Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело № А20-2469/2018
30 мая 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2019 г. Полный текст решения изготовлен 30 мая 2019 г.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Н.Ж. Кочкаровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куйгеновым И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1, г. Нальчик
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик
о признании незаконным (недействительным) решения антимонопольного органа
с привлечением третьего лица: Местной администрации городского округа Нальчик
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – по доверенности от 10.05.2018 б/н;
от УФАС по КБР: ФИО3 – по доверенности от 08.06.2018 № 06/1769;
от третьего лица: ФИО4 – по доверенности от 09.01.2018 №45-1-24/5378;
УСТАНОВИЛ :
ФИО1 ( далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – УФАС по КБР) о признании незаконным (недействительным) решения УФАС по КБР от 23 мая 2018 года № 06-28/ж.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен организатор торгов - Департамент экономического развития, потребительского рынка и поддержки предпринимательства Местной администрации городского округа Нальчик. В последующем, учитывая, что Департамент не является юридическим лицом, определением от 07.11.2018. произведена замена третьего лица - Департамента экономического развития, потребительского рынка и поддержки предпринимательства местной администрации городского округа Нальчик на Местную администрацию городского округа Нальчик.
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель УФС требования заявителя отклонила, пояснив, что комиссией были рассмотрены доводы жалобы, им была дана должная оценка, решение комиссии не затрагивает интересы ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель Администрации также просил отказать в удовлетворении заявления. Кроме того ходатайствовал об отмене обеспечительных мер, принятых определением суда , в связи с тем, что Администрация не может провести конкурс на размещение рекламных конструкций на местах, занимаемых рекламными конструкциями заявителя.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
16.04.2018 г. в 16 часов 00 минут на основании распоряжения Местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от U6.03.2018 г. № 180 организатором торгов - Департаментом экономического развития, потребительского рынка и поддержки предпринимательства Местной администрации городского округа Нальчик проведен открытый конкурс на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа Нальчик или государственная собственность на которые не разграничена, а также зданий или ином недвижимом имуществе находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик Итоги конкурса подведены 19.04.2018 г. в 16 часов 00 минут.
По мнению заявителя, указанный Конкурс проведен организатором торгов с нарушением установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка размещения информации о проведении торгов, а именно.
В соответствии с ч. 5.1. ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности,' осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Пунктом 5.1. Порядка проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик или государственная собственность на который не разграничена, а также здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик, утвержденного решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 29.08.2017 г. № 98, установлено, что извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте городского округа Нальчик не менее чем за 30 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с п. 3 распоряжения Местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 06.03.2018 г. № 180 распоряжение подлежало публикации на официальном сайте городского округа Нальчик в разделе «информация», подраздел «конкурсы и объявления» и в газете «Нальчик».
При этом, в нарушение указанных выше норм законодательства извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте городского округа Нальчик 20.04.2018 г., т.е. после проведения Конкурса и подведения итогов Конкурса.
Кроме того, заявитель считает, что публикации извещения о проведении Конкурса должна быть размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru).
28.04.2018г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике поступила жалоба ФИО1 на действия Департамента экономического развития, потребительского рынка и поддержки предпринимательства Местной администрации городского округа Нальчик при проведении на основании распоряжения от 06.03.2018 № 180 конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик или государственная собственность на который не разграничена, а также здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик ( т.1. л.д.138).
Заявитель обжалует неразмещение извещения о проведении конкурса на официальном сайте городского округа Нальчик и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru, что лишило Заявителя возможности получить информацию о проведении конкурса и принять в нем участие.
Жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению.
Решением от 23.05.2018.г по делу №06-28/18ж жалоба ФИО1 на действия Департамента экономического развития, потребительского рынка и поддержки предпринимательства Местной администрации городского округа Нальчик при проведении на основании распоряжения от 06.03.2018 № 180 конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик или государственная собственность на который не разграничена, а также здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик, признана необоснованной.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
В соответствии с правилами указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
При обращении в УФАС заявитель указал, что, в нарушение требований п.5.1. Порядка проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик или государственная собственность на который не разграничена, а также здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик ( утвержденного Решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 29.08.2017. №98) извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте городского округа Нальчик не менее чем за 30 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. В нарушение указанного положения Порядка извещения о проведении конкурса не размещено на официальном сайте городского округа Нальчик. Так же извещение о проведении Конкурса не было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов ( www.torgi.gov.ru).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление № 909) в качестве официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов определен сайт с адресом: www.torgi.gov.ru.
Согласно названному постановлению № 909 перечень информации о проведении торгов, размещаемый на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, следующий:
- о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- о проведении аукционов по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже в соответствии с Правилами проведения аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2013 г. N 938 "О проведении аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже, и определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти по проведению указанного аукциона";
- о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договора пользования рыбоводным участком;
- о проведении открытых конкурсов на право заключения концессионного соглашения;
- о реализации имущества, обращенного в собственность государства;
- о проведении открытых конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве;
- о проведении конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- о реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества войск национальной гвардии Российской Федерации, воинских формирований и органов;
б) предложений о заключении концессионного соглашения;
в) перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений;
г) решений о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства в целях принятия заявлений о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.
Торги на право заключения договоров на установку рекламных конструкций в указанный перечень не входят. Однако, заявитель полагает, что данная категория торгов входит в поименованную в постановлении № 909 группу конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) (пункт 2 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ).
В силу части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
К торгам на установку рекламных конструкций не применяются правила ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) (о порядке заключения договоров, связанных с переходом прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества), поскольку при размещении рекламных конструкций на публичных землях общего пользования земельные участки под их размещение из земель соответствующей категории не выделяются и в пользование конкретных лиц не предоставляются. Данная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 М 15248/10. Таким образом, предоставляется только право на установку объекта согласно условиям заключенного договора и на предусмотренный договором срок.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 названной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
С учетом изложенного, торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции надлежит проводить в соответствии с положениями о торгах, содержащимися в Гражданском кодексе РФ и статье 19 Закона о рекламе, и руководствуясь утвержденными организатором торгов правилами их проведения. В рассматриваемом случае организатор торгов решение Совета местного самоуправления городского округа Нальчик КБР от 29.08.2017 № 98 и распоряжением от 06.03.2018 № 180 определил два источника информации о проведении торгов: официальный сайт городского округа Нальчик http://admnalchik.ru и официальное печатное издание газета «Нальчик», в которых и осуществил публикацию информации о проводимом конкурсе.
В связи с чем, доводы заявителя о том, извещение о проведении Конкурса не было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) отклоняются судом за необоснованностью.
Кроме того, заявитель считает, что извещения о проведении конкурса не размещено на официальном сайте городского округа Нальчик. В соответствии с п. 3 распоряжения Местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 06.03.2018 г. № 180 распоряжение подлежало публикации на официальном сайте городского округа Нальчик в разделе «информация», подраздел «конкурсы и объявления» и в газете «Нальчик». При этом, в нарушение указанных выше норм законодательства извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте городского округа Нальчик 20.04.2018 г., т.е. после проведения Конкурса и подведения итогов Конкурса.
В последующем , заявитель уточнил свои требования и указал, что распоряжением №277 от 05.04.2018г. были внесены изменения в конкурсную документацию, которое также было опубликовано с нарушениями сроков размещения, в связи с чем, организатор торгов обязан был продлить срок подачи заявок до 20.04.2018, однако сроки подачи заявок продлены не были, конкурс был проведен 16.04.2018.
В подтверждение своих доводов заявитель ссылается на заключение эксперта по данному делу и скрин-шоты страниц сайта Местной Администрации г.о.Нальчик , по его мнению свидетельствующие о нарушении сроков размещения обоих распоряжений (извещение размещено 20.04.2018., т.е. после проведения Конкурса и подведения итогов Конкурса).
В ходе судебного разбирательства, заявитель ходатайствовал о проведении по делу технической экспертизы, проведение которой просил поручить научно-образовательному центру судебной экспертизы и экспертных исследований Северо-Кавказского федерального университета (место нахождения: 355009, <...>, литер Е (корпус № 20), кабинеты 811, 813), поставив на разрешение эксперта вопрос: какова фактическая дата размещения распоряжений от 06.03.2018 № 180 и от 05.04.2018 №277 на официальном сайте Местной администрации городского округа Нальчик (https://admnalchik.ru).
Согласно Заключению эксперта №32-Э-19 от 13.02.2019. на вопрос : Какова фактическая дата размещения распоряжений от 06.03.2018 № 180 и от 05.04.2018 № 277 на официальном сайте Местной администрации городского округа Нальчик (https://admnalchik.ru)?», экспертом даны следующие пояснения . В соответствии с рисунком 1 (скриншот видеозаписи сеанса удаленного доступа) выявлена следующая информация:
- сайт https://admnalchik.ru построен на платформе WordPress;
-дата размещения распоряжений от 06.03.2018 № 180 и от 05.04.2018 № 277 на официальном сайте Местной администрации городского округа Нальчик (https://admnalchik.ru) может изменяться вручную. Дата размещения указанных документов установлена на «06.03.2018 10:20». Платформа WordPress не предоставляет log-информацию о фактическом времени размещения материалов.
Кроме того, в соответствии с рисунками 2 и 3 (информация о PDF документах, выгруженных с сайта https://admnalchik.ru и содержащих исследуемые распоряжения) выявлена следующая информация:
- датой создания файла «06032018-Rasporyazhenie 180.pdf», содержащего распоряжение от 06.03.2018 № 180 является 18.12.2018 19:42:31, что может говорить о возможном редактировании данного файла в указанные время и дату;
- датой создания файла «05_04_2018-Rasporyazhenie 277.pdf», содержащего распоряжение от 05.04.2018 № 277 является 23.01.2019 15:10:40, что может говорить о возможном редактировании данного файла в указанные время и дату.
Учитывая, что экспертом не дан ответ на поставленный судом вопрос о фактической дате размещения распоряжений от 06.03.2018 № 180 и от 05.04.2018 № 277 на официальном сайте Местной администрации городского округа Нальчик (https://admnalchik.ru)?»; информация о дате создания файла «06032018-Rasporyazhenie 180.pdf», содержащего распоряжение от 06.03.2018 № 180 - 18.12.2018 19:42:31, и дате создания файла «05_04_2018-Rasporyazhenie 277.pdf», содержащего распоряжение от 05.04.2018 № 277 - 23.01.2019 15:10:40, носит предположительный характер, а кроме того, вопрос о дате создании файлов, содержащих распоряжение №180 и №227, судом не ставился, данное заключение , в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может быть признан судом как допустимым доказательством по делу.
В экспертном заключении эксперт указывает на то, что платформа WordPress не предоставляет log-информацию о фактическом времени размещения материалов, фактическая дата размещения распоряжений так же может быть установлена при помощи запроса Суда в организацию, обеспечивающую хостинг сайта https://admnalchik.ru с вопросом о первичной фактической дате выгрузки файлов «06_03_2018-Rasporyazhenie 180.pdf», содержащего распоряжение от 06.03.2018 № 180 и 05_04_2018-Rasporyazhenie 277.pdf», содержащего распоряжение от 05.04.2018 № 277.
В ходе судебных заседаний было установлено, что организацией, обеспечивающей хостинг сайта https://admnalchik.ru является Управление делами Главы и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, в связи с чем, Администрацией был сделан запрос в Управление делами Главы и Правительства КБР о поручении соответствующим структурным подразделениям представить информацию о фактической дате размещения распоряжений №180 от 6 марта 2018 года и №277 от 5 апреля 2018 года на официальном сайте Местной Администрации городского округа Нальчик ( www.admnalchik.ru).
Согласно письма Управления делами Главы и Правительства КБР за №УД-34-01-26/236 от 02.04.2019. обслуживание сайтов на уровне систем управления контентом, размещенных на хостинге Управления делами Главы и Правительства КБР, в полном объеме осуществляется ответственным лицом от исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, и органов местного самоуправления или иной субподрядной организацией, в связи с чем, запрашиваемая информация может быть предоставлена ответственным специалистом местной администрации городского округа Нальчик.
В ходе судебного заседания, представитель Администрации указал, что оспариваемые распоряжения на сайте администрации были размещены своевременно.
В обоснование своих доводов о несвоевременном размещении информации о проводимом конкурсе, заявителем представлены скрин-шоты страниц сайта Местной администрации городского округа Нальчик, свидетельствующие о нарушении сроков размещения обоих распоряжений.
В соответствии с Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 допустимыми доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения. Такие распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами (статья 67 ГПК РФ, статья 71 АПК РФ).
Представленные заявителем в материалы дела скриншоты (англ. screenshot), представляющие собой снимки с экрана монитора компьютера , суд полагает недопустимыми доказательствами в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в представленном виде они не отражают точного времени их получения. Заявитель, в целях документальной фиксации необходимой, по его мнению, информации на своем компьютере не был лишен возможности применения процедуры, предусмотренной главой XX Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, с предоставлением суду составленного нотариусом протокола и соответствующих приложений к нему, однако данным правом также не воспользовался, что влечет для него риск наступления соответствующих правовых последствий при оценке судом обстоятельств, которые могут быть признаны доказанными.
Кроме того, заявитель указывает, что вне зависимости от того, когда именно было размещено распоряжение от 05.04.2018 г. № 277 сроки проведения конкурса нарушены, так как в соответствии с п. 6.7. Порядка проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик или государственная собственность на который не разграничена, а также здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа Нальчик, утвержденного решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 29.08.2017 г. № 98 организатор по собственной инициативе или в соответствии с запросом заинтересованного лица вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются Организатором конкурса на официальном сайте городского округа Нальчик. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте городского округа Нальчик изменений, внесенных в конкурсную документацию, до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе он составлял не менее пятнадцати дней.
Согласно п. 1.3. Извещения о проведении торгов дата окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 16.04.2018 г. Даже если предположить, что распоряжение № 277 было размещено на сайте в день его подписания (05.04.2018 г.), организатор торгов обязан был подлить срок подачи заявок до 20.04.2018 г. Однако сроки подачи заявок продлены не были, конкурс проведен (вскрытие конвертов и проверка поданных заявок) 16.04.2018 г. в 16:00 ч.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.
Действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Основанием для подачи жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии может быть нарушенное право.
Нарушение прав может заключаться либо в ограничении доступа к участию в торгах ввиду неразмещения необходимой информации либо в форме необоснованного отклонения заявки участника.
Правом обжалования обладают только лица, подавшие заявку на участие в торгах.
Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из Распоряжения №277 от 05.04.2018г. в конкурсную документацию , утвержденную распоряжением №180 от 06.03.2018г. внесены следующие изменения :
1. П. 1.7 извещения о проведении открытого конкурса изложить в следующей редакции:
-«п. 1.7 Время подачи заявок на участие в конкурсе с 10:00 ч до 17:00 ч. с понедельника по четверг, и в пятницу с 10:00 ч по 12:00 ч Обеденный перерыв с 13:00 ч. до 14:00 ч. Выходные дни: суббота и воскресенье, а также праздничный день - 28 марта».
2.П. 11 извещения о проведении открытого конкурса изложить в следующей редакции:
- «Сроки и порядок внесения задатка: задаток вносится претендентом на расчетный счет Местной администрации городского округа Нальчик в срок с 12.03.2018 г. с 14:00 ч. по 16.04.2018 г. до 10:00 ч.».
Как следует из Распоряжения №277 из пункта 1.7. исключены слова «8 марта», а в пункте 11 измены сроки внесения задатка , было с 15.02.2018 по 26.03.2018., стало 12.03.2018г. по 16.04.2018 г.».
Как пояснил в ходе судебного заседания представитель Администрации , это было связано с технической опечаткой в Распоряжении №180 , так как Распоряжение №180 было издано 06.03.2018., в связи с чем, срок внесения задатка никак не мог быть с 15.02.2018.
В данном случае организатор торгов фактически устранил опечатку (описку) при указании срока внесения задатка, что не является внесением изменений в конкурсную документацию или изменением предмета конкурса.
С момента размещения уточненной информации (05.04.2019) потенциальные участники конкурса располагали достаточным количеством времени, чтобы ознакомиться со всей документацией, определиться с подачей заявок и оформить свои заявки.
Рассматриваемое обстоятельство не привело к уменьшению (исключению) количества участников аукциона по этим лотам, что подтверждается журналом регистрации заявок, протоколами заседания конкурсной комиссии.
В обоснование нарушение его интересов заявитель указывает на то, что аукцион на размещение рекламных конструкций был объявлен по тем адресам, по которым установлены принадлежащие заявителю рекламные конструкции.
Однако, в материалы дела заявителем представлены Договора на право установки и эксплуатации рекламных конструкций заключенных между Местной администрацией г.Нальчика и ИП ФИО5
Иных, убедительных доводов, в обоснование своего заявления ФИО6 не представлено .
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Управления приняты в пределах его компетенции, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ходе судебного заседания представителем Администрации было заявлено ходатайство об отмене обеспечительных мер , принятых определением Арбитражного суда КБР от 14.09.2018г.
В силу пункта 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
В связи с отказом в иске, обеспечительные меры, принятые судом определением от 14.09.2018 следует отменить после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении заявления отказать.
По вступлению решения суда в законную силу отменить обеспечительные меры , принятые определением Арбитражного суда КБР от 14 сентября 2018 года в виде запрета Местной администрации городского округа Нальчик и Департаменту экономического развития, потребительского рынка и поддержки предпринимательства Местной администрации городского округа Нальчик совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, а именно демонтаж рекламных конструкций, расположенных по адресам:
- КБР, <...> ДК Профсоюзов;
- КБР, <...>/ФИО7;
- КБР, <...> («Оазис»)
- КБР, <...> (Детский мир);
-КБР, <...> (Банк «Еврокоммерц»).
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд КБР.
Судья Н.Ж. Кочкарова