ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-7140/07 от 18.06.2007 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 34-44-70, факс 34-44-66

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-7140/07-42

«18» июня 2007 г.

Судья Арбитражного суда Иркутской области Кузнецова Л.А.   при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Производственное объединение «Усольмаш» ( ОАО «ПО «Усольмаш» )

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Иркутской области ( ТУ Росфиннадзора в ИО )

об оспаривании постановления

при участии в судебном заседании:

заявителя – ФИО1 – представитель ( доверенность от 01.10.2006г. б/н, паспорт <...> )

ответчика – ФИО2 – представитель ( доверенность от 10.01.2007г. № 2, удостоверение от 25.04.2007г. Б № 0003190 )

установил:   ОАО «ПО «Усольмаш» ( далее – заявитель, общество ) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 10.04.2007 г. № 25-07/30 ТУ Росфиннадзора в ИО ( далее – ответчик, административный орган ) о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 14-30 час. 13.06.2007г. до 12-30 час. 18.06.2007г.

Представитель заявителя требование поддержал, повторив доводы, изложенные в заявлении, дополнении к заявлению.

Представитель ответчика заявленное требование оспорил, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, суд установил следующее.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» с последующими изменениями и дополнениями ( далее - Закон № 173-ФЗ ).

В силу п. п. 1 – 2 ст. 22 названного Закона № 173 – ФЗ валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган ( органы ) исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово – бюджетного надзора» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово – бюджетного надзора, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 11.07.2005 г. № 89н, установлено, что территориальные органы Федеральной службы финансово – бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово – бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 6 п.1 ст. 1 вышеназванного Закона № 173 – ФЗ резидентами являются, в том числе, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 24, с учетом п.п. 9 - 11 ч. 4 ст. 23 резиденты обязаны предоставлять органам и агентам валютного контроля документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, а также документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, документы, подтверждающие совершение валютных операций, таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 названного Закона, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов, устанавливая единые формы отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам устанавливается на основании п. 2 ч. 3 ст. 23 Центральным банком РФ.

В соответствии с п. 2. 4 Положения Центрального банка РФ от 01.06.2004г. № 258-П «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», резидент обязан представить в банк ПС подтверждающие документы в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения лица к ответственности за несоблюдение установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

11.11.2005 г. ОАО «ПО «Усольмаш» заключило контракт № 25-05-U/3 с фирмой-нерезидентом «URALTRADE» LLC, USA (США) на поставку на условиях DAF станция Наушки аэрационного узла. Общая сумма контракта составляет 147080.00 долл. США. Условия платежа -50 % предоплата, следующие 50 % после извещения продавца о готовности товара к отгрузке. Срок действия договора - 31 декабря 2006 года.

В соответствии с Инструкцией Банка России от 17 июня 2004 г. № 117-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» заявитель в Филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) Усолье - Сибирского отделения № 2421 оформил паспорт сделки № 05110007/1481/0437/1/0.

Согласно ведомости банковского контроля по ПС № 05110007/1481/0437/1/0 в рамках контракта отгружен товар на общую сумму 147080,00 долл. США. Валютная выручка поступила на счет в уполномоченном банке в общей сумме 147080,00 долл. США.

По ГТД № 10607070/170806/0002262 товар фактурной стоимостью 70790,00 долл. США вывезен с территории Российской Федерации 21 августа 2006 года. Срок для предоставления сведений по данной ГТД в уполномоченный банк истек 15 сентября 2006 года. Согласно справке о подтверждающих документах сведения об отгрузке товара по данной ГТД представлены в банк 25 октября 2006 года, т.е. ОАО «ПО «Усольмаш» нарушило п. 2.4 Положения Банка России от 1 июня 2004г. № 258-П.

Таким образом, ОАО «ПО «Усольмаш» в ходе исполнения контракта № 25-05-U/3 от 11.11.2005г.,несвоевременно предоставив в уполномоченный банк документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории РФ, нарушило ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003г. №173-ФЗ, п. 2.4 Положения Банка России от 1.06.2004 г. № 258-П, тем самым совершило административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

За непредставление в установленные сроки в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт вывоза ОАО «ПО «Усольмаш» товаров с таможенной территории Российской Федерации, должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области в соответствии с полномочиями, предоставленными п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, 16.02.2007 г. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 25-07/30.

10.04.2007 г. постановлением руководителя ответчика, вынесенным на основании прав, предоставленных ст. 23.60 КоАП РФ, №25-07/30 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.

Оспаривая постановление, заявитель ссылается на отсутствие его вины в совершении правонарушения в связи с тем, что представленную своевременно справку банк не принял, поскольку в ней отсутствовала дата вывоза товара с таможенной территории.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, дополнении к нему, отзыве на него, выступлениях лиц, участвовавших в судебном заседании, суд находит требование заявителя не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с вышеназванным Положением ЦБР от 1.06.2004 г. N 258-П резидент представляет в банк  , в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС) подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах  , в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Положение Банка России от 1 июня 2004 № 258-П не содержит норм, устанав­ливающих определенные требования к подтверждающим документам, представляе­мым резидентом в банк ПС. В связи с этим резидент вправе в сроки, установленные п. 2.4 Положения Банка России от 1 июня 2004 № 258-П, представить в банк ПС лю­бые документы, содержащие необходимые сведения о факте вывоза с таможенной территории Российской Федерации экспортируемых товаров.

В соответствии с Приложением 1 к Положению Банка России от 1 июня 2004 № 258-П при заполнении резидентом справки о подтверждающих документах в гра­фе 1 справки указывается дата вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации  .

Справка, представленная заявителем в установленный срок – 15.09.2006г. и не содержащая в графе 1 даты вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, обоснованно не была принята банком ПС со ссылкой на п. 2 приложения 1 к Положению № 258-П.

В соответствии с Инструкцией о подтверждении таможенными органами фак­тического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом ГТК РФ от 21.07.2003 № 806, для получения подтверждения фактического вывоза това­ров заявитель представляет в пограничную таможню заявление, подписанное руко­водителем организации - заявителя или лицом, им уполномоченным, и заверенное печатью организации. Заявители, использующие при таможенном оформлении то­варов особый порядок декларирования (с применением временных, временных пе­риодических, неполных таможенных деклараций), обращаются в таможенные орга­ны за подтверждением фактического вывоза товаров в соответствии с порядком, предусмотренным Инструкцией.

Представленные заявителем, указанные в пункте 14 Инструкции, неполная, временная, временная периодическая, либо полная таможенная декларация (или ко­пия) не позднее 5 дней после поступления заявления в таможенный орган возвра­щаются заявителю способом, указанным в заявлении, с отметками, свидетельст­вующими о фактическом вывозе товаров.

При отсутствии у резидента подтверждения пограничной таможни о фактиче­ском вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, в графе 1 Справки о подтверждающих документах может быть указана дата из графы «Д» гру­зовой таможенной декларации. При этом ответственность за достоверность инфор­мации несет резидент. При получении информации от таможни, подтверждающей фактический вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, рези­дент в порядке согласованном с банком ПС представляет в банк ПС скорректиро­ванную Справку о подтверждающих документах с проставлением в графе 1 даты фактического вывоза товаров на основании подтверждения пограничной таможни.

Материалами дела установлено, что документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации по ГТД № 10607070/170806/0002262 были представлены в уполномоченный банк по истечении 15 дней после окончания месяца, в течение которого по указанным ГТД был осуществлен вывоз товара.

Ссылку заявителя на отсутствие его вины в совершении правонарушения, в связи с тем, что представленную своевременно справку банк не принял, поскольку в ней отсутствовала дата вывоза товара с таможенной территории, суд не может принять во внимание.

Судом установлено, что имелось событие административного правонарушения и факт его совершения ОАО «ПО «Усольмаш», выразившееся в непредставлении в установленные сроки в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из указанной нормы КоАП понятие вины означает : наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно было выполнить; наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности ; неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.

Правовая обязанность лица, ответственного за исполнение валютного законодательства, вытекает из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию и законы, т. е. не только знать о их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения правовой обязанности.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения обязанности, т. е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.04.01 г. № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непреодолимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.

Суд находит, что несмотря на то, что у заявителя имелась возможность обеспечить соблюдение установленных валютным законодательством норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, общество не приняло все зависящие от него меры по их соблюдении..

Суд полагает, что у ответчика имелись основания для составления протокола об административном правонарушении и привлечения ОАО «ПО «Усольмаш» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость), нарушений процессуальных требований, предъявляемых КоАП РФ, которые не позволили бы органу валютного контроля рассмотреть дело всесторонне, полно и объективно, не установлено.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Л.А. Кузнецова

Резолютивная часть решения

г. Иркутск Дело №А19-7140/07-42

«18» июня 2007 г.

Судья Арбитражного суда Иркутской области Кузнецова Л.А.   при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Производственное объединение «Усольмаш» ( ОАО «ПО «Усольмаш» )

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Иркутской области ( ТУ Росфиннадзора в ИО )

об оспаривании постановления

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Л.А. Кузнецова