АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-9513/2014
16.09.2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09.09.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.09.2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.Н.Габескирия, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куклиной А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕУДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОГРН <***>, ИНН <***>;665106, <...>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН <***>,ИНН <***>; 664011, <...>)
о признании незаконным отказа в принятии на учет объекта недвижимости,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 20.01.2014 № 138, паспорт),
от заинтересованного лица – ФИО2 (доверенность от 22.07.2014, № 73, удостоверение),
в судебном заседании объявлялся перерыв с 02.09.2014 до 09.09.2014,
установил:
Администрация Нижнеудинского муниципального образования обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 13.05.2014 № 07/004/2014-419 в принятии на учет объекта недвижимого имущества – земельного участка, расположенного в <...>, кадастровый номер 38:37:020102:622 в качестве бесхозяйного; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области принять на учет объект недвижимого имущества – земельный участок, расположенный в <...>, кадастровый номер 38:37:020102:622.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в поступившем в суд 31.07.2014 в электронном виде «Отзыве на заявление», возражая в отношении заявленных требований указало на то, что заявителю отказано в принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости в связи с невозможностью сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным, а также то, что действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания возникновения права муниципальной собственности на земельный участок постановка его на учет как бесхозяйного и, как следствие, признание на него в судебном порядке права муниципальной собственности.
Представитель заявителя, присутствовавший в судебном заседании, заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, присутствовавший в судебном заседании, возражал в отношении заявленных требований.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил, что в обоснование заявленных требований Администрация Нижнеудинского муниципального образования ссылается на то, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в принятии на учет объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером 38:37:020102:622, расположенного в <...>, в качестве бесхозяйного не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Администрации Нижнеудинского муниципального образования, т. к. отказ в принятии на учет спорного земельного участка в качестве бесхозяйного препятствует по истечении года со дня постановки земельного участка на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спорный бесхозяйный земельный участок.
Кроме того, заявитель указывает, что спорный земельный участок находится рядом с жилыми домами, долгое время не обрабатывается, зарос бурьяном, т. е. стал источником повышенной опасности для населения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положений названных правовых норм в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства: наличие у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области полномочий на принятие оспариваемого решения, несоответствие данного решения закону и иному нормативному правовому акту, нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались - бесхозяйные объекты недвижимости или бесхозяйные недвижимые вещи.
В соответствии с абз. 7 п. 3 ст. 9 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.03 № 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с п. 5 раздела II которого, к заявлению о постановке на учет объекта недвижимого имущества должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался. К таким документам согласно п. 7 и п. 8 раздела II указанного Положения относятся: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы; заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.
Согласно п. 20 Положения, если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано.
Администрацией Нижнеудинского муниципального образования 26.03.2014 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии представлены документы для постановки на учет бесхозяйного имущества – земельного участка с кадастровым номером 38:37:020102:622, расположенного по адресу: <...>.
К заявлению о постановке на учет бесхозяйного имущества были приложены следующие документы: доверенность от 15.10.2013, письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области от 10.12.2013 № 589; письмо от 23.12.2013 № 439; письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.02.2014 № ШЕА-38/1965, письмо от 25.03.2014 № 53; справка филиала ОГУП ОЦТИ – Областное БТИ Нижнеудинский центр технической инвентаризации от 21.10.2013; справка Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области от 22.11.2013 № 837; ответ министерства имущественных отношений на обращение от 11.12.2013 № 14383-22/44.
В соответствии с пунктом 16 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принятие на учет объекта недвижимого имущества может быть приостановлено органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, если из представленных документов однозначно не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
В уведомлении от 14.04.2014 № 07/004/2014-419 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области сообщает о приостановлении с 14.04.2014 по 13.05.2014 принятие на учет бесхозяйного имущества, земельного участка с кадастровым номером 38:37:020102:622, расположенного по адресу: <...> уч.17, в связи с возникшими сомнениями государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации, т. к. из представленных документов однозначно не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
Администрацией Нижнеудинского муниципального образования 13.05.2014 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии представлены дополнительные документы: акт обследования земельного участка от 18.06.2013 № 59; письмо администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области от 06.05.2014 № 1663.
В сообщении от 13.05.14 № 07/004/2014-419 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, сообщило об отказе в принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером 38:37:020102:622, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, уч.17, т.к. на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о то, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
В соответствии со ст. 13 и п. 1 ст. 18 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Министерство имущественных отношений, в письме от 11.12.2013 № 14383-22/4и, адресованном главе Нижнеудинского муниципального образования сообщает о том, в Реестре государственной собственности Иркутской области земельный участок, расположенный по адресу: <...> не значится.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в письме от 25.02.2014 № ШЕА-38/1965, адресованном главе Нижнеудинского муниципального образования сообщает о том, в реестре федерального имущества земельный участок с кадастровым номером 38:37:020102:622, расположенный по адресу: <...> не значится.
Согласно данным письма Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 10.12.2013 № 589, у Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» отсутствуют сведения на земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
Согласно справке Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования от 22.11.2013 № 837 земельный участок, расположенный по адресу: <...> в реестре муниципальной собственности Нижнеудинского муниципального образования не числится.
Согласно акту обследования земельного участка от 18.06.2013 № 59, составленному главным специалистом отдела по архитектуре и градостроительству Управления по архитектуре и строительству и ЖКХ администрации Нижнеудинского муниципального образования ФИО3 и ведущим специалистом Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования ФИО4, в ходе обследования земельного участка, расположенного по адресу: <...> названный земельный участок захламлен, зарос бурьяном, строений на земельном участке нет, огорожен.
В соответствии с представленной в материалы дела оценочной описью земельных участков от 10.09.05, земельный участок, расположенный в <...>, кадастровый квартал 38:37:020102, имеет разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство.
Согласно данным кадастровой выписки от 18.10.13 № 3800/601/13-347777 о земельном участке с кадастровым номером 38:37:020102:622, с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>, номер внесен в государственный кадастр недвижимости 22.11.05.
Заявитель указывает, что все перечисленные документы представлены им в соответствии с п. 5 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.03 № 580 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с частью 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2201 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно п. 10 с. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 06.12.04 № 86-оз «О статусе и границах муниципальных образований Нижнеудинского района Иркутской области», на территории Нижнеудинского района Иркутской области образовано, в том числе, Нижнеудинское муниципальное образование, которое наделено статусом городского поселения.
Согласно ст. 3 указанного закона, муниципальное образование "Нижнеудинский район" наделено статусом муниципального района с административным центром в городе Нижнеудинске.
Исходя из положений названных норм права и учитывая, что заявителем не представлены доказательства отнесения спорного земельного участка к собственности поселения, а также не представлены иные доказательства государственной регистрации прав на земельный участок, следует признать, что земельный участок с кадастровым номером 38:37:020102:622 является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем, распоряжение указанным земельным участком осуществляется администрацией Нижнеудинского района.
Таким образом, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт, того, что земельный участок с кадастровым номером 38:37:020102:622 является бесхозяйным, а также доказательства нарушения изложенным в сообщении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 13.05.2014 № 07/004/2014-419 отказом в принятии на учет земельного с кадастровым номером 38:37:020102:622 в качестве бесхозяйного прав и законных интересов Нижнеудинского муниципального образования.
При указанных обстоятельствах, следует признать, что ответчиком правомерно, в соответствии с п. 20 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.03 № 580 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, абз.10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказано в принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером 38:37:020102:622, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, уч.17.
Учитывая изложенное, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья М.Н. Габескирия