Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело № А20-147/2019
26 марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2019г.
Полный текст решения изготовлен 26.03.2018г.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе судьи А.Л. Сохроковой
При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алтуевым Х.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи, г. Москва
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по КБР, г. Нальчик
об оспаривании приказа Управления ,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя –ФИО1 по доверенности от 19.02.2019 №14, ФИО2 по доверенности от 31.08.2019 №24,от Росгвардии – ФИО3 по доверенности от 18.02.2019 №12, ФИО4 по доверенности от 31.01.2019 №9, ФИО5 по доверенности №13 от 20.03.2019г.
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи», г. Москва обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением о признании недействительными пункты 6.2, 7, 11.1, 11.2,11.4, 13 (абзац 2,3) исключая учредительные документы) приказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области от 26.12.2018 года № 837.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования.
Представители ответчика просили в удовлетворении требования отказать.
Судом установлено, что на основании поручения Заместителя Председателя Правительства РФ от 03.12.2018г. №ЮБ-П4-8547 начальником Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по КБР был издан приказ №837 (т.1 л.д. 101).
Заявитель , не согласился с пунктами 6.2, 7, 11.1, 11.2,11.4, 13 (абзац 2,3) приказа, посчитав , что Росгвардия нарушила свои полномочия указанными пунктами.
Согласно приказу №837 в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 9 Федерального закона РФ от 03.07.2016г. №226-фз « О войсках национальной гвардии РФ» и поручением Заместителя Председателя Правительства РФ от 03.12.2018г. №ЮБ-П4-8547 «О проведении в соответствии со сферой ведения внеплановой проверки деятельности государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» приказано провести внеплановую выездную проверку в отношении Управления специальной связи по КБР- филиала федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи»( УСС по КБР).
Пунктом 6.2 Приказа предусмотрено, что задачей настоящей проверки является изучение состояния соблюдения УСС по КБР обязательных требований при организации и осуществлении деятельности. В случае выявления нарушений, их устранение в установленном порядке.
Согласно пункту 7 предметом настоящей проверки является соблюдение УСС по КБР обязательных требований при организации и осуществлении деятельности..
Пункт 11 Приказа : В процессе проверки провести следующие контрольные мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки проверить:
1. наличие законных оснований на осуществление УСС по КБР охранной деятельности ( в том числе при обеспечении безопасности перевозимых почтовых и иных отправлений)
2.соблюдение УСС по КБР и его работниками требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих охранную деятельность.
4.соответствие требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области охранной деятельности положений локальных актов и документации по организации охраны и обеспечению безопасности объектов.
Пункт 13 Приказа содержит перечень документов, предоставление которых УСС по КБР необходимо для достижение целей и задач проведения проверки. Заявитель не согласен с абзацами 2, 3 пункта 13, согласно которым УСС должны представить
-нормативные правовые и иные акты, регламентирующие охранную деятельность и организацию охраны объектов, а также оборот оружия и специальных средств.
-служебная документация по организации охраны и обеспечению сохранности объектов почтовой связи , почтовых отправлений, иных грузов и денежных средств.
Заявитель считает, что указанные пункты приказа являются не законными и не соответствуют действующему законодательству, так как выходят за пределы полномочий Росгвардии.
Суд, исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон, пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению частично.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" от 5 апреля 2016 г. N 157 внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 14 названного Указа установлено, что до вступления в силу соответствующего федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полномочия полиции, права военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников полиции, а также порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.
3 июля 2016 г. принят Федеральный закон "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" N 226-ФЗ (далее по тексту - Закон), в п. 9 ч.1 статьи 2 которого на войска национальной гвардии возложена такая задача, как осуществление федерального государственного контроля (надзора):за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций;за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В развитие положений, указанных в Законе, Президентом Российской Федерации издан Указ "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" от 30 сентября 2016 г. N 510.
Пунктом 9 названного Положения определено, что Росгвардия обеспечивает участие войск национальной гвардии в обеспечении федерального государственного контроля (надзора):
за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций;
за частной охранной и частной детективной деятельностью в Российской Федерации;
(в ред. Указа Президента РФ от 04.06.2018 N 289)
за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Согласно устава ФГУП «Главный центр специальной связи», предприятие является организацией федеральной почтовой связи с особыми уставными задачами, обеспечивает потребности государства в пересылке секретных и иных специальных отправлений, действует в соответствии с положением о службе специальной связи Министерства связи Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1994 N 1379, предприятие в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Законом об оружии, Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и данным уставом.
Согласно п. 2.2. Устава ФГУП ГЦСС, утвержденного Приказом Федерального агентства связи от 22.09.2015 N 239, основным видом деятельности предприятия является оказание услуг специальной связи. Наряду с основным видом деятельности Предприятие также осуществляет иные виды деятельности, необходимые для достижения целей, указанных в п. 2.1 Устава, в том числе прием, обработку, хранение, перевозку и доставку отправлений и грузов, содержащих сведения и материалы, относящиеся к государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайне; драгоценные металлы и драгоценные камни от мест добычи до потребителей, изделия из них; иные ценные и особые грузы органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий и других юридических лиц.
В соответствии с положениями части шестой статьи 20 ФЗ «О почтовой связи» в целях обеспечения сохранности объектов почтовой связи, почтовых отправлений и денежных средств организации федеральной почтовой связи вправе иметь подразделения почтовой безопасности и охраны.
Указанные подразделения обеспечивают безопасность объектов почтовой связи, почтового транспорта и работников организаций почтовой связи, а также охрану почтовых отправлений и денежных средств, осуществляют меры по предотвращению случаев утрат и хищений почтовых отправлений и денежных средств, контролируют соблюдение ограничений в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), Сберегательный банк Российской Федерации, Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе, по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также при транспортировании денежных средств и ценностей.
Из системного толкования указанных норм следует, что Росгвардия вправе осуществлять проверку в порядке государственного контроля (надзора) УСС в пределах своих полномочий , а именно за оборотом оружия, находящегося во временном пользовании УСС и за деятельностью подразделений охраны УСС.
Проверка осуществляется в порядке , установленном законом от 26.12.2008г. №294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В статье 14 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В части 2 указанной статьи установлены обязательные требования к содержанию распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа, а именно: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
На действия должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю устанавливаются следующие ограничения:
1) они не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица. Соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора) закреплено в законодательстве в качестве одного из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);
3) не вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изъятия оригиналов документов, относящихся к предмету проверки.
Оценив содержание пунктов 6 и 7 Приказа, суд считает, не законным не указание видов деятельности , подлежащих проверке, так как проверяющий орган обладает только частью полномочий по проверке УСС и не имеет право проверять выполнение обязательных требований , не относящихся к его компетенции.
Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 660 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" устанавливает порядок осуществления федерального государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (далее соответственно - подразделения охраны, федеральный государственный контроль).
Последовательность административных действий (процедур) при осуществлении органом государственного контроля федерального государственного контроля устанавливается административным регламентом.
Учитывая отсутствие более раннего ненормативного акта , суд считает возможным использовать понятия , установленные Приказом Росгвардии от 21.12.2018 N 651 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны" и который зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2019 N 53659.
Указанным актом регламентирован порядок осуществления Росгвардией федерального государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Контроль осуществляется Росгвардией и ее территориальными органами. Предметом контроля является соблюдение обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление деятельности подразделений охраны.
Должностные лица при осуществлении контроля, имеют право, в том числе:
- проводить выездные проверки деятельности подразделений охраны по месту их нахождения и в местах охраны ими объектов;
- проверять места хранения оружия, патронов и специальных средств, их учет, сохранность, безопасность хранения и использования;
- требовать от должностных лиц подразделения охраны объяснения в письменной и устной формах по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
- пользоваться компьютерами, электронными носителями информации, сканерами, телефонами, средствами аудио- и видеозаписи, фотоаппаратами, осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъемку и пр.;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
- составлять протоколы об административных правонарушениях.
Статьей 13 приведен исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемого подразделения охраны:
учредительные документы;
гражданско-правовые договоры (акты) на оказание услуг по охране объектов (имущества);
служебная документация по организации охраны и обеспечению безопасности охраняемых объектов (имущества);
организационно-распорядительные документы (акты), регламентирующие организацию охраны объектов (имущества), а также оборот оружия и специальных средств;
документы по обеспечению учета, сохранности, безопасности хранения и использования оружия и патронов к нему;
документы, подтверждающие прохождение работниками подразделений охраны ежегодных профилактических медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также профессиональной подготовки, обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из толкования указанных актов следует, что Росгвардия проверяет подразделения охраны УСС. Кроме того, Росгвардия вправе проверять использование оружия, находящегося во временном пользовании УСС. Таким образом проверяет подконтрольную Росгвардии область деятельности , а не выполнение уставных задач УСС, выполнение которых подведомственно Россвязьнадзору.
В связи с изложенным , не указание вида деятельности, подлежащего проверке в пунктах 6 и 7 оспариваемого приказа , либо не указание полномочий а пределах которых проходит проверка, является существенным нарушением прав проверяемого лица.
Суду не представлены доказательства того, что в УСС по КБР было создано подразделение охраны, подлежащее проверке со стороны Росгвардии.
Согласно контрактам №126/1 от 23.10.2018г. и №126 от 01.01.2019г. централизованную охрану объектов УСС осуществляет ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по КБР».
Как установлено судом УСС по КБР не осуществляет охранную деятельность , как вид предпринимательской деятельности, в связи с чем, суд считает не правомерным истребование пунктом 2 статьи 11 оспариваемого приказа , согласно которому Росгвардии надлежит проверить соблюдение УСС по КБР и его работниками требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих охранную деятельность.
В остальной части суд считает возможным в удовлетворении требования отказать, так как суду не представлены доказательства того , что оспариваемые пункты вынесены за пределами полномочий проверяющего органа ( оружие и подразделения охраны ) и нарушают права проверяемого лица, так как Росгвардия вправе проверить сам по себе факт осуществления УСС охранной деятельности (пп1,4 п11 приказа), так как данный вид деятельности предусмотрен для ФГУП и с этой целью истребовать необходимые документы(п.13 приказа).
Исходя из положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одним из требований законности, предъявляемых к решениям органов, осуществляющих публичные полномочия, является принятие данных актов в соответствии с установленной процедурой.
Заявителем не представлено доказательств фактического нарушения его прав оспариваемыми пунктами приказа.
Подлежат отмене принятые судом обеспечительные меры.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ
Р Е Ш И Л :
Требования заявителя удовлетворить частично.
Признать не законными пункты 6.2, 7 в части не указания сферы проверяемой деятельности , подпункт 2 пункта 11 приказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по КБР №837 от 25.12.2018г.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
Отменить обеспечительные меры , принятые судом 21.01.2019г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд КБР.
Судья А.Л. Сохрокова