ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-7050/19 от 23.05.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                   Дело  №А19-7050/2019

« 28 » мая 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2019 г.

Решение  в полном объеме изготовлено 28 мая 2019 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (ОГРН 1083808001144, ИНН 3808172278, место нахождения: 664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д. 18)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Вектор Т» (ОГРН 1093805000123, ИНН 3805709370, место нахождения: 666671, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Братская, д. 50А)

о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии  в заседании

от административного органа: Хамарханова Е.М., доверенность от 21.01.2019 № 7;

от лица, привлекаемого к ответственности: не явились;

      установил:

Заявление подано о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Вектор Т» (далее - ООО «Вектор Т») к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В судебном заседании представитель административного органа заявленные требования поддержал.

ООО «Вектор Т», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв по делу, ходатайство о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

 Из материалов дела следует, что ООО «Вектор Т» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.01.2009 за основным государственным регистрационным номером 1093805000123. 

В соответствии с лицензией от 03.08.2018 № 38 РПА 0000144, выданной Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, сроком действия до 24.04.2021, ООО «Вектор Т» разрешено осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции по месту нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, расположенных по адресам, указанным в приложении № 1 к лицензии (всего 46 обособленных подразделений).

05.09.2018, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фианит» (ИНН 3816027563) по заявление о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, Службой установлено, что по заявленному адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. Партизанская, д. 130, магазин «Виноград» имеется действующая лицензия на розничную продажу алкогольной продукции от 03.08.2018 № 38 РПА 0000144, выданная ООО «Вектор Т».  

 На основании задания от 18.12.2018 № 195/08/18 Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическим лицом в отношении ООО «Вектор Т» с целью оценки соблюдения обществом обязательных требований, установленных абзацем 1 пункта 10 статьи 16, абзацем 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ). 

В рамках проведенного мероприятия Службой выявлен факт осуществления розничной продажи алкогольной продукции при отсутствии у ООО «Вектор Т» права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, на стационарный торговый объект и складские помещения по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. Партизанская, д. 130, магазин «Виноград».

По данному факту Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области составлен протокол об административном правонарушении от 28.02.2019 № 182/08/19-ю, в котором отражен факт совершения ООО «Вектор Т» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, выразившегося в обороте алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований.

На основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ Служба обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ООО «Вектор Т» к административной ответственности.  

Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 № 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 данного Закона.

За несоблюдение указанного запрета установлена административная ответственность. В частности, частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Следовательно, объективную сторону данного административного правонарушения образует оборот алкогольной продукции, в том числе и розничная ее продажа, с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

При этом под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

К лицензионным требованиям с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть отнесены требования о наличии у соискателя лицензии и у лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании и необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности.

Из подпункта 6 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.

Согласно пункту 10 статьи 16 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.

Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 1278-О и от 20.02.2014 № 406-О, данная норма направлена на обеспечение надлежащего контроля за достоверностью сведений, содержащихся в документах, представленных в лицензирующий орган для получения лицензии, в том числе подтверждающих законность оснований использования стационарных торговых объектов и складских помещений.

Абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, запрещается.

В рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение требований абзацев 1 и 2 пункта 10 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, которые признаются лицензионными, и которые при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции не допускается нарушать.

При применении пункта 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ необходимо учитывать положения гражданского законодательства.

Пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

На основании пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В ходе проверки лицензионным органом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 29.03.2018 № 38/000/003/2018-73534 нежилое помещение по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. Партизанская, д. 130, магазин «Виноград», находилось в аренде у ООО «Вектор Т» с 08.08.2013 по 08.08.2018.

Распоряжением Службы от 21.09.2018 № 3809-ср, на основании заявления ООО «Вектор Т» от 04.09.2018 о переоформлении лицензии магазин «Виноград», расположенный потадресу6 Иркутская область, г. Тайшет, ул. Партизанская, д. 130, исключен из лицензии от 03.08.2018 № 38 РПА 0000144.

Согласно «Журналу учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 06.08.2018 (дата окончания договора аренды) по 21.09.2018, сформированному в Интернет-сервисе «Личный кабинет» https://service.fsrar.ru/cabinet/home) на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в магазине «Виноград» по вышеуказанному адресу ООО «Вектор Т» осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции в период с 09.08.2018 по 14.08.2018.Объем розничных продаж составил 4,655 дал, количество реализованной продукции 76 шт. 

Таким образом, Службой установлено, что обществом при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции допущено нарушение требований абзаца 1 пункта 10 статьи 16, абзаца 24 пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ, поскольку в период с 09.08.2018 по 14.08.2018 у ООО «Вектор Т» отсутствовало право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, срок которой определен договором и составляет один год и более, на стационарный торговый объект и складские помещения по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул. Партизанская, д. 130, магазин «Виноград».

Объем реализованной ООО «Вектор Т» алкогольной продукции при отсутствии в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений составляет 4,655 дал, количество реализованной алкогольной продукции - 76 шт.

Допущенное нарушение лицензионных требований, определенных пунктом 10 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, обществом  не оспаривается и подтверждается, в том числе, копиями журналов учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.03.2018 № 38/000/003/2018-73534, распоряжением Службы от 21.09.2018 № 3809-ср, протоколом об административном правонарушении от 28.02.2019 № 182/08/19-ю. 

Таким образом, в действиях ООО «Вектор Т» содержится состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе,  об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае имеющимися в материалах дела доказательствами, пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, подтверждается вина ООО «Вектор Т» в совершении вменяемого административного правонарушения. 

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Вектор Т»  не установлено. Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом Службы, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя ООО «Вектор Т», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте совершения данного процессуального действия.

Согласно части 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Статьей 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена замена административного наказания в виде штрафа предупреждением.

При этом такая замена допустима судом в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное ими административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП Российской Федерации, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).

Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

01.08.2016 (то есть на дату рассмотрения настоящего дела) ООО «Вектор Т» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией «Малое предприятие», что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пояснениям ООО «Вектор Т» реализация алкогольной продукции в магазине «Виноград» после истечения срока действия договора аренды была осуществлена собственником помещения Краснопеевым А.С., который в этом же магазине осуществляет розничную продажу продуктов питания.  Он не ограничил доступ своим продавцам в отдел, в связи с чем, последние осуществляли реализацию алкогольной продукции ООО «Вектор Т». Продавец ООО «Вектор Т» на тот момент уже был уволен. С 15.08.2018, после приезда из г.Усть-Илимска  в г.Тайшет работников ООО «Вектор Т» на инвентаризацию,  продажа алкоголя по указанному адресу прекращена. Реализация алкоголя в отсутствие договора аренды помещения  осуществлялась 6 дней.

В рассматриваемом случае причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (доказательств реализации некачественной, опасной или контрафактной алкогольной продукции в материалах дела не имеется), объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует, как отсутствует и причинение имущественного ущерба.

Учитывая положения статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, отсутствие имущественного ущерба, статус ООО «Вектор Т» как малого предприятия, совершение административного правонарушения впервые, а также его тяжелое финансовое положение, суд считает возможным заменить административное наказание в виде  штрафа за совершенное обществом правонарушение на предупреждение.

Санкция части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает дополнительное наказание в виде конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно части 3 статьи 4.1.1 КоАП РФ в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Согласно представленным материалам алкогольная продукция в ходе производства по делу об административном правонарушении не изымалась административным органом.

Следовательно, предусмотренное санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ дополнительное наказание в виде конфискации алкогольной продукции применению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Вектор Т»  (ИНН 3805709370, место нахождения: Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Братская, 50А) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ,  и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья                                                                                            Н.Г. Позднякова