ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-758/16 от 29.09.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск                                                                                                       Дело  № А19-758/2016

« 03 »  октября  2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 сентября 2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено 03 октября 2016 г.

            Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Международный Аэропорт Иркутск» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

 к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным предписания от 29.12.2015 серии ЗС № 2015.03-10.93-ТБ,

при участии в заседании

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности от 20.07.2016 № 95/16.1д;

от органа, принявшего оспариваемый акт: не явились;

установил:

Открытое акционерное общество «Международный Аэропорт Иркутск» (далее – ОАО «Международный Аэропорт Иркутск») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) о признании незаконным предписания от 29.12.2015 серии ЗС № 2015.03-10.93-ТБ.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 05.04.2016 производство по делу № А19-758/2016 приостановлено до рассмотрения дела № А19-759/2016 по заявлению ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» к УГАН НОТБ СФО Ространснадзора о признании незаконным и отмене постановления № 7155559588-02 от 13.01.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 20.09.2016 производство по делу возобновлено.

В судебном заседании представитель заявителя требования о признании незаконным оспариваемого предписания поддержал.

УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. 

Как следует из материалов дела, УГАН НОТБ СФО Ространснадзора на основании распоряжения от 15.12.2015 № 705-р проведена внеплановая выездная проверка ОАО «Международный Аэропорт Иркутск», по результатам которой выявлен ряд нарушений требований нормативных правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности, в том числе:

- в нарушение требований пункта 5.6.4 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 №40 (далее - Требования), в Номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ или ТС отсутствуют должности ЗГД по АБ и директора службы авиационной безопасности;

- в нарушение требований пункта 5.13 Требований на ОТИ не осуществляется специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе директора службы авиационной безопасности, в соответствии с программами и документами, определенными законодательством РФ;

- в нарушение требований пункта 5.31.1 Требований номенклатуры должностей персонала юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ в Плане обеспечения транспортной безопасности аэропорта Иркутск не совпадают с номенклатурами, представленными в бюро пропусков, на основании которых выдаются постоянные пропуска (в бюро пропусков находится более расширенный перечень должностей и организаций);

- в  нарушение требований пункта 5.31.7 Требований письменные обращения на пропуск физического лица содержат сокращение слов и аббревиатуры, имеются заявки, в которых не содержатся установочные данные о месте жительства (пребывания) лица;

- в нарушение пункта 5.31.16 Требований не осуществляется уведомление о выдаче разовых пропусков уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

- в нарушение пункта 6.3.10 Требований критический элемент «Подстанция» не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию личности и проверки действительности оснований для прохода на территорию аэропорта.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.12.2015 № 2015-705-р.

По итогам проверки УГАН НОТБ СФО Ространснадзора выдало обществу обязательное для исполнения предписание от 29.12.2015 серии ЗС № 2015.03-10.93-ТБ, согласно которому заявителю предписано устранить:

в срок до 01.03.2016 - нарушения пунктов 5.6.4, 5.31.1, 5.31.7 и 5.31.16 Требований (пункты 1, 3, 4, 5 предписания);

в срок до 20.12.2016 - нарушение пункта 5.13  Требований (пункт 2 предписания);

в срок до 25.09.2016 - нарушение пункта 6.3.10 Требований (пункт 6 предписания).

О выполнении предписания общество обязано сообщить в УГАН НОТБ СФО Ространснадзора в соответствии со сроком, установленным для устранения нарушений.   

ОАО «Международный Аэропорт Иркутск», полагая, что предписание от 29.12.2015 серии ЗС № 2015.03-10.93-ТБ является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.    

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 9 статьи 1 Закон о транспортной безопасности под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Как следует из материалов дела, ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» является субъектом транспортной инфраструктуры, следовательно, обязано обеспечивать транспортную безопасность на принадлежащих ему объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является деятельность терминалов (аэропортов и т.п.) управление аэропортами.

Согласно статье 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

В силу части 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности указанные Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной сотрудниками УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, был выявлен ряд нарушений обществом положений Требований.

30.12.2015 по факту допущенных обществом нарушений пунктов 5.6.4, 5.13, 5.31.1, 5.31.7, 5.31.16, 6.3.10 Требований главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО2 в отношении заявителя составлен протокол № 7154059589-01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении этим же должностным лицом вынесено постановление от 13.01.2016 № 7154059589-02, согласно которому ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. 

Постановление УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 13.01.2016 № 7154059589-02 оспорено заявителем в судебном порядке.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.05.2016 по делу № А19-759/2016 в удовлетворении заявленных ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» требований отказано.

   При этом, по делу № А19-759/2016 суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности административным органом нарушения заявителем пункта 5.31.1 Требований, поскольку протокол об административном правонарушении не содержит указания на то, в чем именно выразилось несовпадение номенклатур. Данное несовпадение невозможно установить из акта проверки, постановления о назначении административного наказания и иных представленных в материалы дела доказательств.

 В части пунктов 5.6.4, 5.13, 5.31.7, 5.31.16, 6.3.10 Требований, вменяемых обществу, судами сделан вывод о доказанности административным органом факта их нарушения, что является достаточным для квалификации противоправного деяния общества по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Исходя из вышеизложенного, суд, с учетом имеющих преюдициальное значение обстоятельств, установленных по делу № А19-759/2016, приходит к выводу об установлении факта нарушения ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» пунктов 5.6.4, 5.13, 5.31.7, 5.31.16, 6.3.10 Требований. Представитель заявителя в судебном заседании подтвердил факт исполнения предписания в указанной части.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что пункт 3 предписания УГАН НОТБ СФО Ространснадзораот 29.12.2015 серии ЗС № 2015.03-10.93-ТБ, возлагающий на ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» обязанность по устранению нарушения пункта 5.31.1 Требований не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. 

При таких обстоятельствах, заявленные требования ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» подлежат частичному удовлетворению – в части признания незаконным пункта 3 оспариваемого предписания. В остальной части требования заявителя удовлетворению не подлежат.

 В соответствии с подпунктами 3, 9 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче в арбитражный суд заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, определена для организаций в размере 3 000 руб., при подаче заявления об обеспечении иска - 3 000 рублей.

При подаче настоящего заявления в суд ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» согласно платежным поручениям от 29.01.2016 № 00751, от 01.02.2016 № 000784 уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за подачу заявления в суд, государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за подачу заявления о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого предписания.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа (часть 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, заявителю подлежит возврату государственная пошлина в сумме 3 000 руб., уплаченная за подачу заявления о принятии обеспечительных мер.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 3 000 руб. подлежат взысканию в пользу заявителя с УГАН НОТБ СФО Ространснадзора

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 3 предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  от 29.12.2015 серии ЗС № 2015.03-10.93-ТБ.

Обязать Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта устранить допущенные нарушения и прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Международный Аэропорт Иркутск».

В удовлетворении остальной части заявленных  требований отказать.

Возвратить Открытому акционерному  обществу  «Международный Аэропорт Иркутск» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную  пошлину в сумме 3 000 руб.

Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу Открытого акционерного общества «Международный Аэропорт Иркутск» расходы по уплате государственной  пошлины в сумме 3000 руб.

Решение может быть  обжаловано в  Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                      Н.Г. Позднякова