ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-7416/17 от 26.06.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                            Дело  №А19-7416/2017

«03» июля 2017года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  26.06.2017 года.

Решение  в полном объеме изготовлено  03.07.2017  года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гурьянова О.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сорокиной Е.И.,  рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Заместителя прокурора области (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899, место нахождения: 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Володарского. д. 5 ) в интересах ТИМОШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ в лице АДМИНИСТРАЦИИ ТИМОШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (ОГРН 1053827059758, ИНН 3824002153, место нахождения: 666413, Иркутская область,  Жигаловский район, с. Тимошино, ул. Центральная, д. 8); в интересах неопределенного круга лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

к ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ САНГАТУЛИНОЙ ТАТЬЯНЕ ВИТАЛЬЕВНЕ (ОГРНИП 307382731900021, ИНН 382400635128, место нахождения: Иркутская область, п.г.т. Жигалово)

к АДМИНИСТРАЦИИ ТИМОШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (ОГРН 1053827059758, ИНН 3824002153, место нахождения: 666413, Иркутская область,  Жигаловский район, с. Тимошино, ул. Центральная, д. 8)

о признании договора недействительным,

при участии в заседании суда:

от истца: прокурор Шленская Г.А., служебное удостоверение;

от ответчиков: не явились, извещены;

установил:

Заместитель прокурора области (истец, ПРОКУРАТУРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ ТИМОШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (далее – ответчик (1), администрация) и ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ САНГАТУЛИНОЙ ТАТЬЯНЕ ВИТАЛЬЕВНЕ (далее – ответчик (2), ИП Сангатулина Т.В.) о признании договора о поставке продуктов питания для обеспечения населения, пострадавшего от пожара, паводка и ЧС от 05.04.2017 недействительным. 

Истец в обоснование заявленных требований указал, что договор о постановке продуктов питания для обеспечения населения, пострадавшего от наводнения в период весенне-летнего разлива рек и пожаров от 05.04.2017 заключен в отсутствие процедуры предварительного отбора и фактической потребности органа местного самоуправления в ликвидации чрезвычайной ситуации природного или технического характера. 

Ответчики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились; АДМИНИСТРАЦИЯ ТИМОШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ направила в суд отзыв на иск, в котором требования прокуратуры признала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд признал подготовку дела к судебному  разбирательству оконченной, на основании ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в настоящем судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Дело рассматривается по правилам главы 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчиков, по имеющимся в нем материалам.

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.06.2017 до 09-30 часов. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети «Интернет». По окончании перерыва 26.06.2017 в 09-30 часов судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Заслушав представителя истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил.

05.04.2017 между ИП Сангатулиной Т.В. (исполнителем) и АДМИНИСТРАЦИЕЙ ТИМОШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (заказчик) заключен договор о поставке продуктов питания для обеспечения населения, пострадавшего от пожара, паводка и ЧС, предметом которого является поставка продуктов питания для обеспечения населения, пострадавшего от пожара в период весенне-летнего периода.

Согласно п. 3.1 договора заказчик производит оплату за предоставленные услуги после представления исполнителем счетов по фактическим затратам в течение 30 дней.

Стороны согласовали, что договор вступает в законную силу с момента его подписания и действует до момента выполнения обязательств сторон, предусмотренных настоящим договором (п. 5.1 договора).

Полагая, что договор от 05.04.2017 не соответствует закону, заместитель прокурора Иркутской области в порядке ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском о признании договора от 05.04.2017 недействительным.

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заслушав доводы истца, ответчиков,  суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с п. 7 ч. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Решение вопросов местного значения осуществляется одним из способов, определенных в п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, в том числе путем осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса

В силу требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 48 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

В ст.ст. 80, 81, 82 Федерального закона № 44-ФЗ определены особенности осуществления закупок в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.

 Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)  (п. 1 ст. 80 Федерального закона № 44-ФЗ).

Заказчик составляет перечень поставщиков, в который включаются участники предварительного отбора, в отношении которых принято решение о включении их в перечень поставщиков. Перечень поставщиков составляется в соответствии с видами товаров, работ, услуг, соответственно поставки, выполнение, оказание которых могут осуществить эти участники (ч. 6 ст. 81 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов за право заключения договоров о поставке продуктов питания для населения, пострадавшего от наводнения.

С учетом названных норм законодательства, в ходе процедуры заключения договора о поставке продуктов питания для обеспечения населения, пострадавшего от пожара, паводка и ЧС от 05.04.2017, АДМИНИСТРАЦИЯ ТИМОШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ должны были быть обеспечены равные возможности всем заинтересованным в заключении подобных договоров лицам. 

Обеспечением равных возможностей является осуществление закупки путем проведения предварительного отбора участников, порядок проведения которого предусматривает обязательное размещение извещения о его поведении в единой информационной системе, в т.ч., в любых средствах массовой информации  (ч. 4 ст. 80 Закона о контрактной системе).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, начинающихся с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершающихся исполнением обязательств сторонами контракта; под участником закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.

Статья 8 Федерального закона № 44-ФЗ определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение, в том числе заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1 и 2 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Вместе с тем, из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается тот факт, что при заключении договора от 05.04.2017 процедура предварительного отбора и фактическая потребность органа местного самоуправления в ликвидации чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера соблюдена не была.

С учетом изложенного, обстоятельства заключения спорной сделки не могут свидетельствовать о соблюдении норм действующего законодательства в сфере контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, суд приходит к выводу, что договор о признании договора о поставке продуктов питания для обеспечения населения, пострадавшего от пожара, паводка и ЧС от 05.04.2017, заключенного между АДМИНИСТРАЦИЕЙ ТИМОШИНСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ и ИП Сангатулиной Т.В. не соответствует требованиям ст. 422 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 80,81,82 Федерального закона № 44-ФЗ, в связи с чем, является недействительной (ничтожной) сделкой, не порождающего правовых последствий для сторон с момента его заключения согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

С учетом правовой природы последствий расторжения договора, установленных ст. 453 Гражданского кодекса РФ, расторжение договора само по себе не препятствует признанию его недействительным (ничтожным), так как согласно ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка является таковой с момента ее совершения.

Принимая во внимание, что договор от 05.04.2017, заключенный между АДМИНИСТРАЦИЕЙ ТИМОШИНСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ и ИП Сангатулиной Т.В. является ничтожной сделкой, суд считает требования истца о признании данного договора недействительным обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании ст.ст. 168, 422 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Статьей 333.21 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что государственная пошлина по требованию неимущественного характера (по спорам о признании сделок недействительными) составляет 6 000 рублей.

Согласно п/п 1.1  п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов и  государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Прокуратура Иркутской области и АДМИНИСТРАЦИЯ ТИМОШИНСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ освобождены от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, на основании ст.  110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ИП Сангатулиной Т.В.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать договор от 05.04.2017 о поставке продуктов питания для обеспечения населения, пострадавшего от пожара, паводка и ЧС, заключенный между АДМИНИСТРАЦИИ ТИМОШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ и ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ САНГАТУЛИНОЙ ТАТЬЯНОЙ ВИТАЛЬЕВНОЙ недействительным.

Взыскать с ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ САНГАТУЛИНОЙ ТАТЬЯНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд               в течение месяца со дня его принятия и по истечении этого срока вступает                                     в законную силу.

  Судья                                                                                                                 О.П. Гурьянов