ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-9931/12 от 14.02.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск Дело № А19-9931/2012

« 14 » февраля 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2013 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания и.о. секретаря судебного заседания Маман А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Ката» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 666661, Иркутская Область, Усть-Илимский район, р.п.Железнодорожный, Промплощадка)

к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 666654, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.04.2012 № 021-38-19/12,

при участии представителей

от заявителя: не явились;

от административного органа, принявшего оспариваемый акт: не явились;

установил:

Закрытое акционерное общество «Ката» (далее – ЗАО «Ката») обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (далее – Северное лесничество) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.04.2012 № 021-38-19/12.

Определением от 01.08.2012 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-9829/2012.

Определением от 15.01.2013 производство по делу возобновлено.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда своего представителя не направил.

Северное лесничество в судебное заседание своего представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Из материалов дела следует, что в соответствии с договором аренды от 11.11.2008 № 91-22-8/8 ЗАО «Ката» является арендатором лесного участка в квартале 94 деляна 1 Катинской дачи Зелиндинско - Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области.

Лесной участок передан обществу для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений (пункт 4 договора).

15.02.2012 административным органом на основании распоряжения Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 11.03.2011 № 968-ра проведена проверка соблюдения обществом договорных обязательств лесного законодательства при заготовке древесины (сплошная рубка лесных насаждений) в границах деляны 1 квартала 94 Катинской дачи Зелиндинско - Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области.

Проверкой установлено нарушение обществом подпункта «к» пункта 13, пунктов 53, 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 (далее - Правила заготовки древесины), подпункта «б» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 01.03.2012.

05.04.2012 старшим специалистом 1 разряда Северного лесничества, государственным лесным инспектором ФИО1 составлены протоколы об административном правонарушении в отношении ЗАО «Ката» по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 038-38-19/12), по части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 039-38-19/12), по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 040-38-19/12).

Постановлением от 18.04.2012, вынесенным начальником Северного лесничества ФИО2, ЗАО «Ката» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Полагая, что постановление от 18.04.2012 № 021-38-19/12 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, ЗАО «Ката» обратилось в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании 07.02.2013, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 9 часов 30 минут 14.02.2013. После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины (лесозаготовка). Пунктом 1 статьи 29 Лесного кодекса РФ определено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, подаваемое лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в полномочные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Порядок заполнения и подачи лесной декларации (далее - Порядок), а также форма лесной декларации утверждены Приказом Минсельхоза России от 08.12.2008 № 529 "О лесной декларации".

Пунктом 2 Порядка установлено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.

Лесной участок площадью 4,5 га, расположенный в деляне 1 квартала 94 Катинской дачи Зелиндинско - Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области, используется заявителем на основании договора аренды лесного участка от 11.11.2008 № 91-22-8/8. Заготовка древесины осуществляется обществом согласно лесной декларации от 19.10.2011, которой установлены сроки проведения работ по заготовке древесины – с 29.10.2011 по 31.12.2011.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно части 9 статьи 29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины, действующие с 31.01.2012, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 53 Правил заготовки древесины организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

В технологической карте разработки лесосек, в том числе, указываются способы очистки от порубочных остатков.

Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.

В соответствии с пунктом 61 Правил заготовки древесины очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.

Очистка мест рубок осуществляется следующими способами:

укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;

сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период;

сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период;

разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;

укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.

Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.

Очистка лесосек сплошных рубок с последующим искусственным лесовосстановлением должна производиться способами, обеспечивающими создание условий для проведения всего комплекса лесовосстановительных работ (подготовка участка и обработка почвы, посадка или посев лесных культур, агротехнические уходы), а также ухода за молодняками.

Очистка лесосек сплошных рубок с наличием подроста ценных пород осуществляется способами, обеспечивающими его сохранность. В весенний, летний и осенний периоды в большинстве случаев порубочные остатки целесообразно укладывать на волоках, а оставшиеся окучивать в местах, где нет подроста. В зимний период, кроме того, возможно сжигание порубочных остатков небольшими кучами в местах без подроста.

Сжигание порубочных остатков сплошным палом не допускается.

При трелевке деревьев с кронами сжигание порубочных остатков должно производиться по мере их накопления на специально подготовленных площадках.

При оставлении порубочных остатков на месте рубки на перегнивание сучья на вершинах стволов срубленных деревьев должны быть обрублены, крупные сучья и вершины разделены на отрезки длиной не более 3 метров.

В горных условиях в целях предотвращения эрозионных процессов порубочные остатки укладываются на трелевочные волоки, а также в валы, располагаемые по горизонталям склонов с расстоянием между ними 8 - 10 метров.

Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно подпункту «к» пункта 13 Правил заготовки древесины при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.

Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила пожарной безопасности), предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, (далее – Правила санитарной безопасности) при использовании лесов не допускается, в том числе, невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Проверкой установлено, что в квартале 94 деляна 1 общество не произвело очистку мест рубок и погрузочных площадок от порубочных остатков на площади 4,5 га, допустило оставление древесины в штабелях на погрузочных площадках.

В разделе 2 технологической карты разработки лесосеки № 1 квартала 94 Зелендинско-Катанского лесничества указан способ очистки лесосеки: одновременно с заготовкой (не допуская разрыва очистки от заготовки) путем сбора порубочных остатков на волоках в валы и в кучи с последующим перегниванием. Очистка порубочных площадок производится путем сбора порубочных остатков в кучи шириной до 3 м., на расстоянии не менее 10 м от стены леса с последующим сжиганием после окончания пожароопасного периода или до его начала.

При осмотре мест рубок, произведенным проверяющим инспектором Северного лесничества в присутствии представителя ЗАО «Ката», установлено, что в квартале 94, делянка № 1, на площади 4,5 га обществом не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков, захламлена стена леса порубочными остатками, оставлена не вывезенная древесина, объем которой невозможно установить из-за снежного покрова (акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 01.03.2012).

Факт нарушения обществом подпункта «к» пункта 13, пунктов 53, 61 Правил заготовки древесины, подпункта «б» пункта 39 Правил санитарной безопасности, пункта 16 Правил пожарной безопасности подтверждается также схемой (приложение № 19 к акту проверки), фототаблицами (приложение № 26 к акту проверки), где зафиксированы нарушения: сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса); не произведена очистка мест рубок согласно технологической карте.

Ссылка заявителя на значительный снежный покров, который препятствовал административному органу засвидетельствовать факт неочистки мест рубок, является несостоятельной и не может быть принята судом.

Кроме того, наличие снежного покрова не препятствовало обществу в осуществлении деятельности по заготовке древесины, учитывая, что общество указало в лесной декларации от 19.10.2011 срок заготовки – с 29.10.2011 по 31.12.2011, при этом, очистка мест рубок предполагается одновременно с заготовкой древесины, соответственно, наличие возможности осуществления заготовки древесины, предполагает наличие возможности по проведению мероприятий по очистке мест рубок.

Из анализа пункта 61 Правил заготовки древесины, предусматривающего способы очистки мест рубок, и пункта 17 Правил пожарной безопасности, предусматривающего осуществление весенней доочистки мест рубок, следует, что правило о проведении очистки мест рубок одновременно с заготовкой древесины не предусматривает освобождение лесопользователей от обязанности по проведению мероприятий по очистке мест рубок в любой период, в том числе и зимний.

В данном случае, общество обязано было произвести сбор порубочных остатков на волоках в валы и в кучи для перегнивания; сбор порубочных остатков в кучи шириной до 3 м., на расстоянии не менее 10 м от стены леса с последующим сжиганием после окончания пожароопасного периода или до его начала, как это предусмотрено технологической картой разработки лесосеки.

Статьей 64 Правил заготовки древесины предусмотрено, что при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных на праве аренды или постоянного (бессрочного) пользования, осмотр мест рубок осуществляется, как правило, в бесснежный период, но не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины.

В данном случае, как следует из лесной декларации от 19.10.2011 заготовка древесины производилась по 31.12.2011, осмотр произведен административным органом 15.02.2012, т.е. с соблюдением сроков, установленных вышеуказанной нормой, не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что при производстве работ по заготовке древесины очистка лесосек от порубочных остатков не обеспечена, на лесосеке оставлена не вывезенная древесина, захламлена стена леса.

Доводы общества, изложенные в заявлении, сводятся к перечислению иных требований Правил пожарной безопасности (наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов), нарушение которых заявителю не вменяется.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доказательства принятия достаточных и необходимых мер для очистки лесосек от порубочных остатков и вывозу древесины заявителем не представлены.

Согласно части 1 статьи 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, общество своими действиями допустило нарушение условий, предусмотренных Правилами заготовки древесины, а также требований пожарной и санитарной безопасности в лесах, то есть совершило правонарушения, предусмотренные частью 1 статьей 8.25, 8.31, 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным органом установлено и доказано совершение обществом вменяемых административных правонарушений: выявлен факт нарушений вышеперечисленных пунктов Правил и установлена причинная связь между конкретными действиями субъекта и наступившими последствиями. В связи с чем, ЗАО «Ката» правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в порядке, установленном статьями 29.9, 29.10 Кодекса, с учетом положений части 2 статьи 4.4. Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.

Каких-либо нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении ЗАО «Ката» к административной ответственности не допущено. Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, представителю заявителя разъяснены.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, требования ЗАО «Ката» о признании незаконным и отмене постановления Северного лесничества от 18.04.2012 № 021-38-19/12 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований Закрытого акционерного общества «Ката» отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Н.Г.Позднякова