АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-9804/2013
16.09.2013 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
рассмотрев дело в порядке упрощенного производства по заявлению Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Игжейская средняя общеобразовательная школа (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Тулунскому территориальному отделу энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора
о признании незаконным и об отмене постановления от 24.06.2013г. №29/044.ЮЛ/0070 о назначении административного наказания.
установил:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Игжейская средняя общеобразовательная школа (далее – МКОУ Игжейская СОШ, школа, учреждение, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Тулунскому территориальному отделу энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора (далее – административный орган, Ростехнадзор) о признании незаконным и об отмене постановления от 24.06.2013г. №29/044.ЮЛ/0070 о назначении административного наказания.
Определение о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 18.07.2013г. направлялось судом по почте заказными письмами с уведомлениями о вручении в адрес Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Игжейская средняя общеобразовательная школа и Тулунскому территориальному отделу энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора.
Заявитель о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещен надлежащим образом 24.07.13г. (уведомление №78586).
МКОУ Игжейская СОШ заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Тулунский территориальный отдел энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещен надлежащим образом 30.07.13г. (уведомление №78587), представил отзыв на заявление, в котором оспорил доводы, изложенные в заявлении МКОУ Игжейская СОШ. Представил материалы административного дела.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заявлении Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Игжейская средняя общеобразовательная школа указало, что Тулунским территориальным отделом энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора в отношении МКОУ Игжейская СОШ проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 20.06.13г. №29/0070-853-р/ир/2013.
Согласно акту от 20.06.13г. №29/0070-853-р/ир/2013в ходе проверки установлены нарушения МКОУ Игжейская СОШ законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности: ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.09г. №261-ФЗ, Приказа Министерства энергетики РФ от 19.04.10г. №182, а именно: несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования, отсутствие энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования.
По факту выявленного правонарушения составлен протокол от 20.06.2013г. №29/044.юл/0070 об административном правонарушении и вынесено предписание от 10.06.2013г. №29/0070-Э, согласно которому МКОУ Игжейская СОШ в срок до 30.10.2013г. предписывалось устранить допущенные нарушения, а именно: провести обязательное энергетическое обследование здания школы, получить энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования.
Тулунским территориальным отделом энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора 24.06.13г. вынесено постановление №29/044.ЮЛ/0070 о назначении административного наказания, согласно которому Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Игжейская средняя общеобразовательная школа признано виновным в нарушениях, предусмотренных ч.8 ст.9.16 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 50000руб.
МКОУ Игжейская СОШ в заявлении указало, что энергетическое обследование здания школы не проводилось и, соответственно, энергетический паспорт не составлялся, в связи с отсутствием финансирования школы из средств местного бюджета. Стоимость энергетического обследования здания школы составляет 150000руб.
Целевые средства на проведение энергетического обследования здания школы МКОУ Игжейская СОШ отсутствуют, что подтверждается утвержденной на 2013г. сметой Муниципального образования «Усть-Удинский район» (далее – УОМО «Усть-Удинский район»), таблицей – уведомлением о лимитах бюджетных обязательств на 2013г.
По мнению МКОУ Игжейская СОШ, в данной ситуации отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч.8 ст.9.16.КоАП РФ, поскольку у МКОУ Игжейская СОШ отсутствует субъективная сторона, а именно вина, в совершении правонарушения.
Кроме того, МКОУ Игжейская СОШ не может являться субъектом данного административного правонарушения, поскольку в связи с отсутствием в смете УОМО «Усть-Удинский район» и лимитах бюджетных обязательств целевых финансовых средств на энергетическое обследование, у школы не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.8 ст.9.16.КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа.
В связи с данными обстоятельствами, у МКОУ Игжейская СОШ отсутствует возможность для исполнения предписания от 20.06.13г. №29/0070-Э, согласно которому в срок до 30.10.13г. учреждению необходимо провести обязательное энергетическое обследование и получить энергетический паспорт.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003г. «О судебном решении указано, что решение суда (решение административного юрисдикционного органа) должно быть реально исполнимым.
Поскольку сметой Муниципального образования «Усть-Удинский район» на 2013г. и таблицей – уведомлением о лимитах бюджетных обязательств на 2013г. подтверждается, что денежные средства на энергетическое обследование и получение энергетического паспорта МКОУ Игжейская СОШ не предусмотрены, школа считает, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.8 ст.9.16. КоАП РФ, в связи с чем, просило признать постановление от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070 о назначении административного наказания незаконным и отменить его.
Кроме этого, МКОУ Игжейская СОШ заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращении с заявлением в арбитражный суд. Указало на значительный объем работы, связанный с подготовкой и истребованием документов для правового обоснования оспариваемого постановления от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070, а также на незначительный срок пропуска срока.
Тулунский территориальный отдел энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора представил отзыв на заявление, в котором указал, что Тулунский территориальный отдел энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку является обособленным структурным подразделением Енисейского управления Ростехнадзора.
При этом Тулунский территориальный отдел энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора не обладает самостоятельным правовым статусом, действует на основании Положения о Тулунском территориальном отделе Енисейского управления Ростехнадзора. По мнению Тулунского территориального отдела, надлежащим ответчиком по делу будет являться Енисейское управление Ростехнадзора.
Также Тулунский территориальный отдел энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора указал, что МКОУ Игжейская СОШ обязано было в соответствии с Федеральным законом РФ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.09г. №261-ФЗ, Приказом Министерства энергетики РФ от 19.04.10г. №182, провести энергетическое обследование здания школы и получить энергетический паспорт.
Не проведение в установленный законом срок МКОУ Игжейская СОШ энергетического обследования свидетельствует о событии административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.8 ст.9.16. КоАП РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: актом проверки от 20.06.13г. №29/0070/853-р/ир/2013, предписанием от 20.06.13г. №29/0070-Э, протоколом об административном правонарушении от 20.06.13г. №29/044.дюл/0070 и постановлением от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070 о назначении административного наказания.
В связи с чем, просило отказать в удовлетворении требований МКОУ Игжейская СОШ о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070.
Дело в соответствии со статьями 210, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено по имеющимся в деле материалам, исследовав которые суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из материалов дела, Тулунским территориальным отделом энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора в отношении МКОУ Игжейская СОШ проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 20.06.13г. №29/0070-853-р/ир/2013.
Согласно акту от 20.06.13г. №29/0070-853-р/ир/2013в ходе проверки установлены нарушения МКОУ Игжейская СОШ законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности: ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.09г. №261-ФЗ, Приказа Министерства энергетики РФ от 19.04.10г. №182, а именно: несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования здания школы, отсутствие энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования.
По факту выявленного правонарушения составлен протокол от 20.06.2013г. №29/044.юл/0070 об административном правонарушении и вынесено предписание от 10.06.2013г. №29/0070-Э, согласно которому МКОУ Игжейская СОШ в срок до 30.10.2013г. предписывалось устранить допущенные нарушения, а именно: провести обязательное энергетическое обследование здания школы, получить энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования.
Тулунским территориальным отделом энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора 24.06.13г. вынесено постановление №29/044.ЮЛ/0070 о назначении административного наказания, согласно которому Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Игжейская средняя общеобразовательная школа признано виновным в нарушениях, предусмотренных ч.8 ст.9.16 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 50000руб.
Не согласившись с постановлением от 24.06.2013г. №29/044.ЮЛ/0070 о назначении административного наказания МКОУ Игжейская СОШ направило по почте 12.07.2013г. в арбитражный суд заявление о признании незаконным и об отмене постановления от 24.06.2013г. №29/044.ЮЛ/0070 о назначении административного наказания.
МКОУ Игжейская СОШ заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращении с заявлением в арбитражный суд. Указало на значительный объем работы, связанный с подготовкой и истребованием документов для правового обоснования оспариваемого постановления от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070, а также на незначительный срок пропуска срока.
Как следует из материалов дела, постановление от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070 о назначении административного наказания получено МКОУ Игжейская СОШ 28.06.2013г.
Заявление о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070 направлено МКОУ Игжейская СОШ в арбитражный суд по почте 12.07.13г., что подтверждается отметкой органа почтовой связи на конверте.
В соответствии с ч.2 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Десятидневный срок для обращения с заявлением в арбитражный о признании незаконным постановления от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070 истек 12.07.13г.
С учетом того, что заявление направлено МКОУ Игжейская СОШ в арбитражный суд по почте 12.07.13г., суд приходит к выводу о том, что МКОУ Игжейская СОШ обратилось в арбитражный суд в пределах десятидневного срока, предусмотренного ч.2 ст.208 АПК РФ.
Следовательно, срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070, МКОУ Игжейская СОШ не пропущен.
Суд полагает, что оспариваемое постановление от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070 подлежит признанию незаконным и отмене по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании частей 1 и 2 статьи 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Пунктом 1 статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 8 статьи 9.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Игжейская средняя общеобразовательная школа является бюджетным учреждением и финансируется из средств Муниципального образования «Усть-Удинский район».
Постановлением мэра Усть-Удинского района от 03.09.2010г. №341 утверждена Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности МО «Усть-Удинский район» на 2011-2015г.г.
Согласно данному постановлению отделу КХТСЭиП предписано ежегодно производить корректировку Программы согласно бюджетной обеспеченности и изменениям, вносимым структурными подразделениями администрации района, администрациями поселений и предприятиями ЖКХ в плановые мероприятия.
Материалами дела подтверждается, что целевые средства на проведение энергетического обследования здания школы МКОУ Игжейская СОШ отсутствуют, что подтверждается утвержденной на 2013г. сметой Муниципального образования «Усть-Удинский район» и таблицей – уведомлением о лимитах бюджетных обязательств на 2013г.
В связи с отсутствием финансирования МКОУ Игжейская СОШ из средств Муниципального образования «Усть-Удинский район» обследование здания школы не проводилось, вследствие чего энергетический паспорт не составлялся.
Суд считает, что в данной ситуации у МКОУ Игжейская СОШ отсутствует субъективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена ч.8 ст.9.16. КоАП РФ, а именно вина, поскольку в связи с отсутствием в смете УОМО «Усть-Удинский район» и лимитах бюджетных обязательств целевых финансовых средств на энергетическое обследование.
У МКОУ Игжейская СОШ не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.8 ст.9.16.КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа.
Согласно ч.2 ст.2.1. КоАП РФ лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что при вышеизложенных обстоятельствах, у МКОУ Игжейская СОШ не имелось реальной возможности для проведения энергетического обследования школы в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.09г. №261-ФЗ, Приказа Министерства энергетики РФ от 19.04.10г. №182 и получения энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что субъективная сторона правонарушения (вина) в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.8 ст.9.16. КоАП РФ у МКОУ Игжейская СОШ отсутствует.
Следовательно, отсутствует и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.8 ст.9.16. КоАП РФ.
В связи с данными обстоятельствами, у МКОУ Игжейская СОШ отсутствовала и возможность для исполнения предписания от 20.06.13г. №29/0070-Э, согласно которому в срок до 30.10.13г. учреждению необходимо провести обязательное энергетическое обследование и получить энергетический паспорт.
Довод Тулунского территориального отдела энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется судом по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.209 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;
2) название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
3) права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
4) требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.
Материалами дела подтверждается, что плановая выездная проверка МКОУ Игжейская СОШ проведена главным государственным инспектором Тулунского территориального отдела энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора ФИО1
Уведомление о проведении плановой проверки МКОУ Игжейская СОШ от 30.05.13г. №29-52 направлено в адрес школы Тулунским территориальным отделом энергетического надзора и подписано главным государственным инспектором Тулунского территориального отдела энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора ФИО1
Акт проверки от 20.06.2013г. №29/0070/853-р/ир/2013, предписание от 20.06.13г. №29/0070-Э, проткол об административном правонарушении от 20.06.13г. №29/044.юл/0070 и постановление о назначении административного наказания от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070 составлены и подписаны главным государственным инспектором Тулунского территориального отдела энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора ФИО1
Таким образом, материалами дела подтверждается, что плановая выездная проверка МКОУ Игжейская СОШ проведена Тулунским территориальным отделом энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора.
Следовательно, в заявлении МКОУ Игжейская СОШ Тулунский территориальный отдел энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора верно указан в качестве административного органа, принявшего оспариваемое постановление от 24.06.13г. №29/044.ЮЛ/0070 о назначении административного наказания.
Учитывая, что суд пришел к выводу о том, что в действиях МКОУ Игжейская СОШ отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.8 ст.9.16. КоАП РФ, поскольку у школы отсутствовала реальная возможность для проведения энергетического обследования здания школы и получения энергетического паспорта, в связи с отсутствием финансирования из средств местного бюджета, что подтверждается материалами дела, заявление МКОУ Игжейская СОШ о признании незаконным и отмене постановления Тулунского территориального отдела энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора о признании незаконным и об отмене постановления от 24.06.2013г. №29/044ЮЛ/0070 о назначении административного наказания подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Постановление Тулунского территориального отдела энергетического надзора Енисейского управления Ростехнадзора от 24.06.2013г. №29/044ЮЛ/0070 о назначении административного наказания признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.
Судья М.В. Луньков