АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-982/2017
31.05.2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31.05.2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31.05.2017 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богдановой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙКОМИНВЕСТ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 665702, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД БРАТСК, ПАДУН, УЛИЦА 25-ЛЕТИЯ БРАТСКГЭССТРОЯ, ДОМ 35А/1, ОФИС 24)
к Администрации муниципального образования города Братска (665708, <...>)
о признании незаконным отказа от 09.07.2017,
при участии в судебном заседании:
Заявитель: ФИО1 (доверенность), после перерыва не явились (извещены),
Ответчик: не явились (извещены),
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙКОМИНВЕСТ" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа от 09.01.2017 Администрации муниципального образования города Братска (далее - администрация) о внесении изменений в документацию по планировке территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченный улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов, утвержденную постановлением Администрации муниципального образования г. Братска от 25.12.2014 № 2981, обязании администрацию утвердить изменения в проект планировки и проект межевания территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченный улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов, утвержденные постановлением Администрации муниципального образования г. Братска от 25.12.2014 № 2981.
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении и возражениях на отзыв администрации, указал на неправомерность отказа администрации о внесении изменений в утвержденную документацию по планировке территории, выраженного в письме от 09.01.2017 № 19/12/17.
В отзыве администрация с заявленными требованиями не согласилась, указав на отсутствие правовых оснований для внесения изменений в утвержденную документацию по планировке территории, предоставленной по договору № 300-13 для комплексного освоения.
В судебном заседании 24.05.2017 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 31.05.2017.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (протокол № 834 от 10.12.2013), между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска и ООО «Граффит» 23.12.2013 заключен договор № 300-13 аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства сроком на 10 лет.
Договор аренды от 23.12.2013 № 300-13, последующие соглашения о внесении изменений в договор аренды от 11.03.2014, от 11.07.2014, от 02.03.2015 зарегистрированы в установленном порядке.
Администрацией 20.05.2014 издано постановление № 1087 о подготовке документации по планировке территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченной улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов, включив в состав документации: проект планировки и проект межевания территории; утверждено и выдано задание на подготовку документации по планировке территории (постановление администрации МО г. Братска от 18.06.2014 № 1322).
ООО «Граффит» с ООО Архитектурно-Проектная Мастерская «Белый квадрат» заключен 16.07.2014 договор подряда № 348, согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы по разработке градостроительной документации – проекта планировки и проекта межевания территории в границах: ул. Муханова, ул. Комсомольская, ул. Крупской, ул. Металлургов, в объеме согласованном Сторонами в соответствии с техническим заданием на разработку (приложение № 1) и нормативными документами по градостроительству. Техническим заданием на разработку градостроительной документации предусмотрена, в том числе площадь строительной площадки 5,5048 га.; основные требования к архитектурно-планировочным решениям: число домов, этажность, назначение (жилые девятиэтажные дома – количество общей площади 45-60 тыс. кв.м., дошкольное образовательное учреждение, встроенно-пристроенные объекты социально-культурного назначения, торговый центр); основные требования к составу, содержанию и форме представляемых материалов градостроительной документации; основные требования к конструктивным решениям и материалам несущих и ограждающих конструкций и др.
Постановлением администрации МО г. Братска от 25.12.2014 № 2981 утверждена подготовленная документация по планировке территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченной улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов: проект планировки территории; положение о размещении объектов капитального строительства местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченной улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов; проект межевания территории.
По договору уступки прав аренды земельного участка от 10.04.2015 ООО «Граффит» (Правообладатель) уступает, а ООО «Стройкоминвест» (Правоприобретатель) принимает права и обязанности арендатора земельного участка по договору № 300-13 от 23.12.2013 аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, заключенному между ООО «Граффит» и Комитетом, действующего от имени муниципального образования г. Братска, на срок 10 лет, начиная с 23.12.2013, с учетом заключенных Соглашений о внесении изменений в договор аренды от 11.03.2014, от 11.07.2014, от 02.03.2015. Договор уступки прав аренды земельного участка от 10.04.2015 зарегистрирован в установленном порядке.
Постановлением администрации МО г. Братска от 29.03.2016 № 459 внесены изменения в проект межевания территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченной улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов, утвержденный постановлением от 25.12.2014 № 2981, изложив его в новой редакции (приложение к постановлению).
В связи с изменением площади, границ земельного участка, а также существующими потребностями (спросом) на коммерческое жилье и жилые помещения, ООО «Стройкоминвест» обратилось в администрацию с письмом от 07.09.2016 «О внесении изменений в проект планировки и межевания территории», в котором просило подготовить задание на внесение изменений в утвержденную постановлением администрации от 25.12.2014 № 2981 документацию по планировке территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченной улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов, с приложением схемы планировки территории и материалов по обоснованию.
Администрация МО г. Братска письмом от 09.01.2017 № 19/12/17 указала на отсутствие правовых оснований для внесения изменений в утвержденную документацию по планировке территории.
Общество, не согласившись с отказом администрации о внесении изменений в документацию по планировке территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченной улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов, утвержденную постановлением Администрации муниципального образования г. Братска от 25.12.2014 № 2981, полагая их нарушающими права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, принимая во внимание доводы и возражения сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 41 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ст. 42 ГрК РФ).
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Исходя из частей 1, 2, 3, 6 статьи 43 ГрК РФ, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу части 8.1 статьи 45 ГрК РФ (в редакции от 21.10.2013) в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст. 45 ГрК РФ).
Частью 12.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, и по результатам проверки принимают решения о направлении такой документации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Согласно части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Частью 21 статьи 45 ГрК РФ (часть 21 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ) предусмотрено, что внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
В соответствии с частью 20 статьи 45 ГрК РФ порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением администрации МО г. Братска от 22.12.2010 № 2783 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории МО г. Братска, в соответствии с которым решение о подготовке документации по планировке территории принимается администрацией МО г. Братска, в том числе на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, заключивших договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (п. 2.1).
Пунктом 2.9 указанного Порядка предусмотрено, что в случае если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке соответствующей территории в границах таких земельного участка или территории города осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (протокол № 834 от 10.12.2013), между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска и ООО «Граффит» 23.12.2013 заключен договор № 300-13 аренды земельного участка площадью 5,5048 га. для его комплексного освоения в целях жилищного строительства сроком на 10 лет.
В последующем права и обязанности арендатора земельного участка по договору № 300-13 от 23.12.2013 аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, заключенному между ООО «Граффит» и Комитетом, переданы ООО «Стройкоминвест» (Правоприобретатель) по договору уступки прав аренды земельного участка от 10.04.2015.
На основании постановления администрации от 20.05.2014 № 1087 о подготовке документации по планировке территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченной улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов, постановления администрации МО г. Братска от 18.06.2014 № 1322 об утверждении задания на подготовку документации по планировке территории, по договору подряда от 16.07.2014 № 348, заключенному ООО «Граффит» с ООО Архитектурно-Проектная Мастерская «Белый квадрат», подготовлена документация по планировке территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченной улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов.
Данная документация по планировке территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченной улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов с учетом заключения о результатах публичных слушаний от 01.12.2014 была утверждена администрацией МО г. Братска постановлением от 25.12.2014 № 2981.
10.09.2015 на основании договора купли-продажи земельного участка № 101-15 в собственность ООО «Стройкоминвест» перешел земельный участок площадью 0,0376 га, образованный из земельного участка, предоставленного по договору № 300-13.
В связи с изменением площади, границ земельного участка, а также существующими потребностями (спросом) на коммерческое жилье и жилые помещения, ООО «Стройкоминвест» обратилось в администрацию с письмом от 07.09.2016 «О внесении изменений в проект планировки и межевания территории», в котором просило подготовить задание на внесение изменений в утвержденную постановлением администрации от 25.12.2014 № 2981 документацию по планировке территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченной улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов, с приложением схемы планировки территории и материалов по обоснованию.
Администрация МО г. Братска письмом от 09.01.2017 № 19/12/17 указала, что проект внесения изменений не может быть утвержден, поскольку документация по планировке указанной территории разрабатывалась в рамках договора о комплексном освоении территории и внесение изменений в утвержденную документацию по планировке территории в силу положений ст. 46.4 ГрК РФ возможно только при условии, если это предусмотрено договором о комплексном освоении территории, в противном случае, такие изменения повлекут нарушение условий договора сторонами.
Суд не может согласиться с данными выводами администрации.
Правовой институт договора комплексного освоения территории введен в Градостроительный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ).
Так, частью 6 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае предоставления юридическому лицу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для комплексного освоения территории указанное юридическое лицо должно заключить договор о комплексном освоении территории одновременно с заключением договора аренды такого земельного участка.
При этом в силу части 23 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории является проект договора о комплексном освоении территории, подготовленный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В части 2 статьи 46.4 ГрК РФ закреплено, что договор комплексного освоения территории заключается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставляющими земельный участок для комплексного освоения территории, и юридическим лицом, признанным победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, или юридическим лицом, подавшим единственную заявку на участие в этом аукционе, или заявителем, признанным единственным участником такого аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником.
Согласно части 3 статьи 46.4 ГрК РФ по договору о комплексном освоении территории одна сторона в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязуется выполнить обязательства, предусмотренные пунктами 2 - 4 и 7 части 5 настоящей статьи, а другая сторона (исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения этих обязательств в соответствии с пунктами 5 и 7 части 5 настоящей статьи. Договором также предусматривается выполнение одной из сторон в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязательств, предусмотренных пунктом 6 части 5 настоящей статьи, в том числе на условиях, указанных в пункте 2 части 6 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 6 настоящей статьи.
Обязательные условия договора о комплексном освоении территории и возможные условия такого договора сформулированы в частях 5, 6 статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая положения части 6 статьи 39.8, части 23 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 46.4, части 3 статьи 46.4 ГрК РФ, суд приходит к выводу, что договор о комплексном освоении территории подлежит заключению одновременно с заключением договора аренды такого земельного участка.
Из материалов дела следует, что ООО «Стройкоминвест» на основании договора от 23.12.2013 № 300-13 был предоставлен лишь в аренду земельный участок для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. Материалы дела не содержат доказательств заключения между обществом и соответствующим уполномоченным органом отдельного договора о комплексном освоении спорной территории. Соответственно договорные отношения, регулируемые ст. 46.4 ГрК РФ, в сфере комплексного освоения территории, между обществом и администрацией не возникли.
В данном случае договор аренды земельного участка не может быть приравнен к договору о комплексном освоении территории в силу прямого указания в законе на то, что договор о комплексном освоении территории заключается наряду с договором аренды данной территории, и законодательно определены условия содержания договора о комплексном освоении территории. При этом указание администрации на то, что 29.03.2016 была утверждена новая редакция документации по планировки территории, обусловленная новыми требованиями закона, в связи с чем к возникшим отношениям подлежат применению положения ст. 46.4 ГрК РФ, суд находит неправомерным.
С учетом изложенного суд находит несостоятельными доводы администрации о том, что внести изменения в документацию по планировке в силу ст. 46.4 ГрК РФ возможно только при условии, если это предусмотрено договором о комплексном освоении территории.
В силу пункта 14 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения, связанные с реализацией положений заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров аренды, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и договоров аренды земельных участков, образованных из таких земельных участков, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 01.03.2015).
Поскольку договор аренды № 300-13 от 23.12.2013 г. земельного участка для комплексного освоения заключен до указанной даты (до 01.03.2015), соответственно отношения сторон по договору урегулированы ст.ст. 30.2, 38.2 ЗК РФ, действующие на момент его заключения.
Согласно части 1 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.
Частью 3 названной статьи на арендатора земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, возложена обязанность выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 Кодекса, а именно соблюдать максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи, максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
Частью 4 статьи 30.2 ЗК РФ предусмотрено, что арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, имеет право, предусмотренное пунктом 9 статьи 22 Кодекса, а именно в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, независимо от срока договора аренды такого земельного участка. При этом к новому правообладателю переходят обязанности по выполнению указанных в пункте 3 настоящей статьи требований, касающихся комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.
Частью 5 той же статьи установлено, что арендатору земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка предоставлено исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду. При этом на собственника или арендатора указанных земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, возлагается обязанность соблюсти максимальные сроки осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков (часть 6 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из условий договора аренды № 300-13 от 23.12.2013 г., срок аренды земельного участка установлен 10 лет, с 23.12.2013 (п. 2.1 договора).
Пунктом 2.3.1 договора аренды № 300-13 от 23.12.2013 предусмотрено, что разработка и обеспечение утверждения в установленном порядке документации по планировке территории в границах Участка осуществляется в срок – с даты подписания договора в течение 2 лет.
В случае, если в течение срока, предусмотренного п. 2.3.1 договора, в законодательство РФ будут внесены изменения, которые повлекут необходимость внесения существенных изменений в разрабатываемую (разработанную) Арендатором документацию по планировке территории в границах Участка, срок предусмотренный п. 2.3.1 договора, и, соответственно срок, предусмотренный п. 2.1 договора увеличивается соразмерно сроку доработки документации по планировке территории в границах Участка, но не более чем на шесть месяцев.
Пунктом 2.3.2 договора предусмотрено, что обеспечение строительства объектов инженерной и иной инфраструктуры, перечисленных в п. 1.2 договора, а также объектов по обустройству территории и т.д., передача в собственность, осуществляется в срок – не более 2 лет от выполнения предыдущего этапа.
Обеспечение жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования вновь образованных земельных участков – в срок не более 6 лет от выполнения предыдущего этапа (п. 2.3.3 договора).
Как указывалось ранее, в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 ГрК РФ (в редакции от 21.10.2013), п. 2.9 Порядка подготовки документации по планировке территории МО г. Братска, утв. постановлением администрации МО г. Братска от 22.12.2010 № 2783, арендатором обеспечена подготовка документации по планировке соответствующей территории, после чего 25.12.2014 подготовленная документация была утверждена в установленном порядке.
Таким образом, арендатором надлежащим образом в установленные сроки исполнена обязанность, предусмотренная 2.3.1 договора аренды № 300-13 от 23.12.2013, в части этапа по подготовке и утверждению документации по планировке территории.
Анализируя условия договора аренды № 300-13 от 23.12.2013, суд приходит к выводу, что условия указанного договора не содержат запрета внесения изменений в утвержденную документацию по планировке территории, а также не ставят возможность внесения изменений в документацию в зависимости от выполнения этапов исполнения договора аренды.
Действующее законодательство также не содержит таких запретов.
Ссылка администрации на возможность внесения изменений в документацию по планировке территории до 25.06.2016 несостоятельна, поскольку условия п. 2.3.1 договора аренды № 300-13 от 23.12.2013 свидетельствуют лишь об увеличении срока, предусмотренного п. 2.3.1 и, соответственно предусмотренного п. 2.1 договора в случае доработки документации по планировке территории (в связи с внесением изменений в законодательство РФ) до ее утверждения, которым заканчивается соответствующий этап по данному договору.
В рассматриваемом случае документация по планировке территории была утверждена 25.12.2014, и внесение изменений в утвержденную документацию по планировке территории является безусловным правом арендатора, которое может быть реализовано на любом этапе комплексного освоения территории, при условии соответствия внесения изменений требованиям п. 10 ст. 45 ГрК РФ.
Внесение изменений в утвержденную документацию по планировке территории не влечет изменение сроков, установленных договором аренды № 300-13 от 23.12.2013, и не изменяет существенные условия данного договора, заключенного по результатам проведенных торгов.
Судом не принимается довод администрации об отсутствии обоснования обществом необходимости внесения изменений в документацию по планировке территории, поскольку указанное не являлось основанием для отказа в рассмотрении и утверждении представленного проекта, кроме того, из заявления от 07.09.2016 следует в качестве приложения к проекту материалов по обоснованию.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о неправомерности и несоответствии Градостроительному кодексу Российской Федерации отказа администрации во внесении изменений в утвержденную документацию по планировке территории в рамках договора аренды № 300-13 от 23.12.2013 по основаниям изложенным в письме от 09.01.2017 № 19/12/17, нарушении прав и законных интересов заявителя как арендатора земельного участка по договору № 300-13 от 23.12.2013, предусматривающего соответствующие его обязанности, в том числе по обеспечению проектирования и строительства инженерной и иной инфраструктуры, объектов жилого и иного назначения.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, требования ООО «Стройкоминвест» подлежат удовлетворению.
В части доводов заявителя о необходимости возложения на администрацию обязанности по утверждению изменений в проект планировки и проект межевания территории, суд отмечает, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление деятельности администрации в соответствующей административной процедуре, в связи с чем в соответствии с положениями ч. 4 ст. 201 АПК РФ считает необходимым возложить на администрацию обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления общества от 07.09.2016 о внесении изменений в проект планировки и межевания территории по существу испрашиваемых изменений.
В силу статьи 102, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с администрации муниципального образования города Братска в пользу ООО «Стройкоминвест» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. (платежное поручение № 9 от 13.01.2017).
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать отказ от 09.01.2017 Администрации муниципального образования города Братска о внесении изменений в документацию по планировке территории, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ограниченный улицами Муханова, Комсомольская, Крупской, Металлургов, утвержденную постановлением Администрации муниципального образования г. Братска от 25.12.2014 № 2981, незаконным, как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Обязать Администрацию муниципального образования города Братска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления ООО «Стройкоминвест» от 07.09.2016 о внесении изменений в проект планировки и межевания территории по существу испрашиваемых изменений.
Взыскать с Администрации муниципального образования города Братска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Стройкоминвест» расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Г.В. Ананьина