ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-8468/09 от 05.06.2009 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

«5» июня 2009 г. Дело № А19-8468/09-64

Резолютивная часть решения объявлена 5 июня 2009 года,

Решение в полном объеме изготовлено 5 июня 2009 года,

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Репина С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куклиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1,

к Судебному приставу-исполнителю Октябрьского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2,

третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области,

Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области,

о признании незаконным постановления от 18.03.2009г.,

при участии в судебном заседании:

заявитель: ФИО1 (паспорт);

ответчик: ФИО2 (удостоверение);

от третьего лица – УФССП по Иркутской области: ФИО3. (доверенность, паспорт);

от третьего лица – УФНС России по Иркутской области: не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления № 25/25/7367/9/2009 от 18.03.2009г. судебного пристава-исполнителя Октябрьского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 об обращении взыскания на денежные средства должника.

Заявитель заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. № 229-ФЗ .

Представитель третьего лица – Управления ФССП по Иркутской области поддержал доводы судебного пристава-исполнителя, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третье лицо – Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, представителя не направило, отзыв не представило.

В судебном заседании в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 27 мая 2009 года до 3 июня 2009 года до 9 часов 30 минут, с 3 июня 2009 года до 4 июня 2009г. до 17 часов, с 4 июня 2009 года до 5 июня 2009 года до 11 часов 30 минут. Информация об объявлении перерывов в судебном заседании размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области.

Дело рассматривается в соответствии главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав представленные материалы, заслушав представителей сторон, приходит к следующему.

Арбитражным судом города Москвы на основании решения от 14.07.2008г. выдан исполнительны лист № 675150 от 27.08.2008г. о взыскании с ФИО1 государственной пошлины в размере 7042 руб. 73 коп.

На основании исполнительного листа № 675150 от 27.08.2008г. судебным приставом-исполнителем Октябрьского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 19.01.2009г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 25/25/7367/9/2009 в отношении должника: ФИО1.

Постановлением от 19.01.2009г. установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В установленный судебным приставом-исполнителем срок должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе.

Судебным приставом-исполнителем Октябрьского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 18.03.2009г. вынесено постановление № 25/25/7367/9/2009 об обращении взыскания на денежные средства должника.

Заявитель, не согласившись в вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 ст. 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на судебного пристава-исполнителя.

Из содержания изложенных норм следует, что при рассмотрении заявленного требования необходимо установить: несоответствие (соответствие) оспариваемого ненормативного правового акта судебного пристава-исполнителя закону или иному нормативному правовому акту; наличие (отсутствие) нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.3 ст. 24 Федерального законно «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007г. извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

Исходя из смысла вышеуказанной правовой нормы следует, что судебный пристав-исполнитель обязан направить постановление не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также направить должнику извещение о явке к судебному приставу-исполнителю

Как следует из материалов дела, постановление от 19.01.2009г. о возбуждении исполнительного производства № 25/25/7367/9/2009 и извещение о явке на прием к судебному приставу-исполнителю направлено в адрес должника: ФИО1 19.01.2009г., что подтверждается журналом регистрации исходящей корреспонденции, где в графе наименование документа указано – извещение о явке на прием к судебном приставу-исполнителю и постановление о возбуждении исполнительного производства.

Довод заявителя о том, что журнал регистрации простой исходящей корреспонденции не может служить, доказательством направления в его адрес постановления о возбуждении исполнительного производства, суд находит несостоятельным по следующим причинам.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25.06.2208г. № 126 утверждена Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (далее: Инструкция).

Пункт 1 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (далее: Служба) устанавливает обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов правила документирования и порядок документооборота (кроме секретного делопроизводства).

В соответствии с пунктом 4 Инструкции обработка входящей, исходящей корреспонденции, обращений граждан, в том числе поступивших с личного приема, а также организационно-распорядительных документов по основной деятельности, редактирование проектов приказов, распоряжений, служебных писем, контроль исполнения поручений, комплектование архивных фондов и другие функции делопроизводства в центральном аппарате Службы, а также координация работы с документами и контроль за соблюдением Инструкции структурными подразделениями центрального аппарата (далее - структурные подразделения) и территориальными органами Службы осуществляются Управлением делопроизводства в соответствии с положением о нем и должностными регламентами государственных служащих.

Пунктом 49 Инструкции установлено, что реквизиты исходящих документов (служебных писем) оформляются структурными подразделениями в соответствии с правилами, установленными разделом II Инструкции.

Согласно п.50 Инструкции после подписания исходящие документы централизованно регистрируются в отделе документационного обеспечения (ответы на обращения граждан - в отделе писем и приема граждан) в следующем порядке, регистрационные номера оформляются в соответствии с п.п. 4 п. 36 Инструкции.

На копиях отправленных исходящих документов делается отметка об отправке оригинала, включающая регистрационный номер и дату документа;

Согласно п.п. 4 п. 36 Инструкции  регистрационный номер служебного письма после его подписания оформляется одновременно с датой. Служебные письма Службы подлежат единой регистрации с присвоением регистрационного (исходящего) номера в Управлении делопроизводства.

В соответствии с п.п. 4 п. 52 Инструкции в один конверт могут помещаться несколько документов.

  Из материалов дела видно, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 19.01.2009г. и извещение о явке на прием к судебном приставу-исполнителю направлены в одном почтовом конверте 19.01.2009г. судебным приставом в адрес заявителя. Факт отправки подтверждается записью в журнале регистрации простой исходящей корреспонденции от 19.01.2009г. с исходящим номером документа 17809, а также проставлением в правом верхнем углу даты отправки 19.01.2009г. на копиях документов отправленных в адрес заявителя. Правильность указанного адреса заявитель подтвердил в судебном заседании.

В соответствии с п.17 ст. 30 Федерального законно «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007г. копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Исходя из смысла вышеуказанной правовой нормы следует, что в обязанность судебного пристава-исполнителя входит направление взыскателю, должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а не получение доказательств его вручения взыскателю, должнику.

Ссылка заявителя на п. 1 ст. 26 Инструкции по делопроизводству в ФССП, утверждённой Приказом Минюста РФ № 126 от 25.06.2009г., предусматривающий необходимость направления судебным приставом-исполнителем повестки о вызове по накладной, суд на может принять во внимание, поскольку ФИО1 направлялась не повестка, а копия постановления о возбуждении исполнительного производства и извещение, и, кроме того, данное направление почтовой корреспонденции было исполнено 19.01.2009 года, то есть до введения в действие вышеназванной Инструкции.

Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено обязанности судебного пристава-исполнителя направлять документацию заказной корреспонденцией, в связи с чем суд находит достаточным доказательством направления постановления о возбуждении исполнительного производства от 19.01.2009г. и извещения заявителю о явке на прием к судебному приставу-исполнителю данными журнала регистрации простой исходящей корреспонденции Октябрьского отдела судебных приставов г. Иркутска.

В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. № 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи или доставки лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

В целях извещения должника о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлено простым почтовым отправлением постановление о возбуждении исполнительного производства от 19.01.2009г. и извещение о явке на прием к судебному приставу-исполнителю.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" (редакция от 23.07.2008) от 17.07.1999г. № 176-ФЗ доставка почтовой корреспонденции осуществляется в абонентские почтовые ящики, устанавливаемые на первых этажах многоэтажных жилых домов.

Согласно п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услуг почтовой связи: простые почтовые отправления, извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах, извещения о простых почтовых отправлениях, простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.

Согласно п.29 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005г. N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), почтовые отправления и почтовые переводы принимаются в объектах почтовой связи. Простая письменная корреспонденция, за исключением секограмм, оплата услуг по пересылке которой подтверждена почтовыми марками, может опускаться в почтовые ящики.

Из смысла вышеуказанных Правил оказания услуг почтовой связи следует, что органами почтовой связи простая письменная корреспонденция принимается от отправителя без каких- либо документов, подтверждающих принятие корреспонденции к пересылке, путем принятия в объектах почтовой связи, либо путем сбрасывания в почтовый ящик.

Из пояснений судебного пристава-исполнителя следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 19.01.2009г. и извещение о явке на прием к судебному приставу-исполнителю направлено ФИО1 простым почтовым отправлением по адресу, указанному в исполнительном листе № 675150 от 27.08.2008г., путем сбрасывания в почтовый ящик в почтовом отделении без заполнения накладных на почтовую корреспонденцию.

Заявитель в своих пояснениях ссылается на то, что судебным приставом-исполнителем при направлении в его адрес должна быть заполнена накладная с указанием количества отправленных конвертов, поскольку это предусмотрено п.п.4 п.52 Инструкции. Однако, п.п.2 п.52 установлено, что обработка документов для отправки почтовой связью осуществляется отделом документационного обеспечения в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года N 221 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи".

Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи органами почтовой связи простая письменная корреспонденция принимается от отправителя без каких- либо документов, подтверждающих принятие корреспонденции к пересылке, и без проставления штампов (печатей) почтового органа путем принятия в объектах почтовой связи либо путем сбрасывания в почтовый ящик.

Кроме того, предусмотренная п.п.4 п.52 Инструкции накладная, должна содержать в себе сведения о количестве отправленных конвертов, а не сведения об адресате (Ф.И.О. адресата, почтовый адрес).

В связи с чем довод заявителя, что в п.п.4 п.52 Инструкции указано на то, что «простые почтовые отправления передаются в почтовое отделение по накладным, фиксирующим количество отправленных конвертов» и, следовательно, в отсутствие накладных с отметкой соответствующего почтового отделения неправомерно утверждать о направлении судебным приставом-исполнителем простых писем в адрес заявителя, суд находит несостоятельным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель надлежащим образом известил заявителя о возбуждении в отношении него исполнительного производства по исполнительному документу и необходимости явки на прием к судебному приставу-исполнителю.

В соответствии с ч. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. № 229-ФЗ меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Мерой принудительного взыскания является, в том числе, и обращение взыскания на имущество должника, в том числе, и на его денежные средства и ценные бумаги.

Частью 2 этой же статьи установлено, что меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с этим законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 19.01.2009г., должнику ФИО1 установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения постановления по перечислению государственной пошлины в размере 7042 руб. 73 коп. В случае добровольного исполнения постановления должнику необходимо сообщить об этом судебному приставу-исполнителю с представлением копии платежного документа.

Согласно представленной заявителем в материалы дела копии квитанции № 418157686 от 25.02.2009г. им произведена оплата государственной пошлины в размере 7042 руб. 73 коп. Однако он не сообщил судебному приставу-исполнителю о перечислении взыскиваемой суммы, доказательств уплаты указанной суммы не представил.

Судебным приставом-исполнителем после истечения срока для добровольного исполнения постановления 18.03.2009г. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счёте № 42306810318357553540 в банке: АКБ СБ РФ № 8586/095, открытом на имя ФИО1

Во исполнение постановления об обращении взыскания на денежные средства должника АКБ СБ РФ № 8586/095 со счета должника списано и перечислено на депозитный счет Октябрьского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области 2.017 руб. 09 коп..

В ходе рассмотрения настоящего дела судебному приставу стало известно о том, что должником исполнена обязанность по уплате государственной пошлины в размере 7042 руб. 73 коп. по исполнительному листу № 675150 от 27.08.2008г.

Постановлением от 27.04.2009г. о распределении денежных средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения территориального органа ФССП России должнику, ФИО1, возвращены денежные средства в размере 2015 руб. 35 коп., взысканные со счёта № 42306810318357553540 в банке: АКБ СБ РФ № 8586/095.

Судебным приставом-исполнителем Октябрьского отдела судебных приставов г.Иркутска Управления ФССП по Иркутской области ФИО2 29.04.2009г. вынесены постановления:

- об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе;

- об отмене мер по обращению взыскания на денежные средства в связи с окончанием исполнительного производства.

В силу требований частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае суд не усматривает в действиях судебного пристава-исполнителя Октябрьского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области – ФИО2 при вынесении постановления об обращении взыскании на денежные средства должника, нарушения требований действующего законодательства, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Октябрьского отдела судебных приставов г.Иркутска Управления ФССП по Иркутской области ФИО2 от 18.03.2009 года об обращении взыскания на денежные средства должника, – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.

Судья: С.А.Репин