АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
именем российской федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск Дело № А19-8976/06-52
«18» января 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 18 января 2007 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Артели старателей «Лена»
к Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Иркутской области и УО БАО
о признании недействительными в части решений налогового органа и взыскании процентов за несвоевременный возврат налога
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Деменский В.А. (доверенность № 2 от 08.01.2007г.);
от налогового органа: не присутствовал
установил:
Артель старателей «Лена» (далее – АС «Лена», налогоплательщик, заявитель ) обратилась в суд с требованием о признании недействительными в части решений Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Иркутской области и УО БАО (далее - инспекция, налоговый орган) № 05-88/6464-16829 от 22.11.2005 года, № 05-88/17114-18383 от 19.12.2005 года и взыскании процентов за несвоевременный возврат из бюджета налога на добавленную стоимость.
В порядке ст.49 АПК РФ налогоплательщик уточнил заявленные требования: 1.просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС РФ №3 по Иркутской области и УОБАО №05-88/6464-16829 от 22.11.2005 г. в части:
а) отказа в возмещении НДС в размере 1 919 799,76 руб. по счетам-фактурам, выставленным ООО «Аксион-Сервис», ЗАО «НЗЭтИ», ОАО «ГПФК».
б) отказа в возмещении НДС в сумме 2 682 923 руб. - п. 3 резолютивной части решения;
в) неправомерности расчета суммы НДС, подлежащего возмещению в июле 2005г. из-за невключения в расчет переходящего остатка НДС предыдущего периода, повлекшего отказ в возмещении НДС в размере 9617618руб. за реализованные в июле 77054,8 гр. золота, добытого в июне.
2. Налогоплательщик просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС РФ №3 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу №05-88/17114-18383 от 19.12.2005 г. в части:
а) отказа в возмещении НДС в размере 411864,40 руб. по счетам-фактурам, выставленным ООО «Аксион-Сервис»;
б) отказа в возмещении НДС в сумме 2 192 410 руб. - п. 3 резолютивной части решения;
в) неправомерности расчета суммы НДС, подлежащего возмещению в июле 2005г. из-за невключения в расчет переходящего остатка НДС предыдущего периода, повлекшего отказ в возмещении НДС в размере 9617618руб. за реализованные в июле 77054,8 гр. золота, добытого в июне.
По существу новых доводов при уточнении заявленных требований налогоплательщик не представил, согласно уточнениям налогоплательщик не заявляет требование о взыскании процентов за несвоевременный возврат налога .
Согласно ст.49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, в связи с чем суд рассматривает дело в пределах уточненных требований.
Налоговый орган заявленные требования не признал, полагает решение законным и обоснованным.
Судом рассмотрено ходатайство налогоплательщика о восстановлении срока обжалования вышеуказанных решений налогового органа.
В судебном заседании установлено, что срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным решения № 05-88/17114-18383 не пропущен: решение вынесено 19.12.2005 года, в суд налогоплательщик обратился 26.02.06г.
Суд признает уважительной причину пропуска срока обжалования решения
№ 05-88/6464-16829 от 22.11.2005 года в связи с незначительным количеством дней просрочки (4 дня), а также в связи с представлением налогоплательщиком доказательств обращения в суд с тем же требованием 06.02.06г. (определением арбитражного суда от 10.02.06г. заявление было возвращено в связи с нарушением п.2 ст.129 АПК РФ). Поскольку АС «Лена» предпринимала меры для защиты нарушенного права в срок, установленный законом, суд восстанавливает срок подачи заявления о признании незаконным ненормативного правового акта.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 10.01.2007г. до 11.01.2007г.
Судом установлено, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) на основе налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за июль 2005 года и уточненной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за июль 2005 года, представленными Артелью старателей «Лена».
По результатам проверки налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за июль 2005 года инспекцией вынесено решение № 05-88/6464-16829 от 22.11.2005 года «О частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, согласно которому применение АС «Лена» налоговой ставки 0% по операциям при реализации металла за июль 2005 года в сумме 64 906 445 руб. признано обоснованным; налоговый орган решил: возместить АС «Лена» сумму НДС в размере 3 037 428 руб.; отказать в возмещении НДС в размере 2 682 923 руб.
АС «Лена» 22.08.2005 представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2005г., где отражено:
по строке 100 раздела I «Реализация драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам» налоговая база составляет 64 906 445 руб.;
по строке 250 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам» сумма налога составляет 5 720 351 руб.;
по строке 410 «Общая сумма налога, принимаемая к вычету» сумма налога составляет 5 720 351 руб.:
-66 702,600 грамм на сумму 26 491 604,62 руб. реализовано Коммерческому Банку «БайкалРОСБАНК» (ОАО) (счёт-фактура от 07.07.2005г. № 0000105 и акт приёмки золота банком № 3);
-93 560,200 грамм на сумму 35 286 229,43 руб. реализовано Коммерческому Банку «БайкалРОСБАНК» (ОАО) (счёт-фактура от 25.07.2005г. № 0000113 и акт приёмки золота банком № 4);
-8 132,600 грамм на сумму 3 128 611,22 руб. реализовано Коммерческому Банку «БайкалРОСБАНК» (ОАО) (счёт-фактура от 28.07.2005г. № 0000104 и акт приёмки золота банком № 5);
Согласно учетной политики предприятия (датой реализации товаров считается день отгрузки товаров), договора купли-продажи слитков золота от 07.10.2004г. № 1561-ДМ/2004 с Коммерческим банком «БайкалРОСБАНК» (ОАО) выручка от реализации золота составила 64 906 445, 27 руб., которая отражена в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов АС «Лена» за июль 2005 года в полном объёме.
По результатам камеральной проверки установлено, что налогоплательщиком правомерно применена налоговая ставка 0 процентов.
При проверке обоснованности применения налоговых вычетов по операциям, связанным с реализацией товаров, применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено, установлено следующее.
В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов а/с «Лена» за июль 2005 года заявлена к возмещению из федерального бюджета сумма налога на добавленную стоимость в размере 5 720 351 руб.
При анализе книги покупок АС «Лена» за июль 2005г. налоговым органом установлено, что: ТМЦ, услуги, основные средства приобретены на сумму 43 278 465,57 руб., в том числе НДС 6 392 925,09 руб.
Согласно решению налогового органа АС «Лена» в книгу покупок за июль 2005г. неправомерно заявлены вычеты по НДС на сумму 1 919 799,76 руб. по следующим счетам-фактурам, составленным с нарушением статьи 169 НК РФ:
по поставщику ООО «Аксион-сервис»:
-от 01.07.05г. № 42 от на сумму 1350000 руб., в т.ч. НДС 205932,2р.
-от 05.07.05г. № 44 на сумму 1350000 руб., в т.ч. НДС 05932,2 руб.
ЗАО «НЗЭтИ»:
- от 30.06.05г. № 0388з на сумму 483698,40 руб., в т.ч. НДС 73784,52 руб.
- от 05.07.05г. № 0448з на сумму 7999 руб., в т.ч. НДС 1220,19руб.
ОАО «ГПФК»:
- от 02.06.05г. № 1329 на сумму 39182 руб., в т.ч. НДС 5976.92 руб.
- от 01.06.05г. № 1311 на сумму 320000 руб., в т.ч. НДС 48813,56 руб.
- от 30.06.05г. № 1623 на сумму 250699 руб., в т.ч. НДС 38242,22 руб.
- от 25.07.05г. № 1976 на сумму 80000 руб., в т.ч. НДС 12203,39 руб.
- от 25.07.05г. № 1951 на сумму 564537 руб., в т.ч. НДС 86115,82 руб.
- от 30.06.05г. № 1624 на сумму 2257089 руб., в т.ч. НДС 344301,71 руб.
- от 30.06.05г. № 1625 на сумму 93586 руб., в т.ч. НДС 14275,83 руб.
- от 09.06.05г. № 1430 на сумму 598265,99 руб., в т.ч. НДС 91260,92 руб.
- от 23.06.05г. № 1541 на сумму 115088,18 руб., в т.ч. НДС 17555,83 руб.
- от 20.06.05г. № 1586 на сумму 44430 руб., в т.ч. НДС 6777,47 руб.
- от 30.06.05г. № 1627 на сумму 452000 руб.. в т.ч. НДС 68949.1 5 руб.
- от 24.06.05г. № 1573 на сумму 106780 руб., в т.ч. НДС 16288,48 руб.
- от 28.06.05г. № 1649 на сумму 99252 руб., в т.ч. НДС 15140,13 руб.
- от 14.06.05г. № 1500 на сумму 70338,20 руб., в т.ч. НДС 10729,55руб.
- от 06.07.05г. № 1760 на сумму 1 59122 руб., в т.ч. НДС 2427,25 руб.
- от 30.06.05г. № 1622 на сумму 209963 руб., в т.ч. НДС 32028,25 руб.
- от 08.07.05г. № 1779 на сумму 143281,56 руб., в т.ч. НДС 21856,52руб.
- от 07.07.05г. № 1768 на сумму 226746,35 руб., в т.ч. НДС 34588.43 руб.
- от 19.06.05г. № 1901 на сумму 37629,9 руб., в т.ч. НДС 5740,16 руб.
- от 30.06.05г. № 1626 на сумму 70190 руб., в т.ч. НДС 10706,95 руб.
- от 12.07.05г. № 1839 на сумму 10505,2 руб., в т.ч. НДС 1602,49 руб.
- от 18.07.05г. № 1887 на сумму 5040,2 руб., в т.ч. НДС 768,84 руб.
- от 04.07.05г. № 1723 на сумму 66230 руб., в т.ч. НДС 10102,87 руб.
- от 14.07.05г. № 1875 на сумму 2%8799,9 руб., в т.ч. НДС 452867,78 руб.
- от 26.05.05г. № 1220 на сумму 548110,81 руб., в т.ч. НДС 83610,13 руб.
Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя о признании незаконными в части решений налогового органа подлежащими удовлетворению.
Статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогоплательщиков на уменьшение общей суммы начисленного налога на добавленную стоимость на сумму налоговых вычетов, то есть сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику и уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), а при реализации продукции на экспорт - также при представлении документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы налоговых вычетов, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законодатель установил, что право на применение налогоплательщиком вычета (возмещения) входного налога на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт возникает при соблюдении следующих условий: документально подтвержденной реализации товаров на экспорт; наличия счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями, установленными статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации; принятия товара (работ, услуг) на учет на основании соответствующих документов; фактической оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам (продавцам) с учетом начисленного ими налога.
Основаниями к отказу в возмещении сумм НДС по счетам - фактурам ОАО «ГПФК»: от 01.06.05г. № 1311, от 25.07.05г. № 1976, от 25.07.05г. № 1951, от 09.06.05г. № 1430, от 23.06.05г. № 1541, от 20.06.05г. № 1586, от 30.06.05г. № 1627, от 24.06.05г. № 1573, от 28.06.05г. № 1649, от 14.06.05г. № 1500, от 06.07.05г. № 1760, от 08.07.05г. № 1779, от 07.07.05г. № 1768, от 19.06.05г. № 1901, от 12.07.05г. № 1839, от 18.07.05г. № 1887, от 04.07.05г. № 1723, от 14.07.05г. № 1875, по мнению налогового органа, явилось недостоверные данные в части КПП, т.е. был указан КПП (код причины постановки на учет) организации вместо КПП соответствующего структурного подразделения.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 169 НК РФ счета фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6, не могут является основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Следовательно, невыполнение требований к счету фактуре, не предусмотренных пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ в счет фактуре в обязательном порядке должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, (ИНН), при этом законодатель не обязывает указывать в счете- фактуре КПП.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в возмещении сумм НДС по вышеуказанным счетам фактурам, выставленными ОАО «ГПФК».
Основанием отказа в возмещении НДС по счет фактурам ОАО «ГПФК»: от 30.06.05г. № 1622, от 30.06.05г. № 1623, от 30.06.05г. № 1624, от 30.06.05г. № 1625, от 30.06.05г. № 1626, по мнению налогового органа, явилось указание недостоверной информации в части номеров платежных поручений. Налоговый орган указал, что в вышеперечисленных счетах-фактурах отражены платежные поручения №377 от 16.12.04г., №378 от 16.12.04г., в то время как представлены платежные поручения №03377 от 16.12.04г. и №03378 от 16.12.04г.
Согласно решению налогового органа АС «Лена» неправомерно включила НДС , выставленным поставщиком ООО «Аксион-Сервис», в расчет налогового вычета за июль 2005 года в связи с указанием недостоверного адреса продавца и грузоотправителя в счетах-фактурах.
Налоговый орган указал, что ООО «Аксион»не находится по адресу, указанному в счетах-фактурах, требование о представлении документов от 10.10.05г. вернулось с отметкой «не значится».
Как следует из материалов дела, в счетах-фактурах указан адрес ООО «Аксион-Скервис»: г.Москва, Хорошевское шоссе,46. Этот же адрес указан в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе юридического лица серии 77 №0459673. Доказательств изменения юридического адреса ООО «Аксион-Сервис» налоговым органом не представлено.
Отсутствие поставщика по юридическому адресу не является основанием для отказа налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость. Следовательно, налоговым органом неправомерно отказано в вычетах на сумму 411864,40 руб.
В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагаются на налоговые органы.
Согласно решению налогового органа в счетах-фактурах, выставленных ООО «НЗЭтИ», неверно указан адрес грузоотправителя. Однако в решении налогового органа, в нарушение требований п.3 ст.101 НК РФ, не отражены обстоятельства совершенного правонарушения, не указаны документы, которые подтверждают данный факт. В судебное заседание пояснения о нарушениях, допущенных при заполнении счетов-фактур ООО «НЗЭтИ» налоговым органом также не представлены.
Кроме того, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.06г. №267-О, взаимосвязанные положения частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Налоговым органом не представлены доказательства уведомления налогоплательщика об обнаруженных ошибках, истребования объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления налогов. Следовательно, нарушено право налогоплательщика на представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов.
Исследовав представленные документы, суд установил, что при оформлении счетов-фактур, представленных налогоплательщиком, не было допущено нарушений требований ст.169 Налогового кодекса РФ. Все условия, предусмотренные ст.ст.171,172 НК РФ для подтверждения налоговых вычетов, соблюдены налогоплательщиком, в связи с чем отказ инспекции в возмещении НДС не обоснован.
Судом также установлено, что налоговый орган неправомерно произвел уменьшение размера НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за июль 2005 г. в связи с тем, что не был учтен остаток нереализованного в июне 2005г. золота в количестве 77054,8 г, реализованного в июле 2005г.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы соответствующим субъектам. Таким образом, для применения ставки 0 процентов Налоговый кодекс РФ требует соблюдения следующих условий:
1) по субъекту-продавцу – продавцом должна быть организация, осуществляющая добычу или производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;
2) по объекту – объектом договора купли-продажи должен быть драгоценный металл;
3) по субъекту-покупателю – покупателем должен быть Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации либо банки.
При этом, пп. 8, 10 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются документы:
1) контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней;
2) документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам, которые представляются налогоплательщиками одновременно с представлением налоговой декларации, что Артель старателей «Лена» выполнила.
Все названные условия были соблюдены налогоплательщиком. Налоговый орган по результатам камеральных проверок подтвердил право на применение Артелью старателей «Лена» налоговой ставки 0 процентов, а также наличие полного комплекта документов, необходимого для его возмещения за июль 2005 г.
В соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ, вычеты сумм НДС, предусмотренные статьёй 171 НК РФ в отношении операций по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, указанных в статье 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации.
Подпунктами 1, 6 статьи 166 НК РФ предусмотрено, что сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, при этом сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 1 статьи 153 Кодекса установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговым органом принято решение о возмещении НДС в размере 3527941 руб., исходя из размера предъявленного к возмещению НДС за июль 2005 года
Неправомерность действий налогового органа в возмещении НДС по реализованному драгметаллу подтверждается следующим.
Сумма НДС, предъявленная Артели старателей «Лена» и уплаченная ей при приобретении товаров (работ, услуг) для добычи в июле 2005 г. 188701,5 гр. золота составляет 5720351 руб., при этом Артелью из данного количества добытого золота было реализовано 91340,6 гр. или 48,4%., из которого сумма НДС к возмещению в доле реализованного драгметалла составляет 2550849,89 руб.
В июле 2005 г. Артелью старателей «Лена» реализовано добытое в июне золото в количестве 77054,8 гр., на которые приходится НДС к возмещению в размере
9 617 618 руб. , что подтверждается также решением налогового органа № 53-05-88/5709-15156 от 20.10.2005 г. Факт реализации в июле 2005 г. 77054,8 гр. золота подтвержден документально и налоговым органом не оспаривается.
С учетом переходящего на июль НДС на нереализованное в июне 2005 г., и реализованное в июле 2005 г. золото (77054,8 гр.), и добытые и реализованные в июле 2005 г. 91340,6 гр. золота сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, составляет 12168467,89 руб. (9 617 618,0 +2550849,89)
Как указал ответчик в отзыве, в решении № 05-88/17114-18383 от 19.12.2005 г. по строке 6.1 «Остаток НДС предыдущего периода» не отражен, т.к. при расчете суммы НДС, подлежащей возмещению за июль 2005 г. с учетом доли реализованного металла, получается сумма большая, чем заявил налогоплательщик к вычету за данный период».
Налоговым органом не представлено доказательств, что переходящий остаток золота с июня в размере 77054,8 гр. не реализован в июле 2005 г., и соответственно, Артель старателей «Лена» не имеет права на возмещение в июле 2005 г. из бюджета НДС в размере 9083720 руб.
Более того, в декларации за июль 2005 г. Артель старателей «Лена» предъявила к возмещению из бюджета 5720351 руб. С учетом переходящего на июль НДС на нереализованное в июне 2005 г. золото (9083720 руб.), сума НДС, подлежащая возмещению из бюджета, составляет 12168467,89 руб.
Применяя процент возмещения НДС за июль 63,36%, сумма НДС к возмещению в июле 2005 г. составит 7 709 941,26 руб., тогда как налоговым органом производится возмещение НДС за июль в размере 3527941 руб., т.е. в размере меньшем, указанном налогоплательщиком в налоговой декларации.
В обязанности налогового органа в соответствии с действующим налоговым законодательством входит, в т.ч. информирование о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 12.06.06г. №267-О, налоговый орган при проведении проверки обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов.
Однако, налоговый орган, признавая право Артели старателей «Лена» на возмещение НДС в большем размере, чем указано в налоговой декларации, никаких действий не принял.
На основании изложенного налогоплательщику необоснованного отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 682923 руб. решением №05-88/6464-16829 от 22.11.05г.
По результатам проверки уточненной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за июль 2005 года инспекцией вынесено решение
№ 05-88/17114-18383 от 19.12.2005 года «О частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость», согласно которому налоговый орган решил, что применение АС «Лена» налоговой ставки 0% по операциям при реализации драгметалла за июль 2005 года в сумме 64 906 445 руб. признано обоснованным; принято решение о возмещении НДС в размере 490 513 руб.и отказе в возмещении НДС в размере 2 192 410 руб.
Не согласившись с принятыми решениями, Артель старателей «Лена» обратилась в суд с требованием о признании решений недействительными в части:
а) отказа в возмещении НДС в размере 411864,40 руб. по счетам-фактурам, выставленным ООО «Аксион-Сервис»;
б) отказа в возмещении НДС в сумме 2 192 410 руб. - п. 3 резолютивной части решения;
в) неправомерности расчета суммы НДС, подлежащего возмещению в июле 2005г. из-за невключения в расчет переходящего остатка НДС предыдущего периода, повлекшего отказ в возмещении НДС в размере 9617618руб. за реализованные в июле 77054,8 гр. золота, добытого в июне.
АС «Лена» 09.12.2005 представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2005г., где отражено:
по строке 100 раздела I «Реализация драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам» налоговая база составляет 64 906 445 руб.;
по строке 250 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации,
банкам» сумма налога составляет 5 720 351 руб.;
по строке 410 «Общая сумма налога, принимаемая к вычету» сумма налога составляет 5 720 351руб.
Согласно учетной политики предприятия (датой реализации товаров считается день отгрузки товаров), договора купли-продажи слитков золота от 07.10.2004г. № 1561-ДМ/2004 с Коммерческим банком «БайкалРОСБАНК» (ОАО) выручка от реализации золота составила 64 906 445, 27 руб., которая отражена в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов АС «Лена» за июль 2005 года в полном объёме.
По результатам настоящей камеральной проверки установлено, что налогоплательщиком правомерно применена налоговая ставка 0 процентов.
При проверке обоснованности применения налоговых вычетов по операциям, связанным с реализацией товаров, применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено, установлено следующее.
АС «Лена» в книгу покупок за июль 2005г. неправомерно включены суммы по следующим счетам-фактурам ООО «Аксион-Сервис»: №42 от 01.07.05г. и №44 от 05.07.05г. на общую сумму 411864,40 руб., составленным с нарушением статьи 169 НК РФ.
Основанием отказа в налоговых вычетах, по мнению налогового органа, послужило отсутствие поставщика по адресу, указанному в счетах фактурах.
Однако налоговым органом не представлено доказательств недостоверного адреса в счетах фактурах, выставленных ООО «Аксион-Сервис». В решении налогового органа указано, что на дату окончания проверки ответ по встречной проверке ООО «Аксион-сервис» не поступил.
Как указано выше, факт отражения в счетах-фактурах юридического адреса продавца и грузоотправителя – ООО «Аксион-Сервис» установлен судом и подтвержден документально. Отсутствие поставщика по юридическому адресу не влияет на правомерность заявленных вычетов по налогу на добавленную стоимость.
При этом налоговый орган не отрицает соблюдение Артелью старателей «Лена» условий по оплате, получению, и оприходовании полученных от ООО «Аксион-сервис» дизельного топлива (товарно-транспортные накладные прилагаются). Следовательно, отказ в предъявлении к вычету НДС в сумме 411864,40 руб. не обоснован.
По результатам камеральной проверки было принято решение № 05-88/17114-18383 от 19.12.2005 о возмещении АС «Лена» налога на добавленную стоимость в сумме 490 513 руб. (3 527 941 руб. - 3 037428 руб.) и отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 192 410 руб.
Как следует из материалов дела, АС «Лена» реализовало 63,36 % добытого золота, в связи с чем (а также с учетом остатков на 01.07.2005 и с учетом заявленных вычетов в сумме 411 864,40 руб.) инспекцией необоснованно принято решение о возмещении АС «Лена» налога на добавленную стоимость по удельному весу реализованного золота.
В оспариваемых решениях налоговый орган указал, что налогоплательщиком не представлялись расчеты №2 «Расшифровка НДС к возмещению», перерасчет суммы НДС по товарно-материальным ценностям, услугам за июль 2005г. был произведен налоговым органом.
Как следует из расчетов инспекции, представленных в решениях № 05-88/6464-16829 от 22.11.2005 года и № 05-88/17114-18383 от 19.12.2005 года, налоговым органом не учитывался остаток золота предыдущего периода (графа 6.1 таблицы 3).
С учетом переходящего на июль НДС на нереализованное в июне 2005 г. и реализованное в июле 2005 г. золото (77054,8 гр.), и добытые и реализованные в июле 2005г. 91340,6 гр. золота, сума НДС, подлежащая возмещению из бюджета, составляет 12168467,89 руб. (9 617 618,0 +2550849,89)
Следовательно, учитывая остаток предыдущего периода, возмещению должен подлежать налог на добавленную стоимость за июль 2005 г. в размере 7709941,26 руб., то есть в сумме, превышающей сумму налога, в возмещении которой отказано налоговым органом .
Согласно пункту 5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговый орган не подтвердил правомерность отказа Артели старателей «Лена» в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 682 923 руб. по решению № 05-88/6464-16829 от 22.11.2005 года, а также – в сумме 2 192 410 руб. по решению №05-88/17114-18383 от 19.12.2005 года, в связи с чем требования налогоплательщика подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным п. 3 решения МИ ФНС России № 3 по Иркутской области и УО БАО №05-88/6464-16829 от 22.11.2005 года в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 2 682 923 руб., как не соответствующее ст.ст. 169, 171, 172, 176 НК РФ.
Признать недействительным п. 3 решения МИ ФНС России № 3 по Иркутской области и УО БАО № 05-88/17114-18383 от 19.12.2005 года в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 2 192 410 руб., как не соответствующее ст.ст. 169, 171, 172, 176 НК РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 3 по Иркутской области и УО БАО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Возвратить Артели старателей «Лена» из федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 3 441,58 руб., уплаченную по платежному поручению № 384 от 21.02.2006 г.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд РФ в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Ю. Чемезова