ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-7947/15 от 07.07.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-7947/2015

13.07.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07.07.2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13.07.2015 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В. Лунькова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.Г.Куприяновым,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Серебрякова Михаила Анатольевича (ОГРНИП 305381215700061, ИНН 381251489691)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области

о признании недействительным решения от 10.03.2015г. № 43 о внесении ограничений в отношении использования адреса при осуществлении регистрационных действий.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Гапонова Д.В., представителя по доверенности;

от инспекции – Дубиковой А.Л., представителя по доверенности,

установил:

индивидуальный предприниматель Серебряков Михаил Анатольевич (далее – предприниматель, ИП Серебряков М.А.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (далее - регистрирующий орган, инспекция) от 10.03.2015г. № 43 о внесении ограничений в отношении использования адреса при осуществлении регистрационных действий.

В судебном заседании представитель заявителя Гапонов поддержал заявленные требования, привел доводы, изложенные в заявлении.

Межрайонная ИФНС России № 17 по Иркутской области заявленные требования не признала. В судебном заседании представитель инспекции Дубикова пояснила, что регистрирующий орган в рамках осуществления возложенных на него государственных функций вправе создавать и использовать информационные базы и ресурсы, предназначенные для внутреннего пользования.

Информационный ресурс «Ограничения» является внутренним ресурсом ФНС России, реализующим функции по формированию и использованию сведений о наличии ограничений на осуществление регистрационных действий, используемым налоговыми органами при предоставлении государственных услуг, в целях автоматизации процессов государственной регистрации юридических и физических лиц в части обеспечения исполнения регистрирующими органами ограничений на совершение регистрационных действий, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» об отмене указанных ограничений на основании судебного акта или иного документа, поступившего в регистрационный орган от судебного или исполнительного органа, а также информирования регистрирующих (налоговых) органов об иных документах, содержащих сведения о наличии ограничений на осуществление регистрационных действий.

По мнению инспекции, нахождение адреса: 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 7Б в информационном ресурсе «Ограничения» не нарушает прав собственника помещения Серебрякова М.А.

Кроме того, поскольку само по себе наличие ограничений не означает отказ в государственной регистрации юридического лица, каждое рассмотрение заявления является индивидуальным по отношению к конкретному юридическому лицу. Любой отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суде также в индивидуальном порядке.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Серебряков Михаил Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 06.06.2005г., ОГРНИП 305381215700061.

Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРИП от 20.03.2015 основным видом деятельности предпринимателя является – сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества.

Серебряков М.А. является собственником двухэтажного нежилого административного здания, находящегося по адресу: 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д.7Б.

Предпринимателем, как собственником указанного имущества было выдано гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса на создание ООО «ТрубоПроводСтрой» и ООО «Альфа» и о намерении заключить с ними договор аренды после государственной регистрации.

Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области в государственной регистрации создаваемых юридических лиц было отказано, в связи с тем, что адрес: 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д.7Б обозначен в регистрирующем органе как адрес регистрации 16 юридических лиц, 7 из которых по указанному адресу не находятся и направленная им корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла». Как адрес массовой регистрации, указанный адрес был внесен инспекцией во внутренний информационный ресурс «Ограничения».

Не согласившись с действиями ИФНС России № 17 по Иркутской области по использованию информационного ресурса «Ограничения», предприниматель обжаловал указанные действия в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.

В ответе на жалобу ИП Серебрякова М.А. от 16.04.2015 исх. №05-19/0012667 Управление разъяснило, что в рамках осуществления инспекцией возложенных на нее государственных функций, она вправе создавать и использовать информационные базы и ресурсы, предназначенные для внутреннего пользования. Нахождение адреса в информационном ресурсе «Ограничения» не нарушает прав собственника помещения, не ограничивает возможности его использования или распоряжения им и может повлечь только ограничения на регистрацию юридических лиц.

Заявитель, считая, что решение ИФНС России № 17 по Иркутской области от 10.03.2015г. № 43 о включении адреса: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д.7Б в информационный ресурс «Ограничения» не соответствует нормам действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела документы суд полагает, что требование заявителя о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области от 10.03.2015г. № 43 о внесении ограничений в отношении использования адреса при осуществлении регистрационных действий не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица. При этом в пункте "а" данной статьи указано, что сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации учредительных документах, иных документах, заявлении о государственной регистрации должны быть достоверны и подтверждены заявителем.

Приказом ФНС от 27.03.2009 № ММ-7-6/145@, в целях автоматизации процессов государственной регистрации юридических и физических лиц в части обеспечения исполнения регистрирующими (налоговыми) органами ограничений на совершение регистрационных действий, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", об отмене указанных ограничений на основании судебного акта или иного документа, поступившего в регистрирующий орган от судебного или исполнительного органа, а также информирования регистрирующих органов об иных документах, содержащих сведения о наличии ограничений на осуществление регистрационных действий, введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующее функции по формированию и использованию сведений о наличии ограничений на осуществление регистрационных действий при ведении ЕГРЮЛ и ЕГРИП (далее - Информационный ресурс "Ограничения").

Информационный ресурс "Ограничения" создан в целях обеспечения регистрирующих органов необходимыми при осуществлении государственной регистрации и ведении Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей сведениями о наличии:

- судебных актов или иных документов, поступивших в регистрирующие органы от судебных или исполнительных органов, об ограничении (обеспечительных мерах, принятых в отношении юридических и физических лиц) на совершение регистрационных действий, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также об отмене указанных ограничений;

- решений регистрирующих органов об отдельных ограничениях (предупредительные меры). При осуществлении государственной регистрации, в том числе принятых на основании нотариально заверенных заявлений граждан (юридических лиц) о неиспользовании сведений их документов, а также адреса места нахождения принадлежащего им на праве собственности имущества (в качестве места нахождения юридического лица).

Таким образом, информационный ресурс "Ограничения" используется регистрирующими органами при поступлении документов при государственной регистрации для проверки наличия ограничений на осуществление регистрационных действий в отношении как юридических, так и физических лиц, связанных с этим юридическим лицом (учредители, участники, лица, имеющие право без доверенности действовать от имени юридического лица). Проверка сведений производится в автоматическом режиме, результаты проверки используются при подготовке соответствующего решения: о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации.

Следовательно, внесение адреса: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д.7Б в информационный ресурс «Ограничения» не нарушает прав и законных интересов Серебрякова М.А в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности, как собственника имущества по указанному адресу, незаконно не возлагает на Серебрякова М.А. какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенных норм также следует, что Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации № ММ-7-6/145@ от 27.03.2009 является только внутренним документом налоговой службы и не относится к нормативным актам, в соответствии с которыми совершаются регистрационные действия.

Вместе с тем, при осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должно подлежать не решение о внесении ограничений в отношении использования адреса при осуществлении регистрационных действий, а решение об отказе в государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки документов представленных на регистрацию.

Решение об отказе в государственной регистрации, носит ненормативный характер и является ненормативным актом, который может быть оспорен в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что обращаясь в суд с настоящим заявлением заявитель не указал, каким именно нормам закона или иного нормативно-правового акта не соответствует решение регистрационного органа о внесении ограничений в отношении использования адреса при осуществлении регистрационных действий, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования ИП Серебрякова М.А. о признании недействительным решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области от 10.03.2015г. № 43 о внесении ограничений в отношении использования адреса при осуществлении регистрационных действий.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

2.На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья М.В. Луньков