ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-8094/2022 от 03.06.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                  Дело № А19-8094/2022

03.06.2022

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.06.2022

Решение в полном объеме изготовлено 03.06.2022

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батраковой А.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (адрес: 664025, Иркутская область, Иркутск город, Российская улица, 17, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутский резиноперерабатывающий завод» (адрес: 64035, Иркутская область, Иркутск город, Киренская улица, дом 28, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 28.03.2022, диплом;

от ответчика: ФИО2, паспорт, доверенность от 17.05.2022, диплом,

установил:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее – заявитель,МУ Росприроднадзора по Иркутской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Иркутский резиноперерабатывающий завод» (далее – ответчик, ООО «ИРЗ», общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме в соответствии с доводами, изложенными в заявлении. В обоснование заявления административным органом указано на допущенные ООО «ИРЗ» нарушения требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), образующие объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, изложенными в отзыве на заявление.

В судебном заседании 30.05.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) был объявлен перерыв до 03.06.2022. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел».

После перерыва участники процесса поддержали правовые позиции, изложенные до перерыва в судебном заседании.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 АПК РФ по имеющимся доказательствам.

При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

ООО «ИРЗ» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

Как следует из материалов дела в отношении ООО «ИРЗ» на основании решения от 02.02.2022 № 40-р (в редакции решений от 18.02.2022 № 73-р, от 10.03.2022 № 91-р) проведена внеплановая выездная проверка деятельности (действий, бездействия) общества в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096, в том числе при эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую средуIII категории: Производственная база (код объекта 25-0138-002471-П).

В ходе проверки административным органом установлено, что ООО «ИРЗ» в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляется деятельность по размещению (в части хранения) отходов корда металлического при переработке шин пневматических отработанных, корда текстильного при переработке шин пневматических отработанных механическим способом в отсутствие соответствующей лицензии.

Результаты проверки отражены в акте от 14.03.2022.

По факту выявленного нарушения должностным лицом административного органа в отношении ООО «ИРЗ» составлен протокол об административном правонарушении от 01.04.2022 № Э-108-в/4, которым действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Усматривая в действиях (бездействии) юридического лица наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган на основании статьи 23.1 КоАП РФ обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении ООО «ИРЗ» к административной ответственности.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом указанного административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности урегулированы Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2); лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с данным Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 данного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3).

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), которым установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Под отходами производства и потребления (далее – отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац второй статьи 1 Закона № 89-ФЗ).

Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов (абзац пятый статьи 1 Закона № 89-ФЗ).

Под хранением хранение отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения (абзац шестой статьи 1 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

В силу части 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (далее – Положение о лицензировании № 2290).

Согласно пункту 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Как следует из материалов дела основным видом деятельности ООО «ИРЗ» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является обработка вторичного неметаллического сырья (ОКВЭД 38.32.5) одним из дополнительных видов деятельности является обработка отходов резины (ОКВЭД 38.32.54).

ООО «ИРЗ» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору: «Производственная база», расположенная по адресу: 664540, Иркутская область. Иркутский район, кадастровый номер участка: 38:06:100922:2922, дата ввода объекта в эксплуатацию: 01.01.2016, тип объекта: Площадной, присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, 25-0138-002471-П и Ш-я категория, негативного воздействия на окружающую среду. Категория риска - Умеренная (5). Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 06.09.2018 № 2278153.

ООО «ИРЗ» осуществляет лицензируемые виды деятельности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности согласно видам работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности по сбору отходов IV класса опасности, обработке отходов IV класса опасности, утилизации отходов IV класса опасности, транспортированию отходов II, III, IV класса опасности от 30.06.2017 № 03800378 (далее – лицензия от 30.06.2017 № 03800378). Данная лицензия предоставлена ООО «ИРЗ» на срок – бессрочно.

18.02.2022 должностными лицами административного органа при проведении осмотра производственной территории общества установлено наличие корда текстильного и металлического.

Корд металлический, корд текстильный согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 относятся к отходам производства, а именно:

- отходы корда металлического при переработке шин пневматических отработанных, относятся к IV классу опасности (код ФККО 7 43 732 31 20 4);

- отходы корда текстильного при переработке шин пневматических отработанных механическим способом относятся к V классу опасности (код ФККО 7 43 732 21 71 5).

При проведении проверки, специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск, в присутствии генерального директора ООО «ИРЗ» ФИО3 с целью определения класса опасности, морфологического состава, осуществлен отбор проб указанных отходов (протокол отбора проб отходов № ОТБ30О-22 от 18.02.2022, протокол отбора проб отходов № ОТБ31О-22 от 18.02.2022).

По результатам испытаний отобранных проб отходов и проведения экспертизы (протокол испытаний № АН58ОТ-22 от 01.03.2022, № Б50О-22 от 09.03.2022, № АН59ОТ-22 от 01.03.2022, № Б51О-22 от 09.03.2022, экспертное заключение по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний от 11.03.2022 № 053-ГЛ-2022) указанные виды отходов отнесены к IV классу опасности для окружающей среды.

Таким образом, корд текстильный и металлический в количестве 1089,6 тонн, являются отходами производства, относящимися к IV классу опасности для окружающей среды, образованные в процессе утилизации отработанных шин и покрышек за 2020 год.

Между тем действующая лицензия ООО «ИРЗ» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 30.06.2017 № 03800378 не предусматривает размещение отходов IV класса опасности (отходы корда металлического при переработке шин пневматических отработанных, отходы корда текстильного при переработке шин пневматических отработанных механическим способом) на «Производственной базе», расположенной по адресу: 664540, Иркутская область, Иркутский район, кадастровый номер участка: 38:06:100922:2922, что является нарушением требований пункта 30 статьи 12 Закона № 99.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно положениям статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства вины в совершении правонарушения являются необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности.

В абзаце 2 пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Как следует из пояснений представителя общества и установлено судом, в ходе переработки резиновых покрышек общество получает три вида продукции: резиновая крошка, металлический корд и текстильный корд.

В подтверждение данного обстоятельства обществом в материалы дела представлен Технологический регламент процесса переработки изношенных автомобильных шин, согласно разделу 1 которого настоящий Технологический регламент предназначен для работы на установке по переработке автомобильных покрышек, шин, пневматических камер, методом механических измерений с получением продукции: резиновая крошка, металлический корд, текстильный корд.

Таким образом, металлический и текстильный корды являются стратегическим сырьем, продукцией, которую общество реализует, так же как и переработанную резиновую крошку. Указанное обстоятельство подтверждается справкой от 07.02.2022 о видах и количестве продукции полученной при утилизации отходов (л.д. 56), справкой от 07.02.2022 о сертификации продукции, полученной в ходе производства (л.д. 57), сертификатами соответствия.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что металлический и текстильный корды, обнаруженные в ходе проведения проверки, не являются отходами производства, относящимися к IV классу опасности.

Более того, обществом представлен  сертификат соответствия №0019878 сроком действия по 10.04.2025 года подтверждающий соответствие требованиям нормативных документов продукции ООО «ИРЗ»: корд металлический.

Следовательно, квалификация административным органом металлического и текстильного кордов, в качестве отходов производства, относящимся к IV классу опасности, не обоснована, и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом, административным органом не доказан факт осуществления обществом  деятельности по размещению (в части хранения) отходов корда металлического при переработке шин пневматических отработанных, корда текстильного при переработке шин пневматических отработанных механическим способом в отсутствие соответствующей лицензии.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что выводы административного органа об осуществлении ООО «ИРЗ» предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности (отходы корда металлического при переработке шин пневматических отработанных, отходы корда текстильного при переработке шин пневматических отработанных механическим способом) на «Производственной базе», расположенной по адресу: 664540, Иркутская область, Иркутский район, кадастровый номер участка: 38:06:100922:2922, в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.

Закрепляющий общие положения и принципы административно-деликтного законодательства КоАП РФ также исходит из того, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке (часть 2 статьи 1.5); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5).

Суд полагает, что Управлением, в нарушение приведенных норм права, в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих событие вменяемого обществу административного правонарушения.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.04.2005 № 119-О, положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности административным органом вины ООО «ИРЗ» в совершении вменяемого ему административного правонарушения, и следовательно об отсутствии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

На основании изложенного, учитывая отсутствие в рассматриваемом случае состава вменяемого правонарушения, у суда отсутствуют законные основания для привлечения ООО «ИРЗ» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 206 КоАП РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

При установленных по делу обстоятельствах, требование МУ Росприроднадзора по Иркутской области о привлечении ООО «ИРЗ» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.

Всем существенным доводам сторон судом дана соответствующая оценка. Иные доводы и пояснения лиц участвующих в деле судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья                                                                                                             О.В. Гаврилов