в обращении от 17.08.2015.

Обязать Комитет городского обустройства администрации города Иркутска устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Пантера» в соответствии с нормами действующего законодательства.

Взыскать с Комитета городского обустройства администрации города Иркутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Пантера» расходы по оплате  государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня его  принятия.     

Судья                                                                                                          Н.Г. Позднякова