Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело №А20-1084/2018
22 мая 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена «15» мая 2018г.
Полный текст решения изготовлен «22» мая 2018 г.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Х.Б. Газаева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Докшоковой З.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, г. Москва
к обществу с ограниченной ответственностью «Эдельвейс», г. Нарткала
об аннулировании лицензии,
в отсутствие представителей сторон.
У С Т А Н О В И Л:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратилась в Арбитражный суд КБР с заявлением об аннулировании лицензии от 18.06.2012 серии ТВ №21023 на осуществление телевизионного вещания выданной обществу с ограниченной ответственностью «Эдельвейс».
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, заинтересованное лицо отзыв на заявление не представило. В связи с этим, суд рассматривает дело по представленным письменным материалам.
Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
18.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) обществу с ограниченной ответственностью «Эдельвейс» (далее - Общество) выдана лицензия серии ТВ № 21023 на осуществление телевизионного вещания телеканала (далее - лицензия).
В соответствии с лицензией серии ТВ № 21023 от 18.06.2012 ООО «Эдельвейс» должно осуществлять распространение телеканала «Эдельвейс ТВ-07» в объеме 10 часов в неделю и телеканала «Телеканал REN-TV» в объеме 158 часов в неделю в населенном пункте Заюково и г.Нарткала Кабардино-Балкарской Республики.
При этом в соответствии с пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, установлены следующие лицензионные требования:
вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала;
вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии;
соблюдение объемов вещания;
вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания – для вещателей, не являющейся редакцией телеканала или радиоканала;
вещание на выделенных конкретных радиочастотах – в случае наземного эфирного, спутникового вещания;
вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе – в случае наземного эфирного цифрового вещания;
соблюдение параметров спутникового вещания – для спутникового вещания;
соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 установлено, что Роскомнадзор осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания, по лицензированию деятельности в области телевизионного вещания и радиовещания.
Пунктом 5.1.4.1 Положения установлено, что Роскомнадзор осуществляет лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области телевизионного вещания и радиовещания.
В соответствии с письмом Роскомнадзора от 23.07.2014 №05КМ-46610 и приказом Управления Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике от 24.07.2014 № 49-нд в период с 25.07.2014 по 31.07.2014 было проведено внеплановое систематическое наблюдение в отношении Общества, в результате которого выявлено несоблюдение лицензионных требований: неосуществление вещания на выделенных конкретных радиочастотах; нарушение территории распространения телеканала (неосуществление вещания на территории н.п. Заюково); нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов; нарушение порядка объявления выходных данных. По итогам проведенного внепланового систематического наблюдения составлен акт систематического наблюдения от 31.07.2014 № А-07-21023/01 с приложениями. На основании указанного акта и в соответствии с ч.2 ст. 31.7 Закона о СМИ Роскомнадзором Обществу было вынесено предписание от 17.11.2014 № 05КМ-76657 (далее - предписание) об устранении выявленного нарушения.
В соответствии с приказом Управления Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике от 31.10.2014 №75-нд в период с 17.11.2014 по 12.12.2014 была проведена плановая систематическая выездная проверка в отношении Общества.
В ходе плановой выездной проверки было выявлено несоблюдение лицензионных требований: неосуществление вещания на выделенных конкретных радиочастотах; нарушение территории распространения телеканала (неосуществление вещания на территории н.п. Заюково); нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов; нарушение порядка объявления выходных данных.
По итогам плановой выездной проверки составлен акт от 12.12.2014 №А-07-21032-108312/01, где отражены выявленные нарушения лицензионных требований.
В связи с данными обстоятельствами и в соответствии с приказом Управления Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике от 09.02.2015 №12-нд в период с 12.02.2015 по 11.03.2016 была проведена внеплановая документарная выездная проверка в отношении Общества с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений от 17.11.2014 №05 КМ -76657 и от 12.12.2014 №П-07/21032-01.
По итогам проведенной внеплановой документарной выездной проверки составлен акт от 11.03.2015 №А-07-21032/02. В ходе внеплановой документарной выездной проверки было также выявлено несоблюдение лицензионных требований: неосуществление вещания на выделенных конкретных радиочастотах; нарушение территории распространения телеканала (неосуществление вещания на территории н.п. Заюково); нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов; нарушение порядка объявления выходных данных. В связи с невыполнением Обществом в установленный срок предписания, Роскомнадзором на основании приказа от 11.06.2015 №113-СМК действие лицензии Общества от 18.06.2012 серии ТВ №21023 было приостановлено до 06.07.2015.
В целях проверки устранения лицензиатом нарушений, послуживших основанием для приостановления действия лицензии серии ТВ № 21023 от 18.06.2012, в период с 18.09.2015 по 07.09.2015 на основании приказа Управления Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике от 17.08.2016 № 53-нд проведено внеплановое систематическое наблюдение в отношении Общества. По итогам проверки были выявлены нарушения лицензионных требований: неосуществление вещания на выделенных конкретных радиочастотах; нарушение территории распространения телеканала и радиоканала; нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов; несоблюдение объемов вещания, которые зафиксированы в акте систематического наблюдения от 26.09.2016 № А-07-21032/03.
В соответствии с письмом филиала ФГУП ВГТРК – Гостелерадиофонда от 26.08.2015 №1545/908/10 установлено, что Общество по состоянию на 24.08.2015 не предоставило обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции. Так последняя доставка обязательного экземпляра была осуществлена 04.12.2014.
Кроме того, в соответствии с приказом Роскомнадзора по КБР от 30.10.2015 №74-нд в период с 18.11.2015 по 08.12.2015 было проведено плановое систематическое наблюдение в отношении Общества.
По итогам проведенной внеплановой документарной выездной проверки составлен акт от 08.12.2015 №А-07-21032/04. В ходе систематического наблюдения было выявлено несоблюдение лицензионных требований: неосуществление вещания на выделенных конкретных радиочастотах; нарушение территории распространения телеканала (неосуществление вещания на территории н.п. Заюково); нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов; нарушение порядка объявления выходных данных.
В соответствии с письмом филиала ФГУП ВГТРК – Гостелерадиофонда от 26.08.2015 №1545/908/10 установлено, что Общество по состоянию на 24.08.2015 не предоставило обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции. Так последняя доставка обязательного экземпляра была осуществлена 04.12.2014.
При этом в соответствии с письмом филиала ФГУП ВГТРК – Гостелерадиофонда от 20.11.2015 №1545/908/10 установлено, что Общество по состоянию на 18.11.2015 не предоставило обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции. Так последняя доставка обязательного экземпляра была осуществлена 04.12.2014.
С целью контроля устранения нарушений в период с 06.09.2016 по 26.09.2016 на основании приказа Управления Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике от 30.08.2016 №71-нд было проведено внеплановое систематическое наблюдение в отношении Общества.
По итогам проведенного внепланового систематического наблюдения составлен акт от 26.09.2016 №А-07/3/71-нд/70. В ходе систематического наблюдения было выявлено несоблюдение лицензионных требований: неосуществление вещания на выделенных конкретных радиочастотах; нарушение территории распространения телеканала и радиоканала; нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов; несоблюдение объема вещания.
В соответствии с письмом филиала ФГУП ВГТРК – Гостелерадиофонда от 31.08.2016 №2222/908/10 установлено, что Общество по состоянию на 30.08.2016 не предоставило обязательный экземпляр аудиовизуальной продукции. Так последняя доставка обязательного экземпляра была осуществлена 04.12.2014.
Таким образом, лицензиатом не были устранены нарушения, указанные в предписаниях от 17.11.2014 №05КМ-76657 и от 12.12.2014 №П-07/21032-01.
В соответствии со ст. 31.7 Закона о СМИ в срок, установленный для устранения выявленного нарушения, либо в срок приостановления действия лицензии лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении нарушения, повлекшего за собой выдачу такого предписания или принятие решения о приостановлении действия лицензии, с приложением документов и материалов, подтверждающих устранение выявленного нарушения. В случае, если в течение срока приостановления действия лицензии лицензиат не устранил нарушение, повлекшее за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются также: 1) выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона); 2) соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание; 3) предоставление лицензиатом сведений, предусмотренных статьей 31.9 настоящего Закона. Согласно статье 31.7 Закона о средствах массовой информации лицензирующий орган в пределах своей компетенции выдает лицензиату предписание об устранении выявленного нарушения или о недопустимости совершения нарушения, в том числе в случае выявления лицензирующим органом нарушения лицензиатом лицензионных требований. При выдаче такого предписания лицензирующий орган предупреждает лицензиата о приостановлении действия лицензии в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок такого предписания. В соответствии со статьей 31.7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии на срок не более трех месяцев в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа об устранении выявленного нарушения или в случае выявления лицензирующим органом грубого нарушения лицензионных требований. Решение о приостановлении действия лицензии с указанием основания его принятия и срока приостановления действия лицензии доводится в письменной форме лицензирующим органом до лицензиата в течение двух рабочих дней со дня принятия этого решения. В срок, установленный для устранения выявленного нарушения, либо в срок приостановления действия лицензии лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении нарушения, повлекшего за собой выдачу такого предписания или принятие решения о приостановлении действия лицензии, с приложением документов и материалов, подтверждающих устранение выявленного нарушения согласно статье 31.7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». В случае, если в течение срока приостановления действия лицензии лицензиат не устранил нарушение, повлекшее за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В силу статьи 31.7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии, в том числе в случае неустранения лицензиатом в установленный лицензирующим органом срок нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что нарушения, повлекшие приостановление действия лицензии ТВ №21023 от 18.06.2012, в течение срока приостановления действия лицензии обществом и по настоящее время не устранены. Доказательств опровергающих данное обстоятельство в материалах дела не имеется, а также не представлено обществом вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ.
Кроме того, каких-либо доказательств наличия причин, объективно свидетельствующих о невозможности выполнения обязанности по устранению нарушения указанных в предписаниях нарушений, о продлении срока устранения нарушении, указанных в предписаниях, в лицензирующий орган с приложением необходимого комплекта документации, обществом не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. В случае неоказания услуг связи более чем три месяца, в том числе их неоказания с указанного в лицензии дня начала оказания таких услуг, лицензирующий орган вправе выносить предупреждение о приостановлении действия лицензии (подпункт 3 пункта 1 статьи 37 Закона о связи) и в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии, приостановить действие лицензии (подпункт 3 пункта 2 статьи 37 Закона о связи).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39 Закона о связи аннулирование лицензии в судебном порядке осуществляется по искам заинтересованных лиц или лицензирующего органа в случае неустранения в установленный срок обстоятельств, вызвавших приостановление действия лицензии.
Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о связи одним из принципов использования в Российской Федерации радиочастотного спектра является разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру. В соответствии со ст.22 Закона о связи регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. При этом радиочастотный спектр является ограниченным ресурсом. Получение лицензии на наземное эфирное вещание или спутниковое вещание ввиду технологической специфики предусматривает необходимость использования радиочастотного спектра. Данные лицензии содержат приложения с указанием выделенных конкретных номиналов радиочастот. Пунктом 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 №1025, к лицензионным требованиям отнесены требования о необходимости вещания указанного в лицензии телеканала или радиоканала, соблюдение объемов и даты начала вещания. Таким образом, неосуществление вещания, а значит, неиспользование выделенных для осуществления вещания радиочастотного спектра, которые являются ограниченным ресурсом, нарушение территории распространения телеканала и радиоканала; нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов; несоблюдение объема вещания, влечет ущерб интересам государства и общества, выражающийся в препятствии осуществлению экономических, организационных и технических мероприятий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении № 14-П от 12 мая 1998 года, Постановлении № 13-П от 30 июля 2001 года, Определении №244-0 от 14 декабря 2000 года меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, 9 2007_2437499 предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц (пункт 20 Постановления). Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Поэтому при рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать характер совершенного нарушения, устранение организацией нарушения, а также иные фактические обстоятельства дела.
В данном случае судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «Эдельвейс» не устранило в установленный Роскомнадзором срок нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии.
Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дело судом Общество не устранило допущенное нарушение закона, несмотря на обращение Роскомнадзора в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии. Более того, принятие Роскомнадзором в отношении Общества такой внесудебной меры государственного принуждения как приостановление действия лицензии не привело к достижению желаемого результата и не способствовало исполнению Обществом обязанности по исполнению предписания в установленный срок. В данном случае лицензия, выданная на осуществление телевизионного вещания, которое, фактически не осуществляется, создает для государственных органов невозможность осуществлять лицензионный контроль, что сопряжено с необходимостью бессмысленного расходования средств государственного бюджета, формируемого за счет налогов и сборов, уплачиваемых гражданами и юридическими лицами, вводит в заблуждение лиц заинтересованных в получении информации по указанным в лицензии направлениям, что нарушает государственные и общественные интересы государства и неопределенного круга граждан.
Суд, учитывая обстоятельства, свидетельствующие о систематическом, пренебрежительном отношении общества к исполнению требований действующего законодательства, поскольку в данном случае, факт нарушения полностью подтверждается материалами дела и нарушает охраняемые общественные интересы приходит к выводу о том, что аннулирование лицензии в данном конкретном случае как мера ответственности является адекватной, справедливой и полностью соответствующей характеру допущенного обществом нарушения законодательства.
При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций удовлетворить.
Аннулировать лицензию серии ТВ №21023 от 18.06.2012г. на осуществление телевизионного вещания, выданную обществу с ограниченной ответственности «Эдельвейс».
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Судья Х.Б. Газаев