Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело №А20-23/2022
28 июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена «21» июня 2022г.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи А.В. Выборнова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.В. Котовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Мастер-Класс-А» с. Зарагиж (ОГРН 1080720000063, ИНН 0706004215)
к Правительству Кабардино-Балкарской Республики,
к Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики
третьи лица ГКУ КБР «Управление капитального строительства» (г. Нальчик, ул.И.Арманд, 43.), Министерство курортов и туризма КБР ( г. Нальчик, ул. Канукоева, 5.)
о признании незаконным бездействие государственного органа,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Мамбетова К.Б. по доверенности от 07.07.020,
от ответчика (Правительства КБР): Фриева А.Х. по доверенности от 28.04.2020 №20-2/1-3026,
от ответчика (Мин имущества): Кештова А.Б. по доверенности от 10.01.2022 №1,
от третьего лица (Мин. Курортов): Карежева Д.М. по доверенности от 06.06.2020,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Мастер-Класс-А» обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, к Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики в котором просит:
1. Признать незаконным бездействие Правительства Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в неисполнении своих обязательств по Инвестиционному соглашению от 11 октября 2017 года о реализации инвестиционного проекта «Создание автотуристского комплекса «Зарагиж» и не составлений совместно с ООО «Мастер Класс-А» акта о результатах реализации указанного инвестиционного проекта.
2. Признать незаконным бездействие Правительства Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в не принятии решения о форме государственно-частного партнерства с ООО «Мастер Класс-А», а также о порядке и сроках передачи ООО «Мастер Класс-А» построенных для автотуристского комплекса «Зарагиж» в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011-2018 годы)» объектов.
3. Обязать ответчика Правительство Кабардино-Балкарской Республики, а также соответчика Министерство земельных и имущественных отношений КБР в семидневный срок с момента вступления в силу принятого по настоящему делу судебного решения, составить совместно с ООО «Мастер Класс-А» акт о результатах реализации инвестиционного проекта, после чего передать ООО «Мастер Класс-А» по акту приема-передачи, построенные для автотуристского комплекса «Зарагиж» в рамках реализации федеральной
целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011-2018 годы)», объекты, в том числе:
- сети газоснабжения кадастровый номер №07:05:1500000:515 - стоимостью 2 828 844,25 руб.;
- сети водоснабжения кадастровый номер №07:05:1500000:513 - стоимостью 46 689 524,88 руб., в т.ч. оборудование - 712 486,42 руб.;
- сети канализации кадастровый номер №07:05:1500000:512 - стоимостью 9 831 191,60 руб., в т.ч. оборудование - 5 203 283,71 руб.;
- сети электроснабжения кадастровый номер №07:05:1500000:514 - стоимостью 5 024 532,65 руб.;
- трансформаторная подстанция кадастровый номер №07:05:1500000:523 - стоимостью 2 099 661,62 руб., в т.ч. оборудование - 1 879 188,48 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ГКУ КБР «Управление капитального строительства» и Министерство курортов и туризма КБР.
В ходе судебного разбирательства истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчики и третье лицо исковые требования не признали, просили в иске истцу отказать, по доводам изложенным в отзывах на иск.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Протоколом заседания Координационного совета Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы)» №9 от 11.06.2014г., создание туристско-рекреационного кластера «Туристко-Этнографический центр «Зарагиж» включено в перечень мероприятий второго этапа реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2015-2018 годы.
В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 года), 18 февраля 2017 года между Федеральным Агентством по Туризму, которому как получателем средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ (именуемое Агентство) и Правительстом Кабардино-Балкарской Республики в лице Председателя Правительства Мусукова Алия Тахировича (именуемое Субъект), заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы)» № 174-07-006.
Согласно вышеназванного Соглашения из Федерального бюджета были выделены денежные средства для создания, в том числе, для туристско-рекреационного кластера «Туристко-Этнографический центр «Зарагиж» и Строительство объектов внешней инженерной обеспечивающей инфраструктуры автотуристического кластера «Зарагиж» КБР, с.п. Зарагиж, ул. Ленина, 179».
11 октября 2017 года между Министерством курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики в лице министра Шогенцукова Мурата Лиуановича, действующего от имени и в интересах Правительства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Правительство), и ООО «Мастер Класс-А» (далее - Инвестор) было заключено Инвестиционное соглашение о реализации инвестиционного проекта «Создание автотуристского комплекса «Зарагиж», предметом которого является совместная реализация Сторонами инвестиционного проекта «Создание автотуристского комплекса «Зарагиж» в Кабардино-Балкарской республике в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 года №644 на основе государственно-частного партнерства.
Как указано в пункте 1.4 Инвестиционного Соглашения, целью реализации проекта является создание в границах с.п. Зарагиж Черекского района КБР объектов туристской инфраструктуры автотуристского комплекса «Зарагиж», включающего в себя возведение зоны отдыха и рекреации, предусматривающей строительство коллективных средств размещения, объектов питания, объектов развлекательной инфраструктуры и водных видов отдыха за счет финансовых средств Инвестора.
Сроки реализации проекта - 2014-2018 годы (пункт 1.5 Инвестиционного соглашения).
В пункте 1.8 Инвестиционного соглашения, приведен перечень инженерных сетей и объектов обеспечивающей инфраструктуры в объеме и составе, необходимых для строительства и функционирования объектов туристской инфраструктуры автотуристского комплекса «Зарагиж» планируемые к финансированию из федерального и республиканского бюджетов в соответствии со сводным планом Проекта по годам.
В силу пункта 2.1.1 Инвестиционного соглашения Правительство взяло на себя обязательство в срок до 31 декабря 2018 года обеспечить Проект Инвестора объектами инженерной и транспортной инфраструктуры в соответствии с пунктом 1.8 Соглашения.
Пунктом 2.1.3 Инвестиционного соглашения установлено, что Правительство обязалось содействовать инвестору, в том числе: в подведении инженерных коммуникаций к объектам, в оформлении его имущественных прав на объекты.
25.08.2017 года между государственным казенным учреждением Кабардино-Балкарской республики «Управление капитального строительства» (Государственный Заказчик) и ООО «ЮГСТРОЙ» (Государственный подрядчик) заключен государственный контракт №18 «Строительство объектов внешней инженерной обеспечивающей инфраструктуры автотуристического кластера «Зарагиж» КБР, с.п. Зарагиж, ул. Ленина, 179».
Согласно пункту 1.1 контракта генеральный подрядчик обязуется выполнить строительные работы на объекте: «Строительство объектов внешней инженерной обеспечивающей инфраструктуры автотуристического кластера «Зарагиж» КБР, с.п. Зарагиж, ул. Ленина, д.179», в соответствии со строительными нормами в установленные Контрактом сроки, а Государственный Заказчик обязуется оплатить названные работы.
Работы по контракту в соответствии с пунктом 3.2. Государственного Контракта должны быть завершены до 31 декабря 2018 года включительно.
Цена Контракта согласно пункта 2.1 Государственного Контракта составила 66 338 880 рублей 00 копеек.
Планируемые по проекту объекты в соответствии Государственным контрактом «Строительство объектов внешней инженерной обеспечивающей инфраструктуры автотуристического кластера «Зарагиж» КБР, с.п. Зарагиж, ул. Ленина, 179» №18 от 21.08.2017 года, были окочены в декабре 2018 года и переданы Подрядчиком Государственному Заказчику.
Заказчик принял работы и оплатил их стоимость в соответствии с Контрактом.
В декабре 2019 года ООО «Мастер Класс-А» получена лицензия на пользование недрами.
Как указывает истец, до настоящего времени Инвестиционное соглашение Правительством КБР не исполнено. Истцу не переданы, возведенные именно для него по федеральной программе за бюджетные средства, объекты внешней инженерной обеспечивающей инфраструктуры.
02.03.2020 ООО «Мастер Класс-А» направило в адрес Министра курортов и туризма КБР заявление, в котором просило передать по акту приема-передачи ООО «Мастер Класс-А» построенные для автотуристского комплекса «Зарагиж» в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» объекты.
Письмом от 12.03.2020 обществу дан ответ, согласно которому вопрос передачи объектов инженерной обеспечивающей инфраструктуры находится в ведении Министерства земельных и имущественных отношений КБР.
18.03.2020 ООО «Мастер Класс-А» направило в адрес Министерства земельных и имущественных отношений КБР заявление, в котором просило передать по акту приема-передачи ООО «Мастер Класс-А» построенные для автотуристского комплекса «Зарагиж» в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» объекты.
В последующем спорные объекты были зарегистрированы в собственность Кабардино-Балкарской Республики.
09.11.2021 года к истцу поступило обращение Министерства земельных и имущественных отношений КБР в котором указано на согласие об установлении публичного сервитута и последующего заключения договора аренды объектов внешних инженерных сетей.
Считая действия (бездействия) ответчиков незаконными, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания незаконными решений органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления такой деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Кодекса).
Правоотношения сторон по Инвестиционному соглашению регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №224-ФЗ "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ №224).
Согласно части 2 ФЗ №224, настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.
Согласно части 1 ст. 6 ФЗ №224 при принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнёрства, проекта муниципально-частного партнёрства уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом на принятие такого решения органом государственной власти, органом местного самоуправления определяются форма государственно-частного партнёрства, форма муниципально-частного партнерства посредством включения в соглашение предусмотренных настоящей статьей обязательных элементов соглашения и определения последовательности их реализации.
В силу части 2 ст. 6 ФЗ №224 обязательными элементами соглашения являются:
1) строительство и (или) реконструкция (далее также - создание) объекта соглашения частным партнером;
2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;
3) осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;
4) возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В части 1 статьи 7 ФЗ №224 указано, что объектами соглашения являются, в том числе, объекты инженерной обеспечивающей инфраструктуры.
В силу части 2 указанной статьи, объектом соглашения из перечня указанных в части 1 настоящей статьи объектов соглашения может быть только имущество, в отношении которого законодательством Российской Федерации не установлены принадлежность исключительно к государственной, муниципальной собственности или запрет на отчуждение в частную собственность либо на нахождение в частной собственности.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, результат государственно-частного партнерства по соглашению, и объекты построенные по Федеральной целевой программе за счет субсидий федерального бюджета и средств местного бюджета, в данном случае должны перейти в собственность Инвестора, а не субъекта РФ.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" указано, что при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Кодекса и т.д.
Если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи. При этом судам необходимо учитывать, что положения законодательства об инвестициях (в частности, статьи 5 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", статьи 6 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений") не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество.
Право собственности на объекты недвижимости возникает у лиц, заключивших договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (включая случаи, когда на такого рода договоры распространяется законодательство об инвестиционной деятельности), по правилам пункта 2 статьи 223 ГК РФ, то есть с момента государственной регистрации в ЕГРП этого права за покупателем.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как указывает истец, вышеназванные объекты ООО «Мастер Класс-А» как Инвестору, для которого были выделены бюджетные средства и для которого они были построены, до настоящего времени на каком либо праве не переданы, решениео форме государственно-частного партнерства с Инвестором не принято. В настоящее время реализовать данный проект не представляется возможным из-за оформления в собственность Кабардино-Балкарской Республики всех построенных для Инвестора объектов в рамках инвестиционного соглашения, и неисполнения Правительством КБР обязательств по передаче указанных объектов ООО «Мастер Класс-А». При этом, использование названных объектов иным лицом, либо передача этих объектов на каком-либо праве третьим лицам, будет противоречить цели федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2015-2018 годы. Кроме того, ООО Мастер Класс-А» из-за несвоевременной передачи ему внешних инженерных сетей в срок, установленный Соглашением между сторонами, несёт большие финансовые убытки.
Материалами дела подтверждено бездействие ответчиков, выразившееся в неисполнении своих обязательств по Инвестиционному соглашению, не принятию решенияо форме государственно-частного партнерства с Инвестором и не передаче ООО «Мастер Класс-А» построенных для автотуристского комплекса «Зарагиж» объектов.
Ответчиками не представлены доказательства принятия по обращениям общества какого-либо фактического решения.
Ответчиками не оспорен факт того, что общество со своей стороны полностью исполнило условия Инвестиционного соглашения. Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств подтверждающих действия ответчиков направленных на подписание акта о результатах реализации указанного инвестиционного проекта.
Составление акта о результатах реализации инвестиционного проекта является обязанностью сторон, предусмотренной договором, заключенным с публично-правовым образованием, неисполнение которой влечет невозможность регистрации контрагентами права собственности на инвестиционный объект. Уклонение стороны спорного договора от подписания акта о реализации инвестиционного проекта представляет собой неисполнениедоговорного обязательства, препятствующее истцу оформить права на объект, созданный на его средства, поэтому иск о понуждении исполнения этого обязательства является надлежащим способом защиты нарушенного права.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 № 1276/13 по делу № А40-107777/2010: требования истца, вытекающие из обязательственных отношений по инвестиционному контракту, не могут быть удовлетворены путем подачи вещного иска о признании права собственности.
В силу специфики регулирования инвестиционно-строительных отношений, в которых участвует публично-правовое образование, неподписание любой из сторон инвестиционного контракта акта о реализации инвестиционного проекта не позволяет никому из участников этих отношений в установленном порядке обратиться за регистрацией своего права. При этом спор, связанный с уклонением кого-либо из участников от подписания соответствующего акта, представляет собой спор об исполнении условий самого инвестиционного контракта(постановление Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 № 18185/12 по делу № А40-82850/2011).
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 2 ст. 314 ГК РФ, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
При обращении с иском в суд истец уплатил государственную пошлину.
В связи с тем, что истцом не заявлено о возмещении расходов по уплате госпошлины, требование о возмещении судебных расходов может быть рассмотрено отдельно по заявлению заинтересованного лица в соответствии со статьей 112 АПК РФ.
Определением суда от 17.01.2022 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью «Мастер-Класс-А» о принятии обеспечительных мер, наложен арест на спорное имущество.
В силу части 4 статьи 96 АПК РФ в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1. Признать незаконным бездействие Правительства Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в неисполнении своих обязательств по Инвестиционному соглашению от 11 октября 2017 года о реализации инвестиционного проекта «Создание автотуристского комплекса «Зарагиж» и не составлений совместно с ООО «Мастер Класс-А» акта о результатах реализации указанного инвестиционного проекта.
2. Признать незаконным бездействие Правительства Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в не принятии решения о форме государственно-частного партнерства с ООО «Мастер Класс-А», а также о порядке и сроках передачи ООО «Мастер Класс-А» построенных для автотуристского комплекса «Зарагиж» в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011-2018 годы)» объектов.
3. Обязать ответчика Правительство Кабардино-Балкарской Республики, а также соответчика Министерство земельных и имущественных отношений КБР в семидневный срок с момента вступления в силу принятого по настоящему делу судебного решения, составить совместно с ООО «Мастер Класс-А» акт о результатах реализации инвестиционного проекта, после чего передать ООО «Мастер Класс-А» по акту приема-передачи, построенные для автотуристского комплекса «Зарагиж» в рамках реализации федеральной
целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011-2018 годы)», объекты, в том числе:
- сети газоснабжения кадастровый номер №07:05:1500000:515 - стоимостью 2 828 844,25 руб.;
- сети водоснабжения кадастровый номер №07:05:1500000:513 - стоимостью 46 689 524,88 руб., в т.ч. оборудование - 712 486,42 руб.;
- сети канализации кадастровый номер №07:05:1500000:512 - стоимостью 9 831 191,60 руб., в т.ч. оборудование - 5 203 283,71 руб.;
- сети электроснабжения кадастровый номер №07:05:1500000:514 - стоимостью 5 024 532,65 руб.;
- трансформаторная подстанция кадастровый номер №07:05:1500000:523 - стоимостью 2 099 661,62 руб., в т.ч. оборудование - 1 879 188,48 руб..
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в течении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья А.В. Выборнов