ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-9606/10 от 05.07.2010 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-9606/10-21

05.07.2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   05.07.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено   05.07.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Шубиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Братская деревообрабатывающая компания»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области

о признании недействительным решения от 25.02.2010г. об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ

при участии в заседании:

от заявителя: Козлова О.Е. – представитель по доверенности;

от ответчика: не явились

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Братская деревообрабатывающая компания» (далее – заявитель; общество, ООО «БДК») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее – ответчик, регистрирующий орган; инспекция) о признании недействительным решения от 25.02.2010г. об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, касающихся состава участников Общества с ограниченной ответственностью «Братская деревообрабатывающая компания».

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, указав на несоответствие оспариваемого решения Федеральному закону от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ответчик, в обоснование возражений указал, что Обществом при регистрации изменений нарушен порядок представления документов, предусмотренный пунктом 14 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому заявление о внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц представляется в регистрирующий орган нотариусом. Указанное обстоятельство явилось основанием для отказа в регистрации. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Дело рассматривается в порядке главы 24 АПК РФ, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и выслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

30 января 2009 года ООО «Холдинговая компания «Сибирская серебряная сосна» (Продавец) и Компания «Элберф Инвестментс Лимитед» (Покупатель), заключили договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО «Братская деревообрабатывающая компания» в размере 84,667 %.

16 февраля 2010 года Общество «Холдинговая компания «Сибирская серебряная сосна» в лице генерального директора Марущак Владимира Илларионовича и Компания «Элберф Инвестментс Лимитед» в лице уполномоченного представителя по доверенности Ковыляева Владимира Вячеславовича обратились в Инспекцию Федеральной Налоговой Службы России по Центральному округу г. Братска Иркутской области с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, касающихся перехода доли в уставном капитале ООО «БДК».

25 февраля 2010 года Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых документов.

Заявитель, полагая, что указанное решение налогового органа не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности обратился в арбитражный суд.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, иных органов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, иных органов осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

Статьей 1 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании пункта 2 статьи 18 Закона № 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.

В соответствии со статьей 9 Закона № 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом уполномоченное лицо указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ); в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона (пп. "в" введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ);
 г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами (пп. "г" введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ); д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (пп. "д" введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ); е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества (пп. "е" введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ); ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона (пп. "ж" введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 88-ФЗ).

Как следует из оспариваемого решения, при его вынесении налоговый орган руководствовался подпунктами а) и г) пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. Основанием для отказа послужил вывод налогового органа о нарушении Обществом «БДК» порядка передачи документов органу, осуществляющему государственную регистрацию, а именно, по мнению Инспекции, заявление о внесении изменений должно быть представлено нотариусом, в соответствии с пунктом 14 статьи 21 Федерального закона № 14 ФЗ, после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли участника в установном капитале..

Суд приходит к выводу, что при принятии решения Инспекцией не учтено следующее.

Статьей 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в редакции Закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ определено, что сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. После нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли, с приложением соответствующего договора или иного выражающего содержание односторонней сделки и подтверждающего основание перехода доли или части доли документа.

Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ, которым внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о регистрации и в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" вступил в силу с 01.07.2009г.

Законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ статья 9 Закона о регистрации дополнена п. 1.4, согласно которому при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

В соответствии с пунктом 18 информационного письма от 30.03.2010 № 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации если до 01.07.2009 доля от одного лица перешла к другому, однако до этой даты не были зарегистрированы изменения учредительных документов общества в части такого перехода, то после 01.07.2009 внесение в Реестр соответствующих изменений в сведения об участниках общества осуществляется по заявлению лица, указанного в пункте 1.4 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона N 312-ФЗ (кроме случаев, когда заявление было представлено или направлено по почте в регистрирующий орган до этой даты). В частности, при отчуждении участником доли по договору заявителем может быть только этот участник, но не само общество. Заявление о внесении соответствующих изменений в Реестр может быть передано в регистрирующий орган как самим заявителем, так и нотариусом.

В пункте 17 письма ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-6/511 @ «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ» разъяснено, что внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества на основании сделок, заключенных до 01 июля 2009г., осуществляется регистрирующими органами на основании:

заявления о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений, подписанного лицом, отчуждающим долю или часть доли, а также их приобретателем;

копии договора или иного выражающего содержание односторонней сделки и подтверждающего основание перехода доли или части доли документа, заверенного обществом, переход доли или части доли в уставном капитале которого состоялся на основании указанного документа.

Как следует из материалов дела договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО «БДК» заключен между ООО «Холдинговая компания «Сибирская серебряная сосна» (Продавец) и Компания «Элберф Инвестментс Лимитед» (Покупатель) 30 января 2009 года, т.е. до даты вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ (01.07.2009г.).

16 февраля 2010 года лицо, отчуждающее часть доли (ООО «Холдинговая компания «Сибирская серебряная сосна»), а также их приобретатель (Компания «Элберф Инвестментс Лимитед») обратились в регистрирующий орган с заявлением по форме № Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице,содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц,   с приложением  копии договора купли-продажи доли в уставном капитале, заверенной ООО «БДК», что соответствует вышеназванным положениям информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ", письма ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-6/511 @ «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ»

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Инспекции противоречит требованиям Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб.

Государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная (пп.3 п.1 ст.333.21, пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил  :

Признать незаконным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 25.02.2010г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», необходимых для государственной регистрации документов, как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации изменений, касающихся перехода части доли в уставном капитале ООО «Братская деревообрабатывающая компания» на основании сделки, заключенной между ООО «Холдинговая компания «Сибирская серебряная сосна» и Компанией «Элберф Инвестментс Лимитед» от 30.01.2009 года.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Братская деревообрабатывающая компания» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Братская деревообрабатывающая компания» государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению № 110 от 08.05.2009г. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Шубина