ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-9839/17 от 17.08.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело  №А19-9839/2017

24.08.2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  17.08.2017   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   24.08.2017 года.

            Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловым А.В.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664056, <...>)

о признании незаконным решение № 14-13231 от 05.05.2017г.,

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «СибТоргКомпани» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664019, <...>)

при участии  в заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности;

от ответчика: ФИО3 -  представитель по доверенности;

от третьего лица: ФИО4 - представитель по доверенности;

В судебном заседании 14.08.2017 г. в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 15.00 час. 17.08.2017. После перерыва судебное заседание продолжено тем же составом суда.

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска  (далее – заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - ответчик о признании незаконным решения № 14-13231 от 05.05.2017г.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве.

Представитель третьего лица считает заявленные требования необоснованными, пояснив, что решение суда по делу № А19-1667/2016 было исполнено в июне 2017, после надлежащего обращения заявителя в регистрирующий орган.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.08.2016 по делу № А19-1667/2016 оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 признано недействительным распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 20.10.2015 № 504-02-1767/15 «О разделе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:3201, расположенного по ул. Баррикад, 145 Куйбышевского района города Иркутска»; суд обязал Комитет устранить нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «СибТоргКомпани» путем совершения действий, направленных на снятие с государственного учета в государственном кадастре недвижимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:19836, площадью 3128 кв.м, и восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:3201, площадью 5073 кв.м, в прежних границах, существовавших до раздела указанного земельного участка.

07.04.2017 в Управление поступило письменное обращение и.о. заместителя мэра председателя КУМИ Администрации г. Иркутска ФИО5 от 04.04.2017 №505-70-3402/17, содержащее просьбу снять с кадастрового учета земельный участок с кад. №38:36:000018:19836 и восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке, площадью 5073 кв.м. с кад.№38:36:000018:3201 в прежних границах.

На указанное обращение был направлен письменный ответ от 05.05.2017 исх.№14-13231, согласно которому Управление указало, что решение суда не содержит указания на какие-либо кадастровые процедуры, которые обязано совершить Управление, решение суда в данном случае не является основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета, заявителю было разъяснено что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок №38:36:000018:19836  зарегистрировано право собственности муниципального образования, вопрос о прекращении права судом разрешен не был. Заявителю было предложено в целях исполнения решения суда рассмотреть вопрос об объединении земельных участков с одновременной регистрацией права на земельный участок.

Не согласившись с вышеуказанным ответом, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о признании названного ответа незаконным.

В силу  статьи 198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла указанной  нормы  следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий, если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что 07.04.2017 в Управление поступило письменное обращение и.о. заместителя мэра председателя КУМИ Администрации г. Иркутска ФИО6 от 04.04.2017 №505-70-3402/17, содержащее просьбу снять с кадастрового учета земельный участок с кад.№38:36:000018:19836 и восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке, площадью 5073 кв.м. с кад.№38:36:000018:3201 в прежних границах.

На указанное обращение был направлен письменный ответ от 05.05.2017 исх.№14-13231, согласно которому Управление указало, что решение суда не содержит указания на какие-либо кадастровые процедуры, которые обязано совершить Управление, решение суда в данном случае не является основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета, заявителю было разъяснено что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок №38:36:000018:19836  зарегистрировано право собственности муниципального образования, вопрос о прекращении права судом разрешен не был. Заявителю было предложено в целях исполнения решения суда рассмотреть вопрос об объединении земельных участков с одновременной регистрацией права на земельный участок.

Ответчик в ходе рассмотрения дела пояснил, что заявление Комитета не рассматривалось как заявление о государственного кадастровом учете, так как данное обращение было оформлено не в соответствии с требованиями и не по форме определенной  Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 «Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ». Обращение заявителя было рассмотрено в порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Заявителю был разъяснен порядок исполнения вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 04.08.2016 по делу №А19-1667/2016, в том числе, обращено внимание, на отсутствие возможности снятия с кадастрового учета земельного участка при наличии зарегистрированных прав на него.

Как следует из материалов дела, ранее Комитетом в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» направлялось обращение от 17.11.2016 №505-70-7-12430/16, в котором Комитет, ссылаясь на вступившее в законную силу решение суда, а также издание Комитетом распоряжения от 16.11.2016 №504-02-1 179/16 «Об отмене распоряжения заместителя мэра -председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 20.10.2015 № 504-02-1767/15», направляет регистрирующему органу копию указанного распоряжения от 16.11.2016 №504-02-1179/16, копию решения суда по настоящему делу и указывает на необходимость в целях исполнении судебного акта, выполнения регистрирующим органом своих полномочий по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

В ответе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» заявителю было разъяснено, что в решении суда по делу № А19-1667/2016 не содержится указания на совершение ФГБУ «ФКП Росреестра» каких-либо действий, издание распоряжения от 16.11.2016 №504-02-1 179/16 «Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 20.10.2015 № 504-02-1767/15» не ведет к автоматическому изменений сведений в государственном кадастре недвижимости.

До вступления в законную силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) (до 01.01.2017), полномочия по осуществлению кадастрового учета осуществлял филиал ФГБУ «ФКП Росреестра», после указанной даты и по настоящее время данные полномочия осуществляет Управление.

В силу части 1 статьи 14  Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.

Согласно части 5 названной статьи (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:

1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона;

2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

4) в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

4) в отношении всех помещений в здании одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание либо в случае, если право собственности на это здание уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;

6) в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;

7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;

8) в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 настоящего Федерального закона.

Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883 утвержден Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно названному Порядку заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются по выбору заявителя:

1) в форме документов на бумажном носителе при личном обращении:

- в орган регистрации прав независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт);

- к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте;

- через многофункциональный центр по предоставлению государственных или муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню многофункциональных центров, опубликованному на официальном сайте;

2) в форме документов на бумажном носителе, направляемых в орган регистрации прав посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте;

3) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", направляемых в орган регистрации прав через:

единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

официальный сайт;

а также с использованием веб-сервисов.

В свою очередь Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 утверждена форма заявления о государственном кадастровом учете.

Приложением № 4 установлены требования к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно данным требованиям напротив выбранных сведений в специально отведенной графе проставляется знак: «V». Для заполнения заявления заявителем лично (от руки) органом регистрации прав могут быть сформированы на основе форм заявлений разные бланки заявлений (в зависимости от видов регистрационных и иных действий, объектов недвижимости (в том числе их количества), категории заявителей) путем выборки конкретных строк (элементов реквизитов), в том числе путем увеличения числа реквизитов, из форм заявлений для размещения их (бланков) в доступных для заявителей местах. При этом нумерация реквизитов (граф реквизитов) в таких бланках сохраняется.

Все реквизиты (графы реквизитов) заявления являются обязательными для заполнения, если иное не установлено настоящими Требованиями.

Судом установлено, что заявитель в  соответствии с действующими нормативными актами в регистрирующий орган в установленном порядке не обращался.

Обращение заявителя в Управление от 04.04.2017 №505-70-3402/17 не может быть расценено как заявление правообладателя земельных участков по внесению изменений в сведения о них в государственный кадастр, поскольку фактически является обращением о необходимости регистрирующему органу совершить определенные действия на основании решения суда, принятого не в отношении прав и обязанностей последнего. Кроме того, как указано выше данное обращение было подано не по форме утвержденной  Приказом Минэкономразвития России.  В связи с указанным, суд считает, что  у ответчика отсутствовали основания для совершения регистрационных действий на основании данного обращения.

Данное обращение было правомерно рассмотрено ответчиком в порядке определенном Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.          

Судом установлено, что, порядок и сроки рассмотрения вышеназванного обращения нарушены не были.

Данные обстоятельства подтверждаются также действиями самого заявителя, который в июне 2017 обратился за совершением регистрационных действий в порядке определенном действующими нормативными правовыми актами в отношении спорного земельного участка, земельный участок был снят с регистрационного учета, сведения в части площади и местоположения границ земельного участка с кад. №38:36:000018:3201восстановлены в прежних границах. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе письмом Управления №17-исх/1952-ст.

Фактически на момент рассмотрения настоящего дела решение суда по делу № А19-1667/2016 исполнено, что подтверждено в судебном заседании представителем третьего лица.

Доводы заявителя, изложенные в судебном заседании, о том, что в ответе ему не был разъяснен порядок подачи заявления на совершение регистрационных действий, судом отклоняются, так как согласно пояснениям ответчика решение суда могло быть исполнено и иным образом, например путем объединения земельных участков.

Выбор способа исполнения судебного акта (при наличии различных способов) является правом заявителя. Обращение заявителя в свою очередь не содержало требований о разъяснении порядка совершения регистрационных действий.

В оспариваемом ответе Управлением Комитету были разъяснены положения законодательства и предложен способ исполнения решения суда.

При таких обстоятельствах, суд считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Кроме того, оспариваемое решение в любом случае не нарушает права и законные интересы заявителя, так как он не был лишен  права выбора способа исполнения судебного акта.

Доводы заявителя о том, что в результате оспариваемого ответа на Комитет был наложен судебный штраф и взыскан исполнительский сбор, судом отклоняется, так как и судебный штраф (определение Арбитражного суда Иркутской области от 30.03.2017 по делу № А19-1667/2016) и исполнительский сбор (постановление судебного пристава-исполнителя от 06.02.2017) были взысканы с заявителя до его обращения в Управление.

Оспариваемый ответ Управления не нарушает права и законные интересы Комитета в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно не возлагает на него какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Всем существенным доводам сторон судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении, иные доводы и пояснения несущественны и на выводы суда не влияют.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                   А.А. Пугачёв