ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-194/19 от 12.03.2019 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-194/2019

29 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена «12» марта 2019 года

 Полный текст решения изготовлен  «27» марта 2019 года  

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи  Э.Х. Браевой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы  по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кабардино-Балкарской Республике, ОГРН  <***>, ИНН  <***>

к  Федеральному государственному унитарному предприятию  «Почта России» г.Москва, ОГРН  <***>, ИНН  <***>

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях

без вызова сторон,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кабардино-Балкарской Республики обратилось в Арбитражный суд КБР с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением арбитражного суда от 24.01.2019  заявление принято к производству с указанием о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Судом в порядке статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ 12.03.2019 вынесена резолютивная часть решения, которым заявление  Управления Федеральной службы  по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворено, Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

20.03.2019 от ФГУП "Почта России" поступило ходатайство о составлении мотивированного решения; одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения с таким заявлением.

Согласно части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, составляется арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле; при этом согласно абзацу 2 части 2 статьи 229 АПК РФ заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

По настоящему делу резолютивная часть судом вынесена 12.03.2019, размещено в сети Интернет 13.03.2019, в связи с чем  ходатайство об изготовлении мотивированного решения поступило в предусмотренный законом срок, в связи с чем подлежит удовлетворению.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд  установил следующие обстоятельства.

ФГУП "Почта России" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.02.2003 за основным государственным регистрационным номером <***>  и осуществляет деятельность почтовой связи общего пользования на основании лицензии №162571 от 11.04.2018 выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

         Из представленных в дело доказательств следует, что управлением в отношении общества выявлено правонарушение, а именно:

в результате проверки фактов, изложенных в обращении гражданина ФИО1, поступившего в Управление Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике из Роскомнадзора (вх. № 02-01-08-482/07 от 26.11.2018) установлено, что оператор почтовой связи ФГУП «Почта России» осуществляет предпринимательскую деятельность - оказание услуг почтовой связи с нарушением пункта 4 требований лицензии Роскомнадзора от 11.04.2018 №162571 в части несоблюдения порядка обработки и доставки (вручения) пользователю регистрируемого почтового отправления - международного мелкого пакета (заказного) и пункта 5 лицензии в части невыполнения обязанности оказывать услуги почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 45, а именно: выявлено нарушение п/п «б», п/п «г» п. 4, п. 5 лицензии № 162571 на оказание услуг почтовой связи; п/п «б», п/п «г» п. 4, п. 5 «Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87; абз.1 п. 1 ст. 46, ст. 62 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 - ФЗ «О связи», ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176 - ФЗ «О почтовой связи», ст. 41, п/п «б», п/п «в» ст. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, Порядка оформления и вручения дефектных почтовых отправлений, утвержденных первым заместителем генерального директора ФГУП «Почта России» от 01.02.2011 № 3.2.2-05/2-нд.

         Из материалов дела следует, что Управлением Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике при рассмотрении и анализе материалов и документов по обращению гр. ФИО1 по вопросу выплаты возмещения и установлении виновных лиц в связи с заменой вложения в международном почтовом отправлении (заказном мелком пакете) RВ636909222SG установлено: МПО RВ636909222SG прибыло на территорию Российской Федерации 25.10.2018 в исправном состоянии с массой 0,400 кг; указанное МПО поступило в адресное ОПС Нальчик 360019 ОСП Нальчикский почтамт УФПС Кабардино-Балкарской Республики- филиал ФГУП «Почта России» 02.11.2018, где было принято без предъявления претензий. При этом согласно информации в извещении о получении ф. 22 от 02.11.2018 № МР-11,  выписанном при поступлении и оформлении МПО RВ636909222SG, фактическая масса составила 0,310 кг (меньше заявленной на 0,090 кг), однако в aкте на вскрытие от 03.11.2018, составленном при обращении адресата за получением МПО,  указана масса 0,330 кг (меньше заявленной на 0,070 кг).

В ходе рассмотрения обращения ФИО1 установлено, что масса МПО RВ636909222SG в момент приема и обработки в адресном ОПС Нальчик 360019 согласно информации в извещении ф. 22 о получении от 02.11.2018 № МР-11 составила 0,310 кг (меньше заявленной на 0,090 кг), однако акт ф. 51-д о внешнем состоянии указанного МПО при приеме и обработке в адресном ОПС Нальчик 360019 не составлялся, по подведомственности для проведения проверки не направлялся. При этом информация о поступлении почтового отправления в дефектном состоянии (отметка «деф.») в извещении ф. 22 отсутствует.

При вручении 03.11.2018 МПО К.В6369092228О вскрыто по требованию адресата. По результатам вскрытия начальником и заместителем начальника ОПС Нальчик 360019 составлен акт от 03.11.2018 о вскрытии МПО, который не соответствует форме акта ф. 51-в установленного Порядком (Приложение №7), не содержит информацию, необходимую для проведения ведомственной проверки. При этом фактическая масса, указанная в акте 0,330 кг меньше заявленной на 0,070 кг и не соответствует массе указанной в извещении о получении ф. 22 от 02.11.2018 № МР-11 (0,310кг).

         По факту нарушения Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 28/12/2018 №АП-07/3/455. С заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обратился в суд.

         Изучив представленные доказательства, суд считает факт совершения ФГУП «Почта России» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанным.

 В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

            Объективная сторона указанного выше административного правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).

            Согласно статье 17 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ "О почтовой связи"  операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".

            В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" определено, что услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;

            В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

            Услуги почтовой связи входят в Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 (пункт 20).

            Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.

Пунктом 41 Правил оказания услуг почтовой связи от 31.07.2014 № 234 определено, что порядок оформления и вручения дефектных почтовых отправлений (почтовых отправлений, масса которых не соответствует массе, указанной на нем, или по внешним признакам которых можно предположить недостачу, повреждение либо порчу вложения - повреждение оболочки, перевязи, печати, ленты) устанавливается оператором почтовой связи.

Порядок оформления и вручения дефектных почтовых отправлений, утвержден Первым заместителем генерального директора ФГУП «Почта России» от 01.02.2011 № 3.2.2-05.2-нд (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка под дефектными почтовыми отправлениями понимаются почтовые отправления, поступившие с расхождением фактической массы по отношению к массе, указанной на упаковке почтового отправления или в сопроводительных документах к нему, поврежденной упаковкой, пломбой, перевязью или клейкой лентой, а так же другими дефектами, которые могут повлечь материальную ответственность ФГУП «Почта России» перед пользователями.

Пунктом    2.3.2    Порядка    установлено,    что    международные   почтовые отправления (мелкие пакеты заказные), у которых расхождение массы составляет 20 г. и более считаются дефектными.

Приказом Генерального директора ФГУП «Почта России» от 01.07.2014 № 190-п утвержден Порядок приема и вручения международных почтовых отправлений.

Пунктом 3.2. Порядка приема и вручения международных почтовых отправлений установлено, что при приеме и обработке входящих международных почтовых отправлений в адресных отделениях почтовой связи входящие мелкие пакеты взвешивают и сличают фактический вес с весом, указанным на оболочке отправления, проверяется их наружное состояние и выписывается извещение ф. 22. В извещении указывается подавательский номер МПО, вес отправления и др. При обнаружении МПО в дефектном состоянии составляется акт ф. 51-д о внешнем состоянии дефектного почтового отправления в соответствии с Порядком оформления и вручения дефектных почтовых отправлений (Приложение №1). В случае поступления МПО при акте или оформлении акта в адресном ОПС (при поступлении МПО в дефектном состоянии) в извещении ф. 22 указывается информация о поступлении почтового отправления в дефектном состоянии (проставляется отметка «деф.») за получением которого необходимо обратится в отделение почтовой связи.

Пунктом 3 Порядка установлена форма акт ф. 51-д о внешнем состоянии дефектного почтового отправления. В акте ф. 51-д указывается номер акта, наименование объекта почтовой связи составляющего акт, дата и время составления акта, наименование объекта почтовой связи из которого получено дефектное почтовое отправление, наименование и номера документов при которых получено дефектное почтовое отправление, вид регистрируемого почтового отправления (далее - РПО), категория РПО, ШПИ РПО, сумма объявленной ценности и наложенного платежа в соответствующих случаях, страховая сумма если почтовое отправление застраховано и в описи вложения присутствует отметка о страховой сумме, масса РПО по сопроводительным документам или указанная на упаковке РПО, фактическая масса РПО, наименование ОПС места приема, дата приема, адреса и наименования отправителя и адресата. Далее подробно излагается существо вопроса, а так же подробно излагается внешнее состояние упаковки РПО. В постановляющей части акта указывается, как поступить с РПО, количество экземпляров акта и куда его направить. Акт подписывается ответственными лицами (начальниками или заместителями цехов, участков, объектов почтовой связи), обнаружившими дефектное почтовое отправление, и заверяется оттиском календарного почтового штемпеля.

Первые экземпляры акта отсылаются вместе с дефектным почтовым отправлением в ОПС места вручения и  выдаются адресату вместе с почтовым отправлением. Акты ф. 51-д составленные в ОПС незамедлительно передаются по подчиненности для регистрации и проведении проверки по каждому акту.

В соответствии с пунктом 8 Порядка при вручении дефектного почтового отправления адресату предоставляется для ознакомления акт ф. 51-д, с которым оно поступило. Если адресат, ознакомившись с актом, согласен получить почтовое отправление ему вручается почтовое отправление с отметкой в извещении ф. 22 «С актом согласен. Претензий не имею» с указанием даты и подписи.

Если адресат, ознакомившись с актом, требует вскрыть дефектное почтовое отправление почтовый работник обязан вскрыть его в присутствии адресата, сличить вложение с описью вложения или таможенной декларацией. При этом вскрытие производится таким образом, чтобы элементы опечатывания на оболочке почтового отправления, а так же швы на мягкой упаковке, пломбы и др. были сохранены как вещественные доказательства. Если вложение почтового отправления окажется в целости акт ф. 51-в не составляется. В остальных случаях составляется акт ф. 51-в о вскрытии дефектного почтового отправления по форме установленной Порядком (Приложение №7) в 3-х экземплярах. В акте ф. 51-в указывается номер акта, наименование объекта почтовой связи составляющего акт, дата и время составления акта, наименование объекта почтовой связи из которого получено дефектное почтовое отправление, наименование и номера документов при которых получено дефектное почтовое отправление, вид регистрируемого почтового отправления (далее - РПО), категория РПО, ШПИ РПО, сумма объявленной ценности и наложенного платежа в соответствующих случаях, страховая сумма если почтовое отправление застраховано и в описи вложения присутствует отметка о страховой сумме, масса РПО по сопроводительным документам или указанная на упаковке РПО, фактическая масса РПО, наименование ОПС места приема, дата приема, адреса и наименования отправителя и адресата, вид и состояние упаковки, перевязей, наружных швов, печатей и др. При проверке вложения перечисляются предметы сохранившиеся, их состояние, размер и масса каждой вещи.

Если адресат, ознакомившись с актом, отказывается от получения дефектного почтового отправления, то он делает соответствующую отметку в извещении ф. 22. В случае выявления дефектности почтового отправления в момент вручения, работник ОПС места вручения обязан предложить получателю вскрыть дефектное почтовое отправление. Вскрытие осуществляется с таким расчетом, чтобы оболочка почтового отправления, пломбы, перевязь, швы были сохранены как вещественные доказательства, а дефектные части почтового отправления при этом не были затронуты. Оболочка сохраняется до окончания ведомственной проверки.

Первый экземпляр акта выдается получателю вместе с вложением, второй экземпляр направляется в почтамт для проведения проверки. В случае обнаружения утраты части вложения организуется ведомственная проверка. Проверка должна быть закончена не позднее 10-и дней с момента выявления хищения части вложения.

Из материалов дела следует, что предприятием  "Почта России" в ходе рассмотрения обращения гр. ФИО1 акт ф. 51-д о внешнем состоянии указанного МПО при приеме и обработке в адресном ОПС Нальчик 360019 не составлялся, по подведомственности для проведения проверки не направлялся. При этом информация о поступлении почтового отправления в дефектном состоянии (отметка «деф.») в извещении ф. 22 отсутствует.

При вручении 03.11.2018 МПО RВ636909222SG вскрыто по требованию адресата. По результатам вскрытия начальником и заместителем начальника ОПС Нальчик 360019 составлен акт от 03.11.2018 о вскрытии МПО, который не соответствует форме акта ф. 51-в установленного Порядком (Приложение №7), не содержит информацию необходимую для проведения ведомственной проверки. При этом фактическая масса, указанная в акте 0,330 кг меньше заявленной на 0,070 кг и не соответствует массе, указанной в извещении о получении ф. 22 от 02.11.2018 № МР-11 (0,310кг).

            Кроме того, акт от 03.11.2018 и оболочка МПО КВ6369092228О для проведения ведомственной проверки на почтамт не направлялись; ведомственная проверка по факту выявления хищения вложения МПО RВ636909222SG не проводилась.

            Факт совершения вышеперечисленных нарушений лицензионных требований и условий подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

   Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса об административном правонарушении, не истек.

 Данное правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении обязанности, возложенной на нарушителя законом, то есть является длящимся. В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ сроки, установленные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть со дня выявления факта его совершения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

            Таким образом, суд пришел к выводу, что в действиях общества содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что предприятие ранее привлечено к аналогичной административной ответственности решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.04.2018 по делу А40-33130/18-84-285, решением Арбитражного суда КБР от 01.06.2018 по делу А20-1492/2018, что в соответствии со статьей 4.3  КоАП является отягчающим вину обстоятельством, в связи с чем наказание в виде  предупреждения не может быть назначено, поскольку не будет достигнута цель   предупреждения совершения новых правонарушений.

В связи с изложенным суд считает штраф в размере 30 000 рублей наказанием соответствующим совершенному правонарушению.

Согласно статье 32.2 КоАП РФ по истечении 60-ти дней со дня вступления в законную силу решения суда судебный акт для взыскания штрафа направляется судебному приставу-исполнителю, если от лица, привлеченного к административной ответственности, в суд не поступил платежный документ об уплате штрафа.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями  167-170, 206, 229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

удовлетворить заявление Управления Федеральной службы  по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кабардино-Балкарской Республике.

Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие  «Почта России» г.Москва, ОГРН  <***> от 13.02.2003, ИНН  <***>, зарегистрированное по адресу: 131000, <...>, к административной ответственности по части  3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам:

Получатель штрафа: УФК по КБР (0400 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КБР, л/с <***>), ИНН/КПП <***>/072501001, р/сч <***> в Отделении НБ КБР Банка России, БИК 048327001, получатель – (КБК)09611690040046000140 ОКТМО 83701000, УИН 09600000000015124536.

Административный штраф в силу части 1 статьи 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, в добровольном порядке не позднее 60-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу.    

Доказательства оплаты должны быть представлены в арбитражный суд. Доказательства оплаты  могут быть представлены любым доступным способом, со ссылкой на судью и номер дела. 

При неуплате административного штрафа в указанный срок, копия судебного акта о наложении административного штрафа направляется судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлеченного к административной ответственности.

Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение  может быть обжаловано через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                Э.Х. Браева