ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-1195/10 от 01.07.2010 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена 01 июля 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 08 июля 2010 г.

г. Нальчик Дело №А20-1195/2010

«8» июля 2010 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Э.Х. Браевой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Браевой Э.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью пищекомбинат «Русь –Алко», г. Майский

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Кабардино-Балкарской Республике, г. Майский,

к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, г.Москва

о возврате из бюджета 3 250 000 руб.,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - Жемухова М.А. – по доверенности от 10.06.2010 № 3, от инспекции – Гири Р.М. по доверенности от 19.12.2008 №02-15/13662,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью пищекомбинат «Русь-Алко» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением к межрайонной инспекции ФНС России №4 по КБР (далее – инспекция, налоговый орган) о возврате из бюджета 3 250 000 руб. уплаченного лицензионного сбора за выдачу лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

К участию в деле была привлечена Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее Росалкогольрегулирование) в качестве соответчика.

Указанная служба, надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направила, в связи с чем дело рассматривается без ее участия.

Представитель заявителя в заседании поддержал свои требования, просит взыскать из бюджета уплаченный лицензионный сбор.

Представитель инспекции возражает против доводов заявителя, ссылаясь на то, что налоговый орган не является администратором платежей, возврат которых требует заявитель, а также пояснил, что Росалкогольрегулирование является правопреемником прав и обязанностей территориальных органов ФНС в части регулирования алкогольного рынка.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Как установлено в заседании и подтверждается материалами дела, в июле 2009 года общество обратилось в налоговый орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При подаче заявления лицензирующему органу представлены в том числе платежные поручения об уплате лицензионного сбора от 24.09.2009 № 7 на сумму 3 000 000 руб. и от 24.07.2009 № 8 на сумму 250 000 руб.

Росалкогольрегулирование направило в адрес заявителя письмо от 27.02.2010 о невозможности рассмотрения вопроса о выдаче лицензии, сославшись на отсутствие документа об оплате госпошлины за предоставление лицензии, поскольку изменились размер (6 000 000 руб.) и реквизиты для оплаты госпошлины за выдачу лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В связи с полученным отказом в рассмотрении заявления, общество обратилось в межрайонную инспекцию ФНС России №4 по КБР с заявлениями от 09.03.2010 о возврате уплаченных в бюджет сумм 3 000 000 руб. и 250 000 руб.

Налоговый орган письмами от 11.03.2010 № 09-08/03028 и № 09-08/03027 отказал в возврате указанных сумм, ссылаясь на то, что территориальные налоговые органы не являются администраторами кода бюджетной классификации, куда уплачены истребуемые суммы.

Отказ налогового органа в возврате 3 250 000 руб. послужил основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 171-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 18 данного Федерального закона закупка, поставка и хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции является деятельностью, подлежащей обязательному лицензированию.

Порядок выдачи лицензий регламентирован статьей 19 этого же Федерального закона, в пункте 1 которой приведен перечень документов, подлежащих представлению соискателем лицензии для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе документ, подтверждающий оплату госпошлины.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в редакции от 27.01.2009), Федеральная налоговая служба являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим функции по контролю и надзору, в том числе за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пункт 8 рассматриваемого постановления устанавливает, что оно вступает в силу с даты его официального опубликования, за исключением подпунктов 5.3.1 - 5.3.3, 5.3.5 - 5.3.7, 5.4.1 и 5.4.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка и пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением, вступающих в силу в сроки, устанавливаемые отдельными решениями Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в постановлении от 15.10.2009 N 810 установило, что с 19.10.2009 вступают в силу подпункты 5.3.1 и 5.3.2 (лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, а также подпункт "б" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (в части признания утратившими силу подпунктов 5.3.2 и 5.3.4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).

В результате создания специального органа власти в его компетенцию были переданы и полномочия налоговой службы по лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, с 19.10.2009 Российской Федерацией перераспределены полномочия между государственными органами, в связи с чем вопросы лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вошли в компетенцию вновь созданного органа - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, которая в том числе стала администратором соответствующих платежей.

Из материалов дела следует, что оплата сбора за выдачу лицензии была заявителем осуществлена в период, когда полномочия в сфере лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляла налоговая служба; на дату получения ответа о невозможности рассмотрения заявления о выдаче лицензии, а также на дату рассмотрения настоящего дела соответствующие полномочия налоговой службы прекращены.

Согласно Приказу Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относящихся к периоду исполнения функции администрирования по доходному источнику иным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляется вновь утвержденным главным администратором (администратором) доходов бюджета.

В связи с чем суд считает, что требования заявителя к межрайонной инспекции ФНС России № 4 по КБР заявлены необоснованно и в удовлетворении требований заявителя в этой части следует отказать.

В части требований к Росалкогольрегулированию заявление общества подлежит оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка рассмотрения спора.

Из материалов дела следует, что ответ о невозможности рассмотрения заявления о выдаче лицензии был подготовлен и направлен Росалкогольрегулированием 27.02.2010, однако доказательств обращения в указанный орган с заявлением о возврате уплаченного сбора обществом суду не представлено.

Общий порядок возврата государственной пошлины, уплаченной за совершение юридически значимых действий, определен статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 3 который предусматривает обязанность обратиться с соответствующим заявлением в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина.

Администратором поступлений в бюджет по обязательствам, возникшим до 1 января 2010 года, является орган государственной власти, орган местного самоуправления, выполняющий функции администратора поступлений в бюджет от государственной пошлины, являвшейся до 1 января 2010 года платой за совершение юридически значимых действий.

При возникновении требования плательщика о возврате сумм вышеуказанной платы заявление о возврате направляется администратору поступлений в бюджет от соответствующей государственной пошлины с приложением подлинных платежных документов.

Как было указано выше администратором доходов при уплате госпошлины за получение лицензии за осуществление деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является Росалкогольрегулирование, с соответствующим заявлением к которому общество не обращалось.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом.

При обращении в суд заявителю была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины. Исходя из представленных документов, суд считает возможным уменьшить размер госпошлины, учитывая финансовое положение заявителя.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 169-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью пищекомбинат «Русь –Алко» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Кабардино-Балкарской Республике отказать.

Заявление общества с ограниченной ответственностью пищекомбинат «Русь –Алко» к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка оставить без рассмотрения.

Уменьшить размер госпошлины по делу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью пищекомбинат «Русь –Алко» в федеральный бюджет 500 руб. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд КБР.

Судья Э.Х. Браева