ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-1466/18 от 27.02.2019 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-1466/2018

11 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2019 года

Полный текст решения изготовлен  11 марта  2019 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи С.М. Пономарева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.М. Созаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Кабардино-Балкарский Зооветснаб»,  г. Нальчик 

к инспекции Федеральной налоговой службы №2 по городу Нальчику Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик

о признании невозможной к взысканию задолженности,

третье лицо: Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по КБР

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Накова М.Х по доверенности №11/05 от 11.05.2018,

от инспекции: Байсиевой А.Х. по доверенности от 11.01.2019 №02-08/00066,

от ГУ-ОПФ РФ по КБР: Теуважуковой И.В. по доверенности от 09.01.2018 №07-13/24,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Кабардино-Балкарский Зооветснаб»,  г. Нальчик (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением  (уточненном в порядке статьи 49 АПК РФ)  в котором просит: - признать  невозможной к взысканию инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по городу Нальчику недоимки по налогам в общей сумме 100 396 рублей 20 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017г. в сумме  18 445 рублей, по пени в сумме 8 359,49 рублей; налог на имущество организаций в сумме 38 824 рубля, по пени в сумме 13 633,40 рубля; налог на имущество организаций, входящих в ЕСТ в сумме 13 716 рублей, по пени в сумме 6 583,16 рубля; денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотренных НК РФ - штраф в сумме  4 400 рублей.

Представитель заявителя просит удовлетворить уточненные заявленные требования.

            Представитель налогового органа в судебном заседании пояснил, что представить доказательства принятия мер налогового администрирования в полном объеме, в отношении  оспариваемых сумм задолженности по налогам и страховым взносам инспекция не может, поскольку документы не сохранились.

            Представитель третьего лица в судебном заседании просила оказать в удовлетворении заявленных требований. Однако пояснила, что не может представить в суд постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании страховых взносов, а также доказательства взыскания задолженности судебным                     приставом- исполнителем.

  Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Как следует из материалов дела, ОАО «КБ Зооветснаб» зарегистрировано 04.02.2005 года за основным государственным регистрационным номером - 1050700202519.

Налоговая инспекция выдала обществу справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам №241500 по состоянию расчетов на 08.05.2018, в соответствии с которым за налогоплательщиком - ОАО «КБ Зооветснаб» числится недоимка в общей сумме 100 396 рублей. 20 копеек.

Заявитель   считает, что в справке №241500 от 08.05.2018 незаконно отражена вышеуказанная задолженность в связи с тем, что у налогового органа  истекли все сроки для принудительного взыскания спорной задолженности. 

Согласно статье 20 ФЗ N 250 от 03.07.2016 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Передача полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам, в соответствии с Планом-графиком мероприятий ("дорожная карта") утвержденным ФНС России N ММВ-23-11/10@ и Правлением ПФР N 2И 15.07.2016, производится путем единоразовой выгрузки из базы ПФР в базу ФНС России информации по итогам 2016 года.

Взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 01.01.2017, производится налоговыми органами с меры взыскания, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Из изложенного следует, что данные плательщиков страховых взносов передаются органами ПФР в налоговые органы при единоразовой выгрузке из базы ПФР в базу ФНС России по итогам 2016 года, включая сведения о задолженности по взносам, при этом взыскание указанной недоимки производится налоговыми органами.

Судом было предложено налоговому органу и пенсионному фонду представить  пояснения по периоду образования недоимки, а также  документы, подтверждающие взыскание недоимки в бесспорном либо судебном порядке, администрирование недоимки, в том числе недоимки для пени, постановления о возбуждении исполнительных производств. Однако, доказательства принятия мер администрирования оспариваемой задолженности  и ее взыскания инспекцией и фондом в материалы дела не представлены в полном объеме. Также не представлены в полном объеме расчеты пени.

Судом установлено, что в адрес ССП налоговым органом и фондом были направлены постановления о взыскании задолженности на основании требований. ССП вынесены постановления об окончании исполнительных производств. Однако, доказательств о повторном направлении постановлений вынесенных на основании требований о  возбуждения исполнительных производств, в материалы дела не представлено.

Таким образом, налоговым органом и фондом не соблюден принудительный порядок взыскания задолженности.

Налоговым органом в доказательство администрирования спорной задолженности представлены следующие документы:

- требование №109669 от 16.06.2015 на сумму 1 149,18 руб., из которой: пеня в сумме 802,07 руб.,  72 коп., по налогу на имущество, пеня в сумме 347,11 руб. по налогу на имущество  ЕСГ; решение №103439 от 13.08.2015, постановление от №18832 от 05.11.2015 доказательства направления в ССП. Задолженность по налогу возникла за 4 квартал 2011, доказательства взыскания не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган 13.04.2016 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

- требование №382505 от 06.04.2016 на сумму 11 264 рублей, пеня в сумме                   2 683, 28 руб.; решение №105651 от 16.06.2016, , постановление от №20602 от 12.08.2016 доказательства направления в ССП. Задолженность по налогу возникла за 4 квартал 2015. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган 03.04.2017 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

- требования №113453 от 28.12.2016 на сумму 3 931, 60 руб. - пеня по налогу на имущество, решение №108701 от 08.02.2017, постановление от №2604 от 23.03.2017 доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2017 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

- требование №110733 на 23.12.2015 на 3 105,98 руб., решение №112705 от 21.05.2017,

постановление от 25.05.2017, доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2017 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

           - требования №107690 от 19.03.2015 на сумму 1247,90 руб., из которой: пеня по налогу на имущество 908,44 руб., пеня по налогу на имущество  ЕСГ 339,46 руб., решение №102290 от 20.04.2015, постановление от 20.07.2015, доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2016 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

         - требование №104993 от 30.09.2014 на сумму1045,61 руб. пеня по налогу на имущество 928,65 руб., пеня по налогу на имущество  ЕСГ 116,96 руб. решение №1005223 от 05.11.2014, постановление от 24.12.2014, доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2015 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

          - требования №342264 от 11.08.2014 на сумму 2 420 руб. по налогу на имущество  ЕСГ, пеня по налогу на имущество 189, 60 руб., решение №99733 от 21.07.2014, постановление от 24.12.2014, доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2015 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

          - требования №341613 от 09.06.2014 на сумму 2 824 руб. по налогу на имущество, пеня по налогу на имущество  ЕСГ238,47 руб., решение №97914 от 21.04.2014, постановление от 12.09.2014, доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2015 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

          - требования №339827 от 10.03.2014 на сумму 2 824 руб., по налогу на имущество, пеня в сумме 232,95 по налогу на имущество  ЕСГ, решение № 97914 от 21.04.2014, постановление от 30.04.2014, доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2015 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

          - требования №100256 от 24.12.2013 на сумму 141,43 руб. пеня по налогу на имущество, решение №97021 от 05.02.2014, постановление от 30.04.2014, доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2015 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

          - требование №98046 от 26.09.2013 на сумму 48,11 руб. пеня по налогу на имущество, решение №95800 от 95800 от 19.11.2013, постановление от 30.01.2014, доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2014 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

- требование №319123 от 12.08.2013 на сумму 2 824 руб. по налогу на имущество, пеня в сумме 47,48 руб. по налогу на имущество, решение № 95282 от 24.09.2013, доказательства направления в ССП;

          - требование №318080 от 08.05.2013 на сумму 2 824 руб. по налогу на имущество, решение №93734 от 08.07.2013, постановление от 04.09.2013, доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2014 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

         - требование №95424 от 26.06.2013 на сумму 24.11 руб. пеня по налогу на имущество, решение №94142 от 02.08.2013, постановление о взыскании за счет имущества и доказательства направления в ССП не представлены. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены;

        - требование №112037 от 04.08.2016 на сумму 1908,77 руб. пеня по налогу на имущество, доказательства направления требования в адрес должника не представлены, решение №106752 от 26.09.2016, постановление от 09.01.2017, доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2017 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

- требование №105378 от 29.12.2014 на сумму 1261,83 руб., из которой: пеня по налогу на имущество 918, 52 руб., пеня в сумме 343, 31 по налогу на имущество  ЕСГ, доказательства направления требования в адрес должника не представлены, решение №101412 от 24.02.2015,  постановление от 20.07.2015, доказательства направления в ССП. Доказательства взыскания задолженности по налогу не представлены. Постановление о взыскании за счет имущества возвращено из ССП по КБР в налоговый орган в 2016 и повторно в ССП по КБР не направлялось;

            Представитель инспекции пояснил, что не может представить документы в отношении задолженности по штрафу в сумме  4 400 рублей.

   Пенсионным фондом в обоснование взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС в сумме  18 445 рублей, пени в сумме 8 359,49 рублей представлены следующие документы:

          - требование от 03.02.2011, решение №93734 от 01.03.2011, постановление от 21.09.2011, доказательства направления в ССП. Однако фондом не представлено в суд постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании страховых взносов, а также доказательства, что взыскание задолженности производится судебным приставом- исполнителем.

               В соответствии с частью 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога и соответствующих сумм пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пени). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. С учетом изменений, внесенных в редакцию статьи 46 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

           Соответствующая правовая позиция содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.07.2003 N 2100/03.

           Из изложенного следует, что предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога (с учетом пункта 3 статьи 46 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) включает в себя: срок уплаты налога + 3 месяца на направление требования + 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пени.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (далее - постановление N 820) приведен перечень случаев, которые являются основанием для признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам, к числу которых подпунктом "г" отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Из взаимосвязанного толкования указанных норм права следует, что уполномоченный орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

При этом инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только уполномоченный орган, но и плательщик взносов, в том числе путем подачи в суд заявления о признании недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной к взысканию. Надлежащим способом защиты является и заявление о признании уполномоченного органа утратившим возможность взыскания задолженности. При этом действующее законодательство не содержит обязанность плательщика взносов до обращения в суд с таким заявлением обжаловать принятые уполномоченным органом в рамках внесудебного взыскания ненормативные акты по мотивам их несоответствия фактической обязанности по уплате взносов.

В заседании установлено, что в нарушение норм Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального  закона 212-ФЗ налоговый орган и Пенсионный фонд не могут  представить доказательства принятия мер в полном объеме по их администрированию, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемая недоимка по страховым взносам и пеням не была администрирована или взыскана в судебном порядке, в настоящее время срок взыскания указанной задолженности истек и налоговый орган утратил  право взыскания указанной задолженности.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, вступившего в силу с 02.09.2010, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Отражение в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений, а также сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика и создает препятствия нормальному осуществлению ими своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 170-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

            Признать невозможной к взысканию инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по городу Нальчику задолженности сумме 100 396 рублей 20 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС в сумме  18 445 рублей, пени в сумме 8 359,49 рублей; налог на имущество организаций в сумме 38 824 рубля, пени в сумме 13 633,40 рубля; налог на имущество организаций, входящих в ЕСТ в сумме       13 716 рублей, пени в сумме 6 583,16 рубля; денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотренных НК РФ - штраф в сумме  4 400 рублей.

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд КБР в течение 1 месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                С.М. Пономарев