АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-7077/2014
«03» июля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30.06.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03.07.2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Комбинат Братскжелезобетон-1» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Управлению надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области
о признании незаконными предписания №7/4/1-5/ЧС от 18.02.2014г. и действий по проведению плановой выездной проверки, вынесению протокола №2-13-16/ЧС-12 от 17.03.2014г. и предписания №7/4//1-5/ЧС от 18.02.2014г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности;
от административного органа: ФИО2 представитель по доверенности;
установил:
Открытое акционерное общество «Комбинат Братскжелезобетон-1» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее – административный орган, Управление) о признании незаконными предписания №7/4/1-5/ЧС от 18.02.2014г. и действий по проведению плановой выездной проверки, вынесению протокола №2-13-16/ЧС-12 от 17.03.2014г. и предписания №7/4//1-5/ЧС от 18.02.2014г.
Заявитель в судебном заседании требования поддержала, указала, что оспариваемый акт и действия государственного органа являются незаконными, так как проверка проведена с нарушением положений Федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно проведена повторная проверка, тогда как плановая проверка может быть проведена только через три года.
В судебном заседании представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился, указал на законность оспариваемого акта и действий административного органа.
Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
На основании распоряжения главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору №7/ЧС от 21.01.2014г. проведена внеплановая выездная проверка по контролю выполнения ранее выданного предписания №61/4/1-5 от 26.06.2013г. по устранению нарушений обязательных требований, норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении открытого акционерного общества «Комбинат «Братскжелезобетон-1».
В ходе проверки установлено, что на контроле находится пять мероприятий, предложенных предписанием №61/4/1-5от 26.07.2013г., по которым срок исполнения истек 20.01.2014г. Указанные мероприятия обществом не выполнены, а именно:
1.в нарушение п. а ст.14 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п.23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2.в нарушение п. 6, 7, 8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» не создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций;
3.в нарушение п. ж ст.14 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п.6, п.20, п.п. а п.28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» не установлены номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением;
4.в нарушение п.8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» не проводятся командно-штабные учения или штабные тренировки в организации 1 раз в год продолжительностью до 1 суток;
5.в нарушение п. 6, 10, 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» компетенция и полномочия органа повседневного управления единой системы (дежурно-диспетчерская служба организации) не определена соответствующим положением о нем или уставом указанного органа управления.
По результатам проверки составлен акт проверки от 18.02.2014г. №7/ЧС, выдано предписание от 18.02.2014г. №7/4/1-5/ЧС по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области чрезвычайных ситуаций. За невыполнение в установленный срок предписания №61/4/1-5 от 26.07.2013г. по устранению установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны составлен протокол по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №2-13-16/ЧС-12 от 17.03.2014г. по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за выявленные нарушения и невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Заявитель, считая предписание по устранению выявленных нарушений от 18.02.2014г. №7/4/1-5/ЧС, действия по проведению плановой (выездной) проверки, составлению протокола №2-13-16/ЧС-12 от 17.03.2014г. и предписания №7/4//1-5/ЧС от 18.02.2014г. незаконными, обратился в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно статье 9 Федерального закона №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Согласно ч.2 ст.9 Федерального закона №294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст.16 Федерального закона №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами проводящими проверку, составляется акт проверки. К акту проверки прилагается, в том числе предписания об устранении выявленных нарушений.
Статьей 20 Федерального закона №294-ФЗ предусмотрена недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований данного Федерального закона, к которым в частности отнесено нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки - плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года).
Согласно Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Приказом МЧС от 26.06.2012г. №359 (далее – Административный регламент) исполнение государственной функции – осуществление государственного надзора в области чрезвычайных ситуаций, осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.
Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с пунктом 39 Административного регламента должностными лицами надзорных органов проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок.
По пункту 53 Административного регламента предметом внеплановой проверки является выполнение субъектом надзора тех требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо срок устранения которых, согласно ранее выданному предписанию, истек.
Согласно пункту 55 Административного регламента внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям истечение срока исполнения субъектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 68 Административного регламента, предметом выездной проверки является проверка соответствия и состояния, используемых субъектом надзора территории, зданий, строений, сооружений, помещений, объектов и имущества сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе: технических систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, систем обнаружения, оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях, созданных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, средств индивидуальной защиты, другого оборудования и специальной техники, и принимаемые субъектом надзора меры по исполнению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 73 Административного регламента предусмотрено, что по результатам проверки, непосредственно после ее завершения, должностными лицами надзорного органа составляется акт проверки в двух экземплярах, типовая форма которого, утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года №141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 81 Административного регламента предписано, что в случае выявления по результатам проверки невыполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностное лицо надзорного органа, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
выдать субъекту надзора предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения;
принять меры по привлечению лиц, допустивших невыполнение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к административной ответственности.
Отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области на основании распоряжения от 26.06.2013г. №61 в отношении заявителя в период с 17.07.2013 по 26.07.2013 проведена плановая выездная проверка по контролю соблюдения обязательных требований норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой был установлен ряд нарушений. По результатам проверки 26.07.2013г. составлен акт проверки №61, выдано предписание №61/4/1-5 по устранению нарушений в области чрезвычайных ситуаций с установленным сроком исполнения 20.01.2014г., составлен протокол об административном правонарушении от 19.08.2013г. № 2-13-16/2-28 по ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с распоряжением №7/ЧС от 21.01.2014г., в период с 23.01.2014 по 18.02.2014 Отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 26.07.2013г. №61/4/1-5, в ходе которой установлено неисполнение обществом ранее выданного предписания, что послужило основанием для составления акта и выдачи нового предписания об устранении нарушений, а также составления протоколов об административном правонарушении.
Доводы заявителя о том, что в отношении общества проведена плановая проверка, судом не принимается, поскольку материалами дела, а именно: распоряжением от 21.01.2014г. №7/ЧС, актом проверки от 18.02.2014г. №7/ЧС, предписанием от 18.02.2014г. №7/4/1-5/ЧС, подтверждается, что в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка.
Проверка, проведенная в период с 23.01.2014 по 18.02.2014 в соответствии с распоряжением №7/ЧС от 21.01.2014г., не является повторной. В распоряжении, акте и предписании имеются указания на то, что данная проверка является внеплановой по контролю исполнения ранее выданного предписания. Каких-либо новых нарушений, кроме указанных в ранее выданном предписании, по результатам проверки не установлено. Действия по проведению внеплановой выездной проверки и оформление результатов соответствуют требованиям действующего законодательства.
Суд не принимает довод заявителя о том, что ранее по плановой выездной проверке уже составлялся протокол об административном правонарушении, что исключает возможность повторного привлечения к административной ответственности.
Вопросы возбуждения дела об административном правонарушении, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируется нормами Кодекса об административных правонарушениях. Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 названного Кодекса одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Следовательно, независимо от оснований проведения проверки, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятие мер по привлечению лиц, допустивших невыполнение требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к административной ответственности прямо предусмотрено Административным регламентом.
В связи с чем действия Отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району по составлению протокола №2-13-16/ЧС-12 от 17.03.2014г. являются законными.
Обстоятельства правонарушения в рамках данного дела заявителем не оспариваются.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что предписание от 18.02.2014г. №7/4/1-5/ЧС на устранение выявленных нарушений, действия по проведению внеплановой выездной проверки, составлению протокола №2-13-16/ЧС-12 от 17.03.2014г. и выдачи предписания от 18.02.2014г. №7/4/1-5/ЧС являются законными и обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, в удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Комбинат Братскжелезобетон-1» о признании незаконными предписания, вынесенного Управлением надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области №7/4/1-5/ЧС от 18.02.2014г. и действий по проведению плановой выездной проверки, вынесению протокола №2-13-16/ЧС-12 от 17.03.2014г. и предписания №7/4//1-5/ЧС от 18.02.2014г. отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Д. Седых