АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело А19-8385/2015
«01» июня 2016 года.
Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2016.
Решение в полном объеме изготовлено 01.06.2016.
Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи С.И. Кириченко,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толокольниковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СТРОЙКОНСАЛТ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>)
к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: Служба по тарифам Иркутской области, АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА
об освобождении от юридической обязанности осуществлять оплату по тарифу на подключение к системам коммунальной инфраструктуры
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, по доверенности, паспорт;
от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности, паспорт;
от третьих лиц:
Службы по тарифам Иркутской области – ФИО3, представитель по доверенности, паспорт;
от Администрации города Иркутская – ФИО4, представитель по доверенности, удостоверение;
установил:
Закрытое акционерное общество "СТРОЙКОНСАЛТ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к администрации города Иркутска с исковым заявлением об освобождении от юридической обязанность осуществлять оплату по тарифу на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, установленному Постановлением администрации г.Иркутска от 29.02.2012 № 031-06-231/12, по договорам о подключении к системам коммунальной инфраструктуры № 163/ТП-12 от 18.05.2012, № 168/ТП-12 от 31.05.2012.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 08.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП «Водоканал».
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24.11.2015 произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации города Иркутска на надлежащего - муниципальное унитарное предприятие «Водоканал». К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по тарифам Иркутской области.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Иркутска.
В ходе судебного разбирательства от истца поступило ходатайство об истребовании доказательств в Службе по тарифам Иркутской области и администрации г.Иркутска, а именно: документов подтверждающих направление администрацией г. Иркутска в адрес Службы по тарифам Иркутской области проекта инвестиционной программы МУП ПУ ВКХ на 2011-2015 г.г., расчетом организации коммунального комплекса, а также заключения, выданного Службой по тарифам Иркутской области на проект инвестиционной программы МУП ПУ ВКХ на 2011-2015 гг.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
В ходе судебного разбирательства Службой по тарифам Иркутской области представлены необходимые документы. Данные обстоятельства подтвердил представитель истца в судебном заседании.
В связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства ЗАО "СТРОЙКОНСАЛТ" об истребовании дополнительных доказательств.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - МУП «Водоканал» в судебном заседании, а также в письменном отзыве возражал относительно удовлетворения исковых требований. В обоснование возражений указал, что между истцом и ответчиком заключены договоры о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, предметом которых является подключение объектов истца к подготовленной и эксплуатируемой МУП «Водоканал» г. Иркутска системе коммунальной инфраструктуры и внесение платы за подключение со стороны ЗАО «СтройКонсалт» в соответствии с условиями договора. Исполнителем (ответчиком) обязательства по договорам выполнены в полном объеме. Посредством предъявления настоящего иска истец пытается уйти от исполнения обязательств по оплате подключения, которые возникли у него в связи с заключенными договорами. Ранее истцом было подано заявление в Кировский районный суд г. Иркутска о признании решения думы города Иркутска от 26.12.2011 № 005-20-290460/1 противоречащим федеральному законодательству, по тем же доводам, что приведены в настоящем исковом заявлении. В удовлетворении заявленных требований истцу отказано. Тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, установленные постановлением администрации г. Иркутска от 31.08.2009 № 031-06-2969/9, определены в соответствии с инвестиционной программой. Расчет тарифа на подключение тесно связан с планированием городского развития. В инвестиционную программу включены мероприятия по разработке проектно-сметной документации и прохождению экспертизы для реконструкции канализационных очистных сооружений города Иркутска. В настоящее время указанные мероприятия выполнены. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» не может применять для отношений, сложившихся между истцом и ответчиком, при наличии специальный норм права, регулирующих указанные отношения. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» содержит самостоятельное определение понятия инвестиционной программы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Все доводы истца, приведенные в исковом заявлении, являлись предметом рассмотрения в деле по оспариванию инвестиционной программы, по приведенным доводам вынесено соответствующее решение.
Третьи лица также возражали относительно удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзывах.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.
Выслушав представителей истца, ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд установил.
Между МУП «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» г. Иркутска и ЗАО «СтройКонсалт» заключены договоры о подключении к системам коммунальной инфраструктуры № 168/ТП-12 от 31.05.2012, 163/ТП-12 от 18.05.2012.
По условиям указанных договоров ЗАО «СтройКонсалт» должно оплатить плату за подключение к системе коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 41 и «Административное здание со студенческим кафе», расположенное по адресу: г. Иркутск, Октябрьский округ, переулок Сударева. (далее - Объекты).
При этом плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры в названных договорах определена на основании тарифа на подключение, установленного Постановлением администрации г. Иркутска от 29.02.2012 № 031-06-231/12.
Данное постановление принято на основании инвестиционной программы, утверждённой решением Думы г. Иркутска от 26.12.2011 № 005-20-290460/1 «О внесении изменений решение Думы г.Иркутска от 25.09.2009 № 004-20-621070/9 «Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» г. Иркутска «Развитие систем водоснабжения и водоотведения г. Иркутска на 2009-2012г.г.».
Поскольку установление тарифов реализуется путем принятия уполномоченным органом соответствующих актов, последние могут быть оспорены в установленном законом порядке.
Между тем, постановление администрации г. Иркутска от 29.02.2012 № 031-06-231/12 отменено постановлением Администрации города Иркутска от 30.05.2012 № 031-06-1080/12.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в связи с тем, что указанное постановление утратило силу и не порождает правовых последствий, заявитель вправе обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Поскольку в связи с отменой постановления администрации г. Иркутска от 29.02.2012 № 031-06-231/12 у истца отсутствует право на обращение в суд с иском о признании данного нормативного акта недействующим, ЗАО «СтройКонсалт» воспользовался правом, предоставленным ему действующим законодательством, и обратился с требованием об освобождении его от юридической обязанность осуществлять оплату по тарифу на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, установленному Постановлением администрации г.Иркутска от 29.02.2012 № 031-06-231/12, по договорам о подключении к системам коммунальной инфраструктуры №163/ТП-12 от 18.05.2012, № 168/ТП-12 от 31.05.2012.
Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
Частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с требованиями действующего законодательства тарифы на товары и услуги в сфере водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регламентируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
До 1 января 2013 года регулирование тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), постановлением Правительства от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» и иными нормативными правовыми актами
В силу статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ в редакции, действующей в период принятия спорного постановления, к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок отнесено, в том числе:
- установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- утверждение технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
- рассмотрение проектов инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
- установление надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также порядок установления тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры регламентируются статьей 11 Федерального закона № 210-ФЗ.
Согласно части 10 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ при вынесении органом регулирования муниципального образования решения о доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и предоставленные этой организацией расчеты на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации, после чего - в представительный орган муниципального образования.
В целях соблюдения указанных требований законодательства проект инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска «Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска на 2011-2015 годы» был направлен в службу по тарифам Иркутской области.
По результатам рассмотрения указанного проекта установлено, что в целом инвестиционная программа соответствует требованиям действующего законодательства (в том числе, Методическим рекомендациям по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 10 октября 2007 года № 99): согласно представленным администрацией г. Иркутска заключениям проект инвестиционной программы соответствует условиям утвержденного технического задания, расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей является обоснованным, а услуги водоснабжения и водоотведения с учетом предлагаемых надбавок к тарифам и тарифов на подключение признаны доступными для потребителей (письмо Службы по тарифам Иркутской области № 79-37-4086/11 от 16.12.2011).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 210-ФЗ финансовые потребности организаций коммунального комплекса, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих:
- от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования);
- за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Инвестиционная программа МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска «Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска на 2011-2015 годы» (далее - Инвестиционная программа МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска) утверждена решением Думы г. Иркутска от 26 декабря 2011 года № 005-20-290460/1.
Обоснование финансовых потребностей для реализации Инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска приведено в разделе 3 указанной программы. При определении финансовых потребностей учитывался весь комплекс расходов, связанных с проведением мероприятий инвестиционной программы, а именно:
- расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями (проектно-изыскательские работы, строительно-монтажные работы, работы по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик, пуско-наладочные работы);
- расходы на оплату труда с отчислением на социальные нужды;
- приобретение материалов и оборудования;
- налог на прибыль (20% с 01.01.2009);
- ставка дисконтирования, рассчитываемая по каждому году реализации инвестиционного мероприятия и учитывающая все риски (в том числе инфляционные), связанные с выполнением инвестиционного проекта.
Методика определения тарифа на подключение и надбавок к тарифам определена в разделе 4 Инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска.
Расчет тарифа на подключение к системе водоснабжения приведен в разделе 6.5.1 Инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска. Тариф на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, для реализации мероприятий инвестиционной программы по водоснабжению, предусмотренных на 2011 – 2015 годы с учетом налога на прибыль составил 895 504 руб. 28 коп. за 1 м3/час (без НДС).
Расчет тарифа на подключение к системе водоотведения приведен в разделе 7.8 Инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска. Тариф на подключение к системе водоотведения для реализации мероприятий инвестиционной программы по водоснабжению, предусмотренных на 2011 – 2015 годы с учетом налога на прибыль составил 1 028 580 руб. 91 коп. за 1 м3/час (без НДС).
Расчет тарифа на подключение к системе очистки сточных вод приведен в разделе 8.5.1 Инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска. Тариф на подключение к системе очистки сточных вод для реализации мероприятий инвестиционной программы по водоснабжению, предусмотренных на 2011 – 2015 годы с учетом налога на прибыль составил 246 555 руб. 42 коп. за 1 м3/час (без НДС).
Таким образом, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры для МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска на 2012 - 2015 годы установлены постановлением администрации г. Иркутска № 031-06-231/12 в соответствии с Инвестиционной программой МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска.
ЗАО «СтройКонсалт» обратилось в Кировский районный суд г.Иркутска о признании решения Думы г. Иркутска от 26.12.2011 № 005-20-290460/1 «О внесении изменений решение Думы г.Иркутска от 25.09.2009 № 004-20-621070/9 «Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» г. Иркутска «Развитие систем водоснабжения и водоотведения г. Иркутска на 2009-2012г.г.» недействующим, как противоречащим требованиям статьи 3, части 1 статьи 10, пункту 7 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», пунктам 2, 42, 46 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, статьям 4, 9 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», части 1 статьи 87 Бюджетного кодекса РФ, пунктам 19, 42,43 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ № 47 от 15.02.2011.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 13.04.2015 по гражданскому делу №2-1168/2015 в удовлетворении требований ЗАО «СтройКонсалт» отказано.
В ходе рассмотрения гражданского дела №2-1168/2015 Кировский районный суд г.Иркутска проверил законность Инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска, ее соответствие нормам Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ (в редакции от 19.07.2011) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 (в редакции от 08.06.2011) «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ № 47 от 15.02.2011, Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ (в редакции от 18.07.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в редакции от 06.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил заключения и исполнения договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360.
Данные обстоятельства отражены в решении Кировского районного суда г. Иркутска от 13.04.2015 по гражданскому делу №2-1168/2015, а также апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16.06.2015.
Кроме того, в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16.06.2015 дана оценка доводам ЗАО «СтройКонсалт» о противоречии оспариваемой инвестиционной программы положениям статей 3, 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ.
Таким образом, законность Инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска, на основании которой оспариваемым постановлением установлены тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры на 2012 -2015 годы, установлена вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от 13.04.2015 по гражданскому делу №2-1168/2015.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Довод истца о незаконном возложении на него обязанности по оплате подключения к системам коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства судом рассмотрен и отклоняется ввиду следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) организация в границах поселений (городских округов) электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городских поселений и городских округов.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (статьи 14, 16 и 17 Федерального закона № 131-ФЗ).
Нормами Федерального закона № 210-ФЗ в качестве источников финансирования мероприятий инвестиционных программ определены средства от реализации товаров (оказания услуг) организаций коммунального комплекса в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Средства местного бюджета могут быть использованы для частичного обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса в случае вынесения органом регулирования муниципального образования решения о недоступности для потребителей товаров и услуг такой организации.
В данном случае, по результатам проведенного анализа инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска «Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска на 2011-2015 годы» комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска выдано заключение № 945-70-6823/11 от 14.10.2011 об отсутствии замечаний по разработке инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска «Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска на 2011-2015 годы».
Кроме того, комитетом по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска выдано заключение к проекту инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска «Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска на 2011-2015 годы».
Согласно данному заключению, в связи с увеличением плановой нагрузки на водопотребление и водоотведение и корректировкой стоимости прокладки сетей произошло снижение тарифа на подключение по сравнению с инвестиционной программой на 2009-2012 годы, при этом увеличился размер надбавки к тарифам ОКК за счет вновь введенных мероприятий.
Исходя из приведенной в заключении таблицы «Динамика изменения тарифов на подключение к системам коммунального комплекса и надбавок к тарифам ОКК г. Иркутска», следует, что тариф на подключение к системам водоснабжения и водоотведение снизился по сравнению с 2009-2011 годами на 36,24% и 51,52% соответственно.
В связи с чем, администрация города Иркутска и служба по тарифам Иркутской области пришли к обоснованному выводу о доступности для потребителей товаров и услуг МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска, что отражено в письме Службы по тарифам Иркутской области № 79-37-4086/11 от 16.12.2011.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры устанавливается на единицу заявленной нагрузки, обеспечиваемой соответствующей системой коммунальной инфраструктуры для строящихся зданий, строений, сооружений, иных объектов, или на единицу увеличения нагрузки реконструируемых зданий, строений, сооружений, иных объектов.
Согласно пункту 4,3 Инвестиционной программы объем присоединяемой нагрузки (мощности) к системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определен на основании данных о планируемом вводе жилья на период с 2011 по 2015 годы. За единицу нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, принят 1 кубический метр холодной воды (отводимых сточных вод) в час присоединенной мощности.
Постановлением администрации № 031-06-231/12 для МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска установлены тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры на 2012 - 2015 годы исходя из стоимости кубического метра в час подключаемой нагрузки.
Как указала Служба по тарифам Иркутской области, в ранее действовавшей инвестиционной программе МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска объем присоединяемой нагрузки по объектам строительства г. Иркутска также был определен на основании данных о планируемом вводе жилья на период с 2009 по 2011 годы. При этом за единицу измерения величины нагрузки был принят кубический метр воды (стоков) в сутки.
Соответствующие этой инвестиционной программе тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры были установлены постановлением администрации г. Иркутска от 31 августа 2009 года № 031-06-2969/9, в редакции № 1 от 31.08.2009, в следующих размерах (без учета НДС):
- к системе водоснабжения – 80 337,2 руб. за 1 куб.м подключаемой нагрузки в сутки;
- к системе водоотведения - 121 351,04 руб. за 1 куб.м подключаемой нагрузки в сутки.
Изменение единицы измерения присоединяемой нагрузки при разработке Инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска и установлении соответствующих тарифов обусловлено приведением указанной единицы измерения в соответствие с требованиями пункта 13 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520. Как следствие, указанное изменение повлекло за собой изменение размера тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры (по сравнению с ранее действовавшими).
В связи с чем, суд отклоняет довод истца об увеличении тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в 10 раз по сравнению с тарифами, действовавшими в период 2009-2012 годы.
Более того, данный довод истца опровергается заключением комитета по бюджетной политике и финансам к проекту инвестиционной программы МУП «ПУ ВКХ» г. Иркутска «Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска на 2011-2015 годы».
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 210-ФЗ плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения:
- устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта;
- определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта;
- вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что тарифы на подключение установлены администрацией г. Иркутска в едином размере для всех потребителей вне независимости от назначения подключаемых объектов капитального строительства, а договор на подключение носит публичный характер, доводы заявителя о нарушении антимонопольного законодательства при установлении тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, о монопольно высокой ценовой ставке тарифа на подключение, а также о навязывании ЗАО «СтройКонсалт» заведомо невыгодных условий договора являются необоснованными.
Более того, суд не усматривает нарушений прав истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ЗАО «СтройКонсалт», являясь коммерческой организацией-застройщиком, осуществляет строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в целях продажи и, следовательно, затраты по оплате услуг подключения к системам коммунальной инфраструктуры в последующем будут включены в стоимость указанных объектов и соответствующим образом компенсированы строительной организации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает обходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Соответственно, судебные издержки, понесенные истцом, подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья С.И. Кириченко