ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-7929/20 от 17.12.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                  Дело № А19-7929/2020

24.12.2020г.

Резолютивная часть решения объявлена  17.12.2020г.

Решение  в полном объеме изготовлено  24.12.2020г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Щуко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михеевой А.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело позаявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области

о признании незаконными действий Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, выраженных в выдаче карт маршрута ООО «Народный маршрут» и ООО «Слава» сроком действия с 27.04.2020 по маршрутам регулярных перевозок № 333, № 334

о признании незаконным решения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, оформленного письмом от 27.04.2020 № 02-58-4345/2020, о прекращении действия выданных ранее индивидуальному предпринимателю ФИО1 карт маршрута №№ 38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Народный маршрут» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666021, Иркутская область, <...>), общества с ограниченной ответственностью «Слава» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664049, <...>,  квартира 15А/1),  Прокуратуры Иркутской области (адрес: 664011, <...>).

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности,

от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности, ФИО4 – представитель по доверенности,

от третьих лиц:

от общества с ограниченной ответственностью «Народный маршрут»: не явились,

от общества с ограниченной ответственностью «Слава»: Шелег И.Л. – представитель по ордеру,

от Прокуратуры Иркутской области: ФИО5 – прокурор,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее – ответчик, министерство) о признании незаконными действий Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, выраженных в выдаче карт маршрута «Народный маршрут» и ООО «Слава» сроком действия с 27.04.2020 по маршрутам регулярных перевозок № 333, № 334; о признании незаконным решения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, оформленного письмом от 27.04.2020 № 02-58-4345/2020, о прекращении действия выданных ранее индивидуальному предпринимателю ФИО1 карт маршрута №38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика против удовлетворения заявленных требований возражали,  по  следующим основаниям: в целях определения перевозчика, в том числе по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок №№ 333, 334, 20 февраля                  2020 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном
сайте (https://irkobl.ru/sites/gkh/) министерством опубликовано извещение о
проведении открытого конкурса № 3/2020, а также конкурсная документация
о проведении открытого конкурса от 20 февраля 2020 года № 3/2020; предметом открытого конкурса №3/2020 является право на осуществление перевозок по следующим межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области, распределенным конкурсной документацией указанного открытого  по лотам:


лота

маршрута

Наименование маршрута

1.

120

«Шелехов (ост. Конечная) - Иркутск (ост. Автовокзал) – Шелехов (ост. Конечная)»

126

«Шелехов (ост. Гончарово) - Иркутск (ост. Ц. Рынок) -Шелехов
(ост. Гончарово)»

2.

308

«Шелехов (ост. Конечная) - Иркутск (ост. Технический университет)- Шелехов (ост. Конечная)»

3.

321

«Шелехов (ост. Бонус) - Иркутск (ост. Сквер им. Кирова) – Шелехов (ост. Бонус)»

4.

324

«Баклаши (ост. Администрация) - Шелехов - Иркутск (ост. Ц. Рынок)»

5.

325

«Смоленщина (поселок Геологов) - Шелехов (Поликлиника) – Смоленщина (поселок Геологов)»

329

«Шелехов (Бонус) - Иркутск (Кая) - Шелехов (Юбилейный)»

6.

333

«Шелехов (Бонус) - Иркутск (Ц. Рынок) - Шелехов (Бонус)»

334

«Шелехов (ост. Автостанция) - Иркутск (ост. Ц. Рынок) – Шелехов (ост. Автостанция)»

7.

119

«Шелехов (Автостанция) - Иркутск (ост. Цирк) - Шелехов (Автостанция)»

8.

528

«Хогот (ост. Школа) - Иркутск (Автовокзал)»

;по результатам рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов установлено, что ИП ФИО1 отказано в участии в открытом конкурсе № 3/2020 по основаниям, предусмотренным пунктом 3.3 конкурсной документации - в связи с несоответствием конкурсной заявки и прилагаемых к ней документам требованиям, установленным конкурсной документацией; в связи с тем, что к участию в открытом конкурсе № 3/2020 по лоту № 6 допущена единственная заявка под регистрационным №65, комиссией принято решение о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по
межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок №№ 333, 334 и карт указанных маршрутов регулярных перевозок - участникам договора простого товарищества              ООО «Народный маршрут» и ООО «Слава»; оспаривая довод заявителя о  незаконности решения министерства, оформленного письмом от 27 апреля 2020 года № 02-58-4345/2020, о прекращении действия карт маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области №№ 380002472 – 380002493 с 27 апреля 2020 года, ответчик ссылается на то, что соглашение №32/119, заключенное  с заявителем прекращено, следовательно, прекращено и действие ранее выданных карт маршрутов.

Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Слава»  поддержал позицию ответчика по основаниям, приведенным в отзыве на заявление.

В судебном заседании прокурор поддержал позицию заявителя по основаниям, приведенным в отзыве на заявление.

Третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «Народный маршрут», извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направило, в ранее представленном отзыве поддержало позицию ответчика.

Третьими лицами - обществом с ограниченной ответственностью «Слава» и обществом с ограниченной ответственностью «Народный маршрут» заявлены ходатайства об отложении судебного заседания в связи с тем, что заявителем не заблаговременно представлено дополнительное обоснование заявленных требований.

Рассмотрев ходатайства третьих лиц об отложении судебного заседания, суд приходит к следующему выводу.

Целью отложения судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле, является реализация последним представленных ему Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации процессуальных прав (предоставление дополнительных доказательств и пояснений по делу, необходимость ознакомления с имеющимися в материалах дела доказательствами и др.).

Обращаясь с ходатайством об отложении судебного заседания, ответчик ссылается на то, что ему необходимо предоставить срок, достаточный для подготовки письменного отзыва на  дополнительные обоснования заявленных требований, представленных заявителем.

Основания, по которым суд может отложить судебное заседание, приведены в статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.

Рассматривая ходатайства третьих лиц об отложении судебного заседания, суд, учитывая  нахождение дела в производстве суда с 12.05.2020г. (более 7 месяцев),  полагает, что отложение судебного заседания приведет к затягиванию судебного разбирательства по настоящему делу.

На основании вышеизложенного, рассмотрев данное ходатайство, суд отказал  в его удовлетворении.

Вместе с тем, с целью соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле,  в части ознакомления с представленными иными лицами письменными пояснениями и подготовки правовой позиции, в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  объявлялся перерыв с 15.12.2020г. до 17.12.2020г. 11 час. 00 мин.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

На основании соглашения на осуществление регулярных перевозок пассажиров            № 32/119 от 21.04.2014г. (с дополнительными соглашениями № 1 от 02.11.2015г., № 2 от 28.03.2019г.), ИП ФИО1 осуществлял пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок № 333 «Шелехов (Бонус) - Иркутск (Ц. Рынок) - Шелехов (Бонус)» и № 334 «Шелехов (Автостанция) - Иркутск (Ц. Рынок) - Шелехов (Автостанция).

Согласно п. 6.1. дополнительного соглашения № 2 от 28.03.2019г. срок действия соглашения от 21.04.2014г. продлен до 14 июля 2020 года.

14.10.2019г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте РФ (http://irkobl.ru/sites/gkhA организатором торгов министерством были опубликованы извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Иркутской области №16/2019, а также конкурсная документация.

Простым товариществом ИП ФИО1, ИП ФИО6, ИП ФИО7 была поддана заявка на участие в конкурсе по лоту №6.

Согласно протоколу оценки, сопоставления заявок на участие в открытом
конкурсе от 14.04.2020г. простому товариществу ИП ФИО1, ИП ФИО6,            ИП ФИО7 отказано в участии в открытом конкурсе № 3/2020 по основаниям, предусмотренным пунктом 3.3 конкурсной документации - в связи с несоответствием конкурсной заявки и прилагаемых к ней документам требованиям, установленным конкурсной документацией.

Простое товарищество ООО «Слава» и ООО «Народный маршрут» (далее- Победитель конкурса) является единственным участником конкурса по лоту № 6, в связи с чем товарищество признано победителем конкурса по указанному лоту, в связи с чем министерством принято решение о выдаче названным обществам свидетельств об осуществлении перевозок по сопрным маршрутам и карт маршрута.

Пунктом 9.4. конкурсной документации предусмотрено, что победитель открытого конкурса, в т.ч. по лоту № 6 обязан приступить к осуществлению перевозок 15 июля           2020 года.

Письмом от 27.04.2020г. № 02-58-4345/20 «О прекращении действия карт
маршрута», министерство уведомило ИП ФИО1 о прекращении действия карт маршрута ИП ФИО1. с 27 апреля 2020 года.

Прекращение действия выданных Гурьеву СВ. карт маршрута ранее срока, указанного в п. 9.4 конкурсной документации (15.07.2020г.) повлекло невозможность осуществления основного вида деятельности, на осуществление которой у него имеется действующая лицензия, и, как следствие, невозможность получения дохода от предпринимательской деятельности.

Заявитель полагая, что действия ответчика, связанные с прекращением действия карт  маршрута, выданные  ИП ФИО1, а также действия, связанные с выдачей карт маршрута сроком действия с 27.04.2020г. ООО «Слава», ООО «Народный маршрут», обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав доказательства по делу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как указывалось выше, на основании соглашения на осуществление регулярных перевозок пассажиров № 32/119 от 21.04.2014г. (с дополнительными соглашениями № 1 от 02.11.2015г., № 2 от 28.03.2019 г), ФИО1. осуществлял пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок № 333 «Шелехов (Бонус) - Иркутск (Ц. Рынок) - Шелехов (Бонус)» и № 334 «Шелехов (Автостанция) - Иркутск (Ц. Рынок) - Шелехов (Автостанция).

Пунктом 6.1. дополнительного соглашения № 2 от 28.03.2019г. срок действия соглашения продлен до 14 июля 2020 года.

Министерством 14.01.2020г. принято решение №31-НТ/2020 об изменении вида перевозок по спорным маршрутам. Пунктом 2 указанного решения установлен  срок его вступления в силу – через 200 дней после  его подписания.

06.02.2020г. министерством принято решение №34/НТ/2020 о внесении изменений, в том числе, в решение № 31-НТ/2020, которым п. 2 исключен.

Письмом от 27.04.2020 № 02-58-4345/20 «О прекращении действия карт маршрута», Министерство уведомило его о прекращении действия карт маршрута с                  27 апреля 2020 года.

Основанием для прекращения действия карт маршрутов ИП Гурьева
С.В. послужили результаты проведенного министерством аукциона № 3/2020 на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области, в т.ч., на право осуществления регулярных перевозок по маршрутам № 333 и №334 (лот № 6). Согласно протоколу оценки, сопоставления заявок от 14 апреля 2020 года победителем открытого конкурса по лоту № 6 признано
простое товарищество ООО «Народный маршрут» и ООО «Слава».

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015г. «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ от 13.07.2015г.)  уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство; 2) вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства; 3) обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства; 4) окончание срока действия данного свидетельства; 6) вступление в силу предусмотренного статьей 18 настоящего Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам; 7) принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд; 8) принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием.

Судом установлено, что письму министерства от 27.04.2020 № 02-58-4345/20                «О прекращении действия карт маршрута» предшествовало проведение  открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом Иркутской области №16/2019.

14.10.2019г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте РФ (http://irkobl.ru/sites/gkhA организатором торгов - министерством были опубликованы извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Иркутской области №16/2019, а также конкурсная документация.

Простым товариществом ИП ФИО1, ИП ФИО6, ИП ФИО7 была поддана заявка на участие в конкурсе по лоту №6.

Согласно ч. 4 ст. 447  Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Согласно протоколу оценки, сопоставления заявок на участие в открытом
конкурсе от 14.04.2020г. простому товариществу ИП ФИО1, ИП ФИО6,            ИП ФИО7 отказано в участии в открытом конкурсе № 3/2020 по основаниям, предусмотренным пунктом 3.3 конкурсной документации - в связи с несоответствием конкурсной заявки и прилагаемых к ней документам требованиям, установленным конкурсной документацией.

Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015г. юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдано по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через девяносто дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее окончания срока действия последнего из ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по данному маршруту.

Согласно пункту 9.4 конкурсной документации победитель открытого конкурса приступает  к осуществлению  перевозок с 15.07.2020г.

Таким образом, определение законом и конкурсной документацией сроков начала осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с результатом конкурса, оформленного протоколом от 14.04.2020г., не дает ответчику права  произвольно изменять данные сроки.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны.

Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного
права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего
изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2
статьи 10, пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса).

При таких обстоятельствах действия министерства, как организатора торгов,
направленные на одностороннее прекращение договорных отношений с ФИО1 с
 27.04.2020г. не могут быть признаны добросовестными.

Кроме того, из содержания Конкурсной документации 3/2020 усматривается, что
она утверждена для проведения конкретного конкурса и является одним из элементов
процедуры его проведения.

Конкурсная документация направлена на однократное применение при отборе
перевозчиков и содержит предложение о принятии участия в конкурсе, а не обязательные
правила поведения для неограниченного круга лиц, и применяется только к отношениям,
возникшим при проведении конкретного конкурса, следовательно, является
ненормативным правовым актом. Данное положение полностью соответствует правовой
позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 26.02.2013 г. № ВАС-16174/12.

В силу статьи 13  Гражданского кодекса Российской Федерации  ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Разъясняя порядок применения абз. 13 статьи 12  Гражданского кодекса Российской Федерации, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" отметил, что при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что действия министерства, как организатора торгов, направленные на одностороннее прекращение договорных отношений с ФИО1 с  27.04.2020г., не могут быть признаны законными.

Довод ответчика и третьего лица (ООО «Слава») о том, что действие выданных  ИП ФИО1 свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрута прекратилось с момента объявления результатов конкурса судо отклонен, поскольку это не предусмотрено частью 6 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015г.

Довод ответчика о том, что прекращение действия выданных ИП ФИО1 карт маршрута №№ 38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020г. было обусловлено принятием решения об изменении вида регулярных перевозок, а законодательством Российской Федерации не предусмотрено  конкретных сроков вступления в законную силу решения об изменении вида регулярных перевозок, что позволяет Министерству, как уполномоченному органу, определять такие сроки самостоятельно, судом рассмотрен и отклонен, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона №220-ФЗ от 13.07.2015г.  изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.

В силу  части 2 статьи 18 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015г. уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области» к полномочиям уполномоченного органа относятся, в том числе, установление, изменение и отмена межмуниципальных маршрутов, присвоение им порядковых номеров, а также вида регулярных перевозок по указанным маршрутам (по регулируемым тарифам или по нерегулируемым тарифам);

Согласно пунктам 1 и 2 Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам в Иркутской области на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 г. №1143-пп, Документ планирования устанавливается сроком до 1 января 2021 года и включает в себя перечень мероприятий, в том числе, изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по межмуниципальным маршрутам в Иркутской области, - планируется на весь период действия Документа планирования по мере возникновения необходимости.

ИП ФИО1 в министерство подано заявление об изменении вида перевозок (вх. от 19.12.2019г.), по результатам рассмотрения которого министерством 14.01.2020г. принято решение № 31-НТ/2020 об изменении вида перевозок по спорным маршрутам, пунктом 2 которого установлен  срок его вступления в силу – через 200 дней после его подписания.

Как пояснил ответчик, при подготовке конкурсной документации на проведение открытого конкурса Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области  была выявлена ошибка в части указания даты вступления решения от 14.01.2020г. №31-НТ/2020 (через 200 дней после подписания данного решения), в связи с чем, решением №34/НТ/2020 от 06.02.2020г. о внесении изменений, в том числе, в решение №31-НТ/2020, которым п. 2 исключен.

Вместе с тем, статьей 18 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015г. установлен порядок изменения вида регулярных перевозок, согласно которому             решение об изменении вида регулярных перевозок может быть принято с соблюдением определенной процедуры и не может вступить в силу ранее истечения 180 дней после его принятия. До момента издания решения № 31-НТ/2020 министерством не было включено в документ планирования регулярных перевозок решение об изменении их вида, уведомление перевозчика о принятом решении не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления решения в силу не производилось. Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют.

Иные доводы и возражения ответчика и третьих лиц (ООО «Народный маршрут» и ООО «Слава») арбитражным судом не приняты во внимание, поскольку связаны с несогласием с выводами представления Прокуратуры Иркутской области от 19.11.2020г. № 7/3-07-2020/314, оценка законности и обоснованности которого не входит в предмет доказывания по настоящему делу.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актами нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Разъясняя порядок применения абз. 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" отметил, что при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что до 15.07.2020г. право осуществления перевозок по вышеуказанным маршрутам (№333 и №334) принадлежало ИП ФИО1 на основании соглашения на осуществление регулярных перевозок №32/119 от 21.04.2014г. и дополнительного соглашения к нему от  28.03.2019г., в связи с чем у министерства не имелось правовых оснований для принятия решения от 27.04.2020 № 02-58-4345/2020, о прекращении действия выданных ранее ИП ФИО1 карт маршрута №№ 38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020г.

В соответствии с частью 2 статьи  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, суд полагает, что решение министерства, оформленное письмом от 27.04.2020г. № 02-58-4345/2020, о прекращении действия выданных ранее ИП ФИО1 карт маршрута №№ 38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020г. является незаконным, в связи с чем требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.

Рассмотрев требование заявителя о признании незаконными действий министерства, выраженных в выдаче карт маршрута ООО «Народный маршрут» и             ООО «Слава» сроком действия с 27.04.2020г. по маршрутам регулярных перевозок № 333, № 334, суд находит данное требование не подлежащим удовлетворению, поскольку названные действия не нарушают прав и законных интересов ИП ФИО1 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем возможное удовлетворение судом указанного требования не приведет к их восстановлению, что свидетельствует об отсутствии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания соответствующих действий незаконными.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив,  что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования в части признании незаконными действий Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, выраженных в выдаче карт маршрута           ООО «Народный маршрут» и ООО «Слава» сроком действия с 27.04.2020 по маршрутам регулярных перевозок № 333, № 334.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной заявителем при подаче заявления в суд государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп. подлежат взысканию в пользу заявителя с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, оформленное письмом от 27.04.2020г. № 02-58-4345/2020, о прекращении действия выданных ранее индивидуальному предпринимателю ФИО1 карт маршрута №№ 38 0002472-38 0002493 с 27.04.2020г.

Обязать Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской областиустранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать сМинистерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664011, <...>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: 666036, Иркутская область, с. Баклаши) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный             суд в течение одного месяца со дня его принятия и по истечении этого срока вступает             в законную силу.

            Судья                                                                                                            В.А. Щуко