ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-1379/12 от 15.06.2012 АС Кабардино-Балкарской Республики

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нальчик Дело №А20-1379/2012

«20» июня 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2012г.

Полный текст решения изготовлен 20.06.2012г.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе: судьи Сохроковой А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорохиным А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЮМТУ Росстандарта), г.Нальчик о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Авант-Алко», с.Сармаково по ст.19.33 КоАП РФ

при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя: Бозиевой Л.Т. по доверенности №33 от 10.01.12г.,Дударова Т.Х. по доверенности №31 от 01.2012г.

от лица, привлекаемого к ответственности: Геоня А.В. по доверенности от 16.02.12г.

  У С Т А Н О В И Л: 

Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЮМТУ Росстандарта) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Авант-Алко», с.Сармаково по ст.19.33 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела представители заявителя требование поддержали и просили привлечь общество к административной ответственности.

Представитель общества просила в удовлетворении требования отказать, так как управлением допущены существенные процессуальные нарушения .

Изучив материалы, представленные сторонами, суд считает, что требование заявителя подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно сводному плану проверок субъектов предпринимательства на 2012 год приказом ЮМТУ№01-30/606 от22.03.2012г. была назначена проверка ООО «Авант-Алко». Срок проведения проверки с 16.04.2012г. по 07.05.2012г.

11.04.2012г. в адрес общества управлением направлено требование о представлении документов для проведения проверки в срок до 19.04.2012г.

19.04.2012г. обществу направлено письмо о том, что 27.04.2012г. в отношении общества будет составлен протокол об административных правонарушениях по статье 19.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

27.04.2012г. составлен акт проверки №01-26/41 и протокол об административном правонарушении .

Материалы для рассмотрения направлены в Арбитражный суд КБР.

Общество считает, что оснований для привлечения общества у управления не было.

Судом установлено, что управлением допущены нарушения прав общества, влекущие отказ в привлечении общества к административной ответственности.

Частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 названного закона (в части срока уведомления о проведении проверки), отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.

На основании статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Нарушение данного срока является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля. Результаты проверки, проведенной органом государственного надзора с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Суду не представлены доказательства направления обществу приказа о проведении проверки.

Согласно почтовому уведомлению требование о представлении документов было направлено по месту фактического нахождения общества и вручено 16.04.2012г. Даову, то есть в день начла проведения проверки.

По пояснениям представителя общества Даов не является работником общества. Иные доказательства суду не представлены. Суду также не представлены доказательства направления уведомления по месту регистрации общества , а именно в с.Сармаково, где общество зарегистрировано, согласно учредительным документам .

Кроме того, ни акт проверки, ни протокол об административном правонарушении обществу не направлялись.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Статья 28.2 Кодекса содержит требования к составлению протокола об административном правонарушении, которые продиктованы обязанностью административного органа обеспечить соблюдение прав и гарантий лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодекса, о чем делается запись в протоколе (часть 3); законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4); протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5); законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6).

В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.

Суд установил, что извещение о месте и времени составления протокола направлено также не по юридическому адресу общества, а по месту аренды цехов и вручено также Даову, чьи полномочия на получение корреспонденции не подтверждены.

Согласно статье 25.4 Кодекса защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Доказательства того, что общество заблаговременно было извещено о месте и времени рассмотрения материалов проверки и имело возможность подготовиться и обеспечить явку своего законного представителя в управление, либо направить ходатайство об отложении составления протокола (составления протокола без его участия), суду не представлено.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Названные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 Кодекса требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.

Пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъясняет, что существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Направленное в адрес общества извещение в нарушение указанного требования не содержало сведения о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол.

Таким образом, не извещение лица, привлекаемого к административной ответственности по месту регистрации о времени и дате составления протокола об административном правонарушении, не указание в извещении сведений о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, а также не направление акта проверки протокола об административном правонарушении обществу, является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ

р е ш и л:

В удовлетворении требования Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд КБР.

Судья А.Л.Сохрокова