ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-9787/2022 от 07.09.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-9787/2022

«14» сентября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 сентября 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001133, ИНН 3808172221, адрес: 664011 г. Иркутск, ул. Горького, 31)

к Территориально-соседской общине коренного малочисленного народа эвенков «Охотник» (ОГРН 1143850023888, ИНН 3827045317, адрес: 666203, Иркутская обл., Качугский р-н, р.п. Качуг, ул. Федосеева, д. 4, кв. 1)

о взыскании субсидии, предоставленной в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) за счет средств областного бюджета в 2017 году по соглашению от 27.10.2017г. № 006- КМПС в размере 350 550 рублей,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Карпова К.Н. – представитель по доверенности, представлено удостоверение;

от ответчика: Борисов А.А. – представитель по доверенности, представлен паспорт, диплом;

установил:

Министерство сельского хозяйства Иркутской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориально-соседской общине коренного малочисленного народа эвенков «Охотник» (далее – ответчик, община, получатель субсидии) о взыскании субсидии, предоставленной в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) за счет средств областного бюджета в 2017 году по соглашению от 27.10.2017г. № 006- КМПС в размере 350 550 рублей.

Представитель Министерства в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснив, что основанием для направления Территориально-соседской общине коренного малочисленного народа эвенков «Охотник» требования о возврате полученной ею субсидии явилось неисполнение ответчиком в полном объеме своих обязанностей по достигнутому соглашению.

Представитель Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенков «Охотник» в судебном заседании требование не признал, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Как следует из материалов дела, Территориально-соседская община коренного малочисленного народа эвенков «Охотник» зарегистрирована в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1143850023888.

В соответствии с Порядком определения объема и предоставления из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидий в целях осуществления традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) на содержание домашних северных оленей, а также субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота), установленным постановлением Правительства Иркутской области от 30.10.2014г. № 546-пп ( редакции постановления Правительства Иркутской области от 27.10.2017г.) (далее – Порядок), между Министерством сельского хозяйства Иркутской области и территориально-соседской общиной коренного малочисленного народа эвенков «охотник» в лице председателя правления Хорищенко В.В. заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) от 27.10.2017г. №006-КМНС (далее – Соглашение).

Согласно пункту 1 Соглашения Министерство обязуется предоставить Получателю субсидии в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) (далее – субсидия), а Получатель обязуется принять субсидию и распорядиться ею исключительно в соответствии с целями, предусмотренные Соглашением и Порядком.

В силу пункта 2 Соглашения размер субсидии составляет 430000 рублей.

Субсидия из областного бюджета в размере 430000 рублей была перечислена Министерством 24.11.2017г. на основании Соглашения по результатам конкурсного отбора победителю, которым признана Территориально-соседская община коренного малочисленного народа эвенков «Охотник».

Факт перечисления субсидии Получателю подтверждается платежным поручением от 24 ноября 2017 года № 1315195.

Согласно подпункту «г» пункта 20 Порядка некоммерческая организация обязуется представить в Министерство отчет о целевом использовании субсидии на развитие традиционного хозяйствования с приложением документов, подтверждающих целевое использование субсидии на развитие традиционного хозяйствования, в течение одного месяца со дня истечения срока, предусмотренного подпунктом «в» пункта 20. Форма отчета о целевом использовании субсидии на развитие традиционного хозяйствования и перечень документов, подтверждающих целевое использование субсидии на развитие традиционного хозяйствования, утвержден приказом министерства от 31 октября 2014 года № 115-мпр.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 17 Порядка на приобретение снегоходной и болотоходной техники, мотолодок и лодочных моторов и инвентаря для традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота), год выпуска которых должен быть не ранее года проведения конкурсного отбора к затратам на развитие традиционного хозяйствования, возмещаемым за счет средств субсидий, относятся затраты на приобретение снегоходной и болотоходной техники, мотолодок и лодочных моторов и инвентаря для традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота), год выпуска которых должен быть не ранее года проведения конкурсного отбора.

В силу пункта 4 Перечня документов, подтверждающих целевое использование субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота), утвержденного приказом Министерства от 31 октября 2014 года № 115-мпр (далее - Перечень документов). Получатель предоставляет следующие документы, подтверждающие затраты на приобретение снегоходной и болотоходной техники, мотолодок, лодочных моторов и инвентаря для традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота), год выпуска которых должен быть не ранее года проведения конкурсного отбора):

копии договоров купли-продажи снегоходной и болотоходной техники, мотолодок, лодочных моторов и инвентаря;

копии платежных документов, подтверждающих оплату по договорам купли-продажи снегоходной и болотоходной техники, мотолодок, лодочных моторов и инвентаря;

копии товарных накладных (товарно-транспортных накладных) и (или) актов приема-передачи снегоходной и болотоходной техники, мотолодок, лодочных моторов и инвентаря;

копии паспортов снегоходной и болотоходной техники, мотолодок для традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов с отметкой о постановке на учет в установленном законодательством порядке.

Исходя из представленных ответчиком документов, а именно: отчета, договора купли-продажи от 15 января 2018 года, паспорта самоходных машин, свидетельства о регистрации машины, на средства субсидии приобретен снегоход STELS 600L, год выпуска которого – 2016 год.

При этом, согласно подпункту «г» пункта 17 Порядка, пункту 4 Перечня документов год выпуска приобретенной снегоходной и болотоходной техники должен быть не ранее года проведения конкурсного отбора. Год проведения конкурсного отбора – 2017 год.

Таким образом, по мнению суда, Министерство пришло к правомерному выводу, что Получателем произведены затраты предоставленной Министерством субсидии при приобретении снегоходной техники не в соответствии с условиями, предусмотренными подпунктом «г» пункта 17, подпунктом «г» пункта 20 Порядка, пункта 4 Перечня.

В соответствии с пунктом 34 Порядка в случае нарушения некоммерческой организацией условий, установленных пунктом 20 настоящего Порядка, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, министерство направляет ей требование о возврате полученных субсидий на развитие традиционного хозяйствования в течение 20 рабочих дней со дня утверждения документа, подтверждающего выявление фактов данного нарушения.

Субсидии на развитие традиционного хозяйствования подлежат возврату в областной бюджет в течение 20 рабочих дней со дня направления Министерством указанного требования.

Аналогичные требования установлены в подпункте 3 пункта 3, пункте 7 Соглашения.

Как следует из материалов дела, Министерством было направлено председателю Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенков «Охотник» требование от 24 апреля 2019 года № 02-57-1297/19 о возврате полученной
субсидии.

До настоящего времени субсидия в размере 350550 рублей ответчиком не возвращена.

Расчет размера взыскиваемой субсидии производится следующим образом:

430000 рублей (размер предоставленной субсидии) – 75105 рублей (сумма субсидии, потраченной на приобретение мотобуксировщика) - 4 345 (размер субсидии, возращенной ответчиком 07.12.2018г).

Доводы ответчика о том, что предоставленная субсидия потрачена им по целевому назначению, в подтверждение чего представлена в судебном заседании характеристика, в связи с чем не должна быть возвращена, суд находит ошибочным.

В рассматриваемом случае речь идет о том, что ответчиком не соблюдено требование по покупке мотобуксировщика по сроку выпуска, а не соблюдение целей, ради которых он приобретен.

Также доводы о предоставленном ответчиком отчета, суд не может принять во внимание в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Министерство не ссылается на непредоставление или предоставление ответчиком по неустановленной форме отчета о целевом использовании субсидии, предмет заявленного исковое заявлении часть субсидии, потраченная не по целевому назначению, что и гласит подпункт «г» пункта 20 Порядка.

Утверждение ответчика о том, что по результатам исследования отчета Министерством составлялся акт, не аргументирован и не подтвержден соответствующими доказательствами.

Кроме того, в постановлении Правительства Иркутской области от 30 октября
2014 года № 546-пп, (в редакции постановления Правительства Иркутской области
о г 27 октября 2017 года) установлено два Порядка, в главе 2 определен Порядок
предоставления субсидии на содержание оленей, в главе 3 - Порядок предоставления
субсидии па развитие традиционного хозяйствования, который включает пункты с
16 по 34 включительно.

В пункте 20 Порядка предоставления субсидии на развитие традиционного хозяйствования указаны условия предоставления субсидии, в том числе, отчет о целевом использовании субсидии с приложением подтверждающих документов.

В пункт 17 указаны цели субсидии, то есть на что может быть потрачена предоставленная субсидия, в частности на приобретение снегоходной и болотоходной техники, год выпуска которых должен быть не ранее года проведения конкурсного отбора.

В подпункте 2 пункта 5 Соглашения также указано, что Получатель обязан представить отчет о целевом использовании субсидии. Цели, на которые должна быть направлена субсидия, указаны в пункте 17 Положения, а также были изложены в извещении на проведение конкурсного отбора, которое было размещено на сайте 31.08.2017г.

В этой связи довод ответчика, о том, что в пункте 34 не содержится таких оснований для взыскания, как приобретение снегоходной и болотоходной техники, год выпуска, которой должен быть не ранее года проведения конкурного отбора не обоснован, поскольку, норму права необходимо применять в совокупности и на дату возникновения между сторонами правоотношений.

Доводы ответчика о пропуске Министерством срока исковой давности для обращения с заявленными требованиями, а также о начале исчисления срока исковой давности с 29.01.2019г., суд находит несостоятельными в силу следующего.

Размещенный на сайте Министерства отчет о деятельности за 2018 год не содержит указаний на обнаружение Министерством факта частичного использования субсидии не по целевому назначению победителем конкурсного отбора Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенков «Охотник».

В случае нецелевого использования некоммерческой организацией субсидий на развитие традиционного хозяйствования, неисполнения обязательств, указанных в пункте 21 настоящего Порядка, а также нарушения некоммерческой организацией условий, установленных пунктом 20 настоящего Порядка, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, Министерство направляет ей требование о возврате полученных субсидий на развитие традиционного хозяйствования в течение 20 рабочих дней со дня утверждения документа, подтверждающего выявление фактов данного нарушения. Субсидии на развитие традиционного хозяйствования подлежат возврату в областной бюджет в течение 20 рабочих дней со дня направления Министерством указанного требования (пункт 34 постановления Правительства Иркутской области от 30 октября 2014 года № 546-пп).

В рамках внутреннего финансового контроля, предусмотренного приказом Министерства от 29.04.2016г. № 59-мпр «О реализации пунктов 12, 13, 15 постановления Правительства Иркутской области от 11 декабря 2015 года № 641-пп» начальником отдела государственной поддержки был выявлен факт нецелевого использования Территориально-соседской общиной коренного малочисленного народа эвенков «Охотник» субсидии на осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов за счет средств областного бюджета в 2017 году в размере 350550 рублей.

По результатам внутреннего финансового контроля 24 апреля 2019 года ответчику направлено требование о возврате субсидии.

В соответствии с пунктом 167 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 191н, неисполненная дебиторская (кредиторская) задолженность при наступлении даты ее исполнения считается просроченной задолженностью.

Как следует из письма Минфина России от 24 мая 2019 года № 02-09-07/37960 в случае если в срок, установленный для погашения задолженности, в том числе, по исполнительному документу, задолженность не погашена, она считается просроченной.

Согласно производственному календарю на 2019 года срок для добровольного возврата ответчиком субсидии начал течь со дня направления требования о возврате 24 апреля 2019 года, 20 рабочих дней(последний день для добровольного возврата субсидии) приходится на 28 мая 2019 года.

С 29 мая 2019 года задолженность считается просроченной, то есть именно с этой даты начинает течь общий (трехлетний) срок исковой давности, поскольку, последний день для обращения с иском о взыскании вышеуказанной субсидии у Министерства истекал 29 мая 2022 года, Министерство обратилось в суд с исковым заявлением 12 мая 2022 года, соответственно, по мнению суда, Министерством не пропущен трехлетний срок для обращения в суд о взыскании субсидии в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов за счет средств областного бюджета в 2017 году в размере 350550 рублей.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования Министерства сельского хозяйства Иркутской области о взыскании с Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенков «Охотник» субсидии, предоставленной в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) за счет средств областного бюджета в 2017 году по соглашению от 27.10.2017г. №006-КМНС в размере 350550 рублей, являются обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд, снижает размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход федерального бюджета, и взыскивает с Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенков «Охотник» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет», по адресу: https://kad.arbitr.ru/.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия решения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа эвенков «Охотник» (ОГРН 1143850023888, ИНН 3827045317, адрес: 666203, Иркутская обл., Качугский р-н, р.п. Качуг, ул. Федосеева, д. 4, кв. 1) субсидию, предоставленную в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) за счет средств областного бюджета в 2017 году по соглашению от 27.10.2017г. №006-КМНС в размере 350550 рублей в областной бюджет на расчетный счет Министерства сельского хозяйства Иркутской области, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Реквизиты для возврата:

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

664011, г. Иркутск, ул. Горького, 31.

Наименование – Министерство финансов Иркутской области (министерство сельского хозяйства Иркутской области, л/с 04342019240)

КБК – 80911302992020000130

ОКТМО – 25701000

ИНН – 3808172221

КПП – 380801001

Лицевой счет – 04342019240

БИК – 042520001

ОТДЕЛЕНИЕ ИРКУТСК БАНКА РОССИИ//УФК ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Г. ИРКУТСК

Единый казначейский счет – 40102810145370000026

Казначейский счет: 03100643000000013400

Обязательно нужно заполнить поле 104, в котором нужно указать бюджетную классификацию (80911302992020000130) и поле 105 указать ОКТМО (25701000), в полях 106, 107, 108, 109, 110 поставить нули.

В назначении платежа следует указать:

Возврат субсидии «в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота)». Областной бюджет.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Л.А. Куклина