Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Нальчик Дело №А20-2579/2010
12 января 2011 года
Резолютивная часть объявлена 27.12.2010.
Полный текст изготовлен 12.01.2011.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Х.Н. Шогенова,
при ведении протокола судебного заседания судьей Х.Н. Шогеновым,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Местнойадминистрации г. Нальчика
к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики
третьи лица: Департамент финансов Кабардино-Балкарской Республики; Департамент образования г. Нальчик
о взыскании 18 678 400 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 по доверенности №03 от 11.01.2010;
от Министерства финансов: ФИО2 по доверенности от 23.04.2010;
от Департамента финансов: ФИО3 по доверенности №39 от 24.02.2010;
от Департамента образования: ФИО4 по доверенности №1752 от 06.09.2010;
У С Т А Н О В И Л:
Местная администрация городского округа Нальчик обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском о взыскании сКабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов КБР 18 678 400 рублей убытков.
Истец поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Ответчик требования истца не признал и просил отказать в удовлетворении иска.
Определением Арбитражного суда КБР от 28.07.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент финансов г. Нальчика.
Определением Арбитражного суда КБР от 16.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент образования г. Нальчика.
Третьи лица просили удовлетворить исковые требования истца.
Рассмотрев материалы дела и выслушав лиц, участвующих в деле суд установил.
Законом Кабардино – Балкарской Республики №88-Р3 от 18.12.2008 «О республиканском бюджете Кабардино – Балкарской Республики на 2009» в составе межбюджетных трансфертов местным бюджетам бюджету городского округа Нальчик были предусмотрены субсидии в размере 34 494 300 рублей, в том числе на:
- питание учащихся образовательных учреждений в размере 19 930 700 рублей;
- ремонт образовательных учреждений в размере 7 870 000 рублей;
В свою очередь, решениями от 27.12. 2008 и 11.08.2009 №125 Нальчикский городской Совет местного самоуправления в местном бюджете городского округа Нальчик на 2009 год предусмотрел ассигнования на эти же цели и в таком же объеме за счет субсидий из республиканского бюджета КБР.
В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ в пределах лимитов бюджетных обязательств были заключены муниципальные контракты, в соответствии с которыми произведены поставки продуктов питания образовательным учреждениям на сумму 15 607 800 рублей, выполнены работы по ремонту учреждений образования на сумму 7 364 500 рублей и частично оплачены.
Данное обстоятельство подтверждается представленными суду муниципальными контрактами на поставку продуктов питания и выполнение работ по ремонту образовательных учреждений, счет – фактурами, накладными, справками формы 2,3, актами сверок и платежными поручениями.
В связи с внесением изменений в Закон КБР №88 – Р3 «О республиканском бюджете КБР на 2009» Министерство финансов КБР направило истцу уведомления №№4120, 4140, 4143 об уменьшении назначений по субсидиям из фонда софинансирования на сумму 31 165 800 рублей, в том числе:
- на ремонт образовательных учреждений на сумму 3 541 000 рублей;
- на питание учащихся образовательных учреждений на 19 930 700 рублей;
- подготовку жилищного фонда осенне – зимнему периоду на сумму 7 693 900 рублей.
Всего по состоянию на 31.12.2009 в местный бюджет городского округа Нальчик поступили субсидии в объеме 8 293 900 рублей, в том числе 4 293 900 рублей на ремонт образовательных учреждений.
Недополученные из бюджета КБР субсидии в объеме 18 678 400 рублей, в том числе 15 607 800 рублей на питание учащихся и 3 070 600 рублей на ремонт образовательных учреждений, истец полагает своими убытками, которые он просит взыскать с КБР в лице Минфина КБР за счет казны КБР. Правовым основанием указанных требований указанны статьи 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Общие вопросы образования в соответствии с подпунктом "е" статьи 72 Конституции РоссийскойФедерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Вопросы образования на федеральном уровне урегулированы Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1, пунктом 3 статьи 5 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (в ред. 29.12.2004) которого установлено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе - бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договором и соглашением должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансирование расходов на организацию предоставления дошкольного, общего и дополнительного образования детей как составная часть соответствующих вопросов местного значения относится к компетенции органов местного самоуправления и, соответственно, осуществляется за счет местных бюджетов. Исключение в этом Законе сделано для полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса при предоставлении общего образования, которые отнесены законодательством к компетенции субъектов РФ.
Полномочия субъектов РФ по финансовому обеспечению образовательного процесса конкретизируются в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законе РФ "Об образовании", где предусмотрено, что субъекты РФ осуществляют обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).
Согласно пункту 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), пунктам 13, 13.1, 14, 14.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:
обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;
предоставление начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения.
Таким образом, во-первых, на субъектов РФ возложено финансовое обеспечение следующих расходов по обеспечению образовательного процесса:
- расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений
- расходов на учебники и учебные пособия;
-расходов на технические средства обучения;
-расходов на расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов).
При этом субъекты РФ самостоятельно устанавливают нормативы такого финансирования. Письмом Минобрнауки России от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02 утверждены Методические рекомендации для субъектов РФ по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ.
Во-вторых, установлено, что это осуществляется за счет субвенций, выделяемых местным бюджетам.
В-третьих, в названных нормах предусмотрено, что субъекты РФ обязаны финансировать перечисленные расходы не только применительно к предоставлению общего образования (как это предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), но и применительно к дошкольному и дополнительному образованию, если эти виды образования предоставляются в общеобразовательных учреждениях.
Совместным письмом Министерства Финансов РФ от 07.10.2003 №10-02-08 и Министерства Образования РФ от 18.09.2003 №20-51-2839/20-21 «О реализации федерального закона от 07.07.03. №123-ФЗ», «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» утверждены «Методические рекомендации по предоставлению субсидий местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования».
Пунктом 4 указанных методических рекомендации определено, что расходы на реализацию государственного стандарта общего образования не включаются расходы на
оплату коммунальных услуг, на обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонт), на транспортные услуги, расходы социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, трансферты населению, кроме компенсационных выплат книгоиздательскую продукцию, и проч.).
п 2 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" специально предусмотрено право органов государственной власти субъектов РФ дополнительно финансировать мероприятия по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях. Но это является именно их правом, а не обязанностью.
Согласно пункту 13 статьи 16 Закона N 131-ФЗ организация предоставления общедоступного бесплатного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения.
В целях решения этого вопроса органы местного самоуправления создают и финансируют муниципальные учреждения (подпункт 3 пункта 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Так, в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указано, что субъект Российской Федерации за счет средств своего бюджета обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Те же положения содержатся в устанавливающих компетенцию городских округов и субъектов Российской Федерации в области образования статьях 29 и 31 Закона об образовании.
Пунктом 1 ст. 31 ч. 1 Закона РФ N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Расходы на питание детей в образовательных учреждениях не обеспечиваются субвенциями бюджета субъекта РФ.
Коль скоро расходы на питание детей не обеспечиваются субвенциями бюджета субъекта, эти расходы должны финансироваться из местного бюджета.
По своей юридической природе спорные расходы не являются льготами, а представляют собой одну из формобщегосударственного гарантирования доступности получения образования в детских дошкольных учреждениях, предопределяемого конституционными положениями.
Финансирование соответствующих расходов из местных бюджетов возможно в рамках осуществления полномочий не отнесенных к компетенции РФ, субъектов РФ, других муниципальных образовании и не изъятых из их компетенции (части вторые ст. ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а также в рамках оказания мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан (абз. 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В месте с тем, как следует из представленных суду материалов, Министерство финансов КБР 23.08.2010 перечислило истцу в счет кредиторской задолженности по ремонту школ 3 541 500 рублей 10.12.2010 Министерство финансов КБР перечислило истцу в счет кредиторской задолженности по питанию учащихся 15 607 800 рублей.
Данное обстоятельство подтверждается представленными суду платежными поручениями, реестрами заявок №№ 43,73, справками о предоставлении дотаций из республиканского фонда поддержки муниципальных районов (городских округов) за август, декабрь 2010 года и не опровергнуто истцом.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимают расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления деликтной ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда, размер причиненного ущерба.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности вышеуказанных условий деликтной ответственности.
Под вредом понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего. Объем возмещения по общему правилу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации должен быть полным. Вред возмещается либо в натуре, либо в компенсации убытков.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Судом проверены изложенные сторонами обстоятельства на предмет установления фактов нарушения ответчиком обязательства по финансированию расходов, возникающих в связи с оплатой муниципальных контрактов на организацию питания учащихся и ремонт образовательных учреждений.
Судом установлено, что действующим законодательством РФ указанные расходы не отнесены к расходным обязательствам субъекта РФ – Кабардино – Балкарской Республики.
Исходя из обстоятельств дела на основании представленных по делу доказательств, суд считает, что истцом не доказаны противоправность действий (бездействия), выразившаяся в нарушении обязательства со стороны ответчика, размер и наличие убытков.
При этом, суд учитывает также то обстоятельство, что на момент рассмотрение дела в арбитражном суде ответчик в счет погашения кредиторской задолженности перечислил истцу 18 678 400 рублей, в том числе 15 607 800 рублей по питанию учащихся и 3 541 500 рублей по ремонту образовательных учреждений.
На основании изложенного руководствуясь статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ статьями 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска истцу отказать. Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня принятия.
Судья Х.Н. Шогенов