ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-8093/16 от 02.11.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                 

09 ноября 2016 г.                                                                                   Дело № А19-8093/2016

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 ноября 2016 г.

Решение изготовлено в полном объеме 09 ноября 2016 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юденко Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «РИТУАЛ» Г. ИРКУТСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664047, <...>)

к Российской Федерации

в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 109097, <...>)

в лице УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ(ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664003, <...>)

третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664025, <...>),

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007,  <...>)

о взыскании 73 973 руб. 19 коп.

при участии в судебном заседании 27.10.2016:

от истца: ФИО1, представитель по доверенности №14 от 15.04.2016, паспорт; ФИО2, представитель по доверенности №9 от 12.02.2016г., паспорт.

от ответчика МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФИО3, представитель по доверенности № 34-19-24/159 от 07.10.2016г., паспорт.

от УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: не явился, извещен;

от третьего лица Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение): ФИО4, представитель по доверенности № НК-09/18786 от 21.12.2015;

от третьего лица АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА: не явилось, извещено.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 27.10.2016 до 02.11.2016.

Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области.

После перерыва 02.11.2016 судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии:

от истца: ФИО1, представитель по доверенности №14 от 15.04.2016, паспорт; ФИО2, представитель по доверенности №9 от 12.02.2016г., паспорт.

от ответчика МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: не явился, извещен;

от УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: не явился, извещен;

от третьего лица Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение): ФИО5, представитель по доверенности № НК-09/18784 от 21.12.2015;

от третьего лица АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА: не явилось, извещено,

установил:

иск заявлен МУНИЦИПАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ «РИТУАЛ» Г. ИРКУТСКА (далее – истец, МУП «Ритуал» г. Иркутска) к Российской Федерации в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее – ответчик Министерство финансов РФ), представляемого УПРАВЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – Управление Федерального казначейства), о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 73 973 руб. 19 коп.

В обоснование иска указано на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов, понесенных истцом в 2015 г., связанных с погребением умерших пенсионеров в соответствии с Федеральным законом № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле».

Третье лицо Администрация г. Иркутска, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился; возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие не заявило; отзыв не направило.

Дело рассматривает по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, указал, что надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Иркутской области.

Ответчик Министерство финансов РФисковые требования не признал, дал пояснения; указал, что считает себя ненадлежащим ответчиком; возмещение произведено Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме, исходя тарифов, установленных Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 №  813 «О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение».

Третье лицо Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации поддержало позицию истца, с исковыми требованиями согласилось.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Постановлением Администрации г. Иркутска от 05.04.2012 № 031-06-621/12 МУП «Ритуал» присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска.

Согласно уставу МУП «Ритуал» г. Иркутска истец осуществляет следующие виды деятельности:

- предоставление государственных гарантий осуществления погребения умерших во исполнение федерального закона «О погребении и похоронном деле», в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки;

-оказание ритуальных услуг населению, в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению по минимальным ценам (тарифам);

-обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации, Иркутской области, муниципальных правовых актов города Иркутска к специализированной службе по вопросам похоронного дела в части деятельности общественных кладбищ города Иркутска;

-захоронение отходов органического происхождения, образовавшихся в результате деятельности медицинских организаций.

В целях регулирования экономической деятельности истца Администрацией г. Иркутска в постановлении № 031-06-113/13 от 21.01.2013 «О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Иркутска» утверждены тарифы на оказание МУП «Ритуал» г. Иркутска услуг.

Постановлением Администрации г. Иркутска от 18.12.2014 № 031-06-1525/14 внесены изменения в постановление № 031-06-113/13 от 21.01.2013.

Из имеющихся в материалах дела заявлений, справок о смерти, счетов-заказов, реестров, актов выполненных работ следует, что истец в 2015 г. осуществил погребение 14 умерших пенсионеров; общая стоимость услуг составила 162 631 руб. 55 коп.

Истец обратился в Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе г. Иркутска с заявлениями о возмещении стоимости предоставленных услуг по погребению умерших пенсионеров.

Истцом указано, сторонами не оспорено, на возмещение ОПФ РФ по Иркутской области за оказанные услуги денежных средств в размере 88 658 руб. 36 коп.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств по возмещению стоимости услуг по погребению умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, в размере 73 973 руб. 19 коп. истец обратился с данным иском в суд.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении и похоронном деле).

В силу пункта 1 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Как указано выше, истец является специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской  Федерации и возмещается  специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда, федерального бюджета, фонда социального страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации. 

Администрацией г. Иркутска в постановлении № 031-06-113/13 от 21.01.2013 «О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Иркутска» утверждены тарифы на оказание МУП «Ритуал» г. Иркутска услуг; постановлением Администрации г. Иркутска от 18.12.2014 № 031-06-1525/14 внесены изменения в постановление № 031-06-113/13 от 21.01.2013.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации № 1001 от 29.06.1996 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» (далее – Указ Президента № 1001) специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считать недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.

Таким образом, истец не вправе отказывать в оказании услуг в связи с отсутствием у предприятия необходимых средств, а также по другим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец в 2015 г. осуществил погребение 14 умерших пенсионеров, понес расходы на погребение на общую сумму 162 631 руб. 55 коп.

В пункте 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле законодателем установлено возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств:

Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

Истцом указано, сторонами не оспорено, на возмещение ОПФ РФ по Иркутской области за оказанные услуги денежных средств в размере 88 658 руб. 36 коп. с учетом последующей индексации.

Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Субъект самостоятельно за счет собственных источников определяет  порядок их возмещения.

Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ  от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям отнесено представление материальной или иной помощи для погребения, но не возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших пенсионеров, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего пенсионера.

В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

Реализация мер социальной защиты в виде предоставления гражданам бесплатных услуг по погребению, установленных на федеральном уровне, и на основании статей 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к государственным полномочиям Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на осуществление переданных полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам в виде субвенций.

Таким образом, из системного анализа указанных норм Конституции РФ, Закона о погребении, Бюджетного кодекса Российской Федерации о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по предмету совместного ведения, следует, что финансовое обеспечение затрат по погребением умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смертидолжно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 584 от 15.08.2001 «О программе развития бюджетного федерализма в РФ» ответственность за выполнение Федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств. 

Принимая во внимание, что расходы на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, подлежат возмещению Пенсионным фондом Российской Федерации; размер данных расходов закреплен законодательно (не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией), а Администрацией г. Иркутска утверждены тарифы в размере, превышающем размеры возмещения Пенсионным фондом; истец не имел права отказывать в оказании услуг в связи с отсутствием у предприятия необходимых средств, а также по другим основаниям; истец понес расходы в размере, большем чем ему возместил Пенсионный фонд, суд считает требование истца о возмещении ему расходов в размере 73 973 руб. 19 коп., составляющих разницу между понесенными расходами 162 631 руб. 55 коп. и возмещенными Пенсионным фондом 88 658 руб. 36 коп., обоснованным.

В материалах дела отсутствуют и ответчиком Министерством финансов РФ не представлены суду доказательства, подтверждающие, что в спорный период или на день принятия судом решения по делу из федерального бюджета в бюджет Иркутской области были переданы средства на финансирование и возмещение расходов, связанных с реализацией Федерального Закона «О погребении и похоронном деле», понесенных в 2015 г. специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Поскольку в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле за органами местного самоуправления закреплена обязанность определять стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также возмещать специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером; и не определен субъект, обязанный возместить расходы, составляющие разницу между понесенными специализированной службой расходами за оказанные услуги по погребению умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и возмещенными Пенсионным фондом (фиксированный размер с учетом последующей индексации), суд, руководствуясь закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом «О погребении и похоронном деле», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента № 1001, приходит к выводу, что затраты, понесенные истцом при погребении умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти должны быть возмещены Российской Федерации за счет средств государственной казны Российской Федерации.

Расходы истцом понесены в рамках утвержденных Администрацией г. Иркутска тарифов; заявленный истцом к возмещению размер расходов ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.

Учитывая изложенное, требование истца является обоснованным и подлежащим удовлетворению; доводы ответчика необоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлина.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по заявленному иску составляет 2 958 руб. 00 коп.

Истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 2 958 руб. 00 коп.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 958 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования  удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «РИТУАЛ» Г. ИРКУТСКА убытки в размере 73 973 руб. 19 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 958 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                           А.Ф. Ханафина