ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-9170/16 от 26.07.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск                                                                                                    Дело № А19-9170/2016

«29»  июля  2016 г.                                                                            

 Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 июля 2016 г.

 Полный текст решения изготовлен 29 июля 2016 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «ПАНХ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 670000, <...>)

к Осетровскому транспортному прокурору

о признании недействительным представления от 03.03.2016 № 14-2016,

при участии в заседании представителей

от заявителя: не явились:

от Осетровской транспортной прокуратуры: старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов на транспорте и таможенных органах Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Ермакова Н.П., доверенность от 25.07.2016;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «ПАНХ» (далее – ООО «АК «ПАНХ») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Осетровскому транспортному прокурору о признании недействительным представления от 03.03.2016 № 14-2016. 

Представитель заявителя, принимавший участие в судебном заседании, состоявшемся 20.07.2016 с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия, заявленные требования поддержал.

Прокурор в судебном заседании требования заявителя не признал.

Из материалов дела следует, что 28.01.2016, в соответствии с заданием Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, Осетровской транспортной прокуратурой совместно с представителями УФСБ России по Иркутской области была проведена проверка транспортной и авиационной безопасности на взлетно-посадочной полосе в п. Казачинское, в ходе которой со слов пассажиров установлено, что авиакомпанией «ПАНХ» не предоставляются скидки (льготы) для детей, авиабилеты на рейсы авиакомпании реализуются для детей по полному «взрослому» тарифу.

По требованию прокуратуры от 01.02.2016 № 2-17-2016 ООО «АК «ПАНХ» представило копию письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 30.12.3015 № 58-37-11098/5, выписку из перечня тарифов на перевозку пассажиров, багажа, груза, действующих с 05.01.2016 по 31.12.2016.

Также общество проинформировало прокурора о том, что тариф, установленный Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, и применяемый им при выполнении воздушных перевозок пассажиров на линии Иркутск – Казачинское, ниже себестоимости перевозок, поэтому из бюджета Иркутской области осуществляется субсидирование в соответствии с «Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам водным, пригородным железнодорожным транспортом, а также воздушным транспортом местными авиалиниями», утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 22.03.2010 № 41-пп (далее - Положение о предоставлении субсидий).

ООО «АК «ПАНХ» указало, что Положением о предоставлении субсидий не предусмотрены различия при возмещении недополученных доходов при перевозке взрослых пассажиров и детей. Возмещение недополученных доходов при перевозке с предоставлением отдельных мест детей до 2-х лет, а также детей от 2-х до 12-ти лет, осуществляется как за перевозку взрослых пассажиров. То обстоятельство, что тариф на линии Иркутск-Казачинское установлен не самим авиаперевозчиком, что лишает его возможности предусмотреть механизм компенсации расходов на перевозку с предоставлением отдельных мест детей до 2-х лет, а также детей от 2-х до 12-ти лет, тариф предусмотрен как специальный , особые условия применения которого не предусматривают предоставление скидки, предусмотренной  абзацем  вторым пункта 106 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82.  

По результатам проверки прокурор, установив нарушение авиаперевозчиком прав пассажиров воздушного судна на перевозку с собой детей в возрасте до 12 лет в соответствии с льготным тарифом, внес в адрес ООО «АК «ПАНХ» представление от 03.03.2016 № 14-2016, в котором потребовал принять меры к устранению указанных нарушений закона, а также причин и условий, им способствовавших; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах письменно сообщить  в Осетровскую транспортную прокуратуру в месячный срок.

Не согласившись с представлением от 03.03.2016 № 14-2016, ООО «АК «ПАНХ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований о незаконности оспариваемого представления общество представило те же доводы, что заявляло ранее в ходе проведения прокурорской проверки.

В судебном заседании 20.07.2016, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 11 часов 26.07.2016. После перерыва в судебное заседание явился представитель Осетровской транспортной прокуратуры  Ермакова Н.П.

Выслушав прокурора, исследовав  материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 123 Конституции РФ, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно пункту 2 статьи 790 Гражданского кодекса РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, в том числе Воздушным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

Согласно части 3 статьи 106 Воздушного кодекса РФ порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктами 106 и 107 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 (далее – ФАП № 82), плата за проезд детей от двух до двенадцати лет определена со скидкой в размере 50 процентов от нормального или специального тарифа.

Согласно статьям 786 и 790 Гражданского кодекса РФ, статьям 64 и 103 Воздушного кодекса РФ расходы перевозчика, связанные с воздушной перевозкой пассажиров возмещаются за счет провозной платы, формируемой на основании тарифов и сборов.

Таким образом, перевозчикам предоставлено исключительное право установления платы за воздушные перевозки. При этом перевозчики не обязаны руководствоваться утвержденными государством тарифами.

При установлении такой платы - тарифа на перевозку - авиакомпания вправе самостоятельно определять критерии и основания, необходимые для принятия ею решений по вопросам тарифной политики.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155 утверждены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (далее - Правила тарифов), в силу пункта 5 которого денежная сумма за перевозку пассажиров и/или багажа между двумя пунктами (далее - тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиками.

В соответствии с пунктом 7 Правил тарифов в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением платы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 № 82 (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 г., регистрационный № 10186), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Статья 106 Воздушного кодекса РФ разграничивает понятия "проезд на льготных условиях" и "льготный тариф".

Согласно пункту 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право:

1) проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

2) бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира;

3) бесплатного, при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

Из анализа названной статьи суд приходит к выводу о том, что в подпунктах 2, 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ содержится перечень услуг, право на получение которых предоставлено каждому пассажиру, а в подпункте 1 закреплено право пассажира на проезд на льготных условиях в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством и установленными перевозчиками правилами.

Право пассажира перевозить с собой детей в возрасте от двух до двенадцати лет в соответствии с льготным тарифом не является льготой, а представляет собой право каждого пассажира на получение в рамках договора воздушной перевозки платной услуги, подлежащей оказанию перевозчиком.

Льготные тарифы на перевозки пассажиров установлены путем применения скидок от тарифа экономического класса и не являются социальным обязательством, возлагаемым государством на воздушных перевозчиков.

Таким образом, самостоятельно устанавливая пассажирский тариф, перевозчик уже включает все расходы и издержки, связанные с воздушными перевозками пассажиров, в том числе и льготные тарифы при перевозке детей от двух до двенадцати лет.

Установление тарифов, в том числе льготных, а также преимущество по провозной плате в отношении детей от двух до двенадцати лет, является прерогативой перевозчиков, не подлежит государственному урегулированию, и, соответственно, не порождает расходных обязательств Российской Федерации.

Данная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20.12.2011 № 29-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Авиационная компания "Полет" и открытых акционерных обществ "Авиакомпания "Сибирь" и "Авиакомпания "ЮТэйр",  согласно которому расходы, которые несут авиакомпании в связи с перевозкой детей в возрасте от двух до двенадцати лет, бюджетное законодательство Российской Федерации не относит прямо к расходным обязательствам Российской Федерации или расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации установил, что определенные подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ условия перевозки детей от двух до двенадцати лет ни сама норма, ни соответствующее подзаконное регулирование не называют льготой, что, как подтверждается правоприменительной практикой, препятствует применению в отношении авиаперевозчиков пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных ею в связи с установленными законом или иными правовыми актами льготами или преимуществами, по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Верховный Суд РФ в апелляционном определении от 30.09.2014 №АПЛ14-383 указал, что  силу пункта 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 утверждены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, обязывающие рассчитывать стоимость перевозки на основе применяемых тарифов, их комбинаций, сборов. В соответствии с названными правилами (в редакции приказа Минтранса России от 5 марта 2013 г. N 67) в пассажирский тариф включаются в числе других расходы, связанные с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет.

Как следует из материалов дела, заявитель является коммерческой организацией, которая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Поэтому при установлении тарифов на провоз пассажиров, багажа, грузов и почты закладываются все расходы перевозчика с учетом извлечения прибыли.

Прокурором в ходе проверки установлено, что ООО «АК «ПАНХ» не предоставляются скидки (льготы) для детей, авиабилеты на рейсы авиакомпании реализуются для детей в возрасте от 2 до 12 лет

Согласно приказу общества от 28.01.2016 № 06-ПД с 01.02.2016 временно отменены следующие скидки при применении специальных тарифов на субсидируемых линиях Иркутск-Казачинское, Иркутск-Нижнеудинск, Иркутск-Усть-Илимск, Иркутск-Железногорск:

- скидка при перевозке детей в возрасте до 2 лет с предоставлением отдельного места по просьбе родителей, а также второй, третий и т.д. сопровождаемый ребенок в возрасте до 2 лет;

- скидка при перевозке сопровождаемых детей в возрасте от 2 до 12 лет с предоставлением отдельного места.

Согласно пункту 2 приказа скидка в размере 100% от специального тарифа применяется при перевозке сопровождаемого ребенка в возрасте до 2 лет без предоставления места.

В соответствии с Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам водным, пригородным железнодорожным транспортом, а также воздушным транспортом местным авиалиниям, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 22.03.2010 № 41-пп между ООО «АК «ПАНХ» и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области заключено соглашение от 28.12.2015 № 517 «О предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам воздушным транспортом местным авиалиниям».

Положением от 22.03.2010 № 41-пп и соглашением о предоставлении субсидий от 28.12.2015 № 517 не предусмотрены различия при возмещении недополученных доходов при перевозке взрослых пассажиров и детей. Возмещение недополученных доходов при перевозке с предоставлением отдельных мест детей до двух лет, а также детей от двух до двенадцати лет, осуществляется как за перевозку взрослых пассажиров.

По условиям соглашения от 28.12.2015 № 517 из бюджета Иркутской области производится субсидирование не тарифа, а рейса.  Субсидия рассчитана на один рейс в сумме 78 786,54 руб., количество рейсов за 2016 год- 33.  Указанное следует из приложения №2 к Дополнительному соглашению №1 от 14.01.2016 к соглашению о предоставлении субсидий от 28.12.2015 № 517 собственно авиаперевозок.

Согласно пункту 106 ФАП № 82 дети в возрасте до двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, с предоставлением им отдельных мест.

Согласно пункту 3 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденного совместно Комитетом Российской Федерации по политике цен и Министерством транспорта Российской Федерации 19.02.1993, основным базовым тарифом на перевозки пассажиров по регулярным воздушным линиям является тариф экономического класса, в который включаются все расходы, связанные с перевозками и технологическим процессом обслуживания пассажиров (в том числе питание в полете и оформление билетов), а также НДС и страховой платеж в установленных законодательством размерах.

Льготные тарифы на перевозки пассажиров устанавливаются путем применения скидок от тарифов экономического класса.

В соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными  Приказом  Минтранса России от 25.09.2008 N 155 (ред. от 16.07.2014) каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия применения тарифа (пункт 14).

По условиям применения пассажирские тарифы подразделяются на тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (далее - нормальные тарифы), и тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (далее - специальные тарифы).

В данном случае, даже, если согласиться с позицией заявителя о том, что им применялся специальный тариф, указанное не исключает применение   скидки в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, поскольку отсутствуют   особые условия применения специального тарифа.  Согласно представленной заявителем выписки из перечня тарифов на перевозку пассажиров, багажа, груза ООО «АК «ПАНХ», действующих с 05 января 2016 года по 31.12.2016 года стоимость билета на рейс «Иркутск-Казачинское» составила 3750 руб., при этом сведений о том, что данный тариф является специальным не имеется. 

Согласно статье 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.07.2016)

"О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

             На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление Осетровского транспортного прокурора, внесенное в адрес заявителя в связи нарушением авиаперевозчиком прав пассажиров воздушного судна на перевозку детей в возрасте от 2 до 12 лет в соответствии с льготным тарифом, соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя и у суда отсутствуют основания для признания его недействительным. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «АК «ПАНХ» о признании недействительным представления Осетровского транспортного прокурора от 03.03.2016 № 14-2016 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного,  руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                           Н.Г. Позднякова