ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-785/16 от 05.05.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

Дополнительное здание суда:

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г.Иркутск

«13» мая 2016 года Дело №А19-785/2016

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13 мая 2016 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Деревягиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илюшкиной Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» в лице филиала Восточно-Сибирская железная дорога (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения от 21.08.2015г. №26861 в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 14.12.2015г. №168, ФИО2 – представитель по доверенности от 28.03.2016г. №320/62;

от инспекции:   ФИО3 – представитель по доверенности от 11.01.2016г. №05/45, ФИО4 – представитель по доверенности от 04.03.2016г. №05/78; ФИО5 – представитель по доверенности от 04.03.2016г. №05/77;  ФИО6 – представитель по доверенности от 04.03.2016г. №05/76,

установил:

Первоначально ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска от 21.08.2015г. №26861.

В судебном заседании, в порядке, предусмотренном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 11 час. 03 мин. 26.04.2016г. до 10 час. 30 мин. 05.05.2016г.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.

Общество письмом от 29.04.2016г. №32-04-юр, в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, окончательно уточнило заявленные требования, попросило суд признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска от 21.08.2015г. №26861 в части доначисления транспортного налога в сумме 68233 руб. 00 коп., начисления пени в сумме 3696 руб. 52 коп. и применения налоговой санкции в сумме 6823 руб. 30 коп.

Уточнение требований судом принято.

Представители общества уточненные требования поддержали.

Представители инспекции требования не признали, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Как следует из материалов дела, ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКОЙ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска проведена камеральная налоговая проверка декларации по транспортному налогу за 2014 год, составлен акт проверки от 14.05.2015г. №52935.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговый орган принял решение от 21.08.2015г. №26861 о привлечении ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 7264 руб. 30 коп. (с учетом положений п.3 ст.114 Налогового кодекса Российской Федерации). Кроме того, данным решением инспекцией доначислен транспортный налог за 2014 год в сумме 72643 руб. 00 коп. и начислены пени в сумме 3935 руб. 43 коп.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 23.11.2015г. №26-13/019780 решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска от 21.08.2015г. №26861 «о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» отменено в части применения налоговой санкции в размере 441 руб. 00 коп., доначисления налога в сумме 4410 руб. 00 коп., а также начисления 238 руб. 91 коп. пени.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о том, что обществом неверно применены налоговые ставки при исчислении транспортного налога в результате неправильного определения вида транспортных средств. Так, по мнению инспекции, транспортные средства: 326027 на шасси КАМАЗ 43118-15, 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15, 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15, 42211 на шасси КАМАЗ 43114-15, УРАЛ 32551-0016-41, 326026 на шасси КАМАЗ 43114-15, КАМАЗ 43105, УРАЛ 432010 – относятся к виду «грузовые» транспортные средства, в связи с чем налоговая ставка, с учетом мощности двигателя, должна составлять 50 руб. 00 коп.; транспортное средство TOYOTA LAND CRUISER 100 идентификационный номер <***> государственный номер <***> – относится к виду «легковые» транспортные средства, в связи с чем налоговая ставка, с учетом мощности двигателя, должна составлять 46 руб. 00 коп.

Общество не согласилось с принятым решением налогового органа в оспариваемой части и обратилась в суд с вышеуказанными требованиями. В обоснование своих доводов заявитель сослался на то, что налоговый орган не наделен правом самостоятельного определения типа (вида) и (или) категории транспортного средства. При исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате, ставка налога должна применяться на основании данных о типе и категории автомобиля, указанных в паспортах транспортных средств. Из анализа сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств, спорные транспортные средства относятся к виду «автобусы», в связи с чем, с учетом мощности двигателя, была применена налоговая ставка 39 руб. 50 коп. и исчислен транспортный налог.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

В силу ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» является плательщиком транспортного налога.

Согласно п.1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в п.1 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Иркутской области от 04.07.2007г. №53-оз «О транспортном налоге» предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, вида транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений, следует, что налоговая ставка транспортного налога зависит от вида транспортного средства и мощности установленного на нем двигателя.

В п.3 ст.15 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993г. №477 «О введении паспортов транспортных средств» и Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008г. №1001 основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства.

В соответствии с п.4 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005г. (далее – Положение о паспортах транспортных средств) паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном данным Положением.

Согласно п.п.25 - 28 Положения о паспортах транспортных средств в строке «1.Идентификационный номер (VIN)» указываются арабскими цифрами и буквами латинского алфавита условные обозначения, присвоенные транспортному средству.

Первая часть VIN, позволяющая идентифицировать изготовителя транспортного средства, состоит из трех букв или букв и цифр, обозначающих географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства, присвоенные в установленном порядке.

Вторая часть VIN является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации.

Третья часть VIN является указательной частью и состоит из восьми цифр или букв, из которых последние четыре знака должны быть цифрами. На первом знаке может указываться код года изготовления транспортного средства или модельного года в соответствии со Сравнительной таблицей цифр и букв, используемых в идентификационных номерах в качестве кода года изготовления транспортного средства или шасси транспортного средства, на последующих знаках - порядковый номер транспортного средства.

В строке «2.Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в ОТТС, Свидетельстве либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств.

В строке «3.Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

В строке «4.Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г.Вене 08.11.1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974г.:

A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;

B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

C - автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Из представленных в материалы дела паспортов транспортных средств усматривается:

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: U7U32602790000094; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326027 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602170000146; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000003; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000027; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х6Р42211060000005; в строке 2 «марка, модель ТС»: 42211 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602170000137; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602170000148; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602780000054; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326027 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602780000060; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326027 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000068; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000069; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000070; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000071; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000073; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000036; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000044; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000047; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000104; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000106; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000108; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000110; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047С0008246; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: МПВ-43118-02; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047D0003051; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: МПВ-43118-02; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х1Р32551041301630; в строке 2 «марка, модель ТС»: УРАЛ 32551-0016-41; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: автомобиль-мастерская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602680000058; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326026 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602680000059; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326026 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х6Р42211060000007; в строке 2 «марка, модель ТС»: 42211 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602170000157; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602680000004; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326026 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602680000020; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326026 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602780000052; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326027 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000040; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: отсутствует; в строке 2 «марка, модель ТС»: КАМАЗ 43105; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: бортовая; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: С, в разделе особые отметки: переоборудование категория «D» в фургон для перевозки людей;

- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: ХIЗ4320000S0228682; в строке 2 «марка, модель ТС»: УРАЛ 432010; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: бортовой; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: С, в разделе особые отметки: переоборудование категория «D» в фургон для перевозки людей.

Таким образом, из представленных документов следует, что все вышеуказанные транспортные средства в соответствии с Конвенцией о дорожном движении относятся к категории «D».

В соответствии с приложением №3 «Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении» Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к категории транспортных средств «D» относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющих более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5т. (категория М2) и механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющих более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых более 5т. (категория М3).

Согласно приложению №1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009г. №720 (действовавшего в спорный период), к категории транспортных средств М2, М3 относятся автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси.

Таким образом, из приведенных положений следует, что к категории «D» относятся такие транспортные средства, как автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270 66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» обозначение базовой модели автомобиля производится четырьмя цифровыми знаками, а прицепов, полуприцепов и роспусков – четырьмя или пятью цифровыми знаками, обозначающими их индекс. Обозначение модификаций базовой модели автомобиля осуществляется в пятом цифровом знаке их индекса (п.п.2, 3 раздела 1 нормали ОН 025 270 66).

Индекс модели присваивается автомобилю или прицепу в целом. Основные составные части их – шасси, кузов и платформа – обозначаются семизначным цифровым номером с индексом в качестве префикса (п.10 раздела 1 нормали ОН 025 270 66).

Пунктами 24, 27 раздела 2 нормали ОН 025 270 66 установлено, что по первому знаку четырехзначного цифрового индекса определяется класс автомобилей, по второму знаку вид автомобиля: 1 – легковые, 2 – автобусы, 3 – грузовые, 4 – тягачи, 5 – самосвалы, 6 – цистерны, 7 –фургоны, 8 – резерв, 9 – специальные.

Таким образом, в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270 66 модели спорных транспортных средств: 326027 на шасси КАМАЗ 43118-15, 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15, 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15, 42211 на шасси КАМАЗ 43114-15, УРАЛ 32551-0016-41, 326026 на шасси КАМАЗ 43114-15 относятся к виду: автобусы.

Транспортные средства КАМАЗ 43105, УРАЛ 432010 хотя изначально по виду и относятся к грузовым транспортным средствам, но в паспортах транспортных средств в разделе особые отметки содержится указание: «переоборудование категория «D» в фургон для перевозки людей».

Межрайонный отдел государственного технического надзора и регистрации транспорта Государственной инспекции безопасности дорожного движения в письме от 31.07.2015г. №23/2274 пояснил, что тип и категория транспортного средства определяется в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270 66 и ТР ТС 018/2011 (Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»).

Оценив представленные доказательства в совокупности, данные о категории и модели спорных транспортных средств, указанные в паспортах транспортных средств, а также принимая во внимание тип транспортных средств «специальное транспортное средство», «вахтовая машина грузопассажирская», «мастерская путеремонтная вахтовая» суд приходит к выводу, что спорные транспортные средства относятся к виду транспортных средств – автобусы.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает правомерным согласиться с доводами налогоплательщика о том, что указанные транспортные средства относятся к виду «автобус», в связи с чем доначисление обществу транспортного налога по вышеуказанным транспортным средствам следует признать необоснованным.

Что касается транспортного средства TOYOTA LAND CRUISER 100 идентификационный номер (VIN) <***>,  суд пришел к следующему.

В паспорте транспортного средства 77 ТТ №643352 на TOYOTA LAND CRUISER 100 указано: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: <***>; в строке 2 «марка, модель ТС»: TOYOTA LAND CRUISER 100; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: легковой; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D.

Кроме того, из данного паспорта транспортного средства следует, что указанное транспортное средство ранее имело государственный номер <***>, с 26.01.2015г. транспортному средству TOYOTA LAND CRUISER 100 присвоен государственный номер <***>.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Из паспорта транспортного средства 77 ТТ №643352 следует, что органы ГИБДД при регистрации спорного автомобиля определили, что транспортное средство TOYOTA LAND CRUISER 100 идентификационный номер (VIN) <***> является легковым транспортным средством.

Довод общества о том, что данное транспортное средство относится к виду «автобус», поскольку в паспорте транспортного средства в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)» отражена категория «D» (автобус), суд не может принять во внимание, поскольку указание в паспорте транспортного средства категории «D» не может являться достаточным основанием для отнесения того или иного транспортного средства к такому виду как автобус.

В подтверждение того, что спорное транспортное средство относится к виду «автобус», общество представило фотографии.

Вместе с тем, как ранее указывал суд, к категории «D» относятся такие транспортные средства, как автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси.

В согласно п.5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009г. №720 (действовавшего в спорный период) (далее – Технический регламент) транспортное средство - наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L (мототранспортные средства), M (транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров), N (транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси), O (прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадроциклам), предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по автомобильным дорогам общего пользования.

Специализированное пассажирское транспортное средство - транспортное средство категории M2G или M3G, изготовленное на шасси транспортного средства повышенной проходимости категории N1G, N2G или N3G.

К транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M и N.

Транспортные средства категории N1, полная масса которых свыше 2т., или транспортные средства категорий N2, M2 или М3, полная масса которых не более 12т., считают транспортными средствами повышенной проходимости, если их конструкция обеспечивает одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если они удовлетворяют следующим требованиям: по меньшей мере, одна передняя и одна задняя оси имеют одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться; имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия; транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25 процентов (п.1.2.1 Технического регламента).

Пунктами 1.2.2 и 1.2.3 Технического регламента установлено, что специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, также относятся к категории G. При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).

Исходя из анализа вышеуказанных норм, следует, что отдельно буква G для обозначения категории транспортных средств не применяется, а используется как обозначение наличия у транспортных средств категорий M или N определенных характеристик.

Таким образом, к специализированным пассажирским транспортным средствам относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, с повышенной проходимостью.

Транспортные средства TOYOTA LAND CRUISER относятся к внедорожникам, выпускаемые японской компанией Toyota Motor Corporation с 1951 года. Данные транспортные средства обладают повышенной проходимостью по бездорожью за счёт высокого клиренса, ведущих передних и задних колёс.

Учитывая изложенное, принимая во внимание сведения, содержащиеся в паспорте транспортного средства о типе автомобиля, суд приходит к выводу, что транспортное средство TOYOTA LAND CRUISER 100  идентификационный номер (VIN) <***> относится к виду транспортного средства – «легковой».

Доказательств того, что спорное транспортное средство было в установленном законом порядке переоборудовано и переоформлено, а также то, что общество обращалось в органы ГИБДД с заявлением об изменении типа транспортного средства (о внесении исправлений) заявитель в суд не представил.

Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговым органом правомерно применена налоговая ставка, установленная Законом Иркутской области от 04.07.2007г. №53-оз «О транспортном налоге» и предназначенная для легковых машин (с даты выпуска которых прошло 7 лет и более) с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с., в размере 46 руб. 00 коп., в связи с чем обоснованно доначислен транспортный налог по данному транспортному средству за 2014 год в сумме 1326 руб. 00 коп.

Из оспариваемого решения налогового органа усматривается, что в ходе проверки инспекцией произведен перерасчет транспортного налога за 2014 год по транспортным средствам как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Окончательная сумма доначисленного транспортного налога, с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы от 23.11.2015г. №26-13/019780, исчислена инспекцией исходя из расчета налога по каждому транспортному средству в общем размере 68233 руб. 00 коп.

В ходе судебного разбирательства по делу, налоговый орган пояснил, что доначисленная сумма транспортного налога приходится на спорные транспортные средства.

Представители общества данное обстоятельство не оспорили.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования общества о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска от 21.08.2015г. №26861 в части доначисления транспортного налога за 2014 год следует признать законными и обоснованными в сумме 66907 руб. 00 коп.

Согласно ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п.1 ст.122 Налогового Кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Поскольку налоговым органом правомерно доначислен транспортный налог в сумме 1326 руб. 00 коп., следовательно обоснованным является начисление пени в сумме 71 руб. 83 коп., применение налоговых санкций – в размере 132 руб. 60 коп. (с учетом положений ст.112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, арбитражный суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что требования налогоплательщика о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска от 21.08.2015г. №26861 следует признать законными и обоснованными в части доначисления транспортного налога за 2014 год в сумме 66907 руб. 00 коп., начисления пени в сумме 3624 руб. 69 коп. и применения налоговой санкции в сумме 6690 руб. 70 коп.

В соответствии со ст.101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно ст.104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Подпунктом 3 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.

В соответствии со ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3000 руб. 00 коп.

Из представленных документов усматривается, ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» оплатило государственную пошлину в доход Федерального бюджета в размере 6000 руб. 00 коп.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым возвратить ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» из средств Федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. 00 коп., как излишне уплаченную по платежному поручению от 10.09.2015г. №9010.

Согласно ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек применяется по экономическим спорам, возникающим из публичных правоотношений, связанным с оспариванием ненормативных правовых актов налоговых, таможенных и иных органов, если принятие таких актов возлагает имущественную обязанность на заявителя.

В связи с чем, на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска относятся расходы по уплате ОТКРЫТЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» государственной пошлины в сумме 2940 руб. 00 коп. за рассмотрение арбитражным судом заявления о признании незаконным решения налогового органа.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска от 21.08.2015г. №26861 в части доначисления транспортного налога за 2014 год в сумме 66907 руб. 00 коп., начисления пени в сумме 3624 руб. 69 коп. и применения налоговой санкции в сумме 6690 руб. 70 коп., как несоответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2940 руб. 00 коп.

Возвратить ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» из средств Федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. 00 коп., как излишне уплаченную по платежному поручению от 10.09.2015г. №9010.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.В.Деревягина