ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-9378/20 от 10.03.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-9378/2020

10.03.2022г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановой К.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евразия-леспром групп" (666504, Иркутская область, Казачинско-Ленский район, рабочий <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Министерству лесного комплекса Иркутской области (адрес: 664003, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (адрес: 123317, Москва город, Набережная Пресненская, дом 10, строение 2, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании недействительными предписания от 30.12.2019 № 02-91-16028/19, распоряжения от 20.04.2020 № 91-894-МР, приказа от 13.05.2020 № 1563,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;

от Министерства лесного комплекса Иркутской области: не явились, извещены надлежащим образом;

от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Евразия-леспром групп» (далее – ООО «Евразия-леспром групп», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными предписания Министерства лесного комплекса Иркутской области от 30.12.2019 № 02-91-16028/19 об устранении выявленных нарушений и отставании от графика реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91-894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.05.2020 № 1563 «Об исключении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», в части исключения инвестиционного проекта ООО «Евразия-леспром групп» «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Министерства и торговли Российской Федерации от 14.02.2013 года № 181, как не соответствующих действовавшим на момент окончания реализации инвестиционного проекта Постановлению Правительства РФ от 30.06.2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21.10.2020 заявленные требования удовлетворены, предписание Министерством лесного комплекса Иркутской области от 30.12.2019 № 02-91-16028/19 об устранении выявленных нарушений и отставании от графика реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», распоряжение Министерством лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91-894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», признаны недействительными как не соответствующие действовавшим на момент окончания реализации инвестиционного проекта Постановлению Правительства РФ от 30.06.2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

Кроме того, признан недействительным приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.05.2020 № 1563 «Об исключении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», в части исключения инвестиционного проекта ООО «Евразия-леспром групп» «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Министерства и торговли Российской Федерации от 14.02.2013 года № 181, как не соответствующий действовавшему на момент окончания реализации инвестиционного проекта Постановлению Правительства РФ от 30.06.2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

Министерство лесного комплекса Иркутской области, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, 20.11.2020 подало апелляционную жалобу.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.10.2020 оставлено без изменения, жалоба Министерства лесного комплекса Иркутской области.

Не согласившись, с постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021, решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 10.2020, Министерство лесного комплекса Иркутской области обжаловало указанные акты в кассационном порядке.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.08.2021 решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.10.2020 по делу № А19-9378/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 по тому же делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

В постановлении кассационной инстанции указано, что удовлетворяя требования, суды исходили из того, что факты создания предусмотренного инвестиционным проектом лесопромышленного комплекса, регистрация права собственности за обществом на этот комплекс и входящих в него объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), а также факты вложения инвестиций в сумме 2297,3 млн рублей до 2016 года и того, что графиком реализации инвестиционного проекта вложение инвестиций в 2016-2019 годах не предусмотрено, установлены при рассмотрении дел N А19-1607/2017 и N А19-19656/2015 и в силу статьи 69 АПК РФ обязательны для суда, рассматривающего настоящее дело, пришли к выводам о необоснованности применения к отношениям сторон Положения N 190, вступившего в силу с 08.03.2018, отсутствии в связи с этим у общества обязанности представлять отчеты и справки, предусмотренные пунктами 26 и 19 данного Положения, необходимости применить по делу нормы ранее действовавшего Положения N 419 и, как следствие, о незаконности оспариваемых предписания, распоряжения и приказа.

Между тем судами не учтено следующее.

Из смысла и содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ и статьи 1 Закона N 39-ФЗ следует, что с момента включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных на основании приказа Минпромторга от 14.02.2013 N 181 между обществом и Российской Федерацией возникли долгосрочные публично-правовые отношения, порождающие у обеих сторон права и обязанности, отраженные в Концепции, регламентированные в момент издания указанного приказа Положением N 419, а после 08.03.2018 - Положением N 190, а также содержанием условий Концепции, являющейся по существу договором.

Согласно пункту 17 Положения N 419 инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации проекта. Требования по содержанию и порядку подготовки такого отчета определены в приказе Минпромторга от 04.06.2009 N 490 (далее - приказ N 490, действовал до 24.06.2018), согласно положениям которого отчеты по всем разделам проекта инвестором должны быть документально подтверждены.

Аналогичное положения о необходимости документального подтверждения инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект, предусмотрено в пункте 26 Положения N 190.

Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта в силу пункта 18 Положения N 419 осуществляет заинтересованный орган. Объектом контроля является, в том числе выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).

В соответствии с пунктом 21 Положения N 419 после окончания реализации инвестиционного проекта заинтересованный орган принимает решение о завершении его реализации и в течение 30 дней представляет это решение с отчетом о достигнутых результатах проекта в Минпромторг, который в течение 14 рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о завершении реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Аналогичные положения о принятии заинтересованным органом решения о завершении проекта и направления его в Минпромторг содержатся в пунктах 35 и 36 Положения N 190.

Таким образом, предусмотренная нормами Положений N 419 и N 190 процедура завершения инвестиционного проекта путем принятия решения заинтересованным органом возможна лишь после проведения заинтересованным органом проверки достоверности сведений о суммах вложенных инвестиций, указанных в представленных инвестором отчетах, справках и подтверждающих данные суммы документах.

Следовательно, сами по себе факты ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающего комплекса, регистрации права собственности на него и входящие в него объекты недвижимости в ЕГРН не могут свидетельствовать о соблюдении процедуры завершения проекта и исполнении инвестором Концепции.

При этом, обязанность инвестора до завершения проекта ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации проекта и подтверждающие отчет документы, а также обязанность заинтересованного органа осуществлять контроль и проверку исполнения условий Концепции и проекта и принимать соответствующие предписания предусмотрена как Положением N 419 (пункты 17, 18 и 19), так и Положением N 190 (пункты 26, 27).

Основания для принятия заинтересованным органом в отношении инвестора предписания определены в пункте 19 Положения N 419 и пункте 32 Положения N 190.

С учетом положений указанных норм права, доводов и возражений сторон и выяснения вопросов о законности (незаконности) принятия оспариваемых обществом предписания, распоряжения и приказа, на основании статьи 168 АПК РФ в предмет доказывания судам следовало включить вопросы о соблюдении (несоблюдении) сторонами обязательств, предусмотренных Концепцией, в том числе в части создания (не создания) или восстановления лесной инфраструктуры (лесных дорог, восстановления лесов), представления (непредставления) документов, подтверждающих указанные в отчетах, справках и пояснительных записках суммы вложенных инвестиций, соответствии (несоответствии) совершенных в период до 30.12.2019 действий сторон положениям приведенных выше норм права и условиям включенной в перечень приоритетных проектов Концепции.

Согласно пункту 18 Положения N 419 внесение изменений в инвестиционный проект осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства (приказ Минпромторга РФ от 16.12.2011 N 1755, действовал до 24.06.2018).

В пунктах 28 и 29 Положении N 190 также регламентирован порядок внесения изменений в инвестиционный проект.

В обоснование законности вынесенного предписания министерство, ссылаясь на отчеты инвестора за 3 и 4 кварталы 2017 года и 1 и 2 кварталы 2018 года, пояснительные записки, справки и письма общества (том 1 л.д. 54-58, 64-82), указало, в том числе на то, что в период 2016-2017 годов общество осуществляло модернизацию лесоперерабатывающего производства (введены в эксплуатацию цеха по производству палет, осуществлено строительство новых сушильных камер, приобретены 2 автомобиля сортиментовозы, введена в эксплуатацию котельная), а также на то, что общество разрабатывало дополнения и изменения к Концепции.

Согласно письму от 13.11.2017 N 840 (том 1 л.д. 70) учредителями общества принято решение об увеличении в 2017 - 2018 годах объемов заготовки древесины до 1 млн куб. м, в связи с чем разрабатываются дополнения к Концепции.

Вместе с тем, совокупная оценка указанным доводам министерства и представленным в их обоснование доказательствам и действиям общества по модернизации лесоперерабатывающего производства, изменению Концепции, предоставлению отчетов и справок в период после 2016 года, судами не дана, мотивы непринятия данных доводов и доказательств в судебных актах не изложены.

Суд первой инстанции, сославшись на содержание решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1607/2017, на исследование материалов по данному делу и статью 69 АПК РФ, пришел к выводу о том, что представленные в министерство документы (акт ввода в эксплуатацию комплекса, отчеты, документы о постановке на баланс) по существу являются сведениями об исполнении инвестиционного проекта в целом, подтверждают вложение инвестиций до 2016 года и не подлежат дальнейшему доказыванию, а к отношениям по настоящему делу подлежат применению нормы Положений N 419.

Апелляционный суд соглашаясь с данными выводами, указал на то, что завершение реализации проекта подтверждено актом проверки от 19.06.2019.

Суд округа считает данный вывод апелляционного суда сделанным без оценки содержания выработанных проверяющими рекомендаций, указанных сторонам Концепции в акте: инвестору - предоставить документы, подтверждающие выполнение обязательств по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей согласно требованиям пункта 34 Положения N 190; министерству - провести проверку представленных инвестором документов и принять решение в соответствии с пунктом 35 Положения N 190 (том 1, л.д. 61).

По мнению суда кассационной инстанции, сами по себе факты ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающего комплекса, регистрации права собственности на него и входящие в него объекты недвижимости в ЕГРН не могут свидетельствовать о соблюдении процедуры завершении проекта и исполнении инвестором Концепции в соответствии с порядком, предусмотренным Положениями N 419 и N 190.

Поскольку предметами рассмотрения дела N А19-1607/2017 и настоящего дела являются законность предписаний, принятых в период действия Положений N 419 (01.11.2016) и N 190 (30.12.2020), при этом факты предоставления (непредоставления) документов, подтверждающих указанные в отчетах суммы инвестиций, принятия (непринятия) заинтересованным органом решения о завершении инвестиционного проекта в порядке, предусмотренном пунктом 21 указанного Положения, судом по делу N А19-1607/2017 не устанавливался, в текстах судебных актов по данному делу не отражен, ссылка судов на статью 69 АПК РФ ошибочна.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, с учетом заявленных требований, доводов участвующих в деле лиц и подлежащих применению норм материального права, определить круг обстоятельств, необходимых для правильного разрешения спора, по результатам оценки представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих доводов доказательств и установленных обстоятельств, принять законный и обоснованный судебный акт.

Повторно рассмотрев материалы дела, учитывая указания суда кассационной инстанции, судом установлено следующее.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2021 по делу А19-23005/2019 общество с ограниченной ответственностью «Евразия-леспром групп» признано несостоятельным (банкротом).

Введена процедура конкурсного производства.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился.

Представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, ранее требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель Министерства промышленности и торговли Российской Федерации своего представителя не направил. В ранее представленном отзыве требования не признал.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей сторон в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд установил следующее.

18.10.2012г. распоряжением Правительства Иркутской области № 494-рп утверждена заявка ООО «Евразия - леспром групп» на реализацию концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского района Иркутской области»

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 14.02.2013 № 181 инвестиционный проект ООО «Евразия - леспром групп» в области освоения лесов включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В связи с принятием Министерством промышленности и торговли РФ указанного решения ООО «Евразия - леспром групп» предоставлены в аренду лесные участки общей площадью 422 298 га с возможным ежегодным объемом заготовки 609,5 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству 537,7 тыс. куб. м, без проведения аукциона:

-№ 91-74/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-18/007/2013-114;

-№ 91-75/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-14/009/2013-297;

-№ 91-76/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-19/001/2013-497;

-№ 91-77/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-19/001/2013-496.

Судом установлено, что на основании предписания Министерства лесного комплекса Иркутской области от 30.12.2019 № 02-91-16028/19 об устранении выявленных нарушений и отставании от графика реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91-894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.05.2020 № 1563 «Об исключении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», инвестиционный проект ООО «Евразия-леспром групп» «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Министерства и торговли Российской Федерации от 14.02.2013 года № 181.

Основанием вынесения предписания Министерства лесного комплекса Иркутской области от 30.12.2019 № 02-91-16028/19 об устранении выявленных нарушений и отставании от графика реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов послужило не предоставление ООО «Евразия-леспром групп» отчета об исполнении поквартального графика и справки о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года, чем был нарушен пункт 26 «Положения о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 года № 190 (далее Положение).

На основании п. 32 Положения предписано до 01.04.2020 года направить в министерство отчеты об исполнении поквартального графика о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года.

Ввиду неисполнения предписания от 30.12.2019 № 02-91-16028/19, распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91-894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт Магистральный на основе ресурсов Казачитнско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» исключен из перечня приоритетных инвестиционный проектов в области освоения лесов в соответствии с абзацем 3 подпункта «Д» пункта 19, абзаца 3 пункта 32 «Положения о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 года № 190.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.05.2020 № 1563 «Об исключении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», в соответствии с пунктом 32 Положения, инвестиционный проект ООО «Евразия-леспром групп» «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Министерства и торговли Российской Федерации от 14.02.2013 года № 181.

Оспаривая вынесенные ненормативные правовые акты ООО «Евразия-леспром групп» в своем заявлении указало, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.08.2017 года по делу А19-1607/2017 установлен факт реализации заявителем инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области». Таким образом, руководствуясь действовавшим на момент вступления в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-1607/2017 пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» Министерство лесного комплекса Иркутской области должно было принять решение о завершении реализации инвестиционного проекта и в течении 30 дней представить это решение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с отчетом о достигнутых результатах приоритетного инвестиционного проекта.

Судом кассационной инстанции в приведенном выше постановлении по настоящему делу указано, что сами по себе факты ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающего комплекса, регистрации права собственности на него и входящие в него объекты недвижимости в ЕГРН не могут свидетельствовать о соблюдении процедуры завершении проекта и исполнении инвестором Концепции в соответствии с порядком, предусмотренным Положениями N 419 и N 190.

Поскольку предметами рассмотрения дела N А19-1607/2017 и настоящего дела являются законность предписаний, принятых в период действия Положений N 419 (01.11.2016) и N 190 (30.12.2020), при этом факты предоставления (непредоставления) документов, подтверждающих указанные в отчетах суммы инвестиций, принятия (непринятия) заинтересованным органом решения о завершении инвестиционного проекта подлежат выяснению в порядке, предусмотренном пунктом 21 указанного Положения, по настоящему делу и не выяснялись судом по делу N А19-1607/2017 ссылка судов на статью 69 АПК РФ ошибочна.

Изучив материалы дела, доводы и возражения сторон суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Орган же должен доказать, что он действовал в пределах своей компетенции и что у него имелись законные основания для совершения действий (принятия ненормативного акта).

Судом установлено, что 18.10.2012 распоряжением Правительства Иркутской области N 494-рп утверждена заявка общества на реализацию Концепции приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области" (далее - Концепция, проект, инвестиционный проект).

Приказом Минпромторга от 14.02.2013 N 181 проект общества включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Обществу предоставлены в аренду 4 лесных участка общей площадью 422 298 га с возможным ежегодным объемом заготовки 609,5 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству 537,7 тыс. куб. м, без проведения аукциона.

На основании предписания Министерства лесного комплекса от 30.12.2019 N 02-91-16028/19 об устранении выявленных нарушений, распоряжения Министерства лесного комплекса от 20.04.2020 N 91-894-МР, приказа Минпромторга от 13.05.2020 N 1563 инвестиционный проект общества исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Минпромторга от 14.02.2013 N 181.

Основанием вынесения предписания послужило непредставление обществом в нарушение пункта 26 Положения N 190 отчетов об исполнении поквартального графика с документальным подтверждением инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект и справок о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года.

На основании пункта 32 Положения N 190 обществу предписано до 01.04.2020 направить в министерство отчеты об исполнении поквартального графика с документальным подтверждением инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект и справки о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года.

Поскольку указанное предписание от 30.12.2019 не было исполнено, Министерством лесного комплекса 20.04.2020 и Минпромторгом 13.05.2020 приняты соответственно распоряжение и приказ об исключении проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в соответствии с абзацем 3 подпункта "д" пункта 19, абзаца 3 пункта 32 Положения N 190.

Общество, полагает, что к нему неприменимы абзац 3 подпункта "д" пункта 19, абзац 3 пункта 32, пункт 27 Положения N 190, так как вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 августа 2017 года по делу N А19-1607/2017 установлен факт реализации им спорного инвестиционного проекта, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Суд первой инстанции учитывает правовую позицию суда кассационной инстанции о том, что сами по себе факты ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающего комплекса, регистрации права собственности на него и входящие в него объекты недвижимости в ЕГРН не могут свидетельствовать о соблюдении процедуры завершении проекта и исполнении инвестором Концепции в соответствии с порядком, предусмотренным Положениями N 419 и N 190.

При новом рассмотрении заявителю предложено представить свои пояснения с учетом выводов суда кассационной инстанции в части соблюдении (несоблюдении) сторонами обязательств, предусмотренных Концепцией, в том числе в части создания (не создания) или восстановления лесной инфраструктуры (лесных дорог, восстановления лесов), представления (непредставления) документов, подтверждающих указанные в отчетах, справках и пояснительных записках суммы вложенных инвестиций, соответствии (несоответствии) совершенных в период до 30.12.2019 действий сторон положениям приведенных выше норм права и условиям включенной в перечень приоритетных проектов Концепции.

Определениями суда от 24.08.2021 года, от 21.10.2021, от 24.11.2021 года, от 28.12.2021 года, от 11.02.2022 года суд неоднократно предлагал заявителю представить приведенные выше доказательства.

Определения суда не исполнены, доказательства соблюдения ООО "Евразия-леспром групп" обязательств, предусмотренных Концепцией, в том числе в части создания или восстановления лесной инфраструктуры (лесных дорог, восстановления лесов), представления документов, подтверждающих указанные в отчетах, справках и пояснительных записках суммы вложенных инвестиций, соответствии совершенных в период до 30.12.2019 действий сторон положениям приведенных выше норм права и условиям включенной в перечень приоритетных проектов Концепции не представлено. Таким образом, достоверных доказательств о завершении реализации приоритетного инвестиционного проекта не представлено.

Доказательств предоставления ООО «Евразия-леспром групп» в установленном порядке отчета об исполнении поквартального графика и справки о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года, не представлено, чем был нарушен пункт 26 «Положения о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 года № 190 (далее Положение).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение N 419).

Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что ведение вышеуказанного перечня, в том числе, включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, отнесено к компетенции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. При этом на заинтересованный орган возложена обязанность по контролю за ходом проекта (пункт 17). Заинтересованный орган представляет данные о проверке хода реализации инвестиционного проекта в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства (пункт 18).

Согласно Указу Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 №183-уг «О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области» в структуру исполнительных органов власти Иркутской области входит министерство лесного комплекса Иркутской области.

Министерство лесного комплекса Иркутской области было создано 15.06.2016 года посредством реорганизации агентства лесного хозяйства Иркутской области и передаче новому ведомству полномочий агентства и отдельных полномочий иных ведомств (Минэкономразвития и Минприроды Иркутской области).

В частности пунктом 6 постановления Правительства Иркутской области от 31.03.2016 №178-пп установлено, что министерство лесного комплекса Иркутской области является правопреемником министерства экономического развития Иркутской области в отношении функций по содействию развитию деревообрабатывающего комплекса на территории Иркутской области, обеспечению отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, лесных участках, находящихся в государственной собственности Иркутской области, контролю за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, лесных участках, находящихся в государственной собственности Иркутской области.

Согласно подпунктов 18-20 пункта 7 главы 3 «Функции министерства» Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 №178-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке в сфере лесопромышленного комплекса осуществляет следующие функции: содействие развитию деревообрабатывающего комплекса на территории Иркутской области; обеспечение отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, лесных участках, находящихся в государственной собственности Иркутской области; контроль за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, лесных участках, находящихся в государственной собственности Иркутской области.

Таким образом, с 15.06.2016 года функции по контролю за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, лесных участках, находящихся в государственной собственности Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области, которое соответственно является полномочным органом фиксировать выявленные в ходе контроля нарушения и выдавать соответствующие предписания об их устранении.

Министерство наделено полномочиями по осуществлению контроля за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Согласно части 1 статьи 4 Закона об инвестиционной деятельности субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов предусмотрено, что основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект (пункт 5); включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения (пункт 15); инвестор обязан ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации инвестиционного проекта (пункт 17); контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган.

В силу пункта 18 Положения объектом контроля за ходом реализации инвестиционного проекта является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).

Подпунктом "д" пункта 11 Положения установлены основанием для досрочного расторжения заключенного договора аренды по инициативе арендодателя:

- нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год;

- невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;

- нарушение предусмотренных графиком сроков заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков;

- нарушение более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 17 настоящего Положения срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта;

- отсутствие государственной регистрации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, в течение 90 дней со дня его подписания.

В соответствии с пунктом 19 Положения, в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 настоящего Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.

Судом установлено, что в качестве основной цели Концепцией инвестиционного проекта ООО «Евразия – леспром групп» предусмотрено создание современного лесоперерабатывающего комплекса – предприятия, способного к выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью при минимальном воздействии на окружающую среду.

Достижение обозначенной цели, как указано в Концепции, предполагает решение следующих задач:

- строительство и ввод в эксплуатацию в пгт. Магистральный деревоперерабатывающего завода по производству сухих обрезных пиломатериалов экспортного качества, в объеме 400 тыс. м3 в год;

- формирование надежной лесосырьевой базы для обеспечения стабильной работы нового перерабатывающего завода;

- создание производственных мощностей по заготовке и вывозке, а также организация заготовки древесного сырья в объеме 609,5 тыс.м3 в год на основе широкого применения современных технологий и техники;

- организация рационального лесопользования и внедрение неистощающих технологий заготовки и вывозки леса;

- развитие лесной инфраструктуры (строительство лесных дорог) на арендованных лесных участках; переработка всего объема заготовительной древесины на деревоперерабатывающем заводе в пгт. Магистральный и организация комплексной переработки древесного сырья и отходов;

- удовлетворение коммерческих потребностей различных рынков в строганных сухих пиломатериалах высшего качества.

Также из Концепции следует, что в результате реализации проекта, после вывода нового завода на проектные мощности, совокупный объем ежегодных налоговых отчислений к 2013г. составит – 1120 млн. руб.

Численность рабочих мест, создаваемых в результате внедрения проекта, составляет 840 единиц. Планируемая средняя заработная плата на предприятиях, после их выхода на проектную мощность по лесозаготовительному предприятию – 70,04 тыс. руб. в месяц, по лесоперерабатывающему – 77,91 тыс. руб. в месяц.

В соответствии с поэтапным планом реализации инвестиционного проекта (таблица 3.1 Концепции) предусмотрены следующие этапы реализации проекта:

в 2010г. I этап «Проектные работы и начало реализации проекта

в 2011г. II этап: проведение проектно- изыскательных работ;

в 2012г. III этап: приобретение материалов для СМР; дооснащение и введение в действие сушильного цеха (камеры сушки пиломатериалов); дооснащение и введение в действие котельного хозяйства; приобретение лесозаготовительной, лесовозной, дорожно-строительной, обслуживающей и лесохозяйственной техники; строительство дорог; организация лесозаготовки – 30% ежегодного допустимого объема изъятия древесины; пуско-наладочные работы; организация производства пиломатериалов (сухих и естественной влажности) – 50% от производственной мощности; строительство объектов вспомогательного и обслуживающего производства;

в 2013г. IV этап: приобретение лесозаготовительной лесовозной, дорожно-строительной, обслуживающей и лесохозяйственной техники, строительство дорог, лесовосстановительные работы; организация лесозаготовок – 30% ежегодного допустимого объема изъятия древесины; строительство объектов вспомогательного и обслуживающего производства; выход на проектную мощность лесоперерабатывающего комплекса.

Также в соответствии с графиком привлечения инвестиционных ресурсов для реализации проекта, заявитель взял на себя обязательства по инвестированию проекта в следующих размерах: в 2010г. - 547,171 млн. руб., в 2011г. 564,136 млн. руб., в 2012г. 398,308 млн. руб., 540,385 млн. руб. Общая сумма инвестиции по проекту составляет 2 050 млн. руб.

В период реализации инвестиционного проекта, отношения по его подготовке и утверждению были урегулированы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

ООО «Евразия-леспром групп» вменено непредставление отчета об исполнении поквартального графика и справки о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года, чем по мнению министерства лесного комплекса был нарушен пункт 26 «Положения о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 года № 190 (далее Положение).

Пунктом 26 Положения от 23.02.2018 года № 190 предусмотрено, что инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет об исполнении поквартального графика с документальным подтверждением инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект, и справку о ходе реализации инвестиционного проекта.

Заинтересованный орган рассматривает отчет об исполнении поквартального графика и не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет доклад об исполнении поквартального графика и выполнении обязательств с приложением отчета об исполнении поквартального графика и справки о ходе реализации инвестиционного проекта, представленных в заинтересованный орган инвестором, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа.

Пунктом 27 Положения предусмотрено, что объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком.

Контроль за исполнением поквартального графика осуществляется заинтересованным органом.

Заинтересованный орган осуществляет выездные проверки исполнения инвестором поквартального графика и достоверности отчетных данных не реже одного раза в 6 месяцев с представлением в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации акта проверки.

При непредставлении инвестором отчета об исполнении поквартального графика в срок заинтересованный орган имеет право осуществлять внеплановые проверки.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет контроль за реализацией инвестиционных проектов, реализуемых с нарушением поквартального графика более чем на один год, путем проведения выездных проверок с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства и заинтересованного органа, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - с участием представителей Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа.

В случае выявления по результатам проведения выездных проверок нарушений реализации инвестиционного проекта заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений (далее - предписание) в соответствии с пунктом 32 настоящего Положения.

Предусмотренных законом доказательств завершения инвестиционного проекта ООО «Евразия-леспром групп» при рассмотрении настоящего дела не представлено.

Таким образом, суд считает доказанным материалами дела неправомерное не представление ООО «Евразия-леспром групп» поквартальных графиков исполнения инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года, в связи с чем Министерством лесного комплекса Иркутской области правомерно вынесено предписание от 30.12.2019 № 02-91-16028/19 об устранении выявленных нарушений и отставании от графика реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», а также распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91-894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп».

Принимая во внимание, что Министерством лесного комплекса Иркутской области доказана правомерность вынесения предписания от 30.12.2019 № 02-91-16028/19, а также распоряжения от 20.04.2020 № 91-894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп», суд считает соответствующим закону Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 13.05.2020 № 1563 «Об исключении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» в части исключения инвестиционного проекта ООО «Евразия-леспром групп» «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов был обусловлен распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.04.2020 № 91-894-МР «Об исключении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия-леспром групп».

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Иным доводам и возражениям сторон судом дана надлежащая оценка, не влияющая на выводы суда по существу спора.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины понесенные ООО «Евразия-леспром групп» относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья О.В. Гаврилов