Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Нальчик Дело №А20-1822/2014
17 июня 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 10.06.2014 . Полный текст решения изготовлен 17.06.2014.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Н.Ж. Кочкаровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Теуважевой З.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО "Новстройинвест"
к Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г.Нальчику
о признании недействительным решения об отказе в регистрации в связи с ликвидацией
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя : Белоус – ликвидатор, Адаховской – дов. в деле
инспекции : ФИО1 – дов. в деле, ФИО2 – дов. в деле , ФИО3 – дов. в деле
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью «Новстройинвест» ( далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г.Нальчику ( далее – инспекция) об отказе в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и обязании проведения государственной регистрации.
В предварительном судебном заседании в присутствии и с согласия сторон суд в соответствии с статьей 137 АПК РФ завершил подготовку дела к судебному заседанию и открыл судебное заседание в суде первой инстанции.
В ходе судебного заседания представители заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении в полном объеме.
Представители инспекции исковые требования отклонили, пояснив следующее. На момент подачи ликвидационного баланса у общества имелась кредиторская задолженность, которая не была отражена в ликвидационном балансе. Кроме того, в адрес инспекции поступило письмо Управления экономической безопасности по Краснодарскому краю с просьбой до окончания проверочных мероприятий проводимых в отношении общества, внести в информационный ресурс ограничение на следующие регистрационные действия : изменение адреса, реорганизация, ликвидация.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 07.03.2003. и состояло на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новороссийску Краснодарского края.
22.11.2013. единственным участником общества было принято Решение №5 об изменении места нахождения общества и утверждение нового юридического адреса : КБР, <...> дом.3. оф.2. Этим же решением утверждены изменения к Уставу.
04.12.2013. общество было поставлено на налоговый учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по г.Нальчику КБР.
12.12.2013. единственным участником ООО «Новстройинвест» было принято Решение №7 о ликвидации общества, назначении ликвидатором общества ФИО4 и поручение ему осуществления полного комплекса мероприятий по ликвидации общества.
Объявление о ликвидации общества было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" №51 от 25.12.2013.
13.12.2013. инспекцией в ЕГРЮЛ были внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
20.01.2014. в связи с истечением сроков предъявления требований кредиторов с момента опубликования сообщения в журнале "Вестник государственной регистрации" №51 от 25.12.2013. Решением №9 был утвержден утвердить промежуточный ликвидационный баланс общества.
05.03.2014 инспекцией в ЕГРЮЛ была внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
07.03.2014. заявитель обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением инспекции от 17.03.2014 в государственной регистрации юридического лица отказано со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, в связи с непредставлением документов, определенных статьей 20 Закона о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов. Отказ мотивирован тем, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения (задолженность перед бюджетом), в связи с чем, это рассматривается как непредставление а регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. Кроме того, в регистрирующий орган поступили сведения о проходящей выездной налоговой проверки общества .
Полагая, что указанное решение инспекции является незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации, в том числе и порядок ликвидации организации, урегулирован в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно статье 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации установленных сведений.
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
Основания отказа в государственной регистрации перечислены в статье 23 Закона N 129-ФЗ, согласно которой , отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;
и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;
к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
1.1. Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.
непредставления определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Согласно пункту 5 статьи 23 Закона N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Инспекция полагает, что на момент подачи ликвидационного баланса у общества имелась задолженность перед бюджетом, в связи с чем, сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе недостоверны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия должна исполнить обязанность по уплате налогов.
Наличие у ликвидируемого юридического лица непогашенных требований по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды влечет обязанность ликвидатора (при наличии указания в ликвидационном балансе на отсутствие у организации имущества, позволяющего погасить данные требования) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица несостоятельным (банкротом) в силу пункта 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Суд учитывает, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и состояния его расчетов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11.
Исходя из смысла приведенных выше норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 129-ФЗ, представленный на государственную регистрацию ликвидационный баланс считается непредставленным, а содержащиеся в нем сведения - недостоверными лишь в том случае, когда в этом балансе не учтена существующая на дату его составления задолженность (в том числе по обязательным платежам в бюджет), предъявленная кредитором ликвидируемому юридическому лицу в установленные законом порядке и сроки.
По мнению инспекции сведения в представленном заявителем ликвидационном балансе являются недостоверными со ссылкой на наличие справки №3129 от 07.03.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Бремя доказывания наличия задолженности перед бюджетом, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на налоговый орган.
Статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В свою очередь инспекцией не представлено в суд доказательств, из которых следовало бы наличие задолженности ответчика перед бюджетом по недоимки указанной в Справке №3129 от 07.03.2014. , а также подтверждался момент возникновения данной задолженности.
Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Как видно указанная обязанность исполнена ликвидатором, установлен 2-х месячный срок для заявлений требований кредиторов с момента публикации.
В установленный срок налоговый орган требования об уплате налога ликвидатору не заявил.
Налоговый орган непосредственно был извещен о предстоящей ликвидации общества в связи с подачей установленных законом сведений.
Составлению ликвидационного баланса предшествует составление промежуточного ликвидационного баланса, в котором отражены все требования кредиторов. При этом нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 129-ФЗ предусматривают составление промежуточного ликвидационного баланса по истечении двухмесячного срока для предъявления кредиторами своих требований с момента публикации сообщения о ликвидации юридического лица, а не с момента представления ликвидатором сведений о принятии решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии в регистрирующий орган.
Инспекция, приняла кредиторскую задолженность, указанную в промежуточном ликвидационном балансе, не заявив своих требований и надлежащим образом зарегистрировав промежуточный ликвидационный баланс.
Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы являются надлежащим кредитором по уплате платежей в бюджет и должны соблюдать, как и все остальные кредиторы, порядок предъявления своих требований в процессе ликвидации организации - налогоплательщика. Совпадение кредитора и регистрирующего органа в одном лице не дает налоговому органу оснований для нарушения порядка ликвидации. При не заявлении в установленный законодательством срок требований кредитора к ликвидатору такие требования считаются погашенными.
Инспекция не доказала, что на момент ликвидации у заявителя имелась задолженность перед бюджетом и налоговым органом были приняты необходимые меры по взысканию этой задолженности в установленном порядке путем предъявления ею как кредитором соответствующего требования о наличии задолженности по налогам, пеням, штрафам.
Напротив, уже после истечения срока принятия требований кредиторов налоговый орган провел сверку расчетов и составил Акт №9440 , в соответствии с которым на 13.03.2014. у общества отсутствует задолженность по налогам, отсутствие задолженности так же подтверждается актами №9580 от 01.04.2014., №9680 от 10.04.2014., и справкой об отсутствии задолженности по налогам №11137.
Таким образом, довод инспекции на предоставление заявителем ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения в связи с наличием задолженности по обязательным платежам в бюджет, является необоснованной и противоречит фактическим обстоятельствам дела. На момент вынесения оспариваемого решения у налогового органа не было предусмотренных законом оснований считать, что у заявителя имеется задолженность. Отказывая в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, налоговый орган руководствовался предположениями, неподкрепленными надлежащими и допустимыми доказательствами неисполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств.
Кроме того, основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации, инспекцией указано на наличие сведений о проходящей выездной налоговой проверки по решению от 27.11.2013.
Как следует из представленных документов ИФНС России по г.Новороссийску было принято Решение №2352 от 27.11.2013. о назначении выездной налоговой проверки ООО «Новстройинвест» по всем налогам и сборам за период с 01.01.2012. по 31.12.2012. Данное решение было направлено почтой по юридическому адресу налогоплательщика. Согласно письма ИФНС России по г.Новороссийску от 18.04.2014. , выездная налоговая проверка окончена 17.03.2014., по результатам которой оформляется акт.
Положения главы 4 Налогового кодекса Российской Федерации, а также законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривают проведение выездной налоговой проверки юридического лица в связи с его ликвидацией в качестве обязательного условия государственной регистрации такого юридического лица в связи с ликвидацией.
В соответствии с абзацем 8 раздела I "Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией", утвержденных приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@ (далее по тексту - Методические указания) с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и до представления документов, предусмотренных статьей 21 Закона N 129-ФЗ (т.е. не позднее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица - пункт 2 статьи 22 данного Федерального закона), налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет.
Пунктом 2.1 раздела II Методических указаний предусмотрено, что структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, направляет не только в отдел выездных налоговых проверок, но и в отдел урегулирования задолженности служебную записку с указанием сведений о принятии решения о ликвидации для осуществления контрольных мероприятий в отношении ликвидируемой организации в установленном внутриведомственным актом порядке.
Налоговая проверка завершается составлением акта, однако, по результатам выездной налоговой проверки ООО «Новстройинвест» акт не составлен. Кроме того, обязанность по уплате сумм налогов, пеней и штрафов либо взыскание сумм, начисленных по этой проверке, возможно только после вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов этой проверки.
На дату отказа заявителю в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией инспекция не располагала вступившим в законную силу решением по итогам проведенной налоговой проверки. При таких обстоятельствах у налогового органа на дату вынесения оспариваемого решения не имелось доказательств наличия у налогоплательщика задолженности по акту проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Добросовестность сторон предполагается как по отношению к реализации своих обязанностей налогоплательщиком так и контролирующим налоговым органом.
При этом порядок, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации не устанавливает приоритетного положения для налогового органа как кредитора хозяйствующего субъекта, закрепив общий порядок направления своих требований и защиты прав кредиторов для всех участников гражданских правоотношений.
В силу пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредиторов либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Получив промежуточный ликвидационный баланс, в котором в размер кредиторской задолженности не включены суммы недоимки, приняв его, инспекция за принудительным взысканием, имеющейся, по ее утверждению, задолженности в судебном порядке не обращалась.
Таким образом, будучи с начала декабря 2013 года извещенным о начале процесса ликвидации общества, налоговый орган не предпринял установленных законом мер для заявления требований обществу. Суду не представлены доказательства надлежащего заявления ИФНС как кредитором требований в отношении имеющейся у Общества задолженности по обязательным платежам, до завершения ликвидационных процедур. Доказательств обращения ИФНС в суд с иском к ликвидатору общества в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 64 ГК РФ, в деле не имеется. При изложенных обстоятельствах отказ в удовлетворении заявленных обществом требований свидетельствовал бы о неправомерном предоставлении налоговому органу необоснованной возможности заявить свои требования с нарушением установленного срока. Между тем, основания для предоставления налоговому органу преимущества в сравнении с положением иных кредиторов и вопреки требованиям закона отсутствуют. Ликвидация юридического лица осуществлена в соответствии с требованиями статей 63 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствовали основания полагать недостоверным представленный ликвидатором в инспекцию ликвидационный баланс.
Поскольку ликвидатор представил в регистрирующий орган все документы, необходимые в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации ликвидации общества, у инспекции отсутствовали основания для отказа в ее проведении.
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 07.09.2012. по делу №А32-46473/2011, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.04.2013 по делу №А25-1785/2012.
Судом отклоняются доводы ответчика о том, что регистрационные действия по ликвидации общества не могут быть проведены в связи с поступившим из Управления экономической безопасности и противодействия коррупции по Краснодарскому краю в соответствии с п.4.ч.1. ст.13 ФЗ «О полиции» , ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», письма №4/137-3943 от 07.04.2014., подписанного ВРИО начальника ФИО5 , о внесении в информационный ресурс ограничение на следующие регистрационные действия : изменения адреса, реорганизация, ликвидация ООО «Новстройинвест» до окончания проверочных мероприятий . Данные выводы инспекции основаны на положении пункта 4 статьи 51 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п.4 статьи 51 Гражданского кодекса РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
Из системного толкования п.4 статьи 51 ГК РФ и п.6. ст.9 Закона №129-ФЗ следует, что такими заинтересованными лицами являются физические лица. Кроме того, Письмом ФНС России №СА-4-14/1645@ определен порядок направления данного возражения . В соответствии с данным письмом , физическое лицо вправе направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц с указанием своих паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии). Такое возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи физического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Согласно п.4. ч.1. ст.13 Федерального Закона «О полиции» в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.
В связи с отсутствием в вышеприведенном перечне указаний на соответствующее полномочие суд приходит к выводу об отсутствии у начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции по Краснодарскому краю полномочий на принятие запрета совершения регистрационных действий по внесению любых изменений в регистрационное дело ООО «Новстройинвест».
Таким образом, письмо начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции по Краснодарскому краю №4/137-3943 от 07.04.2014. , направленное в ИФНС России №1 по г.Нальчику с целью запрета совершения регистрационных действий по внесению любых изменений в регистрационное дело ООО «Новстройинвест» до окончания проверочных мероприятий , не является законным основанием для указанного запрета.
Судом отклоняются доводы инспекции, выраженные в решении по жалобе общества , что на момент подачи ликвидационного баланса у общества имелась не урегулированная сумма переплаты по налогу.
Как пояснил в ходе судебного заседания представитель заявителя, при перерегистрации общества из ИФНС по г.Новороссийску в ИФНС РФ №1 по г.Нальчику, уплаченные в бюджет налоги не были переведены в лицевую карточку налогоплательщика. В связи с чем, общество платежными поручениями ( копии в материалах дела) произвела оплату налогов и пени и одновременно обратилось с заявлением от 27.02.2014. о возврате переплаты в связи с ликвидацией общества.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования общества являются законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При подаче иска истцом была уплачена госпошлина в размере 2 000 рублей .
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 дано разъяснение о том, что с 01.01.2007 в отношении государственной пошлины по делам с участием государственных или муниципальных органов подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в пользу выигравшей стороны непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) в составе иных судебных расходов.
Государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины в бюджет в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако это не освобождает их от обязанности возмещать судебные расходы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После уплаты истцом государственной пошлины налоговые отношения между ним и государством прекратились, а при разрешении спора по существу возникли иные отношения - по возмещению судебных расходов между сторонами.
Поскольку решение принято в пользу общества, понесшего предусмотренные законом судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска , данные расходы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с инспекции .
Руководствуясь ст. ст. 29, 65, 102, 106, 110, 170, 176, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью «Новстройинвест» удовлетворить.
2. Признать недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г.Нальчику от 17.03.2014 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Новстройинвест» в связи с его ликвидацией.
3. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по г.Нальчику произвести государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью «Новстройинвест» в связи с его ликвидацией и внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности данного юридического лица в связи с его ликвидацией.
4. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г.Нальчику в пользу общества с ограниченной ответственностью «Новстройинвест» 2 000 рублей расходов по уплате госпошлины.
5. Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
Судья Н.Ж. Кочкарова