ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-143/14 от 14.05.2014 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Нальчик Дело №А20-143/2014

22 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2014

Решение в полном объеме изготовлено 22 мая 2014

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Тишковой Ф.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дерико Ю.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Промстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Нальчик,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Нальчик

об обязании произвести возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 60 000 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 - директора;

от ответчика: ФИО2 представителя по доверенности от 25.06.2013 №40-101-32;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Промстрой» (далее-истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее-ответчик, Управление) об обязании произвести возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 60 000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с нормами подпункта 8.1. пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается при переходе права к новому правообладателю.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить. При этом, пояснил, что в ходе судебного разбирательства ответчик возвратил 15 000руб.

Представитель ответчика отзыв на иск не представил, но в судебном заседании заявленные требования истца не признал, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 22 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уплате государственная пошлина как продавцом, так и покупателем на основании письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 октября 2010 №Д23-3940.

В соответствии с нормой статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 11 час.00мин. 14 мая 2014, о чем на сайте суда в сети Интернет размещена информация о месте и времени продолжения судебного заседания, после чего судебное заседание продолжено.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, арбитражный суд первой инстанции установил следующие обстоятельства.

16 ноября 2007 за ООО «Промстрой» (истец) зарегистрировано право собственности помещения в административном здании, назначение: нежилые, общая площадь 171,5 кв  .м. этаж 2, инв.№10978, адрес объекта: КБР, ул.Ленина/Толстого,д.57/81, помещения 1-го,2-го этажа, кадастровый (или условный) номер: 07-07-01/010/2006-225, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 ноября 2007 сделана запись регистрации №07-07001/026/2007-401 (л.д.23, 34 т.1).

Обществом принято решение о продаже части принадлежащего ему на праве собственного указанного выше нежилого помещения (л.д.43 т.1).

1. 10 ноября 2011 (л.д.24 т.1) между ООО «Промстрой» (продавец) и ФИО3 (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимостью, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя нежилые помещения, расположенные на первом этаже в здании по адресу: <...>/Толстого, д.57/81 согласно поэтажного плана и экспликации по техническому паспорту: №1 площадью-17,6 кв.м., №2-16,1 кв.м., всего 33,7 кв.м. (п.1.1. договора.). Стороны подписали акт приема-передачи от 10.11.2011 (л.д.26 т.1).

18 ноября 2011 необходимые документы сданы в Управление для государственной регистрации перехода права, что подтверждается распиской в принятии документов (л.д.27 т.1).

13 декабря 2011 (л.д.28 т.1) ООО «Промстрой» получил от Управления уведомление о приостановлении государственной регистрации в срок до 12.01.2012 и необходимости представить оплату госпошлины за государственную регистрацию права собственности ООО «Промстрой» на продаваемое помещение в размере 15 000руб., за внесение изменений общей площади объекта в размере 600руб., за выдачу свидетельства на оставшуюся площадь в размере 600руб. на основании ст.333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, а также заявление на отчуждаемый объект недвижимости площадью 33.7 кв.м. за ООО «Промстрой». В уведомлении указано, что для регистрации перехода права собственности на объект недвижимости необходимо сформировать раздел ЕГРП на новый объект, образованный путем выделения из соответствующего объекта недвижимости его части и зарегистрировать право собственности на новый объект (который подлежит продаже), без заявления правообладателя регистратор не вправе совершать указанные действия.

19 декабря 2011 ООО «Промстрой» уплачена требуемая госпошлина в размере 15 000руб. за государственную регистрацию сделок, в размере 600 руб. за внесение изменений в ЕГРП в связи с изменением площади объекта, в размере 600руб. за выдачу свидетельства на нежилое помещение, что подтверждается соответственно платежными поручениями №22 от 19.12.2011, №23 от 19 декабря 2011, №24 от 19 декабря 2011 (л.д.30 т.1) .

Управлением произведена государственная регистрация права на объект недвижимости проданное имущество площадью 33,7 кв.м.этаж 1, адрес объекта: <...>/Толстого,д.57/81, за ФИО3 (покупатель), кадастровый (или условный) номер: 07-07-01/074/2011-072, о чем в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27 декабря 2011 сделана запись регистрации №07-07-01/074/2011-073 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 27 декабря 2011 (л.д.33, т.1).

Кроме того, управлением произведена государственная регистрация права на объект недвижимости на остаток площади 137,8 кв.м. (171,5 кв.м.-33,7 кв.м.) за ООО «Промстрой», кадастровый (или условный) номер: 07-07-01/010/2006-225, о чем в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 ноября 2007 сделана запись регистрации №07-07-01/026/2007-401 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 16 ноября 2007. При этом, дата выдачи нового свидетельства, за которую уплачена госпошлина в размере 600руб. не отражает дату внесения новых изменений, а датируется 16.11.2007 (л.д.34 т.1).

2. 02 октября 2012 (л.д.59 т.1) между ООО «Промстрой» (продавец) и ФИО3(покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимости, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя нежилые помещения, расположенные на втором этаже в здании по адресу :<...>/Толстого,д.57/81 согласно поэтажного плана и экспликации по техническому паспорту: №6 площадью 16,1 кв.м. (п.1.1. договора.) (п.1.1. договора.).

Необходимые документы сданы в Управление для государственной регистрации перехода права, что подтверждается распиской в принятии документов (л.д.62 т.1).

При этом, истец (продавец) уплатил государственную пошлину в размере 15 000руб. платежным поручением №26 от 03.10.2012, в графе назначение платежа которого указано «за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно договору купли-продажи от 02.10.2012 между ООО «Промстрой» и ФИО3» (л.д.61 т.1).

ООО «Промстрой» получил от Управления уведомление о приостановлении государственной регистрации в срок до 26.11.2012 в связи с наличием противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. Указано, что в заявлении на государственную регистрацию перехода права собственности от 06.10.2012 указан объект, кадастровый номер 07-07—1/010/2006-225, общая площадь 137,80кв.м., при этом предметом договора купли-продажи от 02.06.2012 является объект, площадью 16,1 кв.м., данные о котором отсутствуют в ЕГРП, что противоречит пункта 2 статьи 13 Закона о регистрации, в соответствии с которой, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникший прав на данный объект в ЕГРП (л.д.63 т.1).

ООО «Промстрой» данные требования не выполнил, поскольку покупатель отказался от договора купли-продажи от 02.06.2012.

ООО «Промстрой» получен от Управления отказ в государственной регистрации права (л.д.65 т.1).

3.   04 апреля 2013 (л.д.67 т.1) между ООО «Промстрой» (продавец) и ФИО4 (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимости, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя нежилые помещения, расположенные на первом этаже в здании по адресу: <...>/Толстого,д.57/81 согласно поэтажного плана и экспликации по техническому паспорту: №6 площадью 16,1 кв.м. (п.1.1. договора.).Стороны подписали акт приема-передачи от 04.04.2013 (л.д.68 т.1).

Необходимые документы сданы в Управление для государственной регистрации перехода права, что подтверждается распиской в принятии документов от 06.04.2013 (л.д.72 т.1).

При этом, истец (продавец) уплатил государственную пошлину в размере 15 000руб. платежным поручением №5 от 04.04.2013, в графе назначение платежа которого указано «госпошлина за гос.регистрацию договора от 04.04.2013 об отчуждении недвижимого имущества» (л.д.71, 77 т.1).

27 мая 2013 Управлением произведена государственная регистрация права на объект недвижимости продаваемого имущества (нежилые помещения, расположенные на первом этаже в здании по адресу: <...>/Толстого,д.57/81 согласно поэтажного плана и экспликации по техническому паспорту: №6 площадью 16,1   кв.м., кадастровый (или условный) номер:   07-09-0100000:22148), о чем в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27 мая 2013 сделана запись регистрации №07-07-01/022/2013-345 и выдано ООО «Промстрой» свидетельство о государственной регистрации права (л.д.74 т.1).

При этом, 30 мая 2013 (л.д.74 т.1) Управление направило ООО «Промстрой» сообщение об отказе в госрегистрации права на имущество (нежилые помещения, расположенные на первом этаже в здании по адресу: <...>/Толстого,д.57/81 согласно поэтажного плана и экспликации по техническому паспорту на остаток площади 121,7 кв.м. (137,8кв.м. – 16,1 кв.м.), указав, что ООО «Промстрой» не представлены документы, подтверждающие оплату госпошлины за госрегистрацию права собственности на вновь созданный объект (121,7 кв.м.), что противоречит ст.333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 22 статьи 333.33 НК РФ за госрегистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущества, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий для юридических лиц- 15 000руб.

Во избежание отказа покупателя от сделки купли-продажи, истец (продавец) вновь уплатил государственную пошлину в размере 15 000руб. квитанцией от 25.06.2013, в графе наименование платежа которого указано «за гос.регистрацию» (л.д.76 т.1).

Управлением произведена государственная регистрация права на объект недвижимости проданного имущества площадью 16,1 кв.м.этаж 1, адрес объекта: <...>/Толстого,д.57/81, за ФИО4 (покупатель), кадастровый (или условный) номер: 07:09:01 00000:22148, о чем в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 августа 2013 сделана запись регистрации №07-07-0/032/2013-331 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 10 августа 2013 (л.д.84 т.1).

05 декабря 2013 ООО «Промстрой» обратилось в Управление с заявлением №41 о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 60 000руб. (л.д.102 т.1), в том числе:

-15000руб. платежное поручение №22 от 19.12.2011;

-15000руб.-платежное поручение №26 от 03.10.2012;

-15000руб.-платежное поручение №5 от 04.04.2013;

-15000руб.- квитанция от 25.06.2013.

Письмом от 31.12.2013 Управлением отказано обществу в возврате излишне уплаченной госпошлины в размере 45 000руб., оплаченные платежными поручениями №22 от 19.12.201, №26 от 13.10.2012, №5 от 04.04.2013, ссылаясь на то, что они были использованы для проведения государственной регистрации права собственности в соответствии с пунктами 22 статьи 333.33 НК РФ и не могут быть возвращены (л.д.104 т.1).

Не согласившись с отказом Управления по возврату излишне уплаченной госпошлины, выраженным в письме от 31.12.2013, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

В отношении 15000руб., оплаченных квитанцией от 25.06.2013 в письме ничего не указано, но в ходе судебного разбирательства, указанная сумма возвращена обществу платежным поручением № 224 от 18.02.2014 в полном объеме (л.д.105 т.1).

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество определен положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (далее - Правила N 219), и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом N 122-ФЗ.

Согласно статье 1 Закона N 122-ФЗ под недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, понимаются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктами 1, 2, 9 статьи 12 Закона N 122-ФЗ установлено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в ЕГРП.

Статьей 13 названного Закона установлен порядок проведения государственной регистрации прав, где указано, что государственная регистрация прав проводится при приеме документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрации таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины.

Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина для организаций в размере 15 000 рублей, для физических лиц – 1000руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации общество вправе владеть, пользоваться и распоряжаться как всем принадлежащим ему объектом недвижимости, так и его частями и совершать в отношении этого имущества любые действия.

В соответствии со статьей 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 5 пунктом 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Порядок и основания возврата или зачета государственной пошлины определены статьей 333.40 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, подлежит возврату.

Исходя из данного перечня, основанием для возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных статьей 333.33 НК РФ, является, в том числе, уплата лицом, обратившимся в уполномоченный орган, государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.

Возврат излишне уплаченной государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления. Решение о возврате принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина (пункт 3 статьи 333.40 НК РФ).

Пунктом 3 названной нормы определено, что заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично - копии указанных платежных документов. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган, осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате. Трехгодичный срок обращения с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины обществом соблюден.

Платежные поручения об уплате государственной пошлины на общую сумму 60 000 рублей были представлены регистрационной службе. Данное обстоятельство Управлением не опровергается.

Оспариваемый отказ в возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 45 000руб. мотивирован Управлением в письме 31.12.2013, в котором ссылается на то, что они были использованы для проведения государственной регистрации права собственности в соответствии с пунктами 22 статьи 333.33 НК РФ и не могут быть возвращены. Данная норма предусматривает государственную регистрацию прекращения права в случае, когда право прекращается без перехода права к новому правообладателю и, соответственно, государственная пошлина должна уплачиваться бывшим правообладателем.

При этом, Управление искусственно побуждает (заставляет) правообладателя подать заявление о совершении регистрационных действий, облагаемых госпошлиной в размере 15000руб.

Между тем, действующее законодательство (статья 235 ГК РФ) не предусматривает таких оснований прекращения права, которые предполагаются Управлением. Отказ лица от права собственности как основание прекращения права предусмотрен статьей 236 ГК РФ только в случае, когда собственник устраняется от владения, пользования и распоряжение имуществом без намерения сохранить права на это имущество.

В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики МинФина РФ от 29.11.2011 №03-05-06-03/91 «Об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на отдельно продаваемое по договору купли-продажи нежилые помещения, входящие в состав объекта недвижимого имущества» указано, что собственник не обязан повторно регистрировать свое право, в том числе, на отдельные части объекта недвижимости. Поэтому регистрация объектов недвижимости, образовавшихся в результате раздела нежилого помещения, не прекращает права собственности на них (л.д.113 т.1).

При этом, представитель Управления в судебном заседании ссылается на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 октября 2010 № Д23-3940, согласно которому (абзац 9), если в результате раздела объекта недвижимого имущества образуется два объекта недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, госпошлина взимается на государственную регистрацию прав на каждый вновь образованный объект (л.д.117 т.1).

Между тем, в соответствии с п.п. 8.1. пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, который отражен в абзаце указанного письма № Д23-3940, за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом правообладателя от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества государственная пошлина не уплачивается.

В связи с этим, ссылка ответчика на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 октября 2010 № Д23-3940 (абзац 9) не относится к рассматриваемой ситуации, так как общество просило возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в связи с ее переплатой, то есть ее уплатой в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах суд считает, что решение регистрирующего органа об отказе в возврате излишне уплаченной государственной пошлины в части противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Ответчик возвратил госпошлину в размере 15000руб. в ходе судебного разбирательства, оплаченную истцом квитанцией от 25.06.2013, что подтверждается платежным поручением № 224 от 18.02.2014, в связи с чем, иск в этой части подлежит отклонению.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично на сумму 45 000руб. В остальной части иск отклоняется в связи с уплатой после подачи иска в суд (иск подан в суд 17.01.2013, оплачено18.02.2014).

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истцу при подаче иска в суд предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, в связи с чем, подлежащая взысканию госпошлина относится на ответчика, но не взыскиваются, поскольку ответчик освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем, она взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1. Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Промстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить частично.

2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) произвести возврат излишне уплаченной государственной пошлины обществу с ограниченной ответственностью «Промстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в сумме 45 000 руб. В остальной части иска отказать.

3.Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья Ф.М. Тишкова