ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-1842/20 от 07.06.2021 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-1842/2020

15 июня 2021 года

                                                      Резолютивная часть решения объявлена «07» июня 2021 года

                                                       Решение в полном объеме изготовлено «15» июня 2021 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Х.Н. Шогенова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной Т.П.,                        

рассмотрев в  открытом судебном заседании дело по  заявлению Местной администрации городского округа Нальчик, г. Нальчик,

к обществу с ограниченной ответственностью «ТЛЕПШ», г. Нальчик

о сносе самовольной постройки,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- МКУ «Департамент градостроительства и архитектуры Местной администрации городского округа Нальчик».

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР

при участии в судебном заседании:

от истца: Тюбеевой М.Х. - по доверенности от 12.01.2021 года;

от ответчика: Кольченко В.В. - по доверенности от 01.10.2019 года,

УСТАНОВИЛ :

местная администрация городского округа Нальчик обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ТЛЕПШ» в котором просит:

- о сносе объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г.Нальчик, Вольный Аул, ул. Шогенова, б/н; за счет ООО «ТЛЕПШ», а именно:первый блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м.(на схеме 43), второй блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 44), третий блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 45), четвертый блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 46), пятый блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 42), шестой блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м. (на схеме 41),  седьмой блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 55), восьмой блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 54);

- о демонтировании монолитных железобетонных плит, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г.Нальчик, Вольный Аул, ул. Шогенова, б/н; за счет ООО «ТЛЕПШ», а именно, первый блок размерами 79,86* 13,2м.,(на схеме 28, 27, 26),второй блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 53),третий блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 47), четвертый блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 29), пятый блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 30),шестой блок размерами 3 8 * 13,2 м. (на схеме 31),седьмой блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 32), восьмой блок - размерами 38* 13,2 м., (на схеме 52),девятый блок размерами 38* 13,2 м., (на схеме 48).

Определением Арбитражного суда КБР от 15.06.2020 года заявление Местной администрации городского округа Нальчик о принятии обеспечительных мер было удовлетворено, судом приняты обеспечительные меры в виде запрета ООО «ТЛЕПШ» и иным лицам производить строительные работы по строительству объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г.Нальчик, Вольный Аул, ул. Шогенова, б/н.

Определением от 16.11.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МКУ «Департамент градостроительства и архитектуры Местной администрации городского округа Нальчик».

            Определением от 16.12.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР.

            Определением от 03.02.2021 года (резолютивная часть объявлена 29.01.2021 года) по ходатайству общества с ограниченной ответственностью «ТЛЕПШ» назначена по делу №А20-1842/2020 судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Строй-Эксперт».

            Срок проведения судебной экспертизы установлен до 09.03.2021 года, производство по делу №А20-1842/2020  приостановлено до 15.03.2021 года.

            23.04.2021 года в электронном виде через систему «Мой арбитр» от ООО «Строй-Эксперт» поступило заключение эксперта от 23.04.2021 года.

            Определением от 22.03.2021 года возобновлено производство по делу №А20-1842/2020 и назначено судебное заседание на «26» апреля 2021 на «12» час. «00» мин.

            Определением от 30.04.2021 года (резолютивная часть объявлена 26.04.2021 года) было принято уточненное исковое заявление Местной администрации г.о. Нальчик от 26.04.2021 г. в котором просило снести объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г.Нальчик, Вольный Аул, ул. Шогенова, б/н, за счет ООО «ТЛЕПШ», а именно: первый блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м.(на схеме 43); второй блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 44); третий блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 45); четвертый блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 46); пятый блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 42);шестой блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м. (на схеме 41),  седьмой блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 55), восьмой блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 54);

            11.05.2021 года через систему «Мой арбитр» от общества с ограниченной ответственностью «ТЛЕПШ» поступило заявление в котором просит  отменить обеспечительные меры, наложенные Определением Арбитражного суда КБР от 15.06.2020 г. по делу №А20-1842/2020  о запрете ООО «ТЛЕПШ»  и иным лицам производить строительные работы по строительству объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г. Нальчик, Вольный Аул, ул. Шогенова, б/н, в отношении всех объектов капитального строительства, кроме указанных в уточненном исковом заявлении, а именно: первый блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м.(на схеме 43); второй блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 44); третий блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 45); четвертый блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 46), пятый блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 42),шестой блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м. (на схеме 41), седьмой блок размерами 38* 13,2 м (на схеме 55) восьмой блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 54).

            -отменить обеспечительные меры наложенные Определением Арбитражного суда КБР от 15.06.2020 г. по делу №А20-1842/2020 о запрете ООО «Тлепш» и иным лицам производить строительные работы по строительству объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г. Нальчик, Вольный аул, ул. Шогенова, б/н.

            Ходатайство мотивировано тем, что Местной администрацией г.о. Нальчик были выданы разрешения на строительство от 21.04.2021 г., №07-301000-31-2021, 07-301000-32-2021, 07-301000-33-2021, 07-30100034-2021,07-301000-35-2021, 07-301000-36-2021, 07-301000-37-2021, 07-301000-38-2021, 07-301000-39-2021, 07-301000-40-2021, 07-301000-41-2021 по следующим объектам: блоки 28, 27, 26, 53, 47, 29, 30, 31, 32, 52, 58.

            По мнению заявителя, в связи с тем, что Местная администрация заявила уточненные исковые требования в котором просит вместо 19 объектов капитального строительства снести всего лишь 8, а именно: первый блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м.(на схеме 43); второй блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 44); третий блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 45); четвертый блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 46), пятый блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 42),шестой блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м. (на схеме 41), седьмой блок размерами 38* 13,2 м (на схеме 55), восьмой блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 54) считает, что сохранение обеспечительных мер в том объеме и количестве в котором они наложены Определением Арбитражного суда КБР по делу №А20-1842/2020 неправомерно, так как их сохранение противоречит установленной ч. 2 ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации норме, которой предусмотрено, что налагаемые обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.

            Как полагает общество, в настоящем случае сохранение обеспечительных мер будет направлено не на гарантию исполнения решения суда, а на неоправданное ущемление прав и законных интересов ответчика.

            Определением от 14.05.2021 года заявление  ООО «Тлепш» удовлетворено,  отменены обеспечительные меры, наложенные Определением Арбитражного суда КБР от 15.06.2020 г. по делу №А20-1842/2020 в части запрета ООО «Тлепш» и иным лицам, производить строительные работы по строительству объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924, за исключением обеспечительных мер, принятых в отношении следующих объектов строительства: первый блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м.(на схеме 43), второй блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 44), третий блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 45), четвертый блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 46), пятый блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 42), шестой блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м. (на схеме 41), седьмой блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 55), восьмой блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 54).

            Определением от 30.04.2021 года судебное заседание отложено на 07.06.2021 года на 12 час. 00 мин.

            В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддерживала в полном объеме с учетом уточнений, пояснила суду, что факт самовольного строительства экспертизой подтвержден.

            Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснил, что требования несут формальный характер, претензия в адрес ответчика не направлялась.

Рассмотрев в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности, проанализировав доводы искового заявления и приложенных к нему документов, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

   Как следует из материалов дела, Местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики вынесено Постановление №1016 от 26.06.2029 года «О проведении торгов на право заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства  стандартного жилья».

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья  от 25.07.2019 года, было установлено, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка ООО «Тлепш» (ИНН 0705001282), №164 от 18.07.2019 года с суммой задатка 205 832, 0.

В соответствии с пунктом 8 указанного Протокола указано, что в связи с тем, что единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требования и условиям, указанным в извещении о проведении аукциона, заявитель не ранее чем через десять дней со дня размещения этой информации на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru, раздел «Строительство», но не позднее чем через тридцать дней со дня ее размещения, вправе заключить договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья.

14.08.2019г. между МКУ «Департамент  городского имущества и земельных отношений Местной  администрации г.о.Нальчик» (далее -арендодатель) и ООО «Тлепш» (далее-арендатор) заключен договор аренды земельного участка №4455-АЗ, согласно которому  арендатор принял во временное пользование  земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер  07:09:0103002:924, площадью 127 458 квадратных метров, вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, расположенный  по адресу  г.о.Нальчик, Вольный аул, ул. Шогенова. (л.д. 61-66,  том 1-й).

Согласно пункту 1.3 договора земельный участок предоставляется в целях строительства стандартного жилья.

Пунктом 2.1 договора срок действия договора установлен с 14.08.2019 по 14.08.2024г.

Постановлением  Местной Администрации городского округа Нальчик №136 от 04.02.2029 «Об утверждении проекта  внесения изменений в проект планировки жилого района «Восточный» в городском округе  Нальчик утверждена схема Комплекса  малоэтажной многоквартирной  жилой застройки на участке с кадастровым номером  07:09:0103002:924 по ул.Шогенова в районе «Восточный» г.о.Нальчик, согласно которой  на участке подлежали размещению 55 блоков  многоквартирных  домов.

Постановлением  Местной Администрации городского округа Нальчик №136 от 04.02.2029 «Об утверждении проекта  внесения изменений в проект планировки жилого района «Восточный» в городском округе  Нальчик утверждена схема Комплекса  малоэтажной многоквартирной  жилой застройки на участке с кадастровым номером  07:09:0103002:924 по ул.Шогенова в районе «Восточный» г.о.Нальчик, согласно которой  на участке подлежали размещению 55 блоков  многоквартирных  домов.

            Судом  установлено, что в  рамках   оперативно-розыскных  мероприятий, проводимых  Управлением  экономической безопасности и противодействия  коррупции МВД по КБР, направленные на выявление нарушений в сфере земельного и градостроительного законодательства в  Местную администрацию  г.Нальчика  направлено  письмо от 27.04.2020 года за исх. №7/2538 о выделении специалиста  для проведения совместной проверки. (л.д. 67, том 1-й).

            29.04.2020г. и.о. заместителя начальника УАТК- начальника отдела МЗ И ЖК  Администрации г.о. Нальчик составили  акт осмотра юридического лица  ООО «Тлепш», в котором указал, что  на  земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 ООО «Тлепш» начато строительство  8блоков  объектов капитального строительства (начат монтаж сборных блоков ФБС): первый блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м.(на схеме 43), второй блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 44), третий блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 45), четвертый блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 46), пятый блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 42), шестой блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м. (на схеме 41), седьмой блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 55), восьмой блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 54).

на 7 блоках выполнено монолитное железобетонная плита: первый блок размерами 79, 86, (на схеме 28, 27, 26), второй блок размерами 38*13,2 м (на схеме 53), третий блок размерами 38*13,2м (на схеме 47), четвертый блок размерами 38*13,2м (на схеме 29), пятый блок размерами 38*13,2м, (на схеме 30), шестой блок размерами 38*13,2м (на схеме31), седьмой блок размерами 38*13,2м (на схеме 32), на 2-х блоках начато армирования железобетонной плиты: первый блок размерами 38*13,2 м (на схеме 52), второй блок размерами 38*13,2м (на схеме 48) без разрешения на строительство, что является нарушением действующего законодательства. (л.д. 68, том 1-й).

            Прокуратура Кабардино-Балкарской Республики  письмом от 19.05.2020 года за исх. №4-16-11496-2020 обратилась в адрес главы Местной администрации г.о. Нальчик Ахохова Т.Б.. в котором сообщила о том, что ими было рассмотрено обращение по вопросу привлечения к административной ответственности ООО  «Тлепш», что по результатам проведенной проверки в отношении ООО «Тлепш» вынесено 19 постановлений по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Постановление направлено для рассмотрения по существу в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР. (л.д. 70, том 1-й).

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики вынесены   19 постановлений  №№ 111/20-129/20 о  привлечении общества с ограниченной ответственностью «Тлепш» к  административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях   в виде штрафа по 500 000 рублей  за  каждое правонарушение. (л.д. 24-59, том. 2-й).

            Местная администрация г.о. Нальчика ссылаясь на то, что ООО «Тлепш» за выдачей разрешения на строительство малоэтажных домов до начала строительных работ в органы местного самоуправления не обращалось, полагая, что возведенные обществом объекты являются самовольным строением, без получения необходимых разрешений на строительство, истец обратился в арбитражный суд с иском о его сносе с учетом, уточненных требований, принятых судом.

            Для установления наличия (отсутствия) отступлений от градостроительных и строительных правил при возведении самовольной постройки, создает ли она угрозу  жизни и здоровью граждан, суды вправе назначить судебную строительно-техническую экспертизу (пункт 26 постановления № 10/22).

             Суд определением от 03.02.2021 года (резолютивная часть объявлена 29.01.2021 года) по ходатайству общества с ограниченной ответственностью «ТЛЕПШ» назначил по делу №А20-1842/2020 судебную строительно-техническую экспертизу, проведение которой поручил ООО «Строй-Эксперт».

            На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1) Создают лиугрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и не нарушают ли права и законные интересы третьих лиц объекты строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г.Нальчик, Вольный Аул, ул. Шогенова, б/н, а именно:

-первый блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м.(на схеме 43);

-второй блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 44);

-третий блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 45);

-четвертый блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 46);

-пятый блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 42);

-шестой блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м. (на схеме 41);

-седьмой блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 55);

-восьмой блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 54),

 а также монолитные железобетонные плиты:

-первый блок размерами 79,86* 13,2м.,(на схеме 28, 27, 26),

-второй блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 53),

-третий блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 47),

-четвертый блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 29),

-пятый блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 30),

-шестой блок размерами 3 8 * 13,2 м. (на схеме 31),

-седьмой блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 32),

-восьмой блок - размерами 38* 13,2 м., (на схеме 52),

-девятый блок размерами 38* 13,2 м., (на схеме 48).

2) Соответствуют ли требованиям градостроительных, строительно-технических, противопожарных, экологических, санитарно-гигиенических норм, действующих на территории РФ, объекты строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г.Нальчик, Вольный Аул, ул. Шогенова, б/н, а именно:

-первый блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м.(на схеме 43);

-второй блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 44);

-третий блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 45);

-четвертый блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 46);

-пятый блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 42);

-шестой блок размерами 20,93*13,2 на 20,14*13,2 м. (на схеме 41);

-седьмой блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 55);

-восьмой блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 54),

 а также монолитные железобетонные плиты:

-первый блок размерами 79,86* 13,2м.Дна схеме 28, 27, 26),

-второй блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 53),

-третий блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 47),

-четвертый блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 29),

-пятый блок размерами 38*13,2 м. (на схеме 30),

-шестой блок размерами 3 8 * 13,2 м. (на схеме 31),

-седьмой блок размерами 38* 13,2 м. (на схеме 32),

-восьмой блок - размерами 38* 13,2 м., (на схеме 52),

-девятый блок размерами 38* 13,2 м., (на схеме 48).

            Согласно экспертному заключению от 23.04.2021 б/н в результате проведенного исследования установлено,

 по первому вопросу:

            -1.1 Объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г. Нальчик, Вольный Аул, ул. Шогенова б/н, не создают угрозу жизни и здоровью лица неопределенного круга поскольку их строительство осуществляются в соответствие с требованиями, предусмотренными в п. 7.13-7.18, СП 48.13330.2019 «Организация строительства».

            -1.2. Объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г. Нальчик, Вольный Аул, ул. Шогенова б/н поскольку подрядчик осуществляет строительство в полном соответствие с утвержденным градостроительным регламентом территории, на которой осуществляется строительство, градостроительным планом земельного участка подготовленным, утвержденным и выданным администрацией г. Нальчика, и договорам №01 от 14.08.2019. «О комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья» с ООО «Тлепш» 14.08.2019г, а  также при наличии положительной экспертизы на строящиеся блок - секции, имеющие типовое решение.

по второму вопросу:

2.1. На момент проведения строительно-технической экспертизы выполнены
все градостроительные требования по осуществлению строительства комплекса
малоэтажной многоквартирной жилой застройки территории земельного
участка с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г.Нальчик,
Вольный Аул, ул. Шогенова б/н выполнены :

-земельный участок по застройку выделен в соответствие с Правилами землепользования и застройки г.о. Нальчик», утвержденные решением Совета местного самоуправления г.о. Нальчик 31 января 2019г№208;

-право на застройку приобретено на основании торгов в виде аукциона;

-проект застройки утвержден.

-проекты имеют положительную экспертизу.

-разработан и выдан градостроительный план земельного участка;

-заключен договор на строительство стандартного жилья.

-проведено межевание территории земельного участка.

2.2.  Строительно-технические требования к возведенному этапу строений блок-
секций соблюдены в полном соответствие с проектом, строительными
правилами СП 14.13330.2018 Строительство в сейсмических районах,
ГОСТами на применяемые материалы, изделия и конструкции, что
обеспечивает надежную основу для последующих этапов строительства.

2.3.    Расположение зданий на земельном участке с кадастровым номером
07:09:0103002:924, выполненное в соответствие градостроительным планом
земельного участка, а также по возведение нулевых циклов блоков зданий с
№№ соответствуют проектным решениям, прошедшими экспертизу,
обеспечат им пожарную безопасность как на стадии строительства, так и
построенным зданиям с заявленной в проекте степенью огнестойкости.

2.4. Концентрация загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферном воздухе, установленная теоретическими расчетами для стадии строительства в приземной зоне не превышает фоновую концентрацию ЗВ, установленную филиалом ГУ «Кабардино-Балкарского Республиканского ЦГМС», а также рекомендуемую СанПиНом 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Результаты теоретических расчетов и опытных измерений шумов по границе стройплощадки подтвердили, что строительно-монтажные работы не являются источником акустического дискомфорта на территории, примыкающей к существующей городской застройке, поскольку ожидаемый уровень звука не превысит допустимых значений для дневного и ночного времени на селебитных территориях, установленных СП 51.13330.2011 «Защита от шума», и к тому же они носят временный характер.

2.5 Объекты строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:924 по адресу: КБР, г. Нальчик, Вольный аул, ул. Шогенова б\н, на рассматриваемом этапе строительства, возведены в соответствие с проектом и СанПиНом 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительных работ и строительного производства», что позволяет при продолжении строительства выполнить монтаж инженерных систем, обеспечивающий выполнение санитарно-гигиенических требований СанПиНа 2.1.2.2645-10, «О Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» принятые в проекте.

В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу.

Заключение судебной экспертизы определено законом в качестве доказательства, не имеющего заранее установленной силы и не обладающего преимуществом перед иными доказательствами и, как все иные доказательства, подлежит оценке по общим правилам в совокупности с другими доказательствами.

Выводы эксперта администрацией не оспорены, ходатайство о проведении по делу повторной либо дополнительной экспертизы не заявлялось.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом.

            Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11ГК РФ).

            В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

            Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи (абзац 2 пункта 2 статьи 222 ГК РФ).

            В предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят следующие обстоятельства: отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства; отсутствие разрешения на строительство; несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца либо публичных интересов.

            Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

            Согласно статьей 222 Гражданского кодекса и пункту 26 постановления № 10/22 при разрешении вопроса о сносе самовольной постройки или ее сохранении необходимо установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.    В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, разъяснено, что одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т. д.

            Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений, к которым относят такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.

             Таким образом, факт отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, созданной самовольной постройкой имеет существенное значение, является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данной категории споров, поэтому суд при рассмотрении дела о признании права собственности на самовольную постройку при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства и не вправе сам разрешить данный вопрос, поскольку не обладает специальными познаниями (пункт 26 постановления № 10/22; Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2014; постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 № 13021/12).

            Как следует из пункта 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 года, законом возможность сноса самовольной постройки связывается не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.

            В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) арбитражный суд оценивает доказательства, представленные в каждом конкретном деле, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

            Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Заключение эксперта является одним из доказательств, оцениваемых судом, и должно быть получено с соблюдением требований, предусмотренных статьями 82 – 87 Кодекса.

            В силу статьи 87 Кодекса при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту (часть 1).

             В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (часть 2).

            Дополнительная экспертиза, как правило, назначается при неполноте заключения (когда не все объекты были представлены для исследования, не все поставленные вопросы получили разрешение); при неточностях в заключении и невозможности устранить их путем опроса эксперта в судебном заседании; при необходимости поставить перед экспертом новые вопросы (например, в случае неверного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, или при уточнении таких обстоятельств в связи с изменением исковых требований) (пункт 10 Обзора судебной практики № 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018).

            Учитывая изложенное, суд, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело документы в их совокупности наряду с заключением эксперта, приходит к выводу о том, что спорные строения возведены с соблюдением строительных, градостроительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и экологических норм и правил, предусмотренных для данной категории объектов, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

            Доказательств наличия угрозы жизни и здоровью граждан истцом не представлено.

            Суд принимает во внимание представленные в материалы дела следующие разрешения на строительство: от 30.07.2020 г. №07-301000-70-2020, от 26.08.2020 №07-301000-81-2020 корпус 4, от 26.08.2020 №07-301000-82-2020 корпус 5, от 26.08.2020 №07-301000-85-2020 корпус  6, от 26.08.2020 №07-301000-84-2020 корпус 7, от 30.09.2020 №07-301000-103-2020 корпус 8, от 30.09.2020№07-301000-105-2020, корпус 9, от 26.08.2020 №07-301000-83-2020 корпус 10, от 30.09.2020 №07-301000-102-2020 корпус 14, от 07.10.2020 №07-301000-112-2020 корпус 15, 07-301000-108-2020 от 30.09.2020 корпус 16, 07-301000-107-2020 от 30.09.2020 корпус 17, 07-301000-110-2020 от 07.10.2020 корпус 18, 07-301000-124-2020 от 12.10.2020 корпус 20, 07-301000-125-2020 от 12.10.2020 корпус 21, 07-301000-123-2020 от 12.10.2020 корпус 22, 07-301000-122-2020 от 12.10.2020 корпус 23, 07-301000-113-2020 от 07.10.2020 корпус 33, 07-301000-115-2020 от 07.10.2020 корпус 34, 07-301000-101-2020 от 30.09.2020 корпус 35, 07-301000-121-2020 от 12.10.2020 корпус 36, 07-301000-127-2020 от 14.10.2020 корпус 37, 07-301000-120-2020 от 12.10.2020 корпус 38, 07-301000-119-2020 от 12.10.2020 корпус 39, 07-301000-118-2020 от 12.10.2020 корпус 40, 07-301000-104-2020 от 30.09.2020 корпус 49, 07-301000-111-2020 от 07.10.2020 корпус 50, 07-301000-114-2020 от 07.10.2020 корпус 51.

            Суд также учитывает предпринятые ответчиком меры для получения разрешения на строительство, в материалы дела ответчиком представлены обращения в адрес Местной администрации г.о. Нальчик для выдачи разрешения на строительство группы жилых многоквартирных домов в микрорайоне «Восточный» в г. Нальчик КБР Блок -секция «А», по следующим блокам: №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №14, №15, №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, 23, №25, №29, №30, №31, №32, №33, №34, №35, №36, №37, №38, №39, №40, №44, №45, №46, №47, №48, №49, №50, №51, №52, №53, №54, №55.

   По корпусам 19,  29, 30, 31, 32, 44, 45,46, 47, 48, 52, 53, 54, 55, получены отказы в выдаче разрешений на строительство ввиду того, что строительство уже начато. Еще по корпусам 24, 25, обществом подано заявление на выдачу разрешения и направлены все документы 05.10.2020 (корпус 24), однако по настоящее время какого-либо ответа от администрации по ним не получено, обратного в материалы дела не представлено.

Исходя из изложенного, судом учитываются принятые и принимаемые ответчиком меры, которые свидетельствуют с его стороны о  добросовестности, заинтересованности и нацеленности на достижение результата и завершение строительства.

            При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требования истца отсутствуют.

Руководствуясь статями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л :

  1. В удовлетворении иска Местной администрации г.о. Нальчик отказать.
  2. Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

Судья                                                                               Х.Н. Шогенов