ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-9616/11 от 14.07.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2)24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-9616/2011

«20» июля 2011 г

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2011 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой Б.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области (ОГРН <***>, место нахождения: 666687, <...>)

к Комитету по экономике и финансам Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» (ОГРН <***>, место нахождения: 666655, <...>)

о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения прав взыскателя,

третье лицо: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Брусничка» (ОГРН <***>, место нахождения: 666654, <...>),

при участии представителей

от заявителя: не явились;

от ответчика: не явились;

от третьего лица: не явились;

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по экономике и финансам Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» (далее – КЭФ МО УИ района) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.05.2010 по делу № А19-7313/10-30, обязании устранить допущенные нарушения прав взыскателя путем возложения на КЭФ МО УИ района обязанности по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.05.2010 по делу № А19-7313/10-30 в соответствии с исполнительным листом № 001721600 от 24.06.2010.

Налоговый орган в судебное заседание суда своего представителя не направил, заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Ответчик – КЭФ МО УИ района - в судебное заседание своего представителя не направил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв по делу.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда своего представителя не направило, отзыв не представило.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.05.2010 по делу № А19-7313/10-30 требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Брусничка» (далее – МДОУ «Брусничка») задолженности по единому социальному налогу удовлетворены, с МДОУ «Брусничка» взысканы недоимка и пени по указанному налогу в части федерального бюджета за полугодие 2009 в сумме 248 403 руб. 88 коп. и в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 50 руб.

На основании указанного решения 24.06.2010 налоговому органу выдан исполнительный лист № 001721600 о взыскании с МДОУ «Брусничка» задолженности по единому социальному налогу в сумме 248 403 руб. 88 коп.

Письмом от 26.08.2010 № 06-23/019946 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области направила в финансовый орган для исполнения указанный исполнительный лист, который согласно штампу входящей корреспонденции получен 02.09.2010.

Согласно письму от 18.01.2010 № 06-23/000619 налоговый орган запросил у КЭФ МО УИ района информацию об исполнении исполнительного листа № 001721600 от 24.06.2010. Согласно отметке финансового органа письмо получено последним 20.01.2011.

Письмом от 25.01.2011 № 45 КЭФ МО УИ района сообщил налоговому органу, что вышеуказанный исполнительный документ не исполнен.

Поскольку требования направленного исполнительного документа в установленный статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ срок исполнены не были, заявитель, полагая, что данное бездействие ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением о признании незаконным бездействия финансового органа и обязании исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования.

Ответчик требования инспекции не признал, в отзыве от 08.06.2011 № 582 указал, что исполнительный документ исполнен Комитетом частично, действия, предусмотренные главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ по исполнению исполнительного листа ответчиком выполняются, в связи с чем, основания для признания незаконным бездействия, выразившегося в неисполнения судебного акта арбитражного суда, отсутствуют.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Согласно Положению о КЭФ МО УИ района, утвержденному решением Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» от 26.01.2006 № 6/2 (в редакции решения Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» от 24.02.2011 № 5/10), Комитет создан с целью обеспечения полномочий администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» в финансово-экономической сфере. Комитет, в числе прочих функций, составляет проект местного бюджета и бюджетную отчетность; составляет и ведет сводную бюджетную роспись, кассовый план исполнения местного бюджета; исполняет бюджетные полномочия финансового органа, обеспечивает исполнение местного бюджета в соответствии с Положением о бюджетном процессе муниципального образования «Усть-Илимский район»; осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению получателей бюджетных средств местного бюджета; исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства местного бюджета (пункты 3.14-3.17, 3.19).

МДОУ «Брусничка» обслуживается в КЭФ МО «Усть-Илимский район» по лицевым счетам 100.35.001.0, 100.35.002.0 и обслуживается в ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области г. Иркутск, БИК 04252001, расчетный счет <***>.

Как следует из материалов дела, исполнительный лист № 001721600, выданный на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.05.2010 по делу № А19-7313/10-30 о взыскании с МДОУ «Брусничка» задолженности по единому социальному налогу был направлен налоговым органом для исполнения в КЭФ МО УИ района, который согласно отметке получен 02.09.2010.

К исполнительному документу налоговый орган приложил надлежащим образом заверенную копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Уведомлением от 02.09.2010 финансовый орган уведомил должника - МДОУ «Брусничка» о поступлении исполнительных документов, в том числе, исполнительного листа № 001721600 от 24.06.2010.

Согласно письму от 25.01.2011 № 45 КЭФ МО УИ района сообщил налоговому органу, что вышеуказанный исполнительный лист не исполнен.

На момент рассмотрения дела исполнительный лист № 001721600 исполнен частично, на сумму 500 руб. (платежное поручение от 30.03.2011 № 75), задолженность по указанному исполнительному документу составляет 247 903 руб. 88 коп. (248 403 руб. 88 коп. – 500 руб.).

Таким образом, исполнительный лист № 001721600 был принят Комитетом к исполнению, однако на день обращения налогового органа с данным заявлением в арбитражный суд и на день рассмотрения дела в суде денежные средства по исполнительному листу не перечислены, исполнительный документ с отметкой о его исполнении в полном объеме в суд не возвращен (пункт 10 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).

При этом суд считает, что частичное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении ответчиком указанной обязанности.

В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каких-либо доказательств совершения своевременных (в установленный трехмесячный срок со дня получения исполнительного документа) действий, направленных на исполнение судебного решения, либо наличия уважительных причин невозможности его своевременного исполнения, ответчиком в материалы дела не представлено.

Доводы ответчика о недостаточности денежных средств для исполнения требований исполнительного документа ввиду дефицита местного бюджета не влияют на выводы суда о незаконности бездействия, поскольку документально не подтверждено превышение ассигнований бюджета, принятие мер по внесению соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись для исполнения исполнительного документа (исполнительный лист № 001721600). Кроме того, должник (МДОУ «Брусничка») не обращался в суд за отсрочкой либо рассрочкой исполнения судебного акта.

Суд полагает, что КЭФ МО УИ района, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, должен был в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, с уведомлением должника.

В нарушение указанных требований, а также требований, содержащихся в абзаце 3 части 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, ответчик не приостановил осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, и в установленный срок не проинформировал взыскателя о невозможности исполнения исполнительного листа № 001721600 от 24.06.2010.

Неисполнение ответчиком (как главным распорядителем бюджетных средств и как органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений) вышеперечисленных обязанностей, установленных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, является длящимся бездействием, поскольку на момент рассмотрения дела в суде требования, содержащиеся в исполнительном листе № 001721600, не исполнены, операции по лицевым счетам должника не приостановлены.

Указанное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя, являющегося администратором доходов бюджета в соответствии с Приказом ФНС России от 05.12.2008 № ММ-3-1/643@ «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Невыполнение возложенных на финансовый орган функций, предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, приводит к неисполнимости решений суда и нарушению принципа обязательности исполнения судебных актов применительно к положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.07.2005 № 8-П отметил, что требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений, вытекающее из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, части 3 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 45, частей 1 и 2 статьи 46, статьи 52, статьи 53, пункта «в» статьи 71, пункта «б» части 1 статьи 72 и статьи 118 Конституции РФ, предопределяет обязанность государства обеспечить реализацию этого требования посредством установления в федеральном законе надлежащего организационно-правового механизма исполнения судебных решений.

Однако Комитетом каких-либо действий, направленных на исполнение судебного акта в рамках имеющихся полномочий, предоставленных ему, в том числе, статьей 171, абзацем 5 пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ, предпринято не было, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно Положению о КЭФ МО УИ района, утвержденному решением Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» от 26.01.2006 № 6/2 (в редакции решения Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» от 24.02.2011 № 5/10), Комитет учрежден Думой муниципального образования, является органом администрации муниципального образования «Усть-Илимский район». Следовательно, ответчик является органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета.

С 01.01.2011 в соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» КЭФ МО УИ района, как орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, должен обеспечить по запросу-требованию должника выделение ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

С учетом изложенного суд считает, что бездействие КЭФ МО УИ района, выразившиеся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.05.2010 по делу № А19-7313/10-30 в соответствии с требованиями исполнительного листа № 001721600 от 24.06.2010 в сумме 247 903 руб. 88 коп., не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по экономике и финансам Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район», выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.05.2010 по делу № А19-7313/10-30.

Обязать Комитет по экономике и финансам Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.05.2010 по делу № А19-7313/10-30 в соответствии с исполнительным листом № 001721600 от 24.06.2010 в размере 247 903 руб. 88 коп. в порядке и сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.Г.Позднякова