ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-7282/15 от 16.11.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иркутск Дело №  А19-7282/2015

04.12.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.11.2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 04.12.2015 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Грибещенко Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной И.К.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КАБЛУЧОК» (ОГРН <***>, юридический адрес: 664003, <...> Д.8, КВ.220)

к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕНОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" (ОГРН <***>, юридический адрес: 107078, <...> Д.10, СТР.1)

заинтересованные лица:

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Администрация города Иркутска

о признании действий по постановке на кадастровый учет незаконными

при рассмотрении:

от заявителя - представитель ФИО1 по доверенности № 38 АА 1495063 от 26.01.2015 г.;

от ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" – представитель ФИО2 по доверенности №71-Д, от 02.10.2015;

от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области –представитель ФИО3 по доверенности от 20.07.2015;

от Администрации города Иркутска – представитель ФИО4, по доверенности от 25.11.2014.

В судебном заседании в порядке, установленном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 09.11.2015 до 16.11.2015 до 14 час. 00 мин., о чем было сделано публичное извещение, размещенное на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

у с т а н о в и л:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КАБЛУЧОК» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" по постановке на кадастровый учет нежилых помещений с кадастровыми номерами 38:36:000034:21734 и 38:36:000034:21737, расположенных по адресу: <...>; об обязании ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу снять с кадастрового учета нежилые помещения с кадастровыми номерами 38:36:000034:21734 и 38:36:000034:21737, расположенных по адресу: <...>; об обязании ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет нежилое помещение общей площадью 381;8 кв.м. номера на поэтажном плане № 17-29, 58, 60, 61, отраженные в техническом паспорте от 03.02.2015 г., изготовленным ОГУП «Областной центр технической инвентаризации – Областное БТИ», расположенное на 2 этаже по адресу: <...>.

В порядке ст.49 АПК РФ, заявлением от 07.09.2015 представитель общества уточнил требование - признать незаконными действия ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" по постановке на кадастровый учет нежилых помещений с кадастровыми номерами 38:36:000034:21734 и 38:36:000034:21737, расположенных по адресу: <...>; обязать в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу снять с кадастрового учета нежилые помещения с кадастровыми номерами 38:36:000034:21734 и 38:36:000034:21737, расположенные по адресу: <...>.

Заявил ходатайство о назначении экспертизы для определения наличия прохода между нежилыми помещениями на поэтажном плане № 20 и 25, расположенными на 2 этаже Дома быта по адресу: <...>.

Судом отказано в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, поскольку с учетом заявленного требования об оспаривании законности действий кадастровой палаты, необходимости в разъяснениях требующих специальных познаний не усматривается, следовательно, правовых оснований, предусмотренных ст.82 АПК РФ для проведения экспертизы не имеется.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» требование заявителя полагает не обоснованными, действия по постановке на кадастровый учет спорных помещений произведены на основании заявления собственника и соответствуют положениям законодательства.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 01.08.1993 между Администрацией г. Иркутска (арендодатель) и ООО «КАБЛУЧОК» (арендатор) заключен договор аренды нежилого здания (помещения) № 45, общей площадью 701,4 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

08.02.2013 между сторонами заключен договор аренды нежилого помещения № 0045, ООО «КАБЛУЧОК» является арендатором объектов недвижимости общей площадью 381,8 кв.м. на 2 этаже здания Дома Быта: номера на поэтажном плане №№ 17-29, 58, 60, 61, расположенных по адресу: <...>.

Дополнительным соглашением № 7 от 02.11.2009 к договору аренды нежилого помещения № 0045 от 01.08.1993г. индивидуально-определенные признаки объекта, принятого в аренду по указанному договору, были уточнены, пункт 1.1 договора аренды изложен в редакции: общая площадь объекта 391,5 кв.м. согласно поз. №№ 17-29, 58, 60, 61 по 2-му этажу и 20 по подвалу; установить площадь земельного участка в п. 1.3 договора аренды 72,89 кв.м.; установить в п. 1.10 договора аренды действительную остаточную стоимость объекта 3 140 676 рублей. Срок действия дополнительного соглашения установлен с 01.11.2009.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.11.2010 серии 38 АД № 397471 на объект – Дом быта, назначение нежилое, 5 – этажный (подземных этажей – 1), общей площадью 8009,3 кв.м, инв.№ 25:401:001:020031280, лит. А, адрес объекта: <...> зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Иркутск.

ООО «КАБЛУЧОК» для реализации преимущественного права на выкуп объект аренды и индивидуализации недвижимого имущества как объекта сделки обратилось в ОГУП «Областной центр технической инвентаризации – Областное БТИ» с заявлением об изготовлении Технического паспорта. Обратилось к ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет арендуемого нежилого помещения общей площадью 381,8 кв.м. на 2 этаже здания Дома Быта: номера на поэтажном плане №№ 17-29, 58, 60, 61, расположенных по адресу: <...>.

11.02.2015 филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ вынес решение № 3800/608/15-4435 о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, на 2 этаже здания Дома Быта на поэтажном плане № 17-29, 58, 60, 61 по следующим причинам:

- местоположение помещений, расположенных по адресу: <...>, на 2 этаже здания Дома Быта на поэтажном плане № 17-29, 58, 60, 61, в соответствии с кадастровыми сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, частично совпадает с местоположением других помещений с кадастровым номером 38:36:000034:21734 и 38:36:000034:21737, расположенных по адресу: <...>.

- в соответствии с п. 13 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 № 583 в пед. Приказа Минэкономразвития России от 25.02.2014 № 87 «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке». Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения. Представленный технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимого имущества, указанной в качестве приложения технического плана. В реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» указан Договор № 0045 от 08.02.2013г. Копия данного документа не включена в состав Приложения технического плана.

Общество полагает незаконным постановку на кадастровый учет помещений с кадастровым номером 38:36:000034:21734 и 38:36:000034:21737: помещение с кадастровым номером 38:36:000034:21734 не может быть признано обособленным и изолированным по причине того, что между помещениями номера на поэтажном плане 20 (в составе помещений под кадастровым номером 38: 36:000034:21734) и 25 (в составе помещений под кадастровым номером 38:36:000034:21737) существует проход в виде арки, что подтверждается выкопировкой из технического паспорта (приложением № 5 к договору аренды № 0045) и Техническим паспортом от 03.02.2015, изготовленным ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» на нежилое помещение общей площадью 381,8 кв.м., номера на поэтажном плане № 17-29, 58, 60, 61, расположенное на 2 этаже по адресу: <...>, вследствие чего проход в нежилое помещение кадастровым номером 38:36:000034:21737 осуществляется через помещение номер на поэтажном плане 20, входящее в состав нежилого помещения с кадастровым номером 38: 36:000034:21734.

Помещение с кадастровым номером 38:36:000034:21737 не может признано обособленным и изолированным по причине того, что помещения номера на поэтажном плане 30 и 29а по договору аренды № 5014 от 28.12.2009г. принадлежит на праве аренды ИП ФИО5, а не ООО «КАБЛУЧОК», дверной проем между помещениями номер на поэтажном плане 30, арендованном по договору аренды № 5014 ИП ФИО5 и номер на поэтажном плане 27, арендованном по договору аренды № 0045 ООО «КАБЛУЧОК» отсутствует, что подтверждается Техническим паспортом от 03.02.2015, изготовленным ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» на нежилое помещение общей площадью 381,8 кв.м., номера на поэтажном плане № 17-29, 58, 60, 61, расположенное на 2 этаже по адресу: <...> и арендованное по договору аренды № 0045.

В материалы дела истцом были представлены:

кадастровый паспорт помещения от 20.02.2015 №3800/601/15-95963, кадастровый номер 38: 36:000034:21734, помещение, этаж № 2, общая площадь помещения 60,6 кв.м.,

кадастровый паспорт помещения от 24.02.2015 №3800/601/15-97770, кадастровый номер 38: 36:000034:21737, помещение, этаж № 2, общая площадь помещения 371,3 кв.м.

ООО «КАБЛУЧОК» заявило что у кадастровой палаты отсутствовали основания для осуществления государственного кадастрового учета указанных объектов, без учета признака изолированности и обособленности помещений, обратилось в суд с настоящим заявлением о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет нежилых помещений с кадастровыми номерами 38: 36:000034:21734 (номера на поэтажном плане 17, 17а, 18, 18а, 20, 21) и 38: 36:000034:21737 (номера на поэтажном плане 19, 22-29, 58, 60, 61, 29а, 30), расположенного по адресу: <...>, поскольку нарушены требования пп. 1, п. 2 ст. 26 , п. 7 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственной кадастре недвижимости».

Ответчик, оспаривая заявленные требования, указал, что в орган кадастрового учета договор аренды, дополнительное соглашение, технический паспорт, схемы не передавались. Нежилое помещение с кадастровым номером 38:36:000034:21734 площадью 60,6 кв.м. поставлено на кадастровый учет 31.12.2014г. по заявлению администрации г. Иркутска № 35-1587813 от 29.12.2014г. и техническому плану, подготовленному в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ № 583 от 29.11.2010г. в состав которого включен Технический паспорт нежилого помещения от 12.05.2008г. площадью 60.6 кв.м., план 2 этажа здания по адресу: <...>, из которого следует, что помещение обособлено (отграничено от остального объема здания строительными конструкциями), что согласно требований № 583 изолировано, отграничено от остального объема здания строительными конструкциями, имеет отдельный вход и не используется для доступа в иные помещения. Выходы их помещений в помещения общего пользования – коридоры также отображены на плане помещений, поэтажный план соответствует плану этажа, отображенному в техническом паспорте. Нежилое помещение с кадастровым номером 38:36:000034:21737 площадью 371,3кв.м поставлено на кадастровый учет 31.12.2014г. по заявлению администрации г. Иркутска № 35-1587838 от 29.12.214 по техническому плану, подготовленному в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ № 583 от 29.11.2010г. в состав которого включен Технический паспорт нежилого помещения от 12.05.2008г. площадью 371,3 кв.м., план 2 этажа здания по адресу: <...>, из которого следует, что помещение обособлено (отграничено от остального объема здания строительными конструкциями), что согласно требований № 583 изолировано, отграничено от остального объема здания строительными конструкциями, имеет отдельный вход и не используется для доступа в иные помещения. Выходы их помещений в помещения общего пользования – коридоры также отображены на плане помещений, поэтажный план соответствует плану этажа, отображенному в техническом паспорте. Вынесение органом кадастрового учета решения о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости согласно пп. 1 п. 2 ст. 26 Закона о Кадастре осуществляется случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения). Между тем, при постановке на кадастровый учет нежилых помещений с кадастровым номером 38:36:000034:21737, 38:36:000034:21734 никаких противоречий выявлено не было и не могло быть, поскольку в пределах 2 этажа здания № 38:36:000034:15200 никакие помещения на кадастровый учет не поставлены, в связи с чем, предмет сравнения отсутствует.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, доводы сторон суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми решением или действием (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Частью 5 статьи 4 Закона о кадастре предусматривает, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим законом порядке документов, то есть государственный кадастровый учет носит заявительный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется:

- в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на

учет объекта недвижимости);

- в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или

дополнительных сведений об объекте недвижимости (учет изменений объекта

недвижимости);

- в связи с прекращением существования объекта недвижимости (снятие с учета

объекта недвижимости).

В соответствии со статьями 41, 22 Закона о Кадастре, необходимыми для кадастрового учета документами являются: заявление, технический план помещения.

Технический план в соответствии со статьей 37 Закона о Кадастре является результатом кадастровых работ.

Требования к техническому плану помещения утверждены Приказом Минэкономразвития РФ № 583 от 29.11.2010г. в соответствии с которым технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о помещении, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет такого помещения, сведения о части их частях помещения либо новые необходимые для несения в государственный кадастр недвижимости сведения о помещении, которому присвоен кадастровый номер. Согласно требований № 583, технический план состоит из текстовой части, которая делится на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ, и графической части. Графическая часть технического плана помещения представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения. Технический план составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких изолированных (обособленных) и смежных помещений (например, часть жилого дома, состоящая из расположенных в ней комнат и помещений вспомогательного использования), которые в том числе могут располагаться на нескольких этажах здания либо сооружения один над другим и должны иметь доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законом изолировано и обособленно от других помещений в здании или сооружении. Соответственно то, что спорные нежилые помещения состоят из других помещений соответствует требованиям закона.

Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя

представления документов, не установленных настоящим Федеральным законом, а также документов, которые в соответствии со статьей 22 запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 4 статьи 21).

В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о помещении кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Из материалов дела, пояснений ответчика следует, что спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами 38: 36:000034:21734 и 38:36:000034:21737 находятся в нежилом здании, поставленном на кадастровый учет ранее под номером 38:36:000034:15200. На данное нежилое здание зарегистрировано право собственности муниципального образования города Иркутска. Право собственности муниципального образования города Иркутска зарегистрировано 19.06.2000 на основании следующих документов:

Распоряжения КУМИ города Иркутска от 23.05.2000;

Карты реестра муниципального имущества № 00063;

Решения Малого Совета Иркутского городского Совета народных депутатов № 68/17 МС от 13.06.1992.

Разрешение на ввод нежилого здания в эксплуатацию либо иная разрешительная документация, проектная документация на нежилое здание не представлялась для государственной регистрации права.

Пунктом 23 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения о годе ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или о годе завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение.

Сведения о нежилом здании с кадастровым номером 38:36:000034:152000, в том числе о завершении строительства здания в 1974 год, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании технического паспорта, переданного в орган кадастрового учета МУП БТИ города Иркутска.

Какая-либо разрешительная документация, проектная документация на нежилое

здание, в котором находятся спорные нежилые помещения, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлялись.

Следовательно, в рассматриваемом случае в отсутствие указанных документов в силу положений частью 8 статьи 41 Закона о кадастре соответствующие сведения о спорных помещениях указаны в технических планах на основании деклараций, составленных и заверенных обществом, как правообладателем объектов недвижимости – арендатором спорных помещений.

В соответствии с п. 31 «Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.

Статьи 26, 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.207г. № 221-ФЗ, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа, приостановления осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

В соответствии с частью 7 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособленно от других помещений в здании или сооружении.

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря

2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение это – часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

Строительная конструкция – часть здания или сооружения, выполняющая

определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции (пункт 24 части 2

статьи 2).

В законодательстве отсутствует определение понятий «изолированность» и «обособленность», можно сделать вывод, что помещение является обособленным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями, – изолированным, если отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями, имеет отдельный вход (выход) и не используется для доступа в иные помещения.

Законом о Кадастре точно определено, что помещение должно быть или обособленным или изолированным.

Как следует из материалов дела нежилое помещение с кадастровым номером 38:36:000034:21734 площадью 60,6 кв.м. поставлено на кадастровый учет 31.12.2014г. по заявлению администрации г. Иркутска № 35-1587813 от 29.12.2014г. и техническому плану, подготовленному в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации приказ от 29 ноября 2010 года 583 «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке», в состав которого включен Технический паспорт нежилого помещения от 12.05.2008г. площадью 60.6 кв.м., план 2 этажа здания по адресу: <...>, из которого следует, что помещение обособлено (отграничено от остального объема здания строительными конструкциями), что согласно требований № 583 изолировано, отграничено от остального объема здания строительными конструкциями, имеет отдельный вход и не используется для доступа в иные помещения. Выходы их помещений в помещения общего пользования – коридоры также отображены на плане помещений, поэтажный план соответствует плану этажа, отображенному в техническом паспорте.

Нежилое помещение с кадастровым номером 38:36:000034:21737 площадью 371,3кв.м поставлено на кадастровый учет 31.12.2014г. по заявлению администрации г. Иркутска № 35-1587838 от 29.12.214 по техническому плану, подготовленному в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ № 583 от 29.11.2010г. в состав которого включен Технический паспорт нежилого помещения от 12.05.2008г. площадью 371,3 кв.м., план 2 этажа здания по адресу: <...>, из которого следует, что помещение обособлено (отграничено от остального объема здания строительными конструкциями), что согласно требований № 583 изолировано, отграничено от остального объема здания строительными конструкциями, имеет отдельный вход и не используется для доступа в иные помещения. Выходы их помещений в помещения общего пользования – коридоры также отображены на плане помещений, поэтажный план соответствует плану этажа, отображенному в техническом паспорте.

Следовательно, у органа кадастрового учета, при постановке на кадастровый учет помещений на основании заявления собственника, отсутствовали основания для отказа в осуществлении кадастрового учета спорных помещений в соответствии с частью 7 статьи 27 Закона о кадастре.

Орган кадастрового учета осуществляет кадастровый учет на документах, которые ему были предоставлены заказчиком администрацией г. Иркутска. Законодательством не возложена обязанность проверки соответствия конфигурации объекта недвижимости, указанной в документах фактической конфигурации (выезд на место). Согласно ст.ст. 35,36,37,38,39 Закона о Кадастре, кадастровые работы выполняются кадастровым инженером, который несет административную и уголовную ответственность за неправомерные действия, в том числе за внесение заведомо ложных сведений в технический план.

.

Кроме того, вышеуказанные нежилые помещения могут быть преобразованы в другие помещения при подаче в установленном законом порядке собственником документов в орган кадастрового учета, либо может быть осуществлен учет изменений нежилых помещений в нужной конфигурации на основании обращения собственника.

В силу приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд полагает, что оспариваемые действия органа кадастрового учета при постановке на кадастровый учет помещений на основании заявления собственника – Администрации г.Иркутска соответствуют Закону о кадастре.

При таких обстоятельствах, требование ООО «КАБЛУЧОК» удовлетворению не подлежит, поскольку правовых оснований к тому не имеется.

В соответствии со ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействий) государственных органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб.

При обращении в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в размере 6000 руб., что подтверждается платежным поручением № 61 от 07.5.2015.

В соответствии статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая положения указанной нормы, истцу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000 руб.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. относятся на истца.

Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КАБЛУЧОК» о признании незаконными действий ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" оставить без удовлетворения.

Возвратить ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КАБЛУЧОК» государственную пошлину из федерального бюджета Российской Федерации в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Г.Н. Грибещенко