ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-7444/19 от 04.07.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск       

10 июля 2019 года                                                                                  Дело № А19-7444/2019

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 10 июля 2019 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Верзакова Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобелевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению конкурсного управляющего Гоматиной Натальи Владимировны

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области (ОГРН 1043801556919, ИНН 3811085667)

о признании незаконным решения инспекции от 15.03.2019г. № 06-13-02/004391 об отказе в предоставлении сведений о полученных Сараевым Сергеем Александровичем доходах и удержанных суммах налогов за последние три года, предшествующие дате подачи заявления о признании гражданина банкротом (26.09.2018г.)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Сараев Сергей Александрович 

при участии в заседании:

от заявителя: Локис Д.П. – представитель по доверенности;

от инспекции: Тронина А.В. – представитель по доверенности;

от третьего лица: не явились;

установил:

конкурсный управляющий Гоматина Наталья Владимировна (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области (далее налоговый орган, инспекция) от 15.03.2019г. № 0691302/004391 об отказе в предоставлении сведений о полученных Сараевым Сергеем Александровичем доходах и удержанных суммах налогов за последние три года, предшествующие дате подачи заявления о признании гражданина банкротом (26.09.2018г.)

Определением суда от 03.04.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Сараев Сергей Александрович.

Представитель Гоматиной Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью. Полагает, что в силу положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" финансовый управляющий наделен правом получения всех необходимых сведений и документов о должнике.

Представитель инспекции в судебном заседании требования заявителя не признала, полагает, что оспариваемое решение принято с соблюдением требований Налогового кодекса Российской Федерации, основания для признания его незаконным отсутствуют. Также представитель инспекции указала, что ранее Гоматина Н.В. уже обращалась в арбитражный суд с аналогичным требованием. Арбитражным судом Иркутской области в рамках дела № А19-30840/2018 рассмотрены требования финансового управляющего о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области по предоставлению сведений о полученных Дмитриевым О.А. доходах и удержанных суммах налогов; об обязании инспекции предоставить финансовому управляющему Гоматиной Н.В. сведения о полученных Дмитриевым О.А. доходах и удержанных суммах налогов. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.03.2019г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.01.2019г. по делу № А19-22572/2018 заявление Мирошина Евгения Александровича о признании Сараева Сергея Александровича банкротом признано обоснованным. В отношении Сараева С.А. введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Финансовым управляющим Сараева С.А. утверждена арбитражный управляющий Гоматина Наталья Владимировна.

В целях выяснения имущественного положения должника Гоматина Н.В.  обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области с запросом о предоставлении сведений о полученных Сараевым С.А. доходах и удержанных суммах налогов за последние три года, предшествующие дате подачи заявления о признании гражданина банкротом.

Налоговый орган письмом от 15.03.2019г. № 06-13-02/004391 отказал заявителю в предоставлении сведений на основании пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанные сведения относятся к налоговой тайне и не подлежат разглашению.

Не согласившись с указанным отказом в предоставлении сведений Гоматина Н.В.  обратилась с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 05.06.2019г. № 26-18/011481@ жалоба конкурсного управляющего на действия должностных лиц налоговой инспекции оставлена без удовлетворения.

Полагая, что отказ в предоставлении информации является незаконным, нарушающим права и создающим препятствия в осуществлении деятельности в реструктуризации долгов гражданина, заявитель Гоматина Н.В. обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и пришел к следующим выводам.

Статьей 20.3 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлены права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Согласно абзацу 5 пункта 7 статьи 213.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Таким образом, перечень информации, которую финансовый управляющий имеет право получать от граждан, юридических лиц, от органов государственной власти, органов местного самоуправления является исчерпывающим. При этом в пункте 1 статьи 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" отсутствует указание на возможность финансового управляющего истребовать сведения, составляющие налоговую тайну.

В силу пункта 10 статьи 213.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны, а в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 32 названного Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.

Согласно пункту 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, перечисленных в данном пункте. В частности, к сведениям о налогоплательщике, не относящимся к налоговой тайне, относятся сведения: являющиеся общедоступными; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и др.

Из содержания пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сведения о доходах и удержанных суммах налогов физического лица не относятся к перечню сведений о налогоплательщике, не относящихся к налоговой тайне.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 30.09.2004г.
№ 317-О указал, что специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

Федеральным законом от 27.07.2006г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" установлено, что сведения, связанные с коммерческой деятельностью граждан, являются персональными данными и относятся к сведениям конфиденциального характера, распространение которых не допускается.

Таким образом, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица являются налоговой тайной, которая в силу положений пункта 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможность предоставления сведений, составляющих налоговую тайну, финансовому управляющему по его письменному запросу. При этом в силу пункта 10 статьи 213.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сведения, составляющие охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Поскольку запрошенные финансовым управляющим сведения о доходах Сараева С.А. являются налоговой тайной, и в силу положений статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 20.3, 213.7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" о банкротстве не могут быть предоставлены финансовому управляющему, налоговый орган обоснованно отказал в предоставлении соответствующей информации.

Действующее законодательство предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 9 статьи 213.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Таким образом, действующим законодательством установлен порядок получения финансовым управляющим сведений о должнике, составляющих налоговую тайну. Для этого финансовый управляющий должен обратиться к должнику с требованием о предоставлении соответствующей информации и при непредставлении должником указанных сведений финансовый управляющий может обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании доказательств.

При таких обстоятельствах, в отсутствии определения арбитражного суда об истребовании сведений о должнике, составляющих налоговую тайну, инспекция обоснованно отказала финансовому управляющему Гоматиной Н.В. в предоставлении сведений ополученных Сараевым С.А. доходах и удержанных суммах налогов.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства обращения финансового управляющего к должнику с требованием о предоставлении информации.

Из материалов дела усматривается, что после получения отказа инспекции в предоставлении информации финансовый управляющий должника Гоматина Н.В. обратилась в арбитражный суд с ходатайством об истребовании у налогового органа  сведений о Сараеве С.А.

Определением арбитражного суда по делу № А19-22572/2018 от 08.05.2019г. удовлетворено ходатайство финансового управляющего Гоматиной Н.В. о направлении в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области ходатайства об истребовании сведений о полученных Сараевым С.А. доходах и удержанных суммах налогов за последние три года.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 14044/10 и от 5 июля 2011 года № 651/11, основанием для принятия решения суда о признании действий (бездействия) государственного органа, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными являются одновременно как несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Следовательно, заявленные обществом требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие действий (решений) регистрирующего органа закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества оспариваемыми действиями (решениями).

Между тем, судом установлено соответствие оспариваемого решения налоговой инспекции требованиям действующего законодательства.

При этом нарушение прав и законных интересов заявителя судом также не установлено, поскольку финансовый управляющий в соответствии с положениями пункта 9 статьи 213.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" имел возможность истребовать необходимы сведения у должника, а при непредставлении таких сведений – обратится в арбитражный суд с ходатайством об истребовании.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требования заявителя
о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области от 15.03.2019г. № 06-13-02/004391 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                        Е.И. Верзаков