Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело № А20-254/2021
20 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена «13» апреля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено «20» апреля 2021 года
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Х.Н. Шогенова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат Прохладненский" (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Баксан
к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Нальчик
о заключении договора,
от ответчика: ФИО1 -по доверенности от 11.01.2021 года;
УСТАНОВИЛ :
общество с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат Прохладненский" (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Баксан обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Нальчик в котором просит:
- обязать Территориальное управление Федерального агентства поуправлению государственным имуществом по КБР 360030, <...>, заключить по результатам Аукциона (торгов), проведенного по Извещению о проведении аукциона размещённого на сайте torgi.gov.ru(номер извещения 100920/0025635/01), а также в официальном печатном издании «Голос Чегема» (от 11.09.2020 г. №104-105) договор арендыземельного участка 07:08:1800000:178, площадью 69998 кв.м., вид разрешенного использования - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, местоположение: Кабардино-Балкарская республика, р-н Чегемский, за чертой населенного пункта в 4000 м на северо-восток от с.п. Нартан. соответствующими императивным (обязательным) нормам Земельного кодекса РФ, Земельного кодекса КБР и Гражданского законодательства РФ, и обязательным нормам подзаконных нормативных актов Правительства РФ, а именно, изложив их в следующей редакции:
пункт 3.2 противоречит ст. 18 п. 4 Земельного кодекса КБР и подлежат изложению в следующей, редакции: «Арендная плата вносится арендатором с момента подписания настоящего Договора и Акта приема-передачи ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом в отделение федерального казначейства путем перечисления указанных в п. 3.1 сумм на счет арендодателя».
пункт 4.3.2 - Не соответствует и противоречит ч. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ и подлежит изложению в следующей редакции: «Арендатор имеет право, в пределах срока действия Договора аренды земельного участка, предавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе отдавать арендные права на участок в залог, вносить их в качества вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, или общества либо в качестве паевого взноса в производственный кооператив без согласия арендодателя при условии его последующего уведомления (ч. 9 ст. 22 ЗК РФ)»;
п. 4.4.11 противоречит Коду 1.0 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, «Земли сельскохозяйственное использование» (Утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ) (с под- кодами 1.1-1.20,) ст. ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми, на земельных участках этого вида разрешенного использования разрешается размещение (возведение) зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, в связи с чем из пункта «На земельном участке запрещается:» подлежит исключению предложение «- возводить капитальные строения и сооружения (только с разрешения соответствующих служб)»; включить в проект новый пункт в следующей редакции:
«По истечении срока действия Договора аренды земельного участка арендатор земельного участка сельскохозяйственного назначения, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях земельного законодательства Российской Федерации, при использовании такого земельного участка, имеет право заключения договора аренды на новый срок без торгов, при условии подачи таким арендатором заявления о заключении договора аренды на новый срок до дня окончания срока действующего договора аренды».
Определением от 01.02.2021 года исковое заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание на 12.03.2021 года в 10 час. 45 мин.
Определением от 12.03.2021 года дело назначено к судебному разбирательству на 13.04.2021 года на 10 час. 00 мин.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике. Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела в судебное заседание не явился, явку своих представителей в суд не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в его отсутствие.
Представитель Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев в порядке 75 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности, проанализировав доводы искового заявления и приложенных к нему документов, выслушав представителя ответчика, суд установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике от 04.09.2020 г. №07-94-р. «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» были организованы торги по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 07:08:1800000:178, площадью 69998 кв.м., вид разрешенного использования - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, местоположение: Кабардино-Балкарская республика, р-н Чегемский, за чертой населенного пункта в 4000 м на северо-восток от с.п. Нартан.
Извещение о проведении аукциона было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru(номер извещения 100920/0025635/01), а также в официальном печатном издании «Голос Чегема» (от 11.09.2020 г. №104-105).
Место проведения аукциона: <...> этаж (ТУ Росимущества в КБР). Дата и время проведения аукциона: 13.10.2020 г. 11 часов 00 мин.
Согласно протокола подведения итогов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 13.10.2020 г. победителем признан участник №5 - ООО «Пищекомбинат Прохладненский», предложивший наивысший размер ежегодной арендной платы - 352 553 рублей (триста пятьдесят две тысячи пятьсот пятьдесят три) рубля 00 копеек.
Письмом от 21.10.2020 года за исх. №07-ЕМ-03/5360 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике руководствуясь п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации направило в адрес генерального директора ООО «Пищекомбинат «Прохладненский» ФИО2 для подписания три экземпляра подписанного проекта договора аренды земельного участка.
В ответном письме ООО «Пищекомбинат «Прохладненский» от 20.11.2020 года сообщило Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике о том, что выявлены противоречия условий договора с действующим законодательством, в связи с чем просил внести соответствующие изменения в договор аренды.
03.12.2020 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике за исх. №07-ЕМ-03/6216 рассмотрев обращение от 20.11.2020 года о внесении изменений в проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07:08:1800000:178, площадью 69998 кв.м., местоположение: КБР, Чегемский район, за чертой населенного пункта в 4000 м на северо-восток от с.п. Нартан известило ООО «Пищекомбинат «Прохладненский» о том, что согласно пункту 25 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ договор купли-продажи или договор аренды земельного участка в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.
В соответствии с частью 27 статьи 39.12. ЗК РФ сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 названной статьи и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона.
Ссылаясь на вышеуказанные нормы Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике указало в своем письме об отказе от заключения с ООО «Пищекомбинат «Прохладненский» договора аренды земельного участка и соответственно требования о пересмотре пунктов проекта договора аренды.
В опровержение доводов истца, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике представлен письменный отзыв на исковое заявление от 12.03.2021 года, в котором не согласно с доводами истца, считает заявленные требования незаконными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
ТУ Росимущества в КБР, определяя порядок внесения арендных платежей, руководствуется пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества", согласно которому, с 1 августа 1998 года установлен порядок внесения арендных платежей за пользование арендуемым федеральным недвижимым имуществом, при котором арендатор в соответствии с договором аренды ежемесячно, не позднее 10 числа отчетного месяца, перечисляет арендную плату на лицевой счет соответствующего территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, открытый им в органах федерального казначейства.
Также ТУ Росимущества в КБР, указывает, что ссылка истца на ст. 18 Закона №22-РЗ является не правильным, в связи с тем, что указанный закон утратил силу с 13 октября 2020 года.
По мнению ТУ Росимущества в КБР, ссылка общества что пункт 4.3.2 проекта договора не соответствует и противоречит части 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ является неверным в ввиду следующего.
По общему правилу при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет его арендатор имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в п.п. 5 и 6 ст. 22 ЗК РФ, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Иной порядок может быть установлен федеральными законами (п. 9 ст. 22 ЗК РФ). Приведенная норма является общей и не касается вопросов распоряжения правами и обязанностями в отношении арендуемого земельного участка, приобретенными на торгах. Эти вопросы регламентированы гражданским законодательством.
Так, согласно п. 7 ст. 448 ГК РФ, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга пообязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Таким образом, гражданское законодательство ограничивает правомочие победителя торгов на переуступку его прав и обязанностей по договору аренды, заключенному по результатам аукциона, императивно возлагая на него обязанность исполнить обязательство лично.
На этом основании суды признают недопустимой уступку прав и перевод долга по договору, заключенному на торгах. При этом не имеет значения, кто является победителем торгов: физическое или юридическое лицо. Решающим фактором является приобретение права аренды на торгах или без таковых.
Уступка же этого права другом лицу, по мнению судов, посягает на публичные интересы, поскольку положения п. 7 ст. 448 ГК РФ направлены на обеспечение соблюдения принципа конкуренции при проведении торгов и недопущение предоставления лицу, не участвующему в проведении торгов, необоснованных преимуществ, на исключение возможности для лица, не участвующего в торгах, стать стороной по договору в обход установленных законодательством процедур.
По мнению ТУ Росимущества в КБР, ссылка общества о несоответствии законодательству пункта 4.4.11 проекта договора является несостоятельным в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 и пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 17 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.
Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.
Как указывает Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике приняв участие в аукционе, а затем предложив наивысшую стоимость заключения договора аренды общество выразило согласие со всеми условиями проекта договора аренды.
Согласно ст. 420 ГК РФ под договором понимают согласованное волеизъявление субъектов гражданского права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора,условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ).
С учетом изложенного, заключение договора на торгах и правовые последствия определения победителя торгов, подписания с ним протокола о результатах торгов исключают возможность рассмотрения каких-либо разногласий относительно условий договора.
Приведенная позиция нашла отражение в Определении ВАС РФ от 10.06.2008 № 7529/08.
Более того, по мнению ответчика, заключение договора аренды земельного участка на условиях, существенно отличающихся от предложенных в извещении, фактически изменяют условия торгов и их правовую природу.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы ответчика, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избранный заинтересованным лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон. В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса).
Изменение и расторжение договора возможно по решению суда в связи с существенным изменением обстоятельств по правилам статьи 451 Гражданского кодекса.
В соответствии со статьёй 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В свою очередь, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 названной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Как следует из материалов дела, согласно Протоколу подведения итогов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 13.10.2020 года предметом торгов явилось право на заключение договора аренды земельного участка сроком на 10 лет.
В силу пункта 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов, в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.
Таким образом доводы истца опровергаются аргументированными письменными пояснениями Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике.
Суд приходит к выводу, что условия проекта договора аренды, опубликованного в извещении о проведении торгов не противоречат нормам действующего законодательства.
Поскольку судебный акт принят не в пользу истца, а при принятии иска к производству судом былоудовлетворено ходатайство истца об отсрочке уплаты государственной пошлины, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положений Налогового кодекса Российской Федерации с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь статями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Судья Х.Н. Шогенов