АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
03 февраля 2015 г. Дело № А19-8796/2014
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27 января 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 03 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевской А.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Общества с ограниченной ответственностью «ЮниРенТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 620028, <...>)
к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 107174, <...>)
о взыскании 280 607 руб. 56 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: ФИО1, представитель по доверенности, паспорт,
установил:
Иск заявлен Обществом с ограниченной ответственностью «ЮниРенТ» (далее – истец) к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ответчик) о взыскании 280 607 руб. 56 коп.
В обоснование иска указано на нарушение ответчиком определенных в транспортных железнодорожных накладных сроков доставки порожних вагонов.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Дело рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал; указал, что по транспортной железнодорожной накладной № ЭЫ849877 срок доставки продлевался на 12 суток в связи с устранением технической неисправности вагона, в связи с чем просрочка составляет 3 суток; по транспортным железнодорожным накладным № ЭЯ576656, № ЭА084046 иск предъявлен на 8 и 5 суток, в претензии заявлено о просрочке на 5 и 4 суток, соответственно на 3 и 1 сутки не соблюден претензионный порядок; перевозку по транспортной железнодорожной накладной № ЭЬ305767 осуществляла Московская ж.д.; в нарушение действующего законодательства расчет пени по всем заявленным транспортным железнодорожным накладным произведен на сумму провозной платы с учетом начисленного на нее НДС; ходатайствовал о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Из транспортных железнодорожных накладных №№ ЭЬ305767, ЭЬ260438, ЭЫ849975, ЭЫ849877, ЭЫ849762, ЭЬ260524, ЭЬ694198, ЭЬ660988, ЭЬ621270, ЭЬ920450, ЭЬ920566, ЭЭ365034, ЭЬ315602, ЭЭ574208, ЭЭ574090, ЭЭ000910, ЭЭ569820, ЭЭ569898, ЭЯ576656, ЭА084046, ЭЯ709950, ЭЯ270996, ЭА488784, ЭБ625022, ЭБ875930, ЭБ876040, ЭВ323407, ЭВ182057, ЭВ132136, ЭВ149687, ЭВ182906, ЭВ182117, ЭВ189259, ЭВ229753, ЭВ541803,ЭВ830091, ЭВ574570 (далее – транспортные железнодорожные накладные) следует, что в период с 13.06.2013 по 16.10.2013 ответчик принял на себя обязательства доставлять вверенный ему груз до станции и передавать его истцу.
Срок доставки грузов определен в указанных транспортных железнодорожных накладных с 16.06.2013 по 22.10.2013
Согласно уведомлениям о прибытии порожних вагонов на станцию назначения вагоны прибывали с 22.06.2013 по 03.11.2013.
Нарушение сроков доставки порожних вагонов по представленным истцом транспортным железнодорожным накладным ответчиком подтверждено в рамках представленного отзыва с контррасчетом.
Ссылаясь на допущенную ответчиком просрочку в доставке порожних вагонов, истец обратился к нему с претензиями №№ 823/юр от 05.08.2013, 833/юр от 07.08.2013, 847/юр от 05.08.2013, 868/юр от 07.08.2013, 869/юр от 07.08.2013, № 874/юр от 07.08.2013, 875/юр от 08.08.2013, 884/юр от 08.08.2013, 900/юр от 12.08.2013, № 904/юр от 12.08.2013, 935/юр от 15.08.2013, № 938/юр от 15.08.2013, №957/юр от 19.08.2013, № 961/юр от 19.087.2013, № 962/юр от 19.08.2013, № 971/юр от 19.08.2013, № 1021/юр от 03.09.2013, №1022/юр от 03.09.2013, № 1092/юр от 27.09.2013, №1132/юр от 30.09.2013, № 1135/юр от 30.09.2013, №1166/юр от 08.10.2013, № 1245/юр от 16.10.2013, № 1325/юр от 13.11.2013, №1350/юр от 14.11.2013, №1369/юр от 18.11.2013, № 1425/юр от 21.11.2013, № 1432/юр от 21.11.2013, № 1433/юр от 21.11.2013, №1434/юр от 21.11.2013, № 1436/юр от 21.11.2013, № 1460/юр от 22.11.2013, №1462/юр от 22.11.2013, № 1465/юр от 25.11.2013, №1482/юр от 25.11.2013, № 1501/юр от 28.11.2013, №1507/юр от 30.11.2013.
Исследовав указанные документы, судом установлено, что согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭЬ305767 вагоны перевозились Московской ж.д., претензия по данной накладной предъявлена Восточно-Сибирскому ТЦФТО – структурному подразделению ЦФТО филиала ОАО «РЖД»; по транспортным железнодорожным накладным № ЭЯ576656, ЭА084046 заявлены сроки просрочки 8 и 5 суток, в то время как в претензии указано на 5 и 4 суток.
Претензии истца остались без ответа и без удовлетворения.
Неудовлетворение претензий ответчиком в добровольном порядке явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Истцом ответчику по каждой транспортной железнодорожной накладной начислены пени в размере 9% платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки на общую сумму 280 607 руб. 56 коп., исходя из следующего расчета: размер провозной платы с начисленным НДС 18 % х 9% пени х количество дней просрочки.
Ответчик с представленным расчетом не согласился, представил контррасчет.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 784, пунктом 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Таким образом, из представленных истцом транспортных железнодорожных накладных следует, что между истцом и ответчиком заключены договоры перевозки груза.
Данные правоотношения регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта) и издаваемыми в соответствии с ними правилами – Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.07.2003 № 27 (далее – Правила исчисления сроков доставки грузов); Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.07.2003 № 42 (далее – Правила предъявления претензий).
В силу пункта 1 статьи 785, статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Расчетная дата истечения срока доставки грузов указывается перевозчиком в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Имеющиеся в материалах дела транспортные железнодорожные накладные содержат расчетные даты истечения сроков доставки порожних вагонов.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в абзаце 2 пункта 25 постановления от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30), при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки порожних вагонов.
Пунктами 10, 13 Правил исчисления сроков доставки грузов установлено, что датой фактического срока доставки груза по назначению является дата уведомления получателя о прибытии груза. Действие положений настоящих Правил распространяется на исчисление сроков доставки не принадлежащих перевозчику грузовых порожних вагонов, перевозка которых осуществляется по полным перевозочным документам.
Указанные в транспортных железнодорожных накладных даты уведомления истца о прибытии грузов свидетельствуют о нарушении ответчиком определенных договорами перевозки сроков доставки порожних вагонов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу статьи 33 Устава железнодорожного транспорта за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Заявлений и доказательств того, что просрочка доставки грузов произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава обстоятельств, ответчиком не представлено.
Поскольку ответчиком допущена просрочка доставки грузов, начисление пеней истцом ответчику является законным.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
В силу статьи 123 Устава железнодорожного транспорта претензии к перевозчикам в отношении пеней за просрочку доставки груза могут быть предъявлены в течение сорока пяти дней со дня выдачи груза.
Данное требование закона истцом исполнено.
Таким образом, истец правомерно обратился в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Проверив доводы и расчет истца, суд приходит к следующим выводам.
Истцом заявлено требование о взыскании пеней в размере 1 582 руб. 49 коп. за нарушение сроков доставки порожних вагонов по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ305767; предъявлены транспортная железнодорожная накладная ЭЬ305767, претензия № 823/ЮР от 05.08.2013, направленная в адрес Восточно-Сибирского ТЦФТО – структурного подразделения ЦФТО филиала ОАО «РЖД».
Из материалов дела следует, что по указанной транспортной железнодорожной накладной вагоны перевозились Московской железной дорогой, а претензия предъявлена к ответчику.
Таким образом, суд считает требования истца в данной части необоснованными.
Также истцом заявлено требование о взыскании пеней, начисленных по транспортной железнодорожной накладной № ЭЯ576656 в размере 5 635 руб. 32 коп. за допущенную просрочку в 8 суток, по транспортной железнодорожной накладной № ЭА084046 в размере 297 руб. 36 коп. за допущенную просрочку в 5 суток.
Согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭЯ576656 просрочка доставки составила 8 суток, по транспортной железнодорожной накладной № ЭА084046 - 5 суток.
Из претензий № 1092/юр от 27.09.2013, № 1132/юр от 30.09.2013 следует, что истцом заявлено о просрочке доставки порожних вагонов по транспортной железнодорожной накладной № ЭЯ576656 на 5 суток, по транспортной железнодорожной накладной № ЭА084046 – на 4 суток; пени рассчитаны на заявленные дни просрочки - 5 и 4 суток.
Доказательства предъявления истцом ответчику претензии по транспортным железнодорожным накладным № ЭЯ576656, № ЭА084046 за просрочку доставки порожних вагонов на 3 и 1 суток в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом подтвержден обязательный претензионный порядок в отношении транспортной железнодорожной накладной № ЭЯ576656 на 5 суток, транспортной железнодорожной накладной № ЭА084046 – на 4 суток.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Поскольку истцом не подтверждено соблюдение претензионного порядка в отношении транспортной железнодорожной накладной № ЭЯ576656 на 3 суток, в отношении транспортной железнодорожной накладной № ЭА0840464 на 1 сутки, требования истца в части взыскания пеней, начисленных по транспортной железнодорожной накладной № ЭЯ576656 в отношении 3 суток, по транспортной железнодорожной накладной № ЭА084046 в отношении 1 сутки, подлежат оставлению без рассмотрения.
Также истцом заявлено о взыскании пеней в размере 4 593 руб. 74 коп., начисленных за просрочку доставки порожних вагонов на 15 суток по транспортной железнодорожной накладной № ЭЫ849877 (вагон 52518941).
Ответчиком указано, что просрочка сроков доставки вагона по транспортной железнодорожной накладной № ЭЫ849877 произошла по независящим от ответчика причинам, вследствие технической неисправности вагона, ранее ремонтировавшимся ОАО «ВРК-3»; срок доставки вагонов по указанной накладной увеличен на 12 суток.
В обоснование своего довода ответчиком представлены акты общей формы № 1/17055, № 1/18239, калькуляция на подготовку под погрузку вагона 52518941, расчетно-дефектная ведомость вагона 52518941, дефектная ведомость на ремонт вагона 52518941.
Рассмотрев доводы истца и возражения ответчика в данной части, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом при задержке вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, срок доставки грузов увеличивается на все время задержки.
О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: «Груз задержан на станции ____ для ____(указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на ___ сутки, о чем составлен акт общей формы № ___ от ___». Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Из калькуляции на подготовку вагона под погрузку 52518941, расчетно-дефектной ведомости вагона 52518941, дефектной ведомости на ремонт вагона 52518941 следует, что место последнего и планового ремонта вагона 52518941 является ВЧРД ЗЛАТОУСТ ОАО «ВРК-3» 09.12.2011.
Согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭЫ849877 вагон принят к перевозке 14.06.2013, срок доставки истекает 18.06.2013.
Из актов общей формы № 1/17055 от 17.06.2013, № 1/18239 от 28.06.2013 следует, что вагон № 5251894, принятый к перевозке 14.06.2013 простаивает с 17.06.2013 по причине технической неисправности, срок доставки продляется на 12 суток до 28.06.2013.
Поскольку задержка вагона произошла по независящим от перевозчика причинам, требования истца о взыскании пеней в размере 3 542 руб. 63 коп. за просрочку доставки порожних вагонов на 12 суток является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Проверив расчет истца, судом также установлено, что расчет истца произведен с учётом начисленных на размеры провозной платы сумм НДС 18%.
В соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов предусмотрена статьей 97 Устава железнодорожного транспорта в виде уплаты пеней в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон (пункты 2, 3 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Плата за перевозку грузов железнодорожным транспортом определяется в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии России от 17.06.2003 N 47-т/5 «Об утверждении прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2).
Из буквального содержания указанных норм права не следует, что НДС является составляющей при расчете провозной платы и его необходимо включать при расчете неустойки за просрочку доставки грузов.
Более того, буквальное толкование статьи 97 Устава железнодорожного транспорта в качестве базы начисления законной неустойки предусматривает именно провозную плату без учета сумм НДС.
Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.09.2012 № 5328/12.
Учитывая, что размер провозной платы определен истцом с учетом необоснованно начисленного НДС 18%, суд не соглашается с ним и приводит свой расчет:
по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ260438 - 15 734 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 6 (количество суток просрочки) = 8 496 руб. 36 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЫ849975 – 4 326 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 12 (количество суток просрочки) = 4 672 руб. 08 коп., поскольку в соответствии со стаей 97 Устава железнодорожного транспорта пени не могут превышать размер провозной платы = 4 326 руб. 00 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЫ849877 – 3 893 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 3 (количество суток просрочки) = 1 051 руб. 11 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЫ849762 – 11 192 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 5 (количество суток просрочки) = 5 036 руб. 40 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ260524 – 8 019 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 10 (количество суток просрочки) = 7 217 руб. 10 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ694198 – 8 112 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 4 (количество суток просрочки) = 2 920 руб. 32 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ660988 – 6 891 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 3 (количество суток просрочки) = 1 860 руб. 57 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ621270 – 5 214 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 3 (количество суток просрочки) = 1 407 руб. 78 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ920450 – 3 002 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 13 (количество суток просрочки) = 3 512 руб. 34 коп., поскольку в соответствии со стаей 97 Устава железнодорожного транспорта пени не могут превышать размер провозной платы = 3 002 руб. 00 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ920566 - 3 002 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 13 (количество суток просрочки) = 3 512 руб. 34 коп., поскольку в соответствии со стаей 97 Устава железнодорожного транспорта пени не могут превышать размер провозной платы = 3 002 руб. 00 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЭ365034 – 15 734 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 5 (количество суток просрочки) = 7 080 руб. 30 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЬ315602 – 21 360 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 23 (количество суток просрочки) = 44 215 руб. 20 коп., поскольку в соответствии со стаей 97 Устава железнодорожного транспорта пени не могут превышать размер провозной платы = 21 360 руб. 00 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЭ574208 – 14 160 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 1 (количество суток просрочки) = 1 274 руб. 40 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЭ574090 – 14 160 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 1 (количество суток просрочки) = 1 274 руб. 4 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЭ000910 – 2 593 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 21 (количество суток просрочки) = 4 900 руб. 77 коп., поскольку в соответствии со стаей 97 Устава железнодорожного транспорта пени не могут превышать размер провозной платы = 2 593 руб. 00 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЭ569820 – 14 776 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 10 (количество суток просрочки) = 13 298 руб. 40 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЭ569898 - 14 776 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 10 (количество суток просрочки) = 13 298 руб. 40 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЯ576656 – 6 633 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 5 (количество суток просрочки) = 2 984 руб. 85 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭА084046 - 560 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 4 (количество суток просрочки) = 201 руб. 60 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭЯ709950 – 3 574 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 11 (количество суток просрочки) = 3 528 руб. 26 коп.
по транспортной железнодорожной накладной ЭЯ270996 – 16 091 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 16 (количество суток просрочки) = 23 171 руб. 04 коп., поскольку в соответствии со стаей 97 Устава железнодорожного транспорта пени не могут превышать размер провозной платы = 16 091 руб. 00 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭА488784 – 8 019 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 3 (количество суток просрочки) = 2 165 руб. 13 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭБ625022 – 2 156 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 5 (количество суток просрочки) = 970 руб. 20 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭБ875930 – 10 692 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 5 (количество суток просрочки) = 4 811 руб. 40 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭБ876040 – 3 230 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 8 (количество суток просрочки) = 2 325 руб. 60 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭВ323407 – 3 002 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 3 (количество суток просрочки) = 810 руб. 54 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭВ182057– 22 842 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 1 (количество суток просрочки) = 2 055 руб. 78 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭВ132136 – 6 878 руб. 36 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 1 (количество суток просрочки) = 2 914 руб. 56 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭВ149687 – 40 218 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 1 (количество суток просрочки) = 3 619 руб. 62 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭВ182906 – 5 254 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 7 (количество суток просрочки) = 3 310 руб. 02 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭВ182117 – 32 681 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 5 (количество суток просрочки) = 14 706 руб. 45 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭВ189259 – 36 257 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 4 (количество суток просрочки) = 13 052 руб. 52 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭВ229753 – 10 001 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 7 (количество суток просрочки) = 6 300 руб. 63 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭВ541803 – 2 593 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 4 (количество суток просрочки) = 933 руб. 48 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭВ830091 – 13 489 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 1 (количество суток просрочки) = 1 214 руб. 01 коп.;
по транспортной железнодорожной накладной ЭВ574570 – 40 218 руб. 00 коп. (размер провозной платы) х 9 % (размер пеней за просрочку доставки грузов) х 12 (количество суток просрочки) = 43 435 руб. 44 коп., поскольку в соответствии со стаей 97 Устава железнодорожного транспорта пени не могут превышать размер провозной платы = 40 218 руб. 00 коп.
При таких обстоятельствах, суд признает обоснованным требование истца в размере 220 722 руб. 19 коп.
Ответчиком заявлено ходатайство об уменьшении размера пеней на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ходатайство обосновано несоразмерностью начисленного истцом размера пени последствиям нарушенных обязательств, критерием чрезмерно высокого процента и верхнего предела взыскиваемой суммы пени.
Истец возражал относительно применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев ходатайство ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе уменьшить подлежащую уплате неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 1 постановления от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса при представлении ответчиком доказательств ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Исходя из сложившейся судебной практики, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др.
Доказательства явной несоразмерности начисленного истцом размера пеней ответчиком в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены; пени начислены, исходя из процентной ставки, установленной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта; размер начисленных пеней по каждой транспортной железнодорожной накладной не превышает размера платы за перевозку грузов.
Принимая во внимание, что неустойка является способом обеспечения исполнения обязательств и мерой имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, доказательства ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства по данному делу не представлены, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для уменьшения размера пеней на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах ходатайство ответчика об уменьшении размера пеней на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, суд считает требование истца обоснованными и подлежащими удовлетворению частично в размере 220 722 руб. 19 коп.; в удовлетворении остальной части о взыскании пеней в размере 55 556 руб. 65 коп. следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования о взыскании с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» пеней в размере 4 328 руб. 72 коп. оставить без рассмотрения.
В остальной части исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЮниРенТ» пени в размере 220 722 руб. 19 коп.
В удовлетворении требования о взыскании с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» пеней в размере 55 556 руб. 65 коп. отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.
Судья А.Ф. Ханафина