ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-8861/07 от 07.08.2006 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664000, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 34-44-70, факс 34-44-66

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

13 августа 2007 года Дело № А19-8861/07-55

Резолютивная часть решения оглашена 07.08.06

Полный текст решения изготовлен 13.08.06 

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н.Антоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Н.Габескирия, рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Эхирит-Булагатский район», ОАО «БайкалГАЗсервис»

о применении последствий недействительности ничтожной сделки

при участии в заседании:

от истца – ФИО1 (доверенность от 10.07.07)

от ответчиков:

от комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Эхирит-Булагатский район» - ФИО2 (доверенность от 04.07.07 № 60)

от ОАО «БайкалГАЗсервис» - ФИО3 (доверенность от 11.07.07)

установил:

иск заявлен о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания ОАО «БайкалГАЗсервис» возвратить комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Эхирит-Булагатский район» сумму 344222 руб., а комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Эхирит-Булагатский район» - возвратить ОАО «БайкалГАЗсервис» автомобиль марки ГАЗ 3102-501.

Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Эхирит-Булагатский район» иск не признал, ссылаясь на то, что автомобиль был приобретен для обеспечения деятельности должностных лиц местного самоуправления, а не для решения вопросов местного значения или осуществления отдельных государственных полномочий.

ОАО «БайкалГАЗсервис» иск не признало, ссылаясь на то, что им заключен договор розничной купли-продажи и к нему должны применяться нормы ГК РФ о розничной купле-продаже.

Присутствовавшие в судебном заседании представители сторон возражений против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании не заявили, в связи с чем, в соответствии с п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд завершил предварительное судебное заседание, продолжив рассмотрение дела в судебном заседании.

Выслушав представителей сторон и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что в обоснование заявленного требования истец ссылается на ничтожность совершенной ответчиками сделки купли-продажи автомобиля марки ГАЗ 3102-501 от 17.01.07, как совершенной в нарушение действующего законодательства без проведения торгов.

ОАО «БайкалГАЗсервис» для оплаты автомобиля ГАЗ 3102-501 выставлен администрации Эхирит-Булагатского района счет от 09.01.07 № 4 на сумму 344222 руб.

На основании распоряжения главы администрации МО «Эхирит-Булагатский район» от 10.01.07 № 1-р «О выделении денежных средств» и названного выше счета, платежным поручением от 12.01.07 № 1 УФК по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (КУМИ администрации МО «Эхирит-Булагатский район») перечислена на счет ОАО «БайкалГАЗсервис» сумма 344222 руб., составляющая стоимость автомобиля ГАЗ 3102-501.

Согласно представленному ответчиками в материалы дела договору купли-продажи автомобиля от 17.01.07 ОАО «БайкалГАЗсервис» - продавец по договору, обязался передать в собственность КУМИ администрации МО «Эхирит-Булагатский район» автомобиль ГАЗ 3102, кузов № 31020070158232, двигатель № 2.4L-DOHC٭256610487, 2006 года выпуска, идентификационный номер <***>, серебристого цвета, паспорт технического средства 52 ММ 327151, а последний – принять названный автомобиль и оплатить его стоимость в сумме 344222 руб.

В товарной накладной от 17.01.07 № 32 и счет-фактуре от 17.01.07 № 00000032 указаны наименование, характеристика и стоимость поставленного ответчиком в адрес истца автомобиля, который 18.01.07 поставлен на учет в КУМИ МО «Эхирит-Булагатский район», что подтверждается инвентарной карточкой № 3 учета основных средств в бюджетных учреждениях.

В соответствии с п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно п. 3 названной статьи, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

На основании ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

На основании п. 2 названной статьи, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями, в том числе, на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 50 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления, в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе, имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

На основании ч. 1 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.

На основании ст. 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом одноименные товары, одноименные работы, одноименные услуги бюджетные учреждения без заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

Согласно действующему на момент совершения оспариваемой сделки купли-продажи Указанию ЦБ РФ от 14.11.01 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке», предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке составлял сумму 60 тысяч рублей.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 10 которого, размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.

Согласно содержащимся в объяснительных председателя КУМИ администрации МО «Эхирит-Булагатский район» от 30.01.07 и от 08.02.07 сведениям, договор купли-продажи автомобиля ГАЗ 3102-501 не заключался, торги не проводились.

В объяснительной от 08.02.07 начальник финансового управления администрации МО «Эхирит-Булагатского района» указывает на то, что денежные средства в размере 344222 руб. были перечислены в бухгалтерию КУМИ для приобретения автомобиля ГАЗ 3102-501 на основании распоряжения главы администрации от 10.01.07 № 1-р.

В представленном в материалы дела реестре закупок товаров, работ и услуг по Эхирит-Булагатскому муниципальному району с января по декабрь 2007 года (2, 3, 4 кв.) покупка автомобиля ГАЗ 3102-501 не отражена.

В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, на основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Учитывая, что стоимость совершенной ответчиками сделки купли-продажи автомобиля – договора от 17.01.07, превышает установленный Указанием ЦБ РФ от 14.11.01 № 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, названная сделка должна быть заключена путем проведения торгов.

Факт непроведения торгов подтвержден материалами дела и признан также представителем КУМИ в судебном заседании, состоявшемся 12.07.07.

При названных обстоятельствах, учитывая, что ни законом, ни иными правовыми актами не предусмотрено заключение сделки по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд, стоимость которой превышает установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, заключенная ответчиками сделка купли-продажи автомобиля ГАЗ 3102-501 – договор от 17.01.07 ничтожна в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При названных обстоятельствах, учитывая, что на основании п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. п. 1.3, 6.1. Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район», КУМИ является структурным подразделением администрации МО «Эхирит-Булагатский район», имущество комитета составляют закрепленные за ним на праве оперативного управления основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, отраженные на самостоятельном балансе.

Финансирование деятельности КУМИ, согласно п. 6.2. Положения, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, за счет средств местного бюджета, а также за счет средств, поступающих от приватизации и аренды муниципального имущества, услуг по оформлению документов.

Согласно изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации» рекомендациям, «в соответствии со статьями 48 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.

Порядок расходования учреждением денежных средств в приведенных случаях регламентирован положениями статей 70 и 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В частности, согласно статье 71 названного Кодекса все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда (200 000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

В силу положений Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), в том числе его статей 4 и 9, для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Исходя из пункта 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный (муниципальный) контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (параграф 4 главы 30) и иными федеральными законами с учетом положений названного Закона.

Приобретение бюджетными учреждениями для собственных нужд товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 200 000 рублей, осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

От договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Закону о размещении заказов».

Согласно п. 2 ст. 3 закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Поэтому если учреждение уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона о размещении заказов, за исключением случаев, когда соответствующие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (пункт 2 статьи 1 Закона о размещении заказов).

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Учитывая, что сделка купли-продажи автомобиля ГАЗ 3102-501 – договор от 17.01.07, совершена за счет средств местного бюджета, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, а также то, что стоимость ее превышает установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, названная сделка должна быть совершена только в целях решения вопросов местного значения (для муниципальных нужд).

При изложенных обстоятельствах, ссылка комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Эхирит-Булагатский район» на то, что автомобиль был приобретен для обеспечения деятельности должностных лиц местного самоуправления, а не для решения вопросов местного значения или осуществления отдельных государственных полномочий, не может быть принята во внимание.

Исчерпывающий перечень назначений расходования бюджетных средств бюджетными учреждениями содержит ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства, в том числе на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном ст. 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, который, на основании Указания ЦБ РФ от 14.11.01 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке», на момент совершения спорной сделки составлял сумму 60 тысяч рублей.

Из названных норм права следует, что все закупки бюджетных учреждений за счет бюджетных средств на сумму свыше 60 тыс. руб. осуществляются в порядке размещения муниципального заказа, а на сумму до 60 тыс. руб. - в общегражданском порядке.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что КУМИ администрации МО «Эхирит-Булагатский район» является муниципальным учреждением, финансируемым из средств местного бюджета, а также то, что стоимость сделки купли-продажи автомобиля ГАЗ 3102-501 составляет сумму 344222 руб., которая оплачена из средств местного бюджета, ссылка ОАО «БайкалГАЗсервис» на то, что ответчиками заключен договор розничной купли-продажи и к нему должны применяться нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о розничной купле-продаже, несостоятельна.

На основании ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 333.22. Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, а также то, что КУМИ администрации МО «Эхирит-Булагатский район» финансируется из средств местного бюджета, суд считает возможным снизить подлежащую взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета государственную пошлину до 100 руб. с каждого.

Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

применить последствий недействительности ничтожной сделки – договора купли-продажи от 17.01.07, заключенного ОАО «БайкалГАЗсервис» с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Эхирит-Булагатский район»;

обязать комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Эхирит-Булагатский район» возвратить ОАО «БайкалЗАЗсервис» автомобиль ГАЗ 3102, кузов № 31020070158232, двигатель № 2.4L-DOHC٭256610487, 2006 года выпуска, идентификационный номер <***>, серебристого цвета, паспорт технического средства 52 ММ 327151;

обязать ОАО «БайкалГАЗсервис» возвратить комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Эхирит-Булагатский район» возвратить по недействительному договору денежную сумму в размере 344222 руб.;

взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Эхирит-Булагатский район» и с ОАО «БайкалГАЗсервис» в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину по 100 руб. с каждого.

Судья - С.Н.Антонова